Мчч. Агафопо́да, диакона, Феоду́ла, чтеца, и иже с ними (ок. 303); Святых жен-мироносиц: Мари́и Магдалины, Мари́и Клеоповой, Саломи́и, Иоа́нны, Ма́рфы и Мари́и, Суса́нны и иных; правв. Ио́сифа Аримафейского и Никоди́ма (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе); перенесение мощей святителя И́ова, патриарха Московского и всея России (1652).
Прп. Пу́плия Египетского (IV); прпп. Фео́ны, Симео́на и Форви́на (IV); прп. Ма́рка Афинского, Фраческого (ок. 400); прп. Плато́на, исп. Студийского (814); прп. Феодо́ры Солунской (Фессалоникийской) (892); благоверного Тама́ры, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).
Священномученика Алекси́я Кротенкова, пресвитера (1930); сщмч. Никола́я Симо, пресвитера Кронштадтского (1931).
Богослужения
Каноны
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Недели жен-мироносиц
Тропарь, глас 2
Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Перевод: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»
Ин тропарь, глас 2
Благообра́зный Ио́сиф с дре́ва снем Пречи́стое Твое́ те́ло,/ плащани́цею чи́стою обви́в,/ и благоуха́ньми во гро́бе но́ве закры́в положи́;/ но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 2
Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.
Перевод: «Радуйтесь», - мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!»
Святителю Иову, патриарху Московскому и всея Руси
Тропарь, глас 5
Правосла́вия побо́рниче,/ ве́ры Христо́вы испове́дниче,/ первоиера́рше Це́ркве Ру́сския,/ святи́телю о́тче И́ове,/ за ны Христа́ Бо́га моли́,/ ве́ру оте́ческую утверди́ти,/ грехо́в оставле́ние нам дарова́ти// и пода́ти ми́ру ве́лию ми́лость.
Перевод: Ревностный защитник Православия, веры во Христа исповедник, первоиерарх Церкви Русской, святитель отче Иов, о нас Христа Бога моли, веру предков утвердить, грехов отпущение нам даровать и подать миру великую милость.
Ин тропарь, глас 3
Да торжеству́ет Це́рковь Христо́ва/ и да ра́дуется град Москва́/ я́ко возсия́ свети́льник земли́ Росси́йския/ во испове́дании И́стины непоколеби́мый И́ов Патриа́рх,/ его́же моли́твами, Го́споди,/ вся собла́зны ми́ра сего́ и е́реси искорени́,/ лю́ди во благоче́стии наста́ви// и утверди́ в Правосла́вии.
Перевод: Да торжествует Церковь Христова и да радуется город Москва, так как воссиял светильник земли Российской, в исповедании Истины непоколебимый Патриарх Иов, по его же молитвам, Господи, все искушения мира этого и ереси искорени, людей направь к благочестию и укрепи их в Православии.
Кондак, глас 7
В годи́ну лю́тых искуше́ний/ многострада́льному И́ову подо́бяся,/ в же́ртву жи́ву и непоро́чну/ себе́ Христу́ прине́сл еси́,/ обрати́в па́ству к покая́нию,/ терпели́ве И́ове святи́телю,/ моли́ и нам за вся благодари́ти Го́спода/ и всегда́ воздава́ти// сла́ву Бо́гови.
Перевод: Во времена тяжелых испытаний ты, уподобившись многострадальному Иову и принеся себя Христу, как живую и непорочную жертву (Рим.12:1), обратил паству к покаянию, много за Христа претерпевший святитель Иов, молись о том, чтобы и нам за все благодарить Господа и всегда воздавать славу Богу.
Ин кондак, глас 6
Свети́льник Це́ркве Ру́сския/ и па́стырь до́брый яви́лся еси́,/ святи́телю о́тче И́ове,/ моли́твою твое́ю ко Го́споду/ храни́ зе́млю Росси́йскую// и спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Светильником Церкви Русской и пастырем добрым (Ин.10:11) явился ты, святитель отче Иов, молитвой твоей ко Господу храни землю Российскую и спаси души наши.
