Источник

Крещение

ХРИСТОС, принимая Крещение, освятил воды.

Крещение есть духовное рождение.

В Крещении человек умирает греху и духовно рождается.

Крещение есть духовное воскресение.

В Крещении верующий сообразуется смерти и Воскресению Христа.

В КРЕЩЕНИИ человек усыновляется Богу.

Крещение омывает нас от греха и делает сынами Божиими.

В Таинстве Крещения душа обручается в невесту Жениху Христу.

В Крещении христианин обновляется и становится новой тварью.

В Крещении христианин делается наследником ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ.

Крещение есть дверь в Церковь.

Христианин в Таинстве Крещения оправдывается и становится чистым пред Богом.

Крещение обновляет и возвращает к Богу.

Младенцы также нуждаются в очищении.

В Крещении человек становится рабом Божиим.

В Крещении ХРИСТИАНИН освобождается от СМЕРТИ и ДИАВОЛА.

Крещение омывает скверны греховные.

В Крещении ХРИСТИАНИН получает прощение ГРЕХОВ.

Крещение отпускает ГРЕХИ и обновляет СЕРДЦЕ.

Крещение дает возможность пользоваться заслугами Христа.

Через Крещение верующие избавились от всех бедствий и получили ис­тинное блаженство.

Тщательно беречь одежду оправдания, данную при Крещении.

Духовно рожденному следует своей жизнью показывать, что он рожден от Бога.

По силе Крещения христианин должен быть мертв греху и жив Богу.

Вступая в ЦЕРКОВЬ, христианин дает присягу быть верным Богу.

Христианин обещался в Крещении служить Христу.

При Крещении человек отрекается от сатаны и его дел и обещает Богу работать.

Помнить всю жизнь, что в Крещении отрекся от сатаны.

С каждого ХРИСТИАНИНА Господь взыщет ОБЕТЫ Крещения.

Необходимо исполнять обеты, чтобы не оказаться пред Богом лживыми.

Память об обетах Крещения удаляет от ГРЕХА.

Обеты Крещения побуждают к ПОСЛУШАНИЮ.

ОБЕТЫ Крещения да помнит каждый христианин, особенно НАЧАЛЬСТВУЮЩИЙ.

Крещение не приносит пользы тем, кто не исполняет ОБЕТЫ.

Нарушающему обеты Таинство будет в осуждение.

Возвращающимся ко греху после Крещения это Таинство не приносит пользы.

Крещение НЕРАДИВЫМ ХРИСТИАНАМ не приносит пользы.

КРЕЩЕНИЕ бесполезно, если человек уклоняется на путь беззакония.

Нет пользы от Крещения, если в сердце мерзостно (8, с.435–445).

* * *

Хотя во святом Крещении человек и возрождается для жизни вечной, становится новой тварью, однако это еще не значит, что он стал святым – в святости надо утвердиться (7, с.306).

Когда можно принимать святое Крещение

Нужно походить в храм Господень, знать заповеди Божии и устроять свою жизнь согласно их требованиям, а также веровать в Бога от всего сердца, и только тогда креститься (3, с.93).

Христос – Основатель нового благодатного Царства

«Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (Мф.3,13). «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Оставь теперь, – отвечал Господь Ио­анну, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3,14–15). И Предтеча допускает Его. Как человек Христос был безгрешен. Он лично не нуждался в покаянии, но выступал пред людьми, как Основатель нового благодатного Царства. В это Царство, по Его учению, нельзя войти без Крещения (Ин.3,3).

Крестившись, Иисус молился. И вот «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» (Лк.3,21–22) (5, с.69).

Крещение – видимый знак посвящения Христа на общественное служение

В день Крещения Господня открылась людям истина о Триипостасном Боге. Отец глаголет, Возлюбленный Сын является в образе Сына Человеческого и Божественный Дух – в виде голубя.

В Крещении Господь наш Иисус Христос выступил открыто на мессианское служение как Агнец Божий, пришедший взять на Себя грех мира (Ин.1,29). Таково новозаветное Богоявление.

