Эгоизм – самая распространенная причина проблем человеческих отношений. Как часто она принимает гипертрофированные формы и у молодежи, и у взрослых! Можно ли определить, эгоист я или нет? Как перевоспитать себя? Что говорит об этом христианская этика? Применимы ли христианские принципы в экономических, общественных отношениях? Размышляет экономист, преподаватель Алла БЫЧКОВА.
Немного об авторе
А. Бычкова – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит» Омского университета путей сообщения. На занятиях по экономическому анализу применяет эвристические методы, методику М. Рокича.
Накапливая итоги анкетирования студентов, автор статьи обнаружила интересные закономерности. Они вдохновили ее проанализировать взаимосвязь таких категорий как грех, эгоизм, нравственные ценности, альтруизм, милосердие и христианский долг.
«Замеры» эгоизма
В рамках изучения студентами эвристических методов с 2012 по 2017 г. по методике М. Рокича мной было опрошено 269 студентов второго и третьего курсов обучения – это молодые люди в возрасте от 19-20 лет.
Результаты анкетирования показали, по какому принципу молодые люди выбирают решения в деловой сфере (в ходе учебы, прохождения практики на предприятиях, первого опыта работы). У опрошенных доминирует «стремление к развитию собственной карьеры» (43,5 %). А вот «стремление своей работой принести пользу» мотивирует всего 9,3 % опрошенных студентов.
В личной жизни среднестатистический студент предпочитает «стремление к собственному благополучию» (30,5 %), а вот «забота об окружающем мире» (21,2 %) определила большую лояльность студентов к окружающим, к близким людям. Такое распределение ответов студентов оказалось устойчивым, не зависящим ни от профиля направления обучения, ни от курса, ни от времени проведения исследования. Эти результаты свидетельствуют о высоком уровне эгоизма у студентов.
От защиты – к нападению
Полученные результаты мы обсуждали со студентами с точки зрения оценки «качества» сотрудников предприятий и задачи построения отношений в семье. Студенты единодушно отмечали негативный характер таких ценностей: низкий уровень комфортности и высокую степень конфликтности в рабочем коллективе сотрудников; возможное деструктивное поведение сотрудников в случае непредвиденных, кризисных явлений в бизнесе; сложности в управлении таким коллективом. И никто из студентов не хотел бы создавать семью с человеком, который не сможет жить для семьи и ради семьи, отдавая близким свои заботы и труды.
Вместе со студентами мы пытались найти способы самосовершенствования, позволяющие добиться баланса личностных характеристик, то есть понять, как научиться делать правильный выбор, не только обеспечивая при этом свое благополучие, но и сохраняя уважение окружающих людей.
При этом активное сопротивление студентов вызывала необходимость поступаться своими интересами для поиска этого баланса.
Пожалуй, это самое сложное для современного молодого человека – научиться отказываться от каких-либо благ ради интересов ближнего. Вероятно, это и есть проявление эгоизма. И наша система воспитания и образования – и в семье, и в воспитательных и образовательных учреждениях не дает ответа на вопрос, как мотивировать себя на это, как в жизни находить такой баланс? Судя по итогам анкетирования, пока результатов в этом направлении у нас нет.
При сопоставлении результатов анкетирования обнаруживается еще один негативный вывод. Среднестатистический студент пытается совмещать две социальных роли: одна – жесткое следование собственным интересам в деловой жизни, а другая – достаточно лояльное, внимательное и заботливое отношение к окружающим и близким людям. Эти двойные стандарты поведения могут привести личность к внутреннему конфликту.
Парадоксально, но эти трудности наших взаимоотношений мы можем оправдать, например, тем, что, с точки зрения современной психологии, эгоизм – это «ценностная ориентация, качество человека, благодаря которому он ставит собственные интересы превыше интересов других людей, и это – полезное качество человека, так как помогает личности самоопределиться и действовать самостоятельно, проявляя волю и характер», но, безусловно, до определенных пределов [1]. При этом наука выделяет разные виды эгоизма: иррациональный и рациональный; активный и пассивный; примитивный, разумный, здоровый, гедонизм и изощрённый эгоизм [2].
