«Подростки откликаются на предложения быстро заработать, а в итоге начинают заниматься «закладками» запрещенных веществ. Итог – длительные сроки заключения» – сообщает сайт «Милосердие. ру». Родители, будьте бдительны! Публикуем статью полностью.
Мама 16-летнего подростка, жителя Свердловской области, в ужасе. Ее сыну грозит длительный тюремный срок. Хотя, как казалось самому молодому человеку, он не делал ничего страшного. Просто клал в условленные места некие пакетики. А, оказалось – распространял наркотики. И теперь может сесть лет на 10.
«Незаметно подкралась страшная социальная катастрофа, сопоставимая по масштабам с тем, что было в начале 1990-х. И все люди разделились на две категории: те, по кому она уже ударила, и те, по кому она вот-вот стукнет, но они об этом не знают», – обратился к пользователям соцсетей юрист, адвокат Сергей Колосовский.
Специалист бьет в колокола: все больше родителей таких незадачливых юношей обращаются за помощью – их дети попадают в западню. Они становятся закладчиками наркотиков и попадают в руки правоохранительных органов.
По статье 228 уголовного кодекса их ждут внушительные сроки. Так ломаются жизни молодых людей, причем часто сами закладчики не имеют никакого отношения к наркоманам и наркотические вещества не употребляют.
«Каждому родителю, – призывает эксперт, стоит бросить все свои дела и прямо сейчас поговорить со своим ребенком. Где бы он ни был. Чтобы потом не кусать локти и не ставить крест на его толком еще не начавшейся жизни».
Новый способ конспирации
Этим летом начальник главного управления правовой статистики и информационных технологий генеральной прокуратуры Олег Инсаров в интервью «Ленте. ру» сообщил, что количество изъятых наркотических веществ в России за год сократилось более чем в два раза – с почти 52 тонн в 2015 до 24 тонн в 2016.
По мнению эксперта, «низкая раскрываемость преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков отчасти обусловлена высокой степенью конспирации наркоторговцев. Так, в частности, продавцы применяют “закладки”, при которых напрямую не контактируют с потребителями запрещенных веществ».
По мнению Олега Инсарова, именно закладки наркотиков стали способом избегать преследования и наказания.
Глава МВД России Владимир Колокольцев утверждает, что в то же время российская молодежь за минувший год стала чаще употреблять наркотики. По словам Владимира Колокольцева, которого цитирует РИА «Новости», в 2016 году в 26 из 85 регионов страны отмечено превышение среднероссийского показателя отравления наркотиками среди подростков. Половина случаев приходится на психотропные вещества, курительные смеси или «спайсы».
Наконец, статистика по выявляемым преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков утверждает, что половина таких криминальных историй проходит по статье 228.1 УК РФ – это сбыт или производство наркотических веществ.
Легкие деньги
«В век интернета организаторы незаконного бизнеса чаще всего вербуют подручных-закладчиков через интернет, – рассказывает юрист Андрей Лисов. – Очень часто в молодежных группах и сообществах в социальных сетях появляются предложения подработать с очень высокими зарплатами, например, по 5 тысяч рублей в день. Где старшеклассник или студент может заработать такие деньги? Естественно, кто-то ведется».
Интересно, что часто сообщения рассылаются наобум. «Например, сообщение с предложением подработать на закладках пришло ни с того ни с сего взрослой и интеллигентной женщине 43 лет, не имевшей никогда никакого отношения ни к наркотикам, ни к другим формам криминала.
Она, конечно, сообщила в полицию, да только никто всерьез к заявлению не отнесся, – замечает Андрей Лисов. – Также обстоят дела и с подростками, молодежью, только из них многие соглашаются, особенно те, кто и сами не прочь попробовать наркотики».
А вот что рассказал корреспонденту «Милосердия» оперативный сотрудник, как раз работающий с таким «контингентом». «Чаще всего те ребята, которые сами не наркоманят, влезают истории с закладками в поиске работы, – говорит Н. – Ведь чем ниже возраст, тем, как известно, у нас меньше возможность заработать.
