Оглавление
- Погружение или окропление? свящ. Александр Ионов
- Крещение должно совершаться полным погружением прот. Олег Стеняев
- Погружательное Крещение иерей Даниил Сысоев
- Учение восточной православной Церкви о крещении, второкрещенстве, перекрещивании и обливанстве В. Смирнов
- Увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
- О вере и спасении. Вопросы и ответы архим. Амвросий (Фонтрие)
- Именно погружение является правильным чином совершения Крещения прот. Артемий Владимиров
- Против обливательного Крещения архиеп. Никифор (Феотокис)
- О крещении чрез погружение и обливание еп. Михаил (Лузин)
- Совершение Крещения по уставу митр. Лонгин
Погружение или окропление?
Мне давно не дает покоя вопрос, почему в Православии крестят не полным погружением в воду, ведь крещение в переводе с греческого означает полное погружение? Именно этим многие секты оперируют, привлекая людей.
Отвечает священник Александр Ионов,
клирик храма во имя св. Димитрия Солунского
Причины, по которым у нас в Русской Православной Церкви мало распространено Крещение полным погружением, просты и очевидны для всякого мало-мальски знакомого с церковной практикой человека. Предлагаю расположить их по степени значимости в следующем порядке:
1. Отсутствие материальной базы в виде специальных крещальных помещений-баптистериев. Дело не так просто, как представляется тем, кто считает, что храмы «деньги гребут лопатой». Ведь для постройки отдельного домика (где может достигаться уровень влажности больший, чем допустим в здании церкви), для установления большой ванны-купели, для проведения водопровода и слива воды требуется обычно намного больше средств, чем есть в распоряжении у прихода. Причем, даже если добрые люди готовы предоставить стройматериалы (что не так уж часто бывает), то у деревенских храмов, как правило, недостает финансовых средств, в крупных городах проблемы с территорией и разрешением на застройку, а в средних все зависит от контакта с представителями власти.
2. Невостребованность погружательного Крещения со стороны большинства приходящих за «исполнением требы». До революции практически все православные были крещены через погружение во младенчестве; если же крестились взрослые (чаще всего, инородцы), то здесь либо была подготовка к торжественному крещению летом в водоеме, либо в виду экстремальных обстоятельств крестились обливанием. Весь советский период истории является для Церкви одним таким большим обстоятельством, поэтому выработалась привычка: успокаивая невнятный зов совести, побыстрее и попроще «исполнить культ» религиозно-национальной инициации. Наши соотечественники в массе осознанно соотносят себя и свою семью с православной традицией – это плюс, но при этом опасаются углубления в христианство (что, по сути, и есть отличительная черта Православия) – это минус нашего общества. Частичным оправданием тут может служить понимание, что вера – это Крест, а не аплодисменты.
3. Нерадение духовенства (и без того загруженного послушаниями и заботами). Кстати, священнику часто приходится слышать ропот: зачем, мол, так долго и тщательно стараетесь исполнять внешние обряды, но только в редчайших случаях выказывают ему недовольство поспешностью или небрежностью Крещения. А что стоит иной раз сопротивление родителей-мамок-нянек предложению раздеть младенца и, страшно вымолвить, окунуть его с головой в святую воду? «Как вы смеете, до вас тут был батюшка – никогда так не крестил!». Священник – тоже человек, и при том, что он несет благодатные дары Святого Духа, он может не знать всех тонкостей той традиции, которую сам представляет. Сектантам здесь проще – нашли какую-нибудь «фишку» (в смысле ценностный знак) и давай размахивать ею направо и налево. В общем, конечно, обливательное Крещение остается на нашей совести…
Между прочим, есть каноническое правило (ныне устаревшее), по которому мужчины, крещенные не погружением, не могут принимать священный сан. Оно связано с тем, что в древности так крестились нетвердые в вере люди, которых лишь обстоятельства жизни вынудили совершать Таинство, и то второпях. Сейчас очень актуален вопрос об оглашении (научении истинам веры перед вступлением в Церковь) – как его осуществлять среди миллионов уже новокрещенных за последние полтора десятилетия – все это несколько необычная ситуация для истории.