Молитва
О, пресла́вне о́тче наш И́ове, пе́рвенец во Патриа́рсех Росси́йских и ве́рный испове́дниче Христо́в! Во дни святи́тельства твоего́ му́дро Це́рковь Росси́йскую пасл еси́, лю́ди просвеща́я и утвержда́я сло́вом Христо́вы ве́ры, хра́мы и оби́тели созида́я, та́же Це́рковь Росси́йскую укрепля́я от мо́ря до мо́ря и да́же до грани́ц Сиби́рских. Тверд муж и испове́дник Правосла́вныя ве́ры яви́лся еси́, о́тче, во времена́ попуще́ния Бо́жия, та́же поруга́ние и изгна́ние подъе́м, во оби́тели пусты́нней, иде́же и чин и́ноческий прия́л еси́, ду́шу твою́ в ру́це Бо́жии све́тло пре́дал еси́. Не преста́й, свя́тче Бо́жий, первосвяти́телю Христо́в, лю́ди земли́ твоея́ укрепля́ти, ве́ру Правосла́вную кре́пко держа́ти и во смире́нии пребыва́ти. Град сто́льный Москву́ сохрани́ и от нахожде́ния лю́тых изба́ви. О святи́телю прети́хий и прему́дрый! Сподо́би и нас све́тлости ра́ди жития́ твоего́ смиренному́дрию поучи́тися, да та́ко живу́ще, ми́рный коне́ц сподо́бимся прия́ти и Ца́рствие Христа́ Сы́на Бо́жия получи́ти сла́вными и ми́лостивыми моли́твами твои́ми. Ами́нь.
Благоверной Тамаре, царице Грузинской
Тропарь, глас 8
Вы́шния красоты́ жела́я,/ ни́жния сла́сти теле́сныя дале́че от себе́ отгна́ла еси́/ и, в черто́зе ца́рском пребыва́ющи,/ а́нгельское житие́ препровожда́ла еси́,/ цари́це Тама́ро блаже́нная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Желая небесной сладости, ты отогнала далеко от себя низменные, плотские наслаждения и, пребывая в чертоге царском, проводила ангельскую жизнь, царица Тамара блаженная, моли Христа Бога о спасении наших душ.
Ин тропарь, глас 4
Во святы́х ди́вная,/ Иве́рии свети́ло,/ благове́рная цари́це Тама́ро,/ на гора́х высо́ких хра́мы воздви́гшая,/ да в них моле́ния возсыла́ют ко Го́споду,/ мольба́ми твои́ми кре́пость дарова́вшая во́ем христолюби́вых люде́й страны́ И́верския,/ десни́цею же свое́ю по́лчища ага́рянская низпрове́ргшая,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Удивительная среди святых, светило Грузии, правоверная царица Тамара, воздвигшая храмы на высоких горах, чтобы в них воссылались молитвы ко Господу, молитвами твоими даровавшая силу любящим Христа воинам страны Грузинской, своей правой рукой низвергнувшая полчища мусульманские, моли Христа Бога о спасении наших душ.
Молитва
О, свята́я вели́кая благове́рная цари́це Тама́ро! Мы́, гре́шнии (имяре́к) и смире́ннии, я́ко к те́плой защи́тнице и ско́рой помо́щнице усе́рдно прибега́ем, прося́ще по́мощи и заступле́ния в бе́здне бе́д погружа́емых, и́же на вся́к де́нь и ча́с на́м от челове́к лука́вых приключа́ющихся, и разли́чными боле́зньми одержи́мых, да твои́м заступле́нием, ко́ль вели́кое дерзнове́ние к Бо́гу име́еши, помоли́сь о на́с в печа́лех, ну́ждах и напа́стех су́щих, и заступи́ на́с от все́х враго́в ви́димых и неви́димых, наипа́че же от бесо́вских ко́зней и хи́тростей, на́глых нападе́ний и льсти́вых подступов, да не бу́дем и́м в поруга́ние и посмея́ние, и твое́ю кре́пкою по́мощию и́х от на́с отгони́, я́коже отгна́ла от страны́ И́верстей и ве́рную любо́вь к Бо́гу в сердца́х на́ших утверди́ и досто́йну соде́лай.