Крещение Спасителя есть вместе с тем торжественное объявление о Его Божественном достоинстве. Оно, наконец, есть видимый знак посвящения Его на общественное служение (пастырство) и явления миру (Ин.1,32).

Христос, выступая на служение миру, являя Себя людям, показал Себя не в громе, молнии и землетрясении, не в славе Сына Божия в сопровождении сонма Ангелов, а как смиренный человек. И обращается Он к Крестителю Иоанну не как Бог, а со смирением просит совершить над Собою Крещение во исполнение «правды» Божией.

Таким образом, Крещение Спасителя явилось началом Его пастырского служения (Там же, с.69–70).

Можно ли крестить:

а) без восприемников?

По правилам нет, но по нужде все возможно, и, как показывает церковная практика, восприемником может быть сам священнослужитель 15.

б) если восприемники неверующие?

При Крещении младенца восприемниками не могут быть лица неправославного вероисповедания, лица, которые по словам митр.Петра Могилы 16 не знают Бога, а также лица, допускающие смертные грехи и не кающиеся в них.

в) когда нет имен в святцах?

Если родители нарекли имя младенцу, которого нет в святцах, то мы не должны следовать слепо за этим, но нужно разъяснить им и предложить имя, имеющееся в святцах, наиболее близкое к тому, которое хотели дать родители (16).

Какая участь:

а) некрещеных младенцев и можно ли молиться за них?

В журнале «Душеполезное чтение» за 1914 г. (III, с.28–30) говорится:«Участь младенцев, умерших некрещеными, не может быть названа безнадеж­ной. В наших церковно-богословских книгах выражается прямое верование в помилование младенцев, скончавшихся некрещеными» (см. Синаксарь субботы Мясопустной).

Св.Григорий Богослов в слове «О крещении» говорит: «Не сподобившие­ся Св.Крещения по малолетству младенцы не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены Св. Крещением, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вред, ибо не всякий недостойный чести достоин уже и наказания».

Также говорит и св. Григорий Нисский, у которого есть целое рассуждение «о младенцах, прежде времени похищенных смертью».

Св.Феофан говорит, что «дети все – ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надобно предоставлять Божию милосердию. Путей Божиих (спасти их) бездна».

Разумеется, не может быть речи о поминовении некрещеных за Литургией.

Но каждый христианин из любви к Богу и ближнему может молиться о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах.

б) еретиков?

На эти вопросы прямых указаний мы нигде не найдем. Это непосредственно относится к ведению Божию. Хотя апостол Петр о лжеучителях говорит: «Суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2Пет.2,3). Апостол называет их «сынами проклятия» (2Пет.2,14), «им приготовлен мрак вечной тьмы» (2Пет.2,17, ср. ап.Иуды,13).

в) магометан и других?

Об этом мы имеем косвенное свидетельство в Деяниях святых апостолов, где апостол Петр говорит: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его приятен Ему» (Деян.10,34–35). Апостол Павел говорит о язычниках, что и они по природе законное делают, что «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2,14–15), то есть они будут судимы по тому, как они проводили свою жизнь (Там же).

Можно ли в однажды освященной воде крестить несколько раз?

Можно в одной освященной воде крестить несколько младенцев17 до тех пор, пока она не потеряет естественную чистоту, говорится у прот.Никольского и в книге «Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики» (37).

Можно ли во время крестин разбавлять воду ранее освященной водой?

Этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что святая вода, и даже богоявленская, предназначена для другой совершенно цели, то есть для освящения домов и других предметов, для искоренения страстей и т.д., как об этом говорит­ся в чине освящения воды. Вода же, освящаемая для Крещения, имеет другой смысл и назначение, а именно для возрождения крещаемого для жизни вечной. Священник молится Богу, чтобы отступили от нас все воздушные злые силы и да не утаится в воде сей демон темный, ниже да снидет с крещающихся дух лукавый. В этой воде происходит очищение плоти и духа просвещение души банею пакибытия, обновлением духа одеянием нетления и т.д. Этого в чине освящения воды на Богоявление нет, а поэтому для освящения воды в Таинстве Крещения употребляется другой чин.