Крещение должно совершаться полным погружением
протоиерей Олег Стеняев
По словам известного миссионера, только такое совершение Таинства учитывает библейские, святоотеческие и исторические реалии …
Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался «микве», буквально это слово можно перевести как «скопление воды» (ср. Быт.1:10). Также этим словом называется водный резервуар для омовения (на иврите «твила») с целью очищения от ритуальной нечистоты. Библия требует омыть тело водою (Лев.14:9, 15:5, 7, 16:4, 24; Чис.19:7-8 и др.) в случаях нарушения ритуальной чистоты, как в результате прикосновения к мертвому телу (Чис.19:11-13) или какому-либо иному нечистому объекту (Лев.5:2-3, 11:24-35), так и вследствие нечистых телесных выделений (Лев.15), в частности, менструальных. Омовение в микве предписывается после родов, а также при переходе в иудаизм или при возвращении из языческой страны.
Парадокс заключается в том, что Иоанн Креститель совершал обряд микве-крещение над всеми приходящими к нему из Иерусалима иудеями. Таким образом, он всех их объявлял нечистыми, оскверненными и как бы призывал к всецелому обновлению веры. Кстати, микве признавалось совершенной только при полном погружении в воду. Раби Моше бен Маймон в своём монументальном труде «Мишне Тора» раздел 1 «Книга знаний» писал: «Закон о том, что очищение от всех видов ритуальной нечистоты производится в водах микве, как сказано – «и окунет в воду всё тело своё», выучено из этого по традиции, что окунание должно быть таким образом, чтобы в воду погрузилось полностью сразу всё тело».
Таким образом, устраняется вопрос о форме совершения крещения-микве святым Иоанном Крестителем. Следовательно, Крещение Господне, которое научает нас исполнить всякую правду, которое совершалось при большом стечении воды, полностью в соответствии с Законом Моисея, через полное погружение, может являться единственным примером для христиан, как правильно совершать форму этого обряда. В христианском таинстве Крещения полное погружение в воду символизирует погребение для греховной жизни и изведение из воды символизирует возрождение к новой жизни. С древнейших времен Православная Церковь признавала только полное крещение. Так называемое окропительное крещение допускалось Церковью только в экстремальных случаях, как то: угроза жизни больного и отсутствие рядом источника с водою или соответствующей купели для полного погружения. Или где-нибудь в пути, где опять же не было оснований предполагать, что человек сможет добраться до водоема, крещение совершалось окроплением, иногда даже песком.
Святой Кирилл Иерусалимский во втором Тайноводственном слове так растолковал благодатную силу действий, совершаемых при крещении (Рим.6:4): «В погружении, как в нощи, ничего не видно, а при изникновении из воды снова как бы стали пребывать во дни». Святитель Иоанн Златоуст (Беседа 25 на Евангелие от Иоанна): «Когда мы погружаем свои головы в воде, как бы во гробе, вместе с тем погребается ветхий человек... потом, когда мы восклоняемся, выходит новый человек». Святитель Григорий Нисский (Слово на Крещение Господне): «Как Спаситель был сокрыт в земле, так и мы скрываемся в воде... троекратным погружением в оную».
Но исключения подчеркивают правило. Григорий Богослов в 39 Слове пишет: «Всякий, поступающий несправедливо, готов оправдываться. – Но что редко, то не закон для Церкви, так как одна ласточка не показывает весны, или одна черта не делает геометром, или одно краткое плавание – мореходцем». Не случайно, что покойный Святейший Патриарх Алексий II на епархиальных собраниях неоднократно требовал от священнослужителей города Москвы совершать крещение полным погружением, и если таких условий в храме нет, действительно направлять в тот храм, где есть баптистерий, в котором погружение можно совершить целиком. То, что во многих храмах баптистерий отсутствует, – это связано с тем, что в дореволюционной России крестили в основном младенцев, т.к. обращение взрослых было завершено в первые века возникновения Христианства на нашей территории. Но в миссионерских храмах всегда существовали баптистерии. В случае обращения в православную веру магометан или иудеев крещение совершалось в таких баптистериях или на водоемах, где есть возможность полностью погрузить тело в воду. Поэтому, учитывая библейские, святоотеческие, исторические реалии мы можем сказать, что согласие отцов предполагает, что Крещение должно совершаться именно полным погружением. Исключения допускаются только в вышеперечисленных случаях.
