Раритетное издание 1902 года, о котором мы расскажем, доносит до нас русский дореволюционный взгляд на воспитание ребенка в семье и в школе одного из видных ученых того времени Ивана Сикорского.
Дореволюционный взгляд – не значит устаревший: книга поможет изменить угол зрения на привычные вещи и явления.
О книге
Возможно, вы согласитесь с нами – открывая эту без преувеличения старинную книгу, которой больше века, и вчитываясь в непривычный текст со старинной орфографией, вскоре вы перестаете чувствовать с автором временную дистанцию.
Все, что пишет о детях Сикорский, сегодня звучит очень актуально, современно и даже… по-новому. Почему?
Потому что это не поверхностный подход к воспитанию маленького человека, а глубокий, основанный на вере во Христа и во всем идущий от природы детской души, а душа эта – по природе христианка.
Это популярное издание, поэтому книга написана очень доступным и изящным языком, автор нашел верный тон с читателем и говорит с ним как с другом.
Добрый размеренный разговор настраивает на доверительность – выводы делаются ненавязчиво, деликатно, с огромным человеческим и научным тактом. Словом, читать такой текст не только полезно, но и приятно – за ним чувствуется бережное отношение психолога и педагога к ребенку и его хрупкому и тонкому душевному миру.
Издание прекрасно организовано и имеет четкую структуру.
Книга вышла в Санкт-Петербурге, в типографии Стасюлевича, и, как значится на издании, дозволена цензурой в 1902 году. Она издана в серии «Энциклопедия семейного воспитания и обучения», инициатор издания – «Родительский кружок» при педагогическом музее высшего учебного заведения в северной столице.
Немного об авторе
Иван Алексеевич Сикорский (1842–1919гг.)
В России приобрел известность тем, что первым экспериментировал в области педагогической психологии.
В Российской Империи имя Сикорского было хорошо известно – в научных кругах его знали как доктора медицины и психиатра, педагога и психолога.
Ивана Алексеевича интересовал широкий круг вопросов – как сочетать различные виды воспитания для гармоничного развития детей, как взаимодействуют «душевные» сферы человека – волевая, интеллектуальная, эмоциональная, и многое другое.
И. Сикорский уверенно заявлял, что, чем меньше ребенок, тем серьезнее влияют на него ошибки в воспитании. По его мнению, все человеческие поступки и действия человека зависят от страстей, побуждений и разума, и ребенок с младенчества учит ими управлять, чтобы подчинить свои страсти, чувства и инстинкты воле и разуму.
А затем в процессе взросления от душевного развития перейти и на более высокий – духовный уровень.
Во всех научных взглядах и личных убеждениях Сикорского проглядывает его глубоко христианское мировоззрение. Именно поэтому мы и рекомендуем его книгу к прочтению – по сути, квинтэссенцию многих его фундаментальных трудов.
Могут ли ум и чувства удержать человека от зла и греха, если у него не развита воля? Очевидно, нет – считает автор. Поэтому воспитание воли ребенка – задача первостепенная.
Знакомясь с изданием и другими работами автора, мы выбрали лучшие цитаты И. А. Сикторского о воспитании
О воле
«…Без надлежащего развития воли нет деятельности, нет плана – человек топчется на одной точке, и вместо бодрой жизни в его душе наступает царство нытья и вздохов от сознания своего бессилия – того рокового бессилия в борьбе со злом, которое столь нередко приводит человека к самоубийству».
«В ряду душевных способностей воле, по справедливости, должно быть отведено первое место; она составляет заключительную, можно сказать, главнейшую сторону душевной жизни и является истинной основой характера».
«Значение человека измеряется тем, что он осуществил, но не тем, о чем он думал. Гениальные люди обыкновенно успевают исполнить программу своей жизни; обыкновенные люди имеют много добрых намерений, но немногие из них осуществляют по причине недостаточного развития воли. Таким образом, воспитание воли должно составлять одну из важнейших задач воспитания человека».
Об умственном и нравственном развитии
«Уже с самого раннего детства психическая жизнь ребенка разделяется на два крупных русла или течения – умственного и нравственного… развития сил дитяти, хотя оба русла идут близко, но они ясно разделены одно от другого…
Однако же, с течением времени, в особенности к концу отроческого периода… оба русла заметно сближаются, а с наступлением юности умственное и нравственное развитие сливается в один общий процесс высшего духовного роста…»
Что влияет на душу ребенка
«…Окружающая дитя природа, и люди, и вся семейная атмосфера… оказывают большое влияние на пластичную отзывчивую душу».
О правильной оценке качеств ребенка
«Семейное воспитание имеет своё высокое значение в том отношении, что в интимном мире семьи все особые достоинства и черты юного существа встречают вернейшую оценку и лучшее понимание.
Индивидуальности дитяти никто не оценит так, как то делают люди близкие. С другой стороны, никто не может так верно оценить недостатков и отрицательных сторон в детях, как это могут сделать посторонние, – что в особенности доступно школе.
Родители… должны отнестись вдумчиво и с доброй совестью и к тому, и к другому источнику ознакомления… со своими детьми»
О долге родителей
«Детей необходимо знать, и это первый долг родителей; знание укажет путь здорового воспитания».
«Постараемся сделать наших детей здоровыми, умными и добрыми. Это – достижимо».
О детских капризах
«Когда ребенок капризничает, то в этом случае вопрос идет для него не столько о достижении какой-либо цели… исполнении какого-либо определенного желания, сколько об отстаивании первого встречного душевного движения своего, при полном нежелании употребить в дело тормозящее действие воли.
Таким образом, капризы детей представляют собою их поединки с взрослыми… Упорство капризов должно открыть глаза родителей на действительное положение вещей…
Если волю ребенка рано развивали, если он обучился тормозить свои аффекты, то капризов почти не бывает; а если они и случаются изредка, то родителям не приходится бороться с ними, так как они ничтожны, и их можно в таком случае просто игнорировать».
О русском характере
В заключение отметим – И. А. Сикорского интересовала не только детская психология, но и душевное мироустройство русского человека в целом, включая то, что сегодня называют модным словом «менталитет».
Размышляя о природе русской души, психолог утверждал, что самые яркие русские душевные черты – это терпение, умение переносить скорби, проявление великодушия и духовной высоты во время несчастий.
И это не отвлеченные размышления философствующего интеллигента, но психологический потрет, составленный известным ученым, причем на основе его многолетнего труда.
Русское смирение – стоическое, русская воля – сильная, так как одинаково умеет подавлять страдание, будь оно душевным или телесным.
Словом, обобщая сказанное – русский человек так устроен внутри, что готов многое претерпеть и достойно понести свой крест.
Так что, по Сикорскому, понимая силу нашего национального характера и его особенности, можно воспитать настоящего христианина.
Вместе с вами изучала книгу И.А. Сикорского Валентина Киденко
И. А. Сикорский – «Об умственном и нравственном развитии и воспитании детей»
Комментировать