Святой Григорий Нисский говорит: «Не пренебрегай божественной купелью и не считай ее обыкновенной по употреблению водой, ибо то, что в ней действует, велико есть и производит чудные действия»18. Притом все это предусмотрено Церковью на благо человека, а поэтому нужно исполнять в точности 19 (16).

Некоторые при Крещении не открывают Царские врата, другие открывают, кто прав?

Открытие Царских врат при Крещении – это была древняя практика, потому что Крещение совершалось непосредственно во время Литургии торжественным образом. В настоящее время Крещение младенца священнослужитель совер­шает и до Литургии и после, то есть когда у него есть время. Поэтому и при закрытых Царских вратах. Притом во многих храмах Крещение совершается в крестильнях, поэтому этот вопрос сам собой отпадает (37).

Можно ли воцерковлять крещеного независимого от его возраста?

Можно! Возраст не имеет никакого значения. За младенца поручаются принесшие его в том, что он будет достойным членом Церкви, а взрослый об этом сам свидетельствует, о своей преданности Богу и Церкви (Там же).

Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси

В Древней Руси праздник Крещения или Богоявления Господня назывался еще «праздником светов», так как в Навечерие Богоявления был обычай просвещать Святым Крещением оглашенных20. Обрядовая сторона праздника сформировалась под влиянием традиций Восточных Церквей и национальных особенностей. В первые века христианства, как свидетельствует святой Иоанн Златоуст в Беседе на Крещение (беседа 37-я), освящение воды совершалось в полночь накануне Богоявления 21.

Однако спустя полвека после Златоуста, а именно во второй половине V века, водоосвящение стали совершать не в полночь, а в Навечерие Богоявления. Введение такой практики приписывается Константинопольскому Патриарху Петру Гнафею (современнику императора Зенона Исаврянина) и Антиохийскому Патриарху Петру Фулону. Подобное же сказание существует и о Иакове Эдесском (V век).

До XI века великое водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз. В Навечерие Богоявления – Константинопольской и Антиохийской, в полночь – Иерусалимской Церковью. Об этом сказано в кратком начертании Студийского устава, в древнейших Триодях 22, в записках русского паломника игумена Даниила.

В XI-XII веках появляется современный обычай совершать водоосвящение дважды: в Навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма.

В литургических памятниках XIII века этот обычай возводится в правило. Так, двукратное освящение воды предписывается Севастьяновским уставом XIII века и Синодальным № 456 того же времени 23.

В первый период существования христианства на Руси великое освящение воды в Русской Церкви совершалось только в канун праздника Крещения. Под именем «водокрещи» оно упоминается Ипатьевской летописью в 1148 году. Это объясняется тем, что на Руси до XIV века господствовал Студийский устав, а по указанию полных Студийских уставов славянской отрасли освящение воды предписывалось только один раз – в Навечерие Богоявления 24.

Вероятно, двукратное освящение воды в Русской Церкви началось не ранее второй половины XIII века, когда Иерусалимский устав стал постепенно вы­теснять из употребления устав Студийский. Впрочем, славянские памятники говорят как о двукратном освящении воды, так и об однократном. Первое пред­писывается, например, сербским требником XV века.

Но даже в XVI веке преп.Максим Грек написал особое сочинение в защиту нового обычая совершать водоосвящение на источниках в день праздника 25. А патриарх Никон отменил двукратное освящение воды, объясняя это тем, что в начале принятия христианства на Руси воду освящали один раз. Однако это решение патриарха Никона было отменено на Московском Соборе 1667 года, где окончательно был решен вопрос о двукратном освящении воды в Богояв­ление.

Древнейшее для Русской Церкви описание чина Богоявленского водоосвящения встречается в полном Студийском уставе по рукописи XII века. По его указанию практика XII века не отличалась от современной. В одних памятниках более позднего периода (XIII-XIV веков) порядок водоосвящения почти такой же, как и теперь (служебник митрополита Киприана), в других – существенно отличается («Слово о кресте»).