Так как в нашей стране существует огромное количество людей, которые были крещены именно обливательным крещением, не может стоять вопрос об их перекрещивании, в связи с тем, что в советские времена не разрешалось совершать крещение на открытых водоемах и вообще вне храмовых помещений, где по вышеизложенным причинам баптистерии, как правило, отсутствовали. Здесь действует известный закон, что ради нужды бывает пременение закона, но к настоящим временам подобное относиться не может.
Погружательное Крещение
иерей Даниил Сысоев
Одним из самых болезненных и грубых нарушений при совершении Таинства Крещения является совершение его через обливание, или даже окропление, без всякой видимой причины. Из-за этого искажения многие сотни христиан пребывают в смущении относительно действительности своего духовного рождения. Многие из-за этого причащаются в суд и осуждение. Десятки расколов спекулируют на этом искажении, утверждая, что многие христиане, в том числе и епископы, на самом деле некрещеные. Преступная лень и безразличие священников вызывает конфликт между Поместными Церквами. Элладская и Синайская Церкви и святая Гора Афон сомневаются в действительности обливательного (а тем более окропительного) Крещения, а наши требоисполнители не желают поставить в храмах простую бочку! И это несмотря на то, что Святейший Патриарх (а вместе с ним и многие архиереи) уже больше пятнадцати лет ежегодно (!) требуют крестить исключительно погружением! Но «обливатели» дерзко утверждают, что никакой разницы, как крестить, нет, это якобы «обрядоверие», совершенно безразличное для сущности Таинства. Им безразлично мнение и слова Божьи, и Предание Церкви, и постановления собственного священноначалия. Пожалуй, только применение канонических санкций за наглое нарушение воли правящего архипастыря способно изменить это положение. Что же касается действительности обливательного Крещения, то те, кого мучает этот вопрос, должны решить его у правящего архиерея в конкретном своем случае. Ведь именно епископу принадлежит судебная власть в своей епархии.
Пять огласительных бесед перед Крещением
***
Учение восточной православной Церкви о крещении, второкрещенстве, перекрещивании и обливанстве
В. Смирнов
В 2000-м году патриарх Алексий II в своём обращении к клирикам РПЦ писал о недопустимости обливательного крещения и призвал всех вернуться к исконно-православному способу крещения, совершаемого в три погружения. Что же побудило нашего патриарха поднять этот давно наболевший вопрос и почему обливание малым количеством воды при крещении является недопустимым?! Обратимся к истории Церкви и ознакомимся с её правилами и канонами для того, чтобы разобраться в этом вопросе. Итак, что нам говорят св. отцы по поводу обливательного крещения и так ли уж оно безобидно, как это может показаться на первый взгляд?
Смерть Иисуса Христа, – объясняется в греческой Кормчей, – была единственным необходимым средством спасения рода человеческого: это непререкаемый догмат православной веры. Без неё не было возможности примириться человеку с Богом, почему и апостол говорит: «Врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его». Образ смерти Христа выражается в каждом церковном священнодействии, но по преимуществу он действуется в таинстве крещения чрез совершаемые в нём три погружения, потому что во всех других образ Господней смерти бывает вне человека, а в крещении сам человек на себе изображает её, то есть сам крещающийся образно умирает и спогребается Христу в водах крещения.
