Интерактивный календарь Великого поста для детей

Интерактивный календарь Великого поста для детей

(3 голоса4.3 из 5)

Автор разработки преподаватель Воскресной школы при храме свв. мчч. Адриана и Наталии Вероника Пузова.

ПУТЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА — ЭТО ПУТЬ К УТЕРЯННОМУ РАЮ
ЧЕРЕЗ ДВЕРИ ПОКАЯНИЯ.
СТРУКТУРА ВЕЛИКОГО ПОСТА – новая статья-путеводитель.
По тегам будут далее выложены тематические работы, раскрывающие смысл каждой седмицы).
Календарь сделан универсальным, без дат.
И цветной и раскраску (формат А0 и А1 и постраничная верстка) скачать по ссылкам:

А0_календарь Путь Великого Поста.pdf
А0_постраничный календарь Путь Великого Поста pdf
А1_календарь Путь Великого Поста pdf
А1_постраничный календарь Путь Великого Поста pdf

Раскраска Великий пост

формат А0_постраничная раскраска Путь Великого Поста

А0_раскраска Путь Великого Поста без дат

Образец — картинка malyj obrazec scaled - Интерактивный календарь Великого поста для детей

Благодарность за работу – свободное пожертвование (перевод на карту через номер телефона 89067238919). Или помяните в своих молитвах Сергия и Веронику со чадами.

Прожить сердцем, душой, Великий Пост, пройти все его «ступени» — это наша главная подготовка к Пасхе.
Объяснить детям в наглядной форме духовный смысл и структуру всех десяти недель (включая три подготовительные) седмицы поста.
Сделать ясными и применимыми к нашей жизни «здесь и сейчас» слова и молитвы Богослужений. Объяснить смысл и назначение поста.

Подготовительные недели:
Евангелие о Закхее– читаемое за месяц до Великого Поста, учит нас, каким сильным должно быть у нас ЖЕЛАНИЕ УВИДЕТЬ БОГА! Пренебрегая всем земным ради Небесного! Евангельский сюжет с Закхеем, влезшим на дерево – изображен отдельно.

Неделя о мытаре и фарисее
1. Уже за три недели до начала Великого Поста поются торжественные стихиры «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче», настраивая и приуготавливая нас к пониманию глубокого смысла поста — в обретении утерянного рая. Путь поста открывают нам те самые «двери покаяния», настраивая нас на нужный лад. Изображены в виде деревьев, как память о Райском древе и о том, что вся природа – это живой храм Бога, Его творение.
Память о мытаре и фарисее указует нам ПУТЬ – СМИРЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, настраивает на молитву. «Боже, милостив буди мне грешному!»

Неделя о Блудном сыне
2. Притча о блудном сыне дает нам утешение, что Отец небесный ждет нас. И направление пути – к Богу.
136 псалом поется на богослужениях этой недели – «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.» — найти изображение этого сюжета можно у источника воды. Вода, как мы помним, символизирует «воду живую», о которой говорит нам Евангелие.
Можно спросить детей – почему такие грустные сидят эти люди у реки? О чем они грустят? А почему рядом скрипки и они не играют на них? И через детские размышления мы наводим их мысль на толкование и суть этого псалма, который учит нас останавливать грех уже в его зачатке («блажен, кто имет и разбиет младенцы твои о камень» и стремление и надежду вырваться из плена греховного.

Неделя о Страшном Суде
3.
Масленичная неделя одновременно символизирует и воспоминание о райском блаженстве — и скорбь о потере его, поэтому и памятуем о Страшном Суде и вспоминаем плач Адамов. Встречи с родственниками, которые у нас «прописаны» в народных традициях должны нас настроить на примирение с нашими ближними! На любовь к ним и желание послужить людям. А через это – к желанию послужить Богу.

Поэтому и сочетаются в народе и масленичные гуляния веселые и уже строгие богослужения с земными поклонами и чтением молитвы Ефрема Сирина. И все это изображено в одной «связке», как подножие и основание поста, это — ступени, ведущие нас к вхождению в пост.

Также тут можно рассказать детям об интересной параллели — мы в православной традиции именуем Великий Пост — весной духовной и ждем Светлое Христово Воскресение — Христа, Солнце Истины. Потому что мы знаем, что Господь управляет миром. Он побеждает беспорядок во вселенной и устанавливает порядок.
А в языческих весенних традициях — мы видим «заклички весны» и «зазывание солнца»; но не в духовном, а в самом земном натуральном смысле. Но схожесть «ожиданий» — даже здесь, как одно из подтверждений того, что наша душа по природе христианка и тянется к Свету.