Современный вид чин водоосвящения получил в основном в XVI веке. Таково изложение его состава в требнике патриарха Никона 1659 года. Но и в XVII веке были некоторые разногласия по поводу времени совершения водоосвящения. В книге «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе» указано на совершение водоосвящения как до, так и после литургии. Лишь в 1681 году патриарх Иоаким «указал сему действу быть после литургии» 26.

В Русской Церкви водоосвящение как в Навечерие Богоявления, так и в день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. Обрядовая сторона этого праздника на Руси приоб­рела сугубо национальный характер. В этот день всенародного торжества все от малого до великого шли на «Иордань», то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался обряд водоосвящения. Это духовное торжество укрепляло веру Христову в сердцах людей, давало им пищу для богомыслия, вызывая творчество русской мысли. Уже в XVI и XVII веках появились точные сведения о празднествах Крещения Господня, происходивших главным образом в Москве.

Торжественное предпразднство начиналось накануне Богоявления. В этот день читались царские часы, соединенные с литургией и вечерней, после чего совершалось водоосвящение. Если за богослужением присутствовал царь, то царские часы отправлялись в Успенском соборе самим патриархом.

Часы обычно читал протопоп собора, а произносил возгласы и читал Евангелие первенствующий епископ. После отпуста часов провозглашалось многолетие государю и его семейству, после чего патриарх произносил поздравительную речь с пожеланием мирного жития и благополучия и осенял всех крестом. В ответном слове государь поздравлял патриарха и всех присутствующих с празд­ником и, получив благословение, уходил в свои покои.

Вечерня всегда совершалась в Успенском соборе, на которой присутствие царя и патриарха было обязательным. Во время чтения паримий должностные лица ставили к бакам с водой два стола, один для сосудов с водой и других священных предметов, другой для мощей. На аналое перед ними поставлялась праздничная икона. Зажженные свечи царю и вельможам вручал сам патриарх. Во время освящения воды патриарх сам погружал крест в воду лицом к вос­току, держа распятием от себя. По освящении воды патриарх прежде принятия антидора трижды причащался ею, а затем столько же раз давал испить царю, вельможам и всем людям. Эту святыню все принимали не только натощак, но даже и ранее вкушения антидора. По окончании водопричастия и отпуста со­вершалось омовение чудотворных икон и окропление мощей св.водой. Затем возглашалось многолетие государю, произносилось поздравление, и этим за­канчивалось богослужение крещенского Навечерия.

Надо сказать, что в Восточной Церкви богослужение Навечерия Богоявле­ния особенным торжеством не отличалось. Арсений Суханов, посетивший Иерусалим и присутствовавший за вечерним богослужением 5 января, пишет: «Воду (патриарх) святил в мантии и в епитрахили и в омофоре точию. И пре­жде крест и потом кропил (святой водой), и ту руку целуют, что под кропилом. А кто хочет пить, и тот почерпнет сосудом и пьет сам, а не так, как у нас – «причащают»27.

Что касается самого праздника Крещения, то это богослужение на Руси проходило более торжественно, чем в канун праздника. Особенно впечатляющим был крестный ход на Москву-реку. Он совершался при большом стечении на­рода, а также при участии царя и вельмож 28. Количество людей, собиравшихся на это торжество не из одной только Москвы, а со всей Руси, исчислялось сотнями тысяч человек.

На реке, на месте водосвятия, устанавливался богато украшенный шатер для царя и балдахин для патриарха. Здесь же к востоку вырубалась крестообразная «Иордань». Шествие к месту водосвятия предваряли стрельцы с оружием, общей численностью от 400 до 600 человек. За ними следовало духовенство, начиная с младших, завершалось шествие патриархом. Затем открывалось «государево шествие». Впереди шли военные чиновники, за ними следовали дворяне, стряп­чие и стольники в золотых кафтанах, за которыми шла «стряпня царская» из 12 человек. Они несли одежду государеву, в которую он переодевался на «Иорда­ни». Царь во время крестного хода был облачен во все свои регалии, он был в царском венце, с крестом на груди и с посохом в руке, украшенным золотом и драгоценными камнями. Затем шли иностранные гости, приказные и народ. Все шествие охраняли стрельцы. Позади всех ехал кучер на лошади, запряженной в большие нарядные сани, которые предназначались для государя.