Егда́ же приспе́ет на́ше от вре́меннаго сего́ жития́ отше́ствие и к ве́чности переселе́ние, ско́ро в по́мощь на́м предста́ни, и от наси́лий вра́жиих свободи́, я́ко име́еши жи́знь ве́чную, и приведи́ сердца́ на́ша к и́стинному покая́нию, да и мы́ нескве́рными усты́ и чи́стой со́вестию предста́нем Пресвяте́й Тро́ице, прославля́я и воспева́я Ю́, со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
В субботу, всем святым
Тропарь, глас 2
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Перевод: Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!
Кондак, глас 8
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
В субботу, за умерших
Тропарь, глас 2
Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.
Скрыть переводы
Мысли свт. Феофана Затворника
![Феофан](/days/img/feofan.png?1.0.0)
Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидали и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28), и уже ничто не могло разлучить их с Господом.
Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства – жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.
Развернуть
Притча дня
Жил в одном селении сапожник. Жил он праведно, имел веру сильную. И вот перед одним из великих церковных праздников сапожник занемог. Опечалился он, что не сможет попасть в храм, как вдруг, прямо накануне праздника, приснилось ему, будто чей-то голос, совсем тихий и кроткий, говорит: «Раз ты не сможешь прийти ко Мне, Я приду к тебе в этот день».
Проснулся сапожник и обрадовался: «Неужто Сам Господь ко мне пожалует?» – думал он.
Всё утро он наводил порядок и чистоту у себя дома, готовил праздничные угощения и как мог, так и готовился к приходу желанного Гостя. И вот, во время подготовки, он увидел за окном рыдающего мальчика. Подозвав его к себе, сапожник спросил:
– Почему ты плачешь?
– У меня сегодня порвались ботинки, и мне не в чем ходить. А живём мы в семье бедно, новые купить не сможем…
Тогда сапожник успокоил мальчика:
– Давай мне ботинки, я починю тебе их.
Через некоторое время мальчик, весь сияющий от счастья, стоял в починенных ботинках. Проводив его, сапожник продолжил приготовления.
Наступил вечер. Пришла к нему бедная женщина и говорит:
– Прости меня, пожалуйста! Я отдала тебе в ремонт свои сапоги, а заплатить мне нечем. Но ходить без сапог теперь нельзя – холода наступили…
Сапожник только улыбнулся и сказал:
– Готовы твои сапоги. Носи и не снашивай! – И отдал их женщине, ничего не потребовав.
Наступила ночь. Давно закончив все свои дела, сапожник сидел у окна и ждал Гостя. Сапожнику хотелось спать. Приуныв от бесплодного ожидания, он стал стелить себе постель. И тут в дверь постучали.
Открыв, сапожник увидел перед собой путника. Тот сказал:
– Пусти меня переночевать. Я весь день в пути, устал и озяб, но податься мне не к кому: никто к себе на ночь не пускает…
Сжалился сапожник над ним и пустил в дом, уложил его спать на свою постель, а сам постелил себе на полу. И вот, отходя ко сну, он подумал про себя: «Наверное, я оказался недостоин Гостя, потому что Он так и не явился ко мне сегодня… Видно, Он не удостоил меня чести справить с Ним этот великий праздник», – с такими невесёлыми мыслями и уснул сапожник.
И вот снова снится ему, как всё тот же тихий голос говорит:
– Я сегодня приходил к тебе трижды, и каждый раз ты Меня радушно принимал.
Развернуть
Проповедь дня
![Прот. Григорий Дьяченко.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/diachenko.png)
- Прот. Григорий Дьяченко. Свв. мученики Агафопод и Феодул.
- Преподобный Марк Афинский.
![Прот. Родион Путятин.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/rodion-putjatin_2.png)
- Прот. Родион Путятин. В Неделю святых жен-мироносиц.
![Свт. Лука (Войно-Ясенецкий).](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/luka-vojno-jasenetskij_2.png)
- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в Неделю жен-мироносиц
![Свт. Димитрий Ростовский.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/64e9ab3504def777100893.jpg)
- Свт. Димитрий Ростовский. Слово в неделю святых жен мироносиц, Мк.16:6.