В сам ВЕЛИКИЙ ПОСТ мы входим через ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Или Адамово изгнание. В храмах служится «Чин прощения», вынесен в отдельную службу!
Очень глубокая тема, к которой призывает нас Церковь – простить обидящих нас, попросить прощения самому у людей и у Бога. И только через прощение мы можем вступить на путь обретения утерянного рая.

1-ая седмица – Торжество Православия – 1-ая неделя поста, прозрачно-строгая. С одной стороны изображена сухая земля с ее «волчцами и терниями», выросшими на ней после грехопадения, с другой стороны – осколки льда, сковывающие воды реки. Чтение Покаянного канона Андрея Критского. Чистый понедельник. И, смотря к воскресенью – мы видим, что воды оттаивают и именно там символично изображен родник «живой воды», бьющий от того места, где стоит икона.
Основная тема: ПОКАЯНИЕ – ДАЕТ ЧИСТОТУ, дает возможность напитать душу «живой водой», щедро изливаемой на нас в Таинствах Церкви и Слове Божием.

2- ая седмица — вторая седмица и вторая Неделя Великого поста называются удивительно — седмицей и НЕДЕЛЕЙ СВЕТОТВОРНЫХ ПОСТОВ, во время которых Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. На календаре мы образно выходим из зимы в весну, как созвучие теме света.В богослужении этой седмицы и этой Недели Церковь, сокрушаясь о греховном состоянии человека, указывает на пост как на средство к благодатному внутреннему озарению, побуждая христиан к новым подвигам поста.
Здесь отдельно мы поговорим еще раз про Свет Истины, вспоминая святителя Григоря Паламу и его учение о Свете. Вспомним и про дни творения.
Основная тема: ПОКАЯНИЕ, ПОСТ, МОЛИТВА – ОСВЕЩАЮТ ДУШУ.

3- я седмица – Крестопоклонная. Символичное дерево и крест под ним продолжают тему, начатую вначале: « Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.»
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим…»
Основная мысль: КРЕСТ – НАШЕ СПАСЕНИЕ и УПОВАНИЕ. Только взявши Крест можно идти за Христом. Взять крест = смиренно и с благодарностью принимать ВСЕ обстоятельства нашей жизни. Можно поговорить с детьми, об этом, применимо к их жизни, в которой тоже есть у каждого те или иные трудности.
Традиция домашней русской кухни – выпечка постных печений в виде крестиков.

4-ая седмица, во время которой мы вспоминаем препд. Иоанна Лествичника наглядно покажет детям, что это за лествица, куда она ведет, и из каких дел и движений души составляется наша лестница восхождения. Вспомним житие преподобного, который удалившись от мира и живя (по мирским понятиям) в темной пещере – стал одним из тех, на ком исполнились слова Христовы «вы – свет мира».
Основная мысль: ЛЕСТНИЦА, ВЕДУЩАЯ К БОГУ – это ИСПОЛНЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ.
Отдельно смотрите пособия #Лествица_для_детей@detyam_o_pravoslavii – толковый материал для глубокого осмысления детьми этой темы.
Традиция домашней русской кухни – выпечка постных печений в виде лестниц – очень любима детьми.

5-я седмица памяти Марии Египетской, чье житие мы вспоминаем на этой неделе Поста, проводила свой путь спасения в пустыне, но жизнь ее предстояла перед Христом, поэтому символично изображаем ее рядом с источником вод. Мы вспоминаем постный подвиг, воздержание, уединение и покаяние. Величайший пример ПОКАЯНИЯ показывает нам св. Мария Египетская! Единственная святая, чье житие читают прямо во время Богослужения. У каждого из нас в жизни есть своя пустыня на пути к Богу. И видя правильный ориентир – мы научим и детей идти в нужную сторону.
На этой седмице еще раз прочитывается Покаянный канон Андрея Критского.