Существуют и другие классификации эгоизма, которые возникли неслучайно. Внешние социальные, экономические и политические условия, глобализация мировых экономик, кризис самой государственности – все эти сложные условия нашей жизни заставляют нас защищаться самим и защищать своих детей, используя эгоистические принципы.
Казалось бы, объективные условия оправдывают такое поведение людей. Но как провести тонкую грань между защитой от внешних угроз и «нападением» – проявлением явных перекосов своего эгоистического начала? Этот вопрос остается очень сложным.
Золотая середина
Можно ли принять эгоизм в разумных пределах как неотъемлемую часть природы человека или нужно добиваться полного отказа от этой опасной черты человеческого характера? Вероятно, нужно придерживаться какой-то золотой середины.
Почему? Эгоизму можно противопоставить альтруизм, который определяется как «бескорыстная забота о благополучии других, приношение в жертву своих выгод в пользу блага других людей или общества» вплоть до полного самоотвержения [3].
Проявления самоотвержения известны нам из житий православных святых, подвиг которых остается непонятен большинству. Люди, далекие от веры, идут путем проб и ошибок и ищут оптимальные поведенческие решения для себя. К сожалению, за период советской эпохи мы потеряли основные знания о христианстве, понимание христианских заповедей, утратили представление о нравственном эталоне поведения человека. Оно ушло из опыта жизни нескольких поколений людей – так мы потеряли идеальную модель человека. Проявление же греховного, эгоистичного начала человека носит сегодня массовый характер, что, по-моему, уже формирует риски экономической безопасности в целом.
Как православный человек, понимающий суть проблемы, тревожусь о том, как помочь светскому молодому человеку делать правильный выбор.
Эгоизм молодых людей, возросший на максимализме молодежи – это объективная реальность.
Но есть и другая грань проблемы – наши дети копируют нас в поведении.
Эгоизм взрослых сегодня приобретает настолько гипертрофированные формы, что это приводит наших детей к серьезным психологическим проблемам, а иногда даже к суициду. Мне приходилось наблюдать это в собственной педагогической практике.
Границы личного пространства
Словом, о необходимости поиска оптимальных поведенческих решений приходится задумываться всерьез. И размышляет об этом, в частности, современный раздел психологии – психология личного пространства человека (под личным пространством имеется в виду зона его комфортной жизни [4]). Что требуется для контроля проявлений эгоизма? Сделать так, чтобы личное пространство не ущемляло и не стесняло интересов других людей, не затрагивало их личное пространство.
При этом стоит признать, что параметры личного пространства у каждого свои. Тогда возникает вопрос, как разделить личные зоны не в частном, конкретном случае, а как общий принцип взаимоотношений людей? В некоторых публикациях эта проблема называется парадоксом милосердия: «человек стремится сделать себе хорошо и одновременно готов добровольно углубиться в чужое «плохо» [5].
Но традиционное понимание милосердия как «чувства готовности оказать бескорыстную помощь, прощение» часто понимается нами как, например, необходимость заниматься благотворительностью как сферой своей деятельности, а не как принцип жизни, проявляющийся во всех жизненных обстоятельствах.
При этом самый важный признак милосердия – прощение, уходит на второй план, уводя за собой основной смысл нравственной ценности – жить для окружающих людей, борясь со своим несовершенством и не обращая внимания на деструктивное поведение других людей.
Труд как тренировка души
Христианское понимание милосердия как добродетели неразрывно связано с заповедью любви к Богу, которая диктует нам в любом человеке видеть образ Божий независимо от его недостатков и исполнять свой христианский долг.
Получается круг взаимосвязанных и взаимозависимых явлений, каждое из которых является одновременно и причиной, и следствием: без веры в Бога мы не сможем быть милосердными, а, поскольку вера в Бога недоступна людям неверующим, то они никогда не смогут решить проблему управления своим эгоизмом.
Может быть, имеет смысл через определение сути христианского долга выйти за пределы этого замкнутого круга? Попробуем.
Христианский долг – это еще одна «вершина» христианства, определить которую достаточно трудно. С точки зрения логики долг относится к роду принятых обязательств личности перед другими и подлежит безусловному исполнению.
