Только отзвенел первый звонок и не успели отцвести учительские букеты, а душевные и духовные проблемы детей уже обнаруживают себя. Приведем несколько случаев из опыта церковного и приходского общения священников со школьниками и несколько советов на этот счет от любимого всеми духовного светильника – аввы Паисия Святогорца.
Ушибся? Вместе к Доктору!
Размышляя о детской исповеди и своем опыте общения с детьми вне храма, современные священники замечают несколько негативных явлений наших дней.
Первое – то, что, к сожалению, многие дети исповедуются и причащаются всего раз в год – накануне первого сентября, ну, иногда еще раз – к примеру, на день памяти преподобного Сергия Радонежского. И что делают они это (по словам самих детей, а те – со слов родителей) в терапевтически-педагогических целях: чтобы не болели и чтобы весь год приносили пятерки.
Чему родители учат своих чад таким отношением к Богу, святым, Церкви и ее таинствам?
Очевидно, мирскому потребительству, коммерческим, а вовсе не доверительным и не основанным на любви отношениям с Отцом Небесным.
И, конечно, это не дети виноваты, маленькие, духовно незрелые и пока что ведомые взрослыми, что их не уговорили немного попоститься и поготовиться к причастию, не разбудили с утра. Не посадили в машину или транспорт и не довезли до храма. Не поговорили доверительно и спокойно перед исповедью…
Вот что считает по этому поводу святой, почти наш современник – приснопамятный Паисий Святогорец: «Дети должны беседовать со своими родителями, должны открывать им свои помыслы. Как монах в монастыре имеет Старца, которому он открывает свои помыслы и от которого получает помощь, так и ребенок должен открывать себя родителям. Правильно, если ребенок сначала исповедуется своей матери и потом – духовнику. Как родители, если ребенок ушибет ногу, идут вместе с ним к врачу и спрашивают, что им нужно делать, чтобы ушиб прошел, так они должны знать и о том, какие (духовные) проблемы есть у их ребенка – для того чтобы ему помочь. Если ребенок говорит о своих проблемах только духовнику, то как родители смогут ему помочь? Ведь они не знают, что его беспокоит».
Мягко сказать правду
Вторая проблема, о которой не понаслышке знают батюшки – тоже в корне своем не детская, а родительская: на исповеди и в общении дети все чаще рассказывают не о своих проступках и грехах, а обвиняют и обличают других.
Конечно, неплохо, что маленькие члены Церкви делятся своими проблемами с духовенством, что они понимают – батюшке можно доверять и рассказывать самое сокровенное. Но привычка к сетованиям и жалобам на других укореняет детей в духовной «кривизне» сознания – утверждении правоты себя любимых и осуждении ближнего.
На что обычно жалуются детки на исповеди, а иногда и присылая письма на интернет-форумы православных сайтов о воспитании? На несправедливость мам и пап, учителей, сверстников, на то, что их не любят и не принимают в классе.
Почему тут виноваты родители? Потому что вкладывают в маленькие головы неверные представления о себе самих и своем месте в мире.
Вот, например, пишет нам подробно и откровенно какая-нибудь девочка 11-12 лет, криво, безграмотно, с ошибками через слово. Рассказывает, что недавно училась в лицее и была на хорошем счету, получала пятерки, грамоты и медали, как она этим гордилась и как все ее хвалили и благодарили, и жизнь была как в раю.
А потом… родители (почему-то вдруг!) перевели в обычную школу, и там – началось. Учительница русского прилюдно обзывает троечницей, занижает оценки. Сверстники ни во что не ставят, не принимают, встречают настороженно и неприязненно. Математичка – та вообще «троллит» на каждом уроке – то вопросы сложные задает (не как другим детям), то к доске бесконечно вызывает и спрашивает одно и то же. В общем, вся ответственность за те двойки, конечно, на ней, на Марь Иванне – та еще злюка.
Мама с папой тоже давно стали врагами. Учись, говорят, дочка, старайся, это у тебя уже четвертая школа, мы устали ходить по директорам и завучам, умолять о хорошем отношении и спонсировать учреждениям на новые окна, заборы и краску для парт.
Пишет такая девочка всю неподдельную и такую очевидную правду про себя, и сердце сжимается. Понимаешь – да, ребенок по-настоящему страдает, и эти переживания – не капризы, а сильные и болезненные ощущения, надо бы поддержать, посочувствовать, но будет ли это делом настоящей христианской любви?
А не лучше ли мягко, но все же сказать правду – может быть, детка, в словах учительницы русского есть доля истины и с родным языком у тебя отношения, и правда, пока складываются на троечку? Надо еще позаниматься, и тогда будут у тебя желанные и «четыре», и «пять»?
Может, ребята видят твои амбиции «лицеистки», то, что ты ставишь себя выше их, считаешь себя лучше и «круче», умнее, талантливее и наряднее – от этого и не заладились ваши отношения с классом?
Может быть, и математичка никакой не «тролль», а просто понимает – слабовато ты, девочка, училась в прежней школе, надо устранить твои пробелы, пока не замаячили впереди неотступные ГИА и ЕГЭ?
Ну, а мама и папа, которые доверяют именно ТЕБЕ, а не мнениям твоих прежних и нынешних учителей. И, вместо того чтобы поговорить с тобой по душам и хотя бы намекнуть на твои промахи, покорно переводят тебя из школы в школу? Мама и папа, которые пребывают в уверенности, что это не ты такая колючая, конфликтная и неуживчивая, а просто не повезло, покрывают твои недостатки и проблемы, – разве они не любят по-своему и не жалеют тебя?