6- ая седмица – Неделя вайи – цветоносная, вербная. Она устремлена к празднику «Входа Господня в Иерусалим». К этой седмице мы должны уже все свои помышления устремить ко Христу, сосредоточившись не столько на своих грехах, сколько на Самом Христе. На Его пути. Время еще раз рассказать детям о жизни Господа, обо всех Евангельских событиях, подходя ко «Входу Господню в Иерусалим» — дети должны знать, КОГО мы встречаем, принося в т.ч и вербы в храм.
Самое главное, это постараться как можно чаще бывать на богослужениях. Службы, их состав, структура – это не просто воспоминание прошедших событий или созерцание богословских идей – все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу, стали фактом нашей жизни, чтобы мы вошли в ту реальность, в которую Церковь нас стремится ввести.

Страстная седмица – самая строгая, скорбная и величественная.
К Страстной Седмице нас ведут все предшествующие недели! В Страстную мы предстоим на Голгофе перед Самим Христом. Это седмица Страстей Господних и мы проживаем ее, забыв уже о себе, но мыслью предстоя перед Господом, в Его страданиях о нашем спасении.
Все дни, говорится в Синаксаре, превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота.
События тех дней изображены иконографически. Можно рассмотреть все Евангельские сюжеты, осмыслив, чему они нас учат.
По Страстной есть также особое, отдельное пособие (см.тег).

И вот, прожив этот путь поста – мы приходим к его вершине – к Пасхе Господней!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТВОРЧЕСТВУ С ДЕТЬМИ в частности, ПО РАСКРАСКЕ при изучении этой «карты» стоит обратить внимание детей на символичность:
Гора, на вершине которой — Пасха Господня. Путь к Пасхе — это дорога, петляющая по горе.
Гора — символизирует духовный путь, преодоление себя. Что означает взойти на гору? Означает иметь ум, сердце и душу горé ко Господу, близ Бога, жить мыслью в присутствии Божием.
Вода символизирует «источник воды живой, ведущей к вечной жизни» — Христа.
Деревья — постепенно расцветая, символизируют нашу душу, в которой должен вырасти духовный сад.
Внизу изображены мертвые деревья, там, где плач Адамов, там, где изгнание из Рая.
Вверху — расцветают деревья и распускаются цветы, оживляя в наших душах память о Рае.
И открытые двери алтарных врат всю светлую седмицу — как раз символизируют для нас открытие Райских врат.
Внизу гора еще замерзшая, и холодная, (стоит выделить это цветом) но ближе к Празднику — становится светлее и ярче, и на деревьях распускаются листья, расцветают цветы, как символ духовной весны в наших душах.
И чтобы нагляднее было понятно для детей, мы здесь видим путешествие из зимы к весне. Двойное значение: в практическом, реальном – это наш календарный период.
В символичном значении – мы показываем детям, что как растения не растут без солнышка, так и наши души не могут расцвести, когда удалены от Бога – Солнца Истины. Правый нижний угол — это духовная зима, там изображен язычник, поклоняющийся золотому божку…
Там земля покрыта льдом, символизируя отдаление от «Источника воды живой».
Для понятности деревья нарисованы наших широт, а дома, люди и частично ландшафт изображены в соответствии с теми историческими местами и событиями, память о которых мы проживаем.
Выше изображена Рахиль у колодца — она «на широте» расцветающего дерева, потому что она живет праведно, ожидает Христа… Но она в Ветхом Завете и в ее время Христос еще не родился.
Вода в колодце — это «стоячая» вода, потому что источник воды живой — это Христос.
И именно из символично изображенного Воскресения Христова проистекает родник той воды, о которой сказал Господь, что жаждущему Он дает «даром от источника воды живой» (Откр.21:6). Что и изображено на рисунке.

Двери Рая – (символически алтарные врата) — открываются тем, кто вслед за Христом идет дорогой Поста — к Пасхе. И называются эти двери — Покаяние.

Когда люди жили в Раю — они непосредственно общались с Богом и не было нужды в посте в таком виде как сейчас (не считая запретный плод).
И рисуя с детьми эту работу мы обозначаем визуально все эти события:
— вот изображены Адам и Ева в райском саду и сорвано яблоко с древа добра и зла..
— вот Херувим с огненным мечом стоит у закрытых дверей Рая…
— вот плач Адамов и вот засохший сад, как последствие непослушания = плоды греха, что и в наши дни актуально.

И вот поэтому мы идем по дороге поста – мы идем в гору, проходим этот путь, по примеру Самого Христа, Который указал нам его для того, чтобы вновь открылись для всех нас Райские врата.

ЦЕЛЬ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ этой работы – необходимость раскрыть перед детьми все события, о которых вспоминает Церковь в дни Великого Поста, но не столько «по-книжному» в теории, но как личный духовный путь каждого отдельного человека. Ответить на множество детских вопросов.

