Сегодня наиболее трудным для родителя является воспитание целомудрия. Ведь даже само это слово выпало из лексикона: мы знаем, что такое половое воспитание, пол, а «целомудрие» как понятие и явление не обозначено для подростка.
О воспитании целомудренного чувства в детях мы беседуем с академиком РАО, доктором психологических наук Виктором Ивановичем Слободчиковым.
– Виктор Иванович, чтобы приблизиться к правде воспитания целомудрия в ребёнке, расскажите в общих чертах, врожденное ли это качество или приобретенное?
Где искать основания целомудрия? Целомудрен ли новорожденный ребёнок?
– В этом вопросе я бы сознательно хотел уйти от отождествления этого понятия с девственностью. «Целомудрие» человека необходимо рассматривать в широком смысле: гармоничности и иерархичности его в целом.
К сожалению, понятное как будто бы всем слово, прямо означающее «цело» и «целостность», в бытовой трактовке рассматривается именно как целостность тела, а разрушение целомудрия воспринимается как утрата невинности.
Целомудрие в самом широком понимании было в человеке единственный раз на белом свете – в момент Сотворения Адама: всё в нем было совершенно, гармонично, иерархично.
В результате грехопадения в человеке сразу же разрушилась гармоничность и иерархия: каждая инстанция стала бороться за власть, тело фактически оккупировало душу, поставив ее на службу себе, а вместе они начали противостоять духу, блокировать его, навязывая свои смыслы и цели.
Хотя современный человек входит в этот мир с заложенной способностью к целомудрию, это качество должно когда‑то проявиться в человеке, по аналогии с фотографическим изображением, проступающим на фотобумаге, и постепенно наращиваться.
Создав мужчину и женщину, Господь сразу создал и дом целомудрия – семью.
И если мы говорим о воспитании целомудрия в наши дни, прежде всего надо обратить внимание на то, как устроена наша семья, каков отец и какова мать, в каких отношениях они находятся между собой, к детям, что они детям предлагают и предъявляют?
Целомудрие развивается в детях только благодаря примеру родителей, то есть все начинается с нас – это не злобная среда корежит и уничтожает целомудрие в ребёнке, а в первую очередь неправильное его воспитание!
Целомудрие не записано в генотипе, не «живет» оно и в моральных предписаниях. Никакие поучения, предписания и призывы «будь хорошим, будь воспитанным, будь вежливым, будь таким‑то», как в песне «стань таким, как я хочу», – ничего не дают! Целомудрие – это Божий замысел о человеке и существует в устройстве совместной жизни детей и взрослых.
Как взрослые без детей – бессмысленные существа, так ребёнок без взрослых – существо невозможное. Потому первая заповедь родителя, первая задача взрослых людей – посмотреть на свое собственное жизнеустройство: правильно ли мы живем.
Действия ребёнка определяются той объемной картиной мира, которая складывается у него в родительском доме!
Следовательно, целомудрие, как внутреннее фундаментальное качество человека, усваивается (заметим, не присваивается!) ребёнком через совместное бытие взрослых и детей.
«Живя» между нами, оно становится тем внутренним остовом, той абсолютной ценностью и силой, которая позволяет устоять, защититься подрастающему человеку в любых жизненных ситуациях.
Если разрушить эту детско-взрослую общность, то все упования на целомудрие просто бессмысленны, потому что не останется тех самых жизненно необходимых условий.
– Какие угрозы наиболее опасны для целомудрия ребёнка?
– Ввиду трехчастности человека удар по целомудрию может прийтись в любое место. Например, телесная чувственность возбуждает у него душевно-духовное, а у кого‑то растление может начаться на душевном уровне – с эмоций, переживаний, картинок и т. д.
Известно, что кроме памяти времени существует импринтинг, то есть память-печать, когда картинка из детской жизни отпечатывается в подсознании, а потом всплывает и оказывается провокатором действий человека в дальнейшей его жизни.