Подросткам вообще сложно найти подработку. А тут на самых разных интернет-сайтах по поиску работы можно встретить объявления “Заработок от 50 тысяч и выше”. Обычно подробности не указаны. И молодежь на это клюет».
Подростки, напоминает Н., хотят иметь собственные деньги. Кто-то планирует какие-то полезные покупки, кто-то копит на долгожданный велосипед или компьютер. Но есть и другой подход.
«Молодой человек смотрит на дорогие автомобили, хорошую одежду – ему хочется так же. Но образования нет, денег нет, нет возможности заработать много. И тут вдруг такой шанс! Хорошие деньги за легкую работу!
Помните, как в 1990-е годы – когда после армии, чтобы срубить денег по-легкому, шли в бандиты. А теперь такие ребята идут распространять наркотики».
Но все же в первую очередь чаще попадают в орбиту те, кто сами пользуются наркотическими веществами, – курят, нюхают и так далее, рассказывает Н. Кстати, самая популярная нынче смесь – так называемая «Скорость» – ее нюхают, едят, колют.
«Таких уже “подсевших” ребят вовлекают и в работу, в итоге они начинают делать закладки», – поясняет эксперт. И в любом случае несовершеннолетние – это группа риска.
А развиваться сеть закладок стала примерно с 2011 года, сейчас она уже охватила всю страну. Фактически, считает Н., в молодежной среде уже нет таких, кто бы не знал, что это такое.
«Я думал, это квест»
Но попадаются и те, кто совершенно далек от наркоманской среды. «Работодатели», конечно, не сразу вводят «сотрудников» в курс дела. Сначала говорят, что это нечто вроде курьерской работы. В одном месте забрать, в другое отвезти.
«Были случаи, когда человек говорил: “Мне рассказывали, что это все легально и это не наркотики”. А есть и такие, которые уверены, что это некий квест. Им так говорят, и они верят. Такая игра, да еще и денег заработаешь», – рассказывает Н.
Бывают и совершенно странные случаи. «Недавно в Москве задержали пожилого человека. Дедушка раскладывал пакетики. Оказывается, ему сказали, что это нечто вроде игры в зарницу, и еще и платить будут. И он без доли сомнения согласился», – замечает Н.
«Явление стало массовым. Молодежь и их родители накупили гаджетов и живут в виртуальном мире. В этом мире им предлагают немного подработать – взять пакетик в пункте А, разложить на десять маленьких и развезти в десять точек, – говорит Сергей Колосовский. – Есть еще система контрольных заданий, премий и так далее.
Молодежь это воспринимает как игру. А влетают, как правило, на третьей-четвертой попытке – и здравствуй, зона!»
А родители часто и не подозревают, чем занимаются их дети, если сами эти закладчики не употребляют наркотики. Просто подрабатывает парень, что-то там разносит… «А потом – передачи, адвокаты, следователь, суд, поездки в колонию на свидания», – напоминает Сергей Колосовский.
Причем закладчики, когда, наконец, понимают, что разносят наркотики, часто считают, что это вполне безобидно. Подумаешь, курительные смеси.
«Не бывает безобидных смесей! За один коробок такой смеси – 10 лет колонии строгого режима, запомните это!» – предостерегает юрист.
Возможно, таинственности прибавляет и сам подход к «работе». Ведь никакого личного общения не происходит. Все только в интернете – и анонимно. Человек, согласившийся быть закладчиком, никогда не видел своего «работодателя» и никогда не увидит «клиента». Он забирает пакетики в условленном месте и раскладывает их опять же в указанных других местах.
Барыгам наплевать
Как поясняет Н., оперативники постоянно вскрывают эти каналы общения. Но наркоторговцы испаряются на просторах интернета. «Те, кто распространяет наркотики и те, кто употребляет, находят друг друга в интернете легко, уже знают всякие кодовые словечки и форумы, где искать.