Долг бывает формальный, например, финансовый, и неформальный, например, обязанности младшего поколения перед старшим; долг родительский; воинский долг; государственный долг; гражданский долг и др. В науке этим направлением занимается деонтология или деонтологическая этика – учение о «проблемах морали и нравственности» или этика долга, долженствования [6].
Деонтология рассматривает долг как «внутреннее переживание принуждения», основанного на определенных правилах поведения в границах определенной этической системы.
Этическая система христианства ставит задачу долга более конкретно – воспитание души в каждодневном труде, через который проявляется богоугодное служение человека. Тогда, может быть, для разрешения противоречия и поиска золотой середины между эгоизмом и альтруизмом позаимствовать из христианства рациональное зерно в понимании христианского долга – а именно, долга как добросовестного труда во всех сферах жизни и во благо окружающих людей.
Не нужно усложнять: добровольно углубляться в чужое «плохо», заботиться о благополучии других, приносить в жертву свои выгоды, а просто честно выполнять свою часть работы.
Возможно, это путь, способный помочь любому отойти от эгоистических амбиций, потому что работу надо выполнять хорошо.
Такой подход позволит перенести центр тяжести проблемы со вселенской борьбы против эгоизма на ответственное отношение к своему собственному делу, к его качеству, к тренировке своей души, чтобы отдавать созданное тобой людям.
Этот принцип одинаково защищает и интересы личные, и интересы окружающих людей. Может быть, это и есть искомая золотая середина? Тогда как ей последовать и где взращивать такое ценностное начало? Очевидно, что в семье.
Вот здесь и вскрывается, вероятно, одно из следствий эгоизма – мы не умеем воспитывать честное отношение к труду в наших детях, мы не тренируем их делать свою работу как следует, добросовестно. Не ради карьеры.
Современного студента даже ради учебы очень трудно заставить сделать хорошо, качественно какую-нибудь работу. Еще труднее мотивировать его переделать плохо выполненную работу. И в этом поведении наши дети, к сожалению, тоже копируют нас.
Частные выводы: наука «логика» и основы христианства
Применение логических основ философии научных исследований к определению понятия «грех» позволяет трактовать его как отклонение от правил и законов (невыполнение должного) или прямое их нарушение (замена предписанного поведения на собственные действия).
Конечно, когда мы говорим «грех», имеется в виду отступление от Закона Божьего, что определяет духовную сферу как предметную область греха. Можно ли назвать грехом любое преступление, описанное в различных формальных, признанных и утвержденных обществом документах, и в неформальных законах человеческих отношений? Этот вопрос отнюдь не риторический.
Конкретизация вида законов, в данном случае закона Божьего, определяет духовную сферу или предметную область греха. К признакам этого определения, позволяющим описать эту духовную сферу относятся такие формы его проявления как помышление о грехе, желание и намерение совершить грех, грех словом и грех делом [7, с.265]. Поскольку грех может проявляться в разных сферах человеческой жизни – личной, семейной, профессиональной, общественной, то границ применения термина не существует.
Попытаемся соотнести суть понятий эгоизма и греха с точки зрения логики.
Дело в том, что, например, святитель Тихон Задонский не упоминает эгоизм среди греховных состояний человека. И не зря! Вероятно, любое деяние человека – помышления, желания, намерения, слова или дела – может иметь некоторую характеристику целей его реализации – для себя или для других. С этой точки зрения даже полезное дело или помышление о нем может при достаточно пристальном рассмотрении оказаться грехом, потому что преследует только собственные интересы. Вот это то, что очень трудно увидеть в себе и тем более признаться в этом на исповеди.
У меня есть собственный опыт такого прозрения: в свое время у меня очень трудно и медленно шла работа по подготовке моей диссертации. Мне трудно было признаться себе, что уникальный коммерческий эффект в диссертационных предложениях в случае их реализации может обеспечить мне очень неплохой жизненный доход. И я не могла эти идеи отдать миру, я думала только о себе и о своей семье. Но когда я это поняла и исповедовала, я нашла другой способ реализации своих возможностей.
Получается, эгоизм – это не сам грех, а некоторая характеристика целей любого греха. И не обязательно греха! То есть и сам грех нужно трактовать шире! Грех в этом случае необходимо толковать и как (1) отклонение от правил и законов (невыполнение должного) или прямое их нарушение (замена предписанного поведения на собственные действия), и как (2) любое деяние человека, преследующее только собственные интересы индивидуума.