«Елицы во Христа крестихомся, – говорит апостол, – в смерть Его крестихомся». Следовательно, для того, чтобы было в нас подобие смерти и трехдневного погребения Христа, необходимо должно быть в крещении три погружения. Этот догмат никоим образом нельзя выразить в обливательном крещении. В нем можно изобразить троичность, но погребение и воскресение Христа не мыслится в обливании. Наверняка найдутся люди, которые скажут, что всё это обрядовые мелочи и не стоит заострять на этом свое внимание, главное, чтобы крещаемый исправил жизнь свою по заповедям Христовым, а все остальное неважно. Эта мысль, на первый взгляд, может показаться настолько светлой и правильной, что не сразу можно будет обнаружить в ней тёмные пятна. Для того чтобы понять, насколько важно именно погружение при крещении, обратимся к учителю Церкви Христовой святителю Кириллу Иерусалимскому. В своём тайноводственном поучении он пишет: «Освятил крещение Исус, крестившись Сам. Ежели Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Крестился же Он не для того, чтобы получить прощение грехов, (ибо Он был безгрешен), но будучи безгрешным крестился для того, дабы крещающимся даровать Божественную благодать и славу. Ибо как по примеру детей, имеющих плоть и кровь, и Сам Он принял то же, дабы мы, сделавшись участниками с Ним в воплощенном Его явлении, вместе сделались участниками и в Божественной Его благодати: так и крестился Исус для того, дабы мы чрез сие опять сделавшись с Ним общниками, могли получить славу вместе со спасением. С грехами ты нисходишь на воду: но Благодатное призывание, запечатлевшее душу твою, уже не попустит быть тебе поглощену страшным драконом. Нисшедши мертвым грехами, восходишь оживотворенным правдою. Ибо, ежели ты сделался сообразным подобию смерти (Рим. 6:5) Спасителя, то удостоишься и воскресения. Поелику, как Исус, восприяв на Себя грехи вселенной, умер, дабы умертвивши грех, воскресить тебя правдою: так и ты нисшедши на воду, и некоторым образом погребшись в оной, подобно как Он во гробе каменном, восстаешь паки, дабы ходить во обновлении жизни (Рим.6:4). Потом когда удостоишься ты благодати, тогда Он подаст тебе крепость сражаться с вражиими силами… Исус Христос был (и есть – прим. авт.) Сын Божий. Но не прежде крещения Он начал проповедывать Евангелие. Ежели Сам Владыка наблюдал порядок времени; то мы ли, рабы, приступим к чему-либо без соблюдения порядка? (…) Приступи к крещению не так, как к воде простой, но как к духовной благодати, с водою даруемой. Ибо как приносимое в жертву, простое по природе, оскверняется через призывание идолов: так напротив простая вода, получив силу от призывания Святаго Духа и Христа и Отца, делается святою. Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: безтелесное для безтелесного, а телесное для тела. Вода очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом омытым водою чистою. Итак, когда сойдешь ты на воду; то не простую воду представляй себе, но от действия Святаго Духа ожидай спасения. Ибо без того и другого невозможно тебе достигнуть совершенства. Не я говорю сие, но Господь Исус Христос, имеющий в сем деле власть; Он говорит: аще кто не родится свыше и присовокупляет слова: водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3:3-5). Ни тот, кто крещается водою, но не удостоен Духа, не имеет совершенной благодати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Исус. И вот доказательство в Божественном Писании: Корнилий был муж праведный, удостоившийся видения Ангельскаго; молитвы его и милостыни представляли на небе пред Богом прекрасный столп. Пришел Петр, и Дух излился на верующих, и начали говорить на других языках и пророчествовать; впрочем, Писание говорит, что и после сей духовной благодати Петр повелел им креститься во имя Исуса Христа, дабы по возрождении души верою, посредством воды прияло благодать и тело. Ежели же кто желает знать, почему чрез воду, а не чрез другую стихию дает благодать: тот найдет разрешение сего в Божественном Писании. Вода есть нечто особенное и наилучшее из четырех видимых стихий мира. Небо есть жилище Ангелов, но небеса из воды. Земля есть обиталище человеков, но земля из воды. И прежде всего шестидневнаго устроения тварей, Дух Божий носился над водою. Начало мира – вода; и начало Евангелия – Иордан. Освобождение Израиля от фараона совершилось посредством моря, и освобождение мира от грехов совершается чрез омовение водою при действии Слова Божия. Где Бог вступает в завет с кем-нибудь, там и вода. С Ноем заключен был завет после потопа; заключен завет с Израилем при горе Синайской; но и он заключен при посредстве воды, червленной волны и иссопа. Илия возносится, но и здесь не без воды. Ибо сперва проходит чрез Иордан, потом восхищается на небо. Первосвященник сперва омывается, потом возжигает курения. Аарон прежде омылся, потом сделан был Первосвященником. Ибо как бы он приступил к молитве за других, не быв еще сам очищен водою? И знамением крещения была умывальница, находившаяся в скинии… Кто не примет крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во время гонений крестились собственною кровию. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Мк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь: но теперь еще не время тебе слышать сие».