Первая реакция девочки на такие или подобные слова – протест, топот и крик, что ее «все достали и пора бежать в пятую школу», но сама она смутно чувствует, что не убежать – проблемы снова и снова потянутся за ней следом. А вот почему, ей пока самой трудно разобраться.
А виноваты… мамы и папы. А также посторонние взрослые, которые не очень-то внимательно вчитались в текст ее простодушного сообщения и по следам девочки тоже пишут в пространство интернета гневные письма. Мол, ребенок молодец, просто замечательно себя ведет, и правильно он всё говорит и делает – да, в нашем жестоком мире нужно сражаться за себя, отстаивать свои права и свободы, не позволять себя принижать, и так далее, и тому подобное…
И мало кто услышит, что ведь эта малышка – девочка, а скоро будет девушка, которой однажды предстоит создавать семью и воспитывать своих детей. И что, воспитывая сегодня из нее эдакого «борца с неправдами мира», мы разрушаем ее будущую жизнь.
Как (и на каких примерах) научится она быть мягче и доброжелательнее к людям, внимательнее к состоянию другого? Обуздывать свои страсти, возрастные и личностные амбициозные проявления, бороться с гордыней и себялюбием? Как и у кого, когда мы сами учим ее прямо противоположному?
Мы (родители и педагоги) то и дело ей говорим: ты успешная, ты самая красивая и умная, очаровательная и одаренная. Это они все дураки. Забудь, пройди мимо, все прекрасно.
И ребенок, несомненно, все принимает и всему верит. А как иначе, мы ведь взрослые, мы — авторитеты и учителя, мы ведь никогда не врем и не ошибаемся…
Геронда Паисий замечает: «Многие родители …полагают, что любят своих детей, однако на самом деле они их разрушают. К примеру, мать от чрезмерной любви осыпает своего ребенка поцелуями и говорит ему, предположим: «В целом мире нет такого прекрасного ребенка, как мой!» Тем самым она культивирует в нем гордость и нездоровую уверенность в себе. Потом такой ребенок не слушается родителей, будучи уверен, что все знает сам.
Родители должны с малого возраста помогать детям учиться нести за себя ответственность. Пусть дети выполняют в семье посильную работу: они не должны требовать, чтобы им несли все готовое, на блюдечке. В противном случае, когда они станут взрослыми, им придется нелегко…»
Завести пружину, закрутить гайки?..
И третья проблема, которую замечают батюшки в среде своих прихожан – дети физически и эмоционально перегружены, что сказывается и на их учебе, и на поведении дома и в храме.
Семилетняя Светочка, дочка знакомых, пошла в первый класс, ее спросили про впечатления, и вот, делится: «Ну, нет, мне не понравилось. Долго на линейке на жаре простояли, так устали, потом еще в классе посидели, учительницу целый час слушали, а потом мама повела на праздник в «художку», и там то же самое. А меня сестра двухлетняя дома ждала, спрашивала, где я, спать не укладывалась. Прихожу поздно, темно, поиграть некогда, с сестренкой некогда повозиться. Еще уроки учить и опять в школу…» Вот какая история, не уникальная.
Помимо традиционной «художки», детям сегодня с первого дня в школе навязывается множество других занятий. Мамы, начитавшись современных методик, стараются по максимуму загрузить ребенка «полезными вещами», не дай Бог упустить сензитивные периоды – время лучшего усвоения навыков и умений, и прочая, прочая. При этом забывают, что адаптация в школе не у каждого проходит легко и приятно и нужно какое-то время для нее. И что обязательно нужно оставлять место для детской радости и свободы, подвижных игр и просто отдыха – состояния блаженного ничегонеделания, когда мозг «перезагружается» для восприятия всего нового и интересного.
Вот что говорит об этом авва Паисий: «Сегодня и взрослые, и дети в миру живут, как в сумасшедшем доме, и поэтому требуется много терпения и много молитвы. Огромное количество детей доходит до инсульта. (Все равно что) часы немного испорчены, а родители заводят их до упора, и даже больше, чем до упора, и потом у часов лопается пружина. Необходимо рассуждение. Одного ребенка надо «подкручивать» больше, другого – меньше.
Несчастные дети открыты всем (злым) ветрам. Когда в школе или на улице они слышат призывы: «Не уважайте родителей! Не уважайте никого и ничего!» – и вдобавок еще их матери хотят «закрутить им гайки», то они ерепенятся еще больше».
Обобщая все перечисленные проблемы, о которых мы с вами только очень кратко успели поговорить – редкое участие детей в таинствах и прививание потребительства в отношениях с Богом; то, что мы не учим их правильной исповеди и не гасим, а развиваем амбиции; то, что мы непосильно перегружаем наших детей и подростков, – снова обратимся к мудрым духовным наставлениям старца Паисия:
«Для того чтобы не поскользнуться на сладкой горке мирского падения, которое наполняет душу тревогой и вечно удаляет ее от Бога, дети должны постоянно чувствовать как великую необходимость советы (старших) – особенно в критическом возрасте отрочества. Дети должны войти в смысл послушания. Они должны понять, что в послушании родителям скрыта их собственная польза, так, чтобы слушаться их с радостью и свободно двигаться в духовном пространстве…»
В статье использованы материалы из книги «Старец Паисий Святогорец. «Слова. Т.4 «Семейная жизнь».Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2003 г.
Мария Солунь
Комментировать