— Мама, а что значит, «Покаяния отверзи ми двери жизнодавче…?» — какие двери, куда?
— Двери в великий пост.. Двери? Двери рая открывает нам исправление души.
— А почему об этом поют сейчас, если пост начнется еще не скоро?
— А что такое лествица? Это лесенка? А где она?
— А почему стоят на коленях при чтении некоторых молитв?
— А почему на Пасху открыты алтарные врата? И все красное, а в пост все черное?
И т.д.))

Уже за три недели до начала Великого Поста поются торжественные стихиры «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче», настраивая и приуготавливая нас к пониманию глубокого смысла поста — в обретении утерянного рая.
Именно поэтому в последний день сырной седмицы (масленицы) мы вспоминаем Адамово изгнание, и сама эта неделя, которая столь весело отмечается в народных гуляниях — это неделя о Страшном суде и уже звучит молитва Ефрема Сирина, уже творятся земные поклоны, в воспоминание одного из самых скорбных событий в истории человечества – истории изгнания людей из Рая за непослушание. И Адамов плач- это наш плач по Богооставленности.
Как об этом всем рассказать детям, чтобы они сердцем увидели всю эту картину? Нарисовать все это образно, потому что дети изучают мир визуально в первую очередь. Нарисовать в понятной для детей форме.
Совместно с детьми, объясняя и поясняя им все изображения.
Чтобы прочувствовать и прожить сам Великий Пост не столько как внешнюю подготовку к Пасхе в ожидании куличей и крашеных яиц, а прикоснуться душой к смыслу Крестного Пути Христа, увидеть путь души, которая поднимается к «Солнцу Истины» только через восхождение в гору, через покаяние, через работу над собой.
Дети только узнают это все, только начинают свое «путешествие» и у них еще нет цельного понимания этого сложного (по своей глубине) периода. А это очень важно — видеть четкую структуру.
И хочется дать им наглядную «карту», чтобы они прожили свой путь, путешествуя в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней.
Это творческое пособие для детей от 4-х лет (и взрослых) выполнено в виде многодетальной раскраски (размер с ватман А1 и А0) с большим количеством текстовых пояснений к отдельным элементам и событиям. Чтобы дети через свое творчество прочитывали этот путь.
Также есть цветной плакат с тщательно прорисованными ИКОНОГРАФИЧНЫМИ (это важно!) изображениями, чтобы дети видели эти Образы.

Отдельно хочется отметить, что знакомя детей посредством картин, иллюстраций – с Евангельскими событиями очень важно подбирать именно иконографические изображения! Чтобы было правильное понимание и восприятие Первообраза. К сожалению, многие современные книги это не соблюдают, даже и среди имеющих название православные.
Будем же помнить, что «горе тому, кто соблазнит одного из малых сих» и что «страх Господень – начало премудрости» тщательно будем отбирать изобразительный материал, чтобы избегать тех картинок, где Господь, Матерь Его и Святые изображены нарочито по-детски, «мультяшно», примитивно или излишне «телесно», ибо такая подача серьезных тем разрушает благоговейность и страх Божий.

Тема еды совершенно не отображена в этом календаре, специально, чтобы сделать акцент именно на духовной составляющей поста. На тему постной кухни для детей есть отдельное пособие. #Постная_кухня_игра@detyam_o_pravoslavii

Рекомендации по печати - широкоформат лучше печатать на плоттере. Фотопечать на фотобумаге (от 120 до 180 плотность бумаги).
 Не офсетная печать! Не на ватмане! На ватмане цветная печать теряет краски и цвет.  Можно на тонкой инженерной бумаге, это дешевле, но будет немного бледнее. Но вполне красиво тоже.
 У кого нет широкоформата в доступе - есть вариант сверстанный постранично под склейку. Для печати на А4.
 А вот раскраску ч/б как раз лучше всего печатать на ватмане. Или, опять же, есть постраничная верстка.
 
 P.S. Вдохновением для отрисовки данной работы послужили мои фотографии горных тропинок Крымских гор, фотографии Белогорского Воскресенского монастыря в Белогорье и иллюстрация Элины Алиповой «гора Поста». 
 
 Работа является авторской разработкой. Публикуется в сети с 2018 г. Автор vk.com/id18607162 (Вероника Пузова).
 

 

Комментировать