Прямая угроза целомудрию – попустительство и безответственность родителей, когда им просто лень думать: всё пустяки, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»!
В воспитании цельного восприятия мира, то есть целомудрия, важна любая мелочь: например, многие современные игрушки направлены на разрушение, на отчуждение и обособление ребёнка от семьи.
Вместо того чтобы поиграть с ребёнком, современная мамаша нередко сует ему игрушку лишь для того, чтобы он отстал от неё: «Ты с ней повозись, а я пока в это время займусь другими важными делами». А ведь через игрушку ребёнку открываются грани мира, в который ему предстоит войти и жить!
Поймите, нам необходимо вернуть самим себе исходные смыслы нашего существования, только тогда может состояться осознание того, что воспитание ребёнка – это колоссальная ответственность, колоссальное искусство и труд, предполагающие видение перспективы растущего человека: «Я уже сейчас, пока моему только родившемуся ребёночку дня два, должен задуматься о том, что будет с ним в двадцать или тридцать лет».
Сегодня же родителя ставят в условия, когда он должен, знает он или не знает, умеет или не умеет, озаботиться лишь тем, как профессионально подготовить ребёнка сначала к школе, затем младшего школьника профессионально подготовить к старшей школе, далее – профессионально подготовить к вузу.
Идет тотальная «профессионализация»: родители озабочены, как максимально вооружить ребёнка компетенциями – только в этом случае он будет социально более «успешен».
О каком целомудрии может идти речь, когда маленького человека форматируют и специализируют под запросы и ожидания извне?
Вот чем заменили задачу нормального взращивания жизнеспособного, жизнестойкого, жизнелюбивого, а значит, целомудренного человека – её свели, в лучшем случае, к медицинскому обиходу!
А это нарушение в воспитании, которое я бы сформулировал в виде своеобразного антропологического закона: «Всякая преждевременность: интеллектуальная, физическая, эмоционально-чувственная, – носит растлительный характер».
Психологи развития знают, что сегодняшнее действие аукнется не завтра, даже не послезавтра, а значительно позднее. Этого чутья времени и отсроченности последствий лишен современный родитель.
Слово «растление» означает умертвление (от «тления» – умирания), вызывание того, что является молекулой, причиной смерти. То есть преждевременность – не просто разрушение целомудрия, это его умерщвление.
Нынешнее тотальное физическое нецеломудрие, я уж не говорю о нравственном нецеломудрии, стало результатом того самого ускоряющегося процесса всякой преждевременности в воспитании. Его участниками являются и родители, и общество – все должны понимать свою меру ответственности.
Мы не осознаем даже, что поддаемся какому‑то негласному приказу, непреодолимому импульсу: «надо успеть, надо не опоздать». А что это означает? Это означает: забыть про Бога, семью, отца с матерью – всё потом, они никуда не денутся, главное – «туда» не опоздать, главное – «туда» успеть! А на деле оказывается: «туда» успел, а в руках ничего не осталось.
Удивляются, например, почему это вдруг девица поехала на кастинг в Москву, а потом не знает, как вернуться в свою собственную деревню к родителям! Да здесь, на кастинге, они «умерли» в ее сознании, хотя физически живы, – между ребёнком и родителями пропасть образовалась!
– Если говорить о воспитании целомудрия в мальчиках и девочках, есть ли разница в подходах?
– Без понимания исходной точки, природы мужчины и женщины в замысле Божьем мы не сможем всерьез разобраться в том, что творится с нами.
Каждый новорожденный приходит в этот мир с задачей осуществления в нем замысла Божия.
К огромному сожалению, многие упрощают задачу воспитания целомудрия в детях: «Дайте рецепт, как это сделать».
А задача более глобальна: надо воспитывать не абстрактное целомудрие, а мальчика-мужчину-отца и девочку-женщину-жену. Бессмысленно говорить о целомудрии мальчика, если нет воспитания мальчика-мужчины и отца.