Достигнув «Иордани», шествие останавливалось и размещалось на льду реки в строгом порядке. Непосредственно у проруби находилось духовенство, царь со своими приближенными и воины. Остальные участники торжества пестрыми толпами заполняли окрестные берега Москвы-реки. И вот, наконец, наступает долгожданный час Великого освящения воды. Далеко разносятся в морозном воздухе возгласы и стройное пение духовенства. Все, от царя до простолюди­нов, стоят без головных уборов, несмотря на лютый мороз и любую погоду. По окончании «Великой Агиасмы» окропляются водой царские знамена, после чего патриарх, почерпнув воды серебряным ведром, отсылает ее «наверх» для окропления икон. Причащается святыни патриарх, а затем и сам царь. При целовании креста первосвятитель окропляет водой царя и его приближенных. Все с верой и благоговением омывают глаза и лицо иорданской водой. В это время морозный воздух наполняется многочисленными звуками гремят барабаны, грохочут орудия, звенят колокола московских и кремлевских церквей, слышны ликую­щие крики людей – русский народ возносит благодарение Богу. По окончании торжества крестный ход в прежнем порядке возвращался в Успенский собор. На протяжении всего пути патриарх кропил народ святой водой. Праздник обычно продолжался весь световой день, так что обедать садились при свечах. Надо отметить, что великолепие праздничного дня особенно удивляло иностранцев, о чем свидетельствуют их многочисленные воспоминания.

Крещенские торжества, только в более скромном виде, происходили по всей русской земле. А как совершался праздник Крещения в Иерусалимской Церк­ви? Очевидец событий Арсений Суханов отмечает, что чин водоосвящения совершался очень скромно. В своих заметках он поясняет: «После заамвонной молитвы вышед (патриарх) собором святил воду в коливифре 29 освящением бо­гоявленским и, соверша, отошел на свое место. Народу давал крест и кропил. Из купели имали воду сами, кто хочет, и пили, а патриарх не причащает, якоже у нас чин. Епископы же и прочие священники причащаются просто, не облачаючись, якоже у нас чин, облачаясь причащаются» 30.

В древнерусском чине водоосвящения XIII века встречаются любопытные особенности, возникшие, очевидно, под влиянием народного творчества, стремящегося сделать великий праздник как можно торжественнее. Некоторые священники связывали несколько крестов вместе и погружали их в воду в момент ее освящения. Эти кресты затем находились в церкви в течение недели, носились во время великого входа на литургии. Такой обряд с одними и теми же крестами продолжался в праздник Крещения не один год, а три или четыре. После чего считалось, что кресты получали особенную святость. По мнению совершавших этот обряд, именно связывание крестов и их обнесение на литургии придавало им особую святость. Крест, по их мнению, был как бы грешником и после тако­го обряда он якобы получал разрешение. Нет никаких данных для объяснения такого странного обряда. Этот древнерусский обычай своим новшеством не соответствовал восточному обряду, вследствие чего он впоследствии был осужден церковной властью. Но, несмотря на это, погружение связанных крестов в чине освящения воды сохранялось еще долгое время. Причем смысл этого действия стал прямо противоположным. «Неции от неведения или от неразумения, – говорится в Стоглаве, – совокупляют многие кресты, иконы с мощами и теми крестят»31, то есть освящают воду. Таким образом в XVI веке появилась другая крайность, то есть некоторые стали считать, что только большой связкой крестов и мощами могла освящаться вода, а не кресты водой, как считали до этого. Это также было неверно, поэтому Собор запретил и такое новшество, предписывая совершать водосвятие только одним крестом и притом в три погружения. От­носительно остальных крестов, икон и мощей Собор вынес решение: держать их при освящении воды на блюде архидиакону или диакону.