Вот какие богословские глубины открывает нам святой отец и учитель Церкви IV-го века в вопросе о таинстве крещения. Причина, по которой многие сегодня недооценивают важность троекратного погружения в воду при крещении, понятна. Прежде всего, это поверхностное знание своей веры и преждевременное желание рассуждать и богословствовать от ума своего, находящегося в плену у страстей. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал в своих трудах об оскудении веры на земле и в Церкви. Он предупреждал нас, что на престолах святительских не будет достойных пастырей, и что мы по этой причине вынуждены будем искать ответы на волнующие нас вопросы в творениях св. отцов восточной православной Церкви. Последуем же совету духоносного старца и посмотрим, что же ещё говорят нам святые отцы по поводу таинства крещения.
В известном «Исследовании о греческом православии» инока Варнавы изложена его беседа с Александрийским патриархом Никанором и с Пилуссийским митрополитом Амфилохием о различии греков и латин. Варнава спросил патриарха: «Какая разница между нами и западными, т.е. римлянами?» Патриарх отвечал: «Как же, большая разница: они – еретики». И начал перечислять их ереси и погрешности. Вот они в крещении не погружают, а обливают (далее продолжал говорить об опресноках, об изменении календаря, об исхождении Духа Святаго от Отца и Сына и нелепой власти папской и т.д.). Далее инок Варнава спрашивает у патриарха: «А вы разве не поливаете» (в крещении)? Патриарх: «Как можно поливать, у нас первый довод на римлян, что они обливают, а не погружают». «Вода, – говорит свт. Василий Великий, – представляет знамение смерти, принимая тело как бы во гроб». Тела крещаемых в воде некоторым образом погребаются, следовательно, крещение таинственно изображает отложение плотских тел, по слову апостола: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении (Кол. 2:11-12). В своём послании архиепископ Словенский и Херсонский пишет: «Церковь православная везде крещает чрез троекратное погружение в воду и возведение от воды. Так крещает Церковь греческая, григорианская, арабская, болгарская, сербская, волошская, далматская; так крестит и Церковь русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в который трижды погружают крещаемых младенцев нагих с призыванием имен Пресвятой Троицы, так указано в 49-м Апостольском правиле: «Если кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению (в три погружения), во имя Отца и Сына и Святаго Духа … да будет извержен». А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет никакого сомнения. Св. Владимир принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде, и теперь крещают чрез погружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей греков и которых крестили греки, крещаются теперь не чрез погружение. Впрочем, думаю, не без основания, что крестить посредством обливания стали первоначально в Киеве, а потом и во всей Малороссии. Такое отступление произошло с того времени, когда униаты завладели Киевской митрополией. В Римской Церкви до XII века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только чрез обливание, но и чрез окропление. Свт. Василий Великий ясно говорит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения». Для чего же мы делаем упрощения в столь важном деле? Почему мы не сохраняем сего святого апостольского предания, как сохраняет его вся Православная Церковь?».
Итак, дорогие братья и сестры, изменение способа крещения произошло сначала у католиков, а затем уже в Малороссии, после захвата Киевской митрополии униатами. К нам же это латинское новшество пришло с реформами патр. Никона. Вот что писал по поводу обливательного крещения архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в Требнике. 50-е Апостольское правило грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа … О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеросалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В западных и юго-западных областях России насильственно введенная уния с католической церковью привела к тому, что там укоренилось крещение обливанием, а во всех остальных областях России все священники правильно крестят погружением. Западное крещение обливанием, к сожалению, проникло и в Крымскую область, и я должен в последний раз заявить, что считаю долгом, завещанным мне от Бога, искоренить в моей епархии крещение обливанием. По верной пословице «лиха беда начало» некоторые, не имеющие страха Божия священники, привыкнув крестить обливанием, доходят до того, что даже обливание заменяют поливанием водою или даже окроплением только головы стоящего в одежде крещаемого. Так нечестиво «крещенных», конечно, надо перекрещивать, ибо таинство над ними не совершено. Леность и отсутствие страха Божия многие и многие священники проявляют и в том, что опускают всю крайне важную часть чина крещения, относящуюся к освящению воды, и, не освящая её, не творят троекратного знамения креста в воде, не освящая елея и не помазуя им воды, заменяют все эти священнодействия подливанием в купель небольшого количества воды от водосвятного молебна. Поступающие так сами свидетельствуют об отсутствии у них не только трепетного, но и всякого уважения к величайшему таинству Крещения».