Бессмысленно говорить о целомудрии девочки, если нет воспитания девочки-женщины, и не просто женщины, а еще и матери.
Дело в том, что «мальчик» – это девичья фамилия «мужчины», как «ребёнок» – девичья фамилия человека, а «девочка» – девичья фамилия «женщины».
Целомудрие мальчика и целомудрие девочки связаны с воспитанием, культивированием идеальных мужского и женского образов бытия.
Воспитание целомудренного мальчика-мужчины означает создание у него правильного понимания жизни, цельного представления о мире. Его целомудрие заключается, прежде всего, в обладании качествами, которые являются средством защиты от соблазнов, нападений и растлительных ситуаций извне, в умении понять и вовремя избежать их.
Мужчина – это глава, но не начальник, он одновременно и муж, и отец для своей жены. Глава – это краеугольный камень, строитель семьи.
Поэтому в воспитании мальчиков надо исходить из той ответственности и тех жизненных задач, которые им предстоит решать.
Приснопамятный протоиерей Борис Ничипоров, православный священник, психолог, педагог, общественный и научный деятель, впервые всерьез рассмотрел этот вопрос с духовной точки зрения, а не с точки зрения только возрастно-половых особенностей мужчины или женщины.
До него в лучшем случае описывали поведенческие особенности мальчиков и девочек: например, почему первым присуще играть в машинки, а вторым – в куклы. А что же за этим стоит, что это значит?
Мужчина и женщина, тот и другая имеют свою миссию в совместном строительстве семьи – малой Церкви. Построение семьи зиждется на двух столпах: мужчине и женщине, отце и матери, и весь вопрос в том, как эти столпы растут, то есть как из мальчика и девочки вырастить достойных строителей дома целомудрия.
В своей книге «Введение в христианскую психологию» отец Борис воспитание мальчиков называет краеугольным камнем педагогики и говорит: «Какие воспитываются нынче у нас мальчики – от этого будет зависеть вся судьба державы нашей».
Важнейшим моментом воспитания целомудрия у мальчика, по его мнению, должно стать воспитание патриотизма, которое означает осознание родной земли как своей, а себя – ответственным за нее, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, в ряду поколений, населявших эту землю.
Это, наконец, формирование готовности, не осуждая, простить ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью.
Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом. Отмечает он еще два основополагающих мужских качества, которые необходимо воспитывать в мальчиках. Это мужество – фундамент характера мальчика, и жертвенность – вершина его духовного облика.
И далее он перечисляет важные нравственные качества, психологические способности, которые, на его взгляд, актуальны для воспитания сегодняшних мальчиков: понятие о грехе, опыт покаяния в Боге.
Опыт благодати, радости и покоя после искренней молитвы, близость с природой, жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимость к любой другой позиции на фоне спокойного и глубокого осознания своей – и все это должно быть развернуто, по его мнению, во времени, опытно.
Отец Борис особенно подчеркивает, что отсутствие духовного воспитания рождает в детях праздность души. «Праздность, пустота, невостребованность души возникает даже и при формальной загруженности детей в различных школах, секциях и кружках.
Но свято место никогда не бывает пусто. Чисто энергетически душа ребёнка постепенно заполняется энергиями, имеющими безблагодатную, а часто и откровенно демоническую природу.
С этим связаны излишняя мечтательность и романтизм, сопряженные нередко с частичной потерей чувства реальности.
Глубина депрессивности у многих сегодняшних детей все чаще сочетается с суицидальными тенденциями. Причиной тому являются отсутствие мужества и праздность.
У современных мальчиков и девочек есть общий нравственный порок – это праздность души, а механическая занятость в кружках и секциях лишь отчасти решает проблему этой пустоты души.
Беседовала Ф. Савельева
Журнал для родителей «Виноград», №3 (53) 2013 г.
Электронная версия
Комментировать