![Прот. Валериан Кречетов.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/prot-valerian-krechetov.png)
- Прот. Валериан Кречетов. Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Мк.15:43–16:8.
![Свящ. Иоанн Павлов.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/sv_ioann_pavlov.png)
- Свящ. Иоанн Павлов. Неделя святых жен-мироносиц.
![Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/ioann_maximovitch_1.png)
- Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский. Святые жены мироносицы.
![Митр. Сурожский Антоний.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/mitr-surozhskij-antonij.png)
- Митр. Сурожский Антоний. Воскресенье жен-мироносиц, Мк.15:43–16:8.
![Прот. Димитрий Смирнов.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/prot-dimitrij-smirnov.png)
- Прот. Димитрий Смирнов. Память жен-мироносиц, в неделю 3-ю по Пасхе.
![Митр. Макарий (Булгаков).](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/mitr_makarij_bulgakov.png)
- Митр. Макарий (Булгаков). Слово в неделю св. жен мироносиц.
![Прот. Евгений Горячев.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/e_gorjachev.png)
- Прот. Евгений Горячев. Слово в Неделю жен-мироносиц.
![Прот. Вячеслав Резников.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/155d326944358340eb574bcfe7ae3c3b.jpg)
- Прот. Вячеслав Резников. О безрассудной верности. Неделя жен-мироносиц.
![Прот. Василий Михайловский.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/mihailovsky.png)
- Прот. Василий Михайловский. Неделя жен-мироносиц.
![Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/Bishop_Mitrofan.png)
- Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя жен мироносиц.
Развернуть
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
![И.В. Нарусевич.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/42b87de769867cae2481819f5b2c2e1d_2.jpg)
И. В. Нарусевич.
Житие Марии Магдалины в «Золотой легенде» Якова Ворагинского.
Развернуть
Основы православия
Тема 108. О содержании Символа веры.
Кого из лиц Святой Троицы можно именовать Вседержителем? Афанасиев Символ веры: Отец – Вседержитель, Сын – Вседержитель, Дух Святой – Вседержитель; впрочем, не Три Вседержителя, но Един Вседержитель. Вспомним вечернее молитвенное правило: Вседержителю, Слово Отчее…
Как понять: седяща одесную (справа от) Отца? У Бога нет ни левой, ни правой стороны, Он наполняет всё Собою, потому что мир видимый пространственно ограничен, а Бог предела не имеет. Это выражение следует понимать так, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом (как Бог) и имеет высочайшее достоинство, как Человек.
Почему седяща, а не стояща (как в Деян.7:56, где подчёркивается поддержка первомученика Стефана Христом)? В Символе веры подчёркивается, что Христос уже совершил наше спасение (искупление).
Что значит Господа животворящего? Самобытного – имеющего причину бытия в Самом Себе (Он – Сама Жизнь), являющегося источником бытия для всего сотворенного Им. Самобытность Христа, как Бога, отмечается на иконах греческим словом ὁ ὤν, вписанным в Его нимб.
Кто из людей упоминается в Символе веры? Дева Мария и Понтий Пилат. Префект упоминается для того, чтобы подчеркнуть историчность казни Спасителя.
Говорит ли Символ веры о том, сколько раз можно принимать Таинство Крещения? Да, единожды. Едино Крещение переводится как единственное. Даже если Таинство Крещения совершено не полным погружением, оно считается совершённым.
Практический совет
Литургический (евхаристический) пост, или пост перед Причащением, заключается в том, что с полуночи накануне перед Причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. Продолжительность и мера поста перед святым Причащением могут изменяться в зависимости от воцерковлённости христианина и состояния его здоровья (это согласовывается со священником).
См. также: Трёхдневный пост перед Причастием – следствие духовного упадка.
Случайный тест
Календари
Поминальные дни 2105
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Цитата дня
Самомнение шло вместе с тщеславием. Вдвоем они родили леность.
Фото дня
![](https://azbyka.org/days/cache/300x240/storage/images/photos-of-day/65d4ca03058ec505048629.jpg)
День за днем
Пролог в поучениях
Об Ангеле-Хранителе