Примерно в то же время существовал и другой обычай освящать воду горящей трехсоставной свечой. Появление этого обычая относится к XVI веку. На Руси он возник вопреки древним восточным уставам, согласно которым полагается благословлять воду рукою священника и притом ранее погружения креста. Этот обряд погружения зажженной трехсоставной свечи был распространен по всей Руси, причем не только среди простого духовенства, но и среди выс­шей церковной иерархии. К большому сожалению, этот обычай имеет место и доныне в храмах Западной Украины. Хотя Собор 1667 года запретил его как «бесчинный, противный преданию и уставу Восточной Церкви» 32. По-видимому, в связи с этим обрядом и явилась прибавка к совершительным словам молитвы в Навечерие Богоявления «освяти воду сию Духом Твоим святым и огнем». Эту приписку при патриархе Филарете справщики книг во главе с преподобным Дионисием устранили, за что были обвинены невежественными людьми как еретики и отправлены в ссылку. И только благодаря вмешательству восточных патриархов они были освобождены от незаслуженного наказания.

Все эти народные обычаи, по-видимому, возникали на основе нецерковного торжества «водокрещей». В это торжество было вложено немало наивной веры, поэзии и даже своеобразного подвижничества. Так, например, на праздник Крещения многие из людей ранее церковного водосвятия отправлялись на реку, где вырубали на льду крестообразную прорубь, считая, что таким дейст­вием вода уже освятилась. Этот обычай носил неправославный характер и под­рывал как авторитет Церкви, так и нарушал древневосточный чин праздника Крещения.

Русский народ имел глубокую веру в святость крещенской воды. Поэтому по примеру Иерусалимской Церкви люди купались в проруби, несмотря на крещенский мороз. Паломники Древней Руси совершали путешествия в Иерусалим не только для того, чтобы посетить святые места, но и чтобы «во Ердань реки окупаться». «В самый праздник водокрещения, – пишет игумен Даниил, – был на Иордане с всею дружиною моею, и видехом благодать Божию, приходящую на воду иерданьскую, и множество народа безчисленно тогда приходят к воде со свещами, и всю ту нощь бывает пение изрядно и свещь без числа горящь. В полунощи же бывает крещение воде, тогда бо Дух Святый исходит с небес на воды иерданьския. Человеки же достойнии добре видят, како всходит Дух Святый, а вси народи не видят, но токмо всякому человеку радость бывает тогда в сердце. Да егда погрузят священницы крест честный и егда рекут «в Иердане крещающу Ти ся, Господи», – и тогда вси людие вскачют в Иердани, крещающиеся в Иерданьстей реце, якоже бо Христос в полунощи крестился от Иоанна» 33.

Этот обычай купаться в Иордане на праздник Крещения, очевидно, и перешел на Русь. Имея глубочайшую веру в святость богоявленской воды и в то, что посредством купанья в ней можно избавиться от болезней и грехов, православные люди безбоязненно совершали этот подвиг. Павел Иовий, присутствовавший при водоосвящении, свидетельствует, что «по окончании церемо­нии недужные и больные бросаются в реку; быв уверены, что священная вода омоет нечистоту болезни34.

Путешественник Герберштейн в своих записках уверяет, что в «Иордани» купались не только безнадежные больные, которых в воду погружали другие, но и матери купали в ней своих младенцев и «сейчас же вытаскивали» 35.

Диакон Павел Алеппский (XVII в) в своих записках говорит, что был также обычай делать во льду не одно, а много отверстий, в которых «священники тотчас же крестят младенцев и мужчин, ибо этого дня ждут от года до года»36.

Русские люди глубоко верили в то, что крещенская вода имеет не только целительное, но и очистительное от греха действие.

Особую нужду в таком омовении имели те, кто, по народным понятиям, смер­тно согрешил участием в языческих торжествах в дни Рождественских святок:гаданием, переряживанием и другими бесчинствами. Совершившие эти грехи, по народному поверию, должны снова креститься в крещенской «Иордани».

Надо отметить, что на Руси многие языческие обряды исполнялись актерами, поскольку это наиболее соответствовало их профессиональным занятиям. Этих актеров называли еще «скоморохами