Очень ли приятно общаться с человеком, от которого, скажем так, не совсем хорошо пахнет? А мат есть словесное зловоние. Вообще, по словам другого человека мы познаем его душу, речь человека приоткрывает внутреннее, сокровенное содержание сердца. Поэтому древнегреческий философ Сократ как-то сказал: «Говори, чтобы я мог узнать тебя». Что слышно в речи, тем и наполнена душа говорящего, произнести что-либо — значит показать, кто ты есть. Господь Иисус Христос выразил это известной евангельской фразой: От избытка сердца говорят уста (Мф. 12:34). Чем же избыточествует сердце сквернословящего человека? И если мы признаем, что вымаранная одежда — это не очень красиво, то надо признать, что и грязная речь — не самое лучшее украшение своей личности. Поэтому сквернословие есть то же самое, как наплевать самому себе на одежду и вот так и ходить.
Вообще, слово играет слишком большую роль в жизни человека, который, кстати, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным. Слово есть воплощенная мысль и выражение нашего чувства. И еще, у каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово. Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты. Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия. И потому тот, кто приучает себя произносить скверные слова, невольно склоняет самого себя к одержимости. Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матерщинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово. Так что погубить свою бессмертную душу можно и, как кажется, простой привычкой произносить нечистые слова. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 12:37), — сказал Господь.
Священник Валерий Духанин
Из кн. «Во что мы веруем». — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015
Комментировать