Константинопольский собор 1756 года повелевает перекрещивать крещенных обливанием. В 1895 году греческая Церковь в своем послании подтвердила постановления Константинопольского Собора о том, что она отвергает обливанство, как латинское нововведение, грубо противоречащее церковному преданию, идущему от Самого Господа и св. Апостолов. Как же так, могут возмутиться верующие люди, ведь перекрещивание – это второкрещенство, которое осуждается Церковью, да и в Символе веры мы читаем: «… исповедую едино крещение во оставление грехов…»? Почему же всё-таки церковными канонами не признаётся обливательное крещение и крещенных таким способом нужно заново крестить? Кроме вышеуказанных причин, ответ на этот вопрос заключается в самом слове «крещение». Дело в том, что на греческом языке слово «баптизантес» (крещение) буквально означает «погружение, окунание», а не «обливание», следовательно, тот, кто не погружался при крещении, тот по смыслу самого слова и не крестился. Поэтому тех людей, которые не были крещены погружением, погружали впервые, а не вторично, и это не считается второкрещенством, но истинным крещением. Для обязательного перекрещивания крещенных не по правилам православной Церкви существуют самые серьёзные основания, которые находятся в постановлениях Вселенских Соборов. 7-м правилом Второго Вселенского Собора и 95-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено не перекрещивать только тех, которые крещены в три погружения. Стало быть, по смыслу этих правил тех, кто крещен не в три погружения, а как-то иначе, должно перекрещивать, а если выразиться точнее, их нужно не перекрещивать, а просто крестить. 50-е Апостольское правило повелевает даже извергать из сана тех пресвитеров и епископов, которые не крестят в три погружения, но сегодня и это правило предано забвению.
Если все вышеприведённые примеры кому-то покажутся недостаточными, можно привести такое сравнение. Представим себе на минуту, что некие реформаторы-обновленцы решили изменить форму в таинстве причащения и вместо того, чтобы давать нам принимать причастие внутрь, они бы стали мазать нам, к примеру, лоб, и при этом говорили бы, что разницы нет никакой, внутрь принимать причастие или просто лоб мазать, ведь через кожу тоже проходит вещество, и вы точно также причащаетесь. Мы бы со своей стороны стали возражать и говорить, что это грубейшее нарушение церковного предания, а нам бы сказали, что всё это обрядовые мелочи, за которые не следует цепляться. Это конечно грубый пример, но зато понятный. Поскольку человек состоит из души и тела, постольку и таинства церковные двусоставны и помимо внутренней, имеют и внешнюю форму, которая для совершения таинства обязательна. Мы не безплотные ангелы, а грешные люди, которые нуждаются в тех или иных осязательных формах и образах. Каждое церковное таинство облечено в присущие данному таинству формы, и если в самой существенной части происходит грубое нарушение, то таинство считается несостоявшимся. Как бы кто ни пытался нас убедить, что всё это обрядовые мелочи, на самом деле это очень важно. Если бы это было неважно, тогда бы отцы Второго и Шестого Вселенских Соборов не приняли решение о перекрещивании крещенных не в три погружения. В Православной Церкви существуют вербальные и невербальные способы выражения тех или иных Божественных истин. Невербальные, по значимости, равны вербальным, т.к. мысль точно также выражается символом или жестом, как и словом. Искажая те или иные невербальные формы, мы искажаем и смысл, неразрывно связанный с ними, сами того не замечая. У католиков эти изменения коснулись практически всего. Казалось бы, что может быть проще, возьми Евангелие и почитай, как Господь причащал учеников Своих, однако латиняне даже здесь ввели изменение, и стали причащать только хлебом, а не хлебом и вином – Телом и Кровию Господа. Вряд ли кому-то в голову придёт мысль, что причащение Телом и Кровию, а не только Телом, – это обрядовая мелочь, но почему-то когда дело касается крещения не погружением, а обливанием – это становится мелочью, а ведь обливанство также родилось в недрах латинской ереси, как и многое другое. Если мы в данном вопросе придерживаемся двойных стандартов, то совершенно очевидно, что мы чего-то недопонимаем, но св. отцы, в отличие от нас, понимали этот вопрос, поэтому и написали строжайшие правила и каноны, запрещающие крестить не по