Тогда формы проявления греха могут быть следующие:
– помышление о грехе или о только собственной выгоде в благом деле,
– желание и намерение совершить грех или неосознанное желание и намерение проявить эгоистическое поведение в благом деле;
– грех словом, грех делом или слова и дела, проявляющие эгоистическое желание достижения только собственной выгоды в благом деле.
Спорные утверждения? Возможно. Но такая трактовка объясняет, как незаметно вкрадывается грех в человеческую жизнь, как незаметно для себя мы становимся эгоистами, оправдывая свои греховные деяния благими целями.
Очень важно различать эти тонкости. Тем более, что о необходимости и важности понимания греха, его проявлений и борьбы с ним в виде оценки значимости нравственных ценностей субъектов как ориентиров, помогающих уйти от деструктивного поведения, писали известные экономисты и философы: А.Смит, М.Вебер, К. Эрроу, Д. Норт, Д. С.Лихачев, П.Ульрих и многие другие.
Весьма интересное философское представление о природе, сущности нравственных ценностей привел в своей научной работе «Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры» И.И.Докучаев.
Ценностью он называет идеальную модель какого-либо явления, которая включает «субъективные и объективные требования человека и имеет иерархическую структуру, в центре которой лежат важнейшие ценности, определяющие смысл человеческого бытия, а на периферии – ценности, определяющие различные стороны человека, общества, природы и культуры» [8, с. 21].
Степень устойчивости ценностной структуры общества зависит от степени согласованности мировоззрения каждого человека с общепризнанным и поддерживаемым в настоящий момент в обществе характером ценностей.
Чем выше эта степень согласованности, тем больше вероятность того, что признанные всеми общечеловеческие ценности сцементируют сообщество людей, тем самым создав основу стабильности всех видов деятельности.
В идеале так должно быть. Но, похоже, что российские условия доказывают наличие обратных процессов. Что же делать? Может быть, сопоставить эту идеальную модель с христианской нравственной моделью, и именно в ней найти рецепты борьбы с экономическими проблемами, хотя бы в той части, где их создает человеческий эгоизм?
Надеюсь, что проблемы, поднятые в моей статье, не оставят вас равнодушными, а мои выводы и предположения станут поводом для дискуссии.
Для тех, кто заинтересован обсудить тему, предлагаю следующие вопросы:
- Использованная методика М. Рокича имеет упрощенный вид. Насколько выявленная картина соответствует действительности? Есть ли проблемы в методике? (возможно, мне ответят социологи, те, кто пользовался данной методикой и кто занимался исследованием нравственных ценностей, а также священнослужители)
- Как относиться в эгоизму – как к греху или нормальному проявлению заботы человека о собственном благополучии?
- Как современная психология решает проблему поиска «золотой середины»? (вопрос адресован психологам и священнослужителям)
- Как бороться с проявлениями эгоизма с точки зрения богословия и православной психологии?
Список электронных источников
- Эгоизм. Психология и психиатрия. Режим доступа: https://psihomed.com/egoizm/
- Психология эгоизма. Сайт «Urazuma.ru — моя психология». https://urazuma.ru/ Режим доступа: https://urazuma.ru/alchnost/chto-takoe-egoizm.html
- Альтруизм. Википедия – свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Альтруизм
- «Не входить»: психология личного пространства человека. Сайт тренингового центра «Фактор Роста». Режим доступа: https://piter-trening.ru/ne-vhodit-psihologiya-lichnogo-prostranstva-cheloveka/
- Что такое милосердие или умение слышать чужую боль. Режим доступа: https://wikigrowth.ru/chto-takoe/miloserdie/
- Деонтология. Википедия – свободная энциклопедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Деонтология
Список литературы
- Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. Учебник для ВУЗов. М.: Владос-Пресс, 2001. 528 с.
- Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры: монография / И. И. Докучаев. СПб.: Наука, 2009. 595 с.
К печати подготовила Валентина Киденко
Фото предоставлено автором статьи и из открытых источников
Комментировать