Продавцы наркотиков и закладчики (промежуточное звено) общаются через анонимайзеры. Это специальные интернет-программы, где можно общаться анонимно, что-то похожее на WhatsApp. Они никогда не созваниваются».
А покупатель, который забирает закладку, не знает, от кого пришла СМСка с координатами пакетика, и не знает, кому отправляет деньги. Чаще всего симка оказывается не зарегистрированной.
Что делается, чтобы перекрывать эти каналы интернет-информации? Закрывают сайты, но наркоторговцы скачивают программы-обходчики этих запретов и открывают новые сайты. И все равно продавцы и покупатели наркотиков находят друг друга: ведь они крутятся в одном кругу, и уже знают, как выйти на «своих».
Кроме того, продавцы совершенно не боятся наказания.
«Да, они могут нарваться и на оперативника, который с ними связывается под видом подростка, желающего подработать закладчиком. Но их это не пугает. Часто ведь они находятся за пределами РФ. Или же это часто уголовники, сидящие на зоне.
Страха перед тем, что их раскроют и выведут на чистую воду, нет, – говорит Н. – Сколько на моей памяти было жуликов – и лишь единицы думают о том, что их могут поймать. Они вообще об этом не задумываются. Подход прост: “это может случиться, но только не со мной”.
Кстати, часто бывает, что сами барыги и не наркоманы. Многие из них просто поняли, какие огромные деньги можно на этом зарабатывать. Для них это “чисто бизнес”».
10 лет тюрьмы как с куста
А как вообще оперативники раскрывают закладки? Конечно, замечает Юрий Лисов, полицейские действуют самыми разными методами. Во-первых, есть заявки от местных жителей.
«Известно, что закладчики сильно досаждают жителям спальных районов, особенно частного сектора – закапывают пакетики с наркотиками в палисадниках у домов, даже умудряются под окна или за водостоки их размещать, – рассказывает юрист. – Жители жалуются в полицию, и иногда оперативники устанавливают наблюдение за наиболее “популярными” у закладчиков улицами.
Во-вторых, оперативники следят и за интернетом. В последнем случае вычислить закладчиков также можно, в том числе и устроив небольшую провокацию. Наконец, закладчиков ловят по горячим следам экипажи патрульно-постовой службы полиции».
Вроде бы, можно предположить, что тут в первую очередь важна роль участкового. Но нет. Как замечает Н., нынче участковый буквально завален бумажной работой. Это уже не Анискины, которых знал каждый местный житель…
«Участковый сейчас самая загруженная единица в полиции. Поэтому ему, конечно, не до закладок. На нем куча бумажной работы. Закладки это уже область оперативно-разведывательной деятельности, – поясняет Н. – А вскрывают такие преступления с каждым годом все больше потому, что все больше людей в это втягиваются. А оперативники все больше набираются опыта.
Но пока замкнутый круг разорвать не получается. Раньше ужесточали наказание, а теперь уже некуда ужесточать. А значит, надо усиливать полицию, чистить ее. Иначе не избавиться от этой проблемы».
Есть мнение, что если разрешить официально употреблять легкие наркотики, то общество избавится от последствий применения более страшных, тяжелых наркотических средств. И тогда все эти закладки уйдут в прошлое. Пришел, купил официально «травки», покурил… Однако, предупреждают специалисты, это обманчивая точка зрения.
«Скажем, у нас в стране в 1990-х годах было модно даже курить марихуану, – рассказывает Сергей Колосовский. – Считалось, что это легкий наркотик. И вот вам только одна история. Например, у нас в Екатеринбурге многие ездили покупать ее в цыганский поселок.
В один прекрасный день цыгане заявили: что-то нет марихуаны у нас. Зато есть ханка. Это вытяжка из мака, можно сказать, домашний героин. И цыгане предлагали: да берите просто так, угощаем понемножку. И так полгорода подсадили на тяжелые наркотики.
Вот к чему может привести легализация легких наркотиков».