Господню учреждению. Снова может кто-то возразить: «Так неужели наша Церковь этого не знает, ведь такого же быть не может?!». Что тут можно сказать? К сожалению, от ошибок не застрахованы не только отдельные личности, но и целые церковные сообщества, и даже поместные церкви. Римская Церковь тоже когда-то была вполне православной, а потом пошла по пути обновленчества и изменила не только древние церковные предания, но даже Символ веры. Византия, после падения Первого Рима, стала Вторым Римом, но и Второй Рим также пал в 1453 году после принятия греками Флорентийской унии с католиками и Третьим Римом стала Русь Святая, но и Третий Рим пал в 1917 году, а четвертому, как сказано, – не бывать. Не удивляйтесь, дорогие братья и сестры, ведь Сам Господь Исус Христос говорил, что к Его Славному и Второму Пришествию веры на земле практически не останется. То, что происходит сегодня с нашей Церковью, называется апостасией, – отступлением. После церк. реформы патриарха Никона, процесс разложения в Церкви принял грандиозные масштабы. Латинизации было подвергнуто не только таинство крещения, но и таинство брака, исповеди. Западный дух проник в церковное пение, иконопись, богословие и многое другое. Для того, чтобы народ не возмущался, ему внушили, что перекрещивание обливанцев есть второкрещенство и обрядоверие, и что всё внешнее неважно, главное – быть добрым и хорошим. То, что нужно быть добрым и хорошим, понятно даже ребёнку, но какое это отношение имеет к Божественным установлениям?! Если человек становится добрым и хорошим, то это означает, что он должен хорошо исполнять то, что заповедано Господом, а не нарушать, так давайте же будем добрыми и хорошими в исполнении того, что нам заповедано, а не в изобретении новшевств, которых уже и так предостаточно.
Увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения
свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
Вот что писал по поводу обливательного крещения архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в Требнике. 50-е Апостольское правило грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа… О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В западных и юго-западных областях России насильственно введенная уния с католической церковью привела к тому, что там укоренилось крещение обливанием, а во всех остальных областях России все священники правильно крестят погружением. Западное крещение обливанием, к сожалению, проникло и в Крымскую область, и я должен в последний раз заявить, что считаю долгом, завещанным мне от Бога, искоренить в моей епархии крещение обливанием. По верной пословице «лиха беда начало» некоторые, не имеющие страха Божия священники, привыкнув крестить обливанием, доходят до того, что даже обливание заменяют поливанием водою или даже окроплением только головы стоящего в одежде крещаемого. Так нечестиво «крещенных», конечно, надо перекрещивать, ибо таинство над ними не совершено [!!!]. Леность и отсутствие страха Божия многие и многие священники проявляют и в том, что опускают всю крайне важную часть чина крещения, относящуюся к освящению воды, и, не освящая её, не творят троекратного знамения креста в воде, не освящая елея и не помазуя им воды, заменяют все эти священнодействия подливанием в купель небольшого количества воды от водосвятного молебна. Поступающие так сами свидетельствуют об отсутствии у них не только трепетного, но и всякого уважения к величайшему таинству Крещения».
О вере и спасении. Вопросы и ответы
архимандрит Амвросий (Фонтрие)
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что крещение совершается погружением в воду, по примеру Господа нашего Иисуса Христа. Погружаясь в воду, как во гроб, мы со Христом умираем. И после троекратного погружения вместе со Христом воскресаем, подобно тому, как Он воскрес в третий день. Христос вошел в воды Иордана и погрузился в них. Потому и мы погружаемся в воды купели спасения.
Если человек находится при смерти и желает принять крещение, его следует, как говорит святой Игнатий Богоносец, облить водой так, чтобы все тело омылось водой. Мне пришлось в Иванове крестить одну больную женщину; она была лежачей больной – калекой. Ее подняли с постели, держали над тазом и я вылил на нее полное ведро заранее освященной воды. Обернули ее и положили в постель. Одели белую рубашку, и лежала она чистая и светлая, как новорожденный младенец.
Окропление – это католический, униатский прием. В униатском храме, бывает, стоят 100 человек, желающих креститься. Священник берет кисть и всех сразу кропит. На кого попадет вода, а на кого и нет. Может быть, там женщина в парике стоит, и ей на парик несколько капель упадет, но она-то остается некрещеной! Есть благословение Святейшего Патриарха Алексия II совершать крещение только погружением. Для этого в храмах надо построить баптистерии. Выбирается маленькая площадка, вниз строятся три ступеньки; наливается вода в бассейн, и человек может свободно погрузиться с головой... Обычно тех людей, которые были крещены окроплением, перекрещивают с формулировкой: «Аще не крещен...»
Именно погружение является правильным чином совершения Крещения
протоиерей Артемий Владимиров
Отметим: именно погружение является правильным чином совершения Крещения. Когда во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа мы погружаемся в святые воды как будто Иордана и исходим из них, то таинственно сопрягаемся со смертью Христа на кресте и с Его восстанием из гроба, становясь участниками страданий Спасителя, то есть, пользуясь плодами Его искупительной смерти, мы выходим из купели Крещения совершенно очищенными от всех наших вольных и невольных грехов. Более того, через Крещение, как вы знаете, мы вступаем в живой союз с Богом, и последствия адамова преслушания, которое отозвалось многочисленными болезнями души: самомнением, гордостью, обидчивостью, склонностью к печали, унынием, расслаблением – всего не перечислишь! – нейтрализуется Божественной благодатью. Так что выходим из купели такими, как ландыш серебристый является по весне, как белоснежная горлица восходит к небу из своего гнезда. Это действительно возрождение личности христианина к общению с Богом.
Совершение Крещения по уставу
митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Хочу напомнить также, о чем говорил неоднократно,— необходимости совершать Крещение правильно.
Канонические нормы, церковное Предание и правила говорят о том, что крещаемый должен быть трижды погружен в воду во образ трехдневного погребения и Воскресения Христа. К сожалению, в нашей Церкви закрепилась совершенно беззаконная практика, когда взрослых людей крестят другими «способами» — и даже обливанием это бывает трудно назвать.
Когда батюшки стараются эту практику оправдать, они говорят о том, что в храме «нет баптистерия». Да, хорошо, когда в храме есть специальное, отдельное, обустроенное помещение для Крещения — с купелью из мрамора, соответствующими росписями и так далее. Однако можно посмотреть: как крестят старообрядцы? Они берут простую деревянную бочку — и в ней крестят людей полным погружением. И если у храма нет возможности построить настоящий баптистерий, если Крещение совершается в нем не так часто — то ведь подойдет любая объемная емкость из металла, дерева, пластика (сейчас их продается множество), для того, чтобы совершать Крещение по уставу.
Минимум, который признает Церковь — это обливание, когда крещаемый раздевается, ставится в таз и полностью поливается водой из купели. То есть если совершается именно обливание, а не символическое окропление водой. Но опять же, это допускается только в том случае, если действительно нет никакой возможности совершить Крещение как полагается.
Однако я убежден, что большинство причин, которые при этом приводятся, — всего лишь самооправдание священника и оправдание тому беззаконию, которое въелось в плоть и кровь нашего духовенства. Это очень прискорбно говорить, но люди уже привыкли и не хотят возвращаться к правильной практике Крещения. Это говорит о пренебрежении к церковным правилам, канонам, установлениям, которое, к сожалению, господствует среди немалой части священнослужителей.
Даже при очень среднем уровне готовности и приходской экономики эти проблемы решаемы. Да и не так много сегодня крестится у нас взрослых людей. Прошли 1990-е годы, когда один священник за воскресный день мог крестить по 100 и больше человек. Следствие такого отношения к Крещению мы и видим сегодня: где они сейчас, эти люди, ходят ли они в храмы и в какие?..
Поэтому надо максимально использовать все возможности, чтобы крестить правильно, как полагается, через погружение. Если такой возможности все-таки нет, тогда крестить обливанием, но делать это крайне редко и считать не правилом, а нарушением, которое совершается «нужды ради».
из Доклада на Епархиальном собрании Саратовской епархии 28.12.2018