Кстати, по статье 228 УК «крупный размер» начинается от объема 2,5 грамма. В пакетиках как минимум четверть этого веса, поясняют эксперты. «При этом сбыт не имеет границы по весу – обвинение по этой части статьи пойдет, начиная уже с сотой грамма, – поясняет Н. – А в пакетиках – кто сколько закажет, там нет нормы и точного веса. По-разному. Молодежь, бывает, берет покурить 1 грамм. А компания наркоманов заказывает и по 15 граммов.
Часто бывают большие порции закладки – когда заказчики берут смесь «Скорость» большими объемами и ее же продают потом по чуть-чуть другим наркоманам. Но в этих же пакетиках, кстати, может быть все что угодно, и до тяжелых наркотиков, до героина и амфетамина. Хотя героин сейчас не так популярен».
Практика же ужесточения наказания за распространение наркотиков уже имела место несколько лет назад. Если раньше за 20 закладок дилер обвинялся в одном преступлении, то сейчас каждая закладка – это один эпизод.
В итоге закладчику «припаяют» все 20 эпизодов, а не один. Соответственно, это увеличивает объем обвинения – и наказание тоже.
Некоторые эксперты критикуют такой подход – считают, что это сделано специально, чтобы повысить правоохранительным органам статистику по раскрываемости. В то же время другая часть специалистов уверена в правоте такого законодательного новшества – это должно, по их мнению, приструнить наркорынок и снизить растущее число закладчиков, а значит, защитит подростков от потенциальной опасности пойти на подобную «работу».
«Сегодня государство всерьез взялось за борьбу с наркобизнесом. Известно, что в местах лишения свободы до 50% осужденных составляют лица, осужденные по “наркотическим” статьям УК РФ (228, 228.1), – напоминает Андрей Лисов. – О возбуждении новых уголовных дел СМИ сообщают регулярно, и очень часто виновные в торговле наркотиками получают очень внушительные сроки, например – 10 и даже 15 лет лишения свободы.
Растет и бдительность граждан, особенно в условиях распространения информационных технологий. Видеокамеры на домах, смартфоны у прохожих, социальные сети – все это помогает “расшевелить” полицию и заставить ее работать более эффективно. Хотя многие люди все равно жалуются на то, что закладчиков очень много, а полиция действует весьма вяло».
Часто несовершеннолетние закладчики надеются на «скидку за возраст» – мол, что им сделают, им же еще нет 18 лет, пожурят-отпустят. Но это опасная наивность. Наказание последует.
«По “наркотическим” статьям УК РФ в России действительно предусмотрены серьезные сроки, особенно если речь идет о распространении наркотиков, – поясняет Андрей Лисов. – Однако надо помнить о том, что, согласно части 1 статьи 20 уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по статье 228 УК РФ наступает с 16 лет.
Таким образом, подростки, которым на момент совершения преступления, было меньше 16 лет, уголовной ответственности не подлежат.
Но серьезные проблемы, конечно, могут быть – это и постановка на учет в полиции, в наркодиспансере (если выявлены факты употребления), и даже отправка в спецшколу».
Ну а если подросток старше 16 лет, то он может получить, в зависимости от того, под какую часть статьи попадает его деяние, реальный срок лишения свободы. И это серьезные сроки.
Да, впервые совершившим преступление подросткам дают не более 6 лет реального лишения свободы, так что даже за крупные партии подросток может получить лет 5-6 за впервые совершенное преступление (они отбывают наказание в воспитательных колониях). Ну а взрослым закладчикам дадут до 10-15 лет.
«Это страшная правда, – делится своим мнением один из пользователей соцсетей. – У наших знакомых случилась такая беда. Хорошая семья, ребенок в престижном университете… это кошмар, как снег на голову. Берегите детей! Разговаривайте с ними почаще. Обо всем. Пусть они понимают, что есть другие ценности, что деньги – это не самое главное».
Марина Лепина
Опубликовано на www.miloserdie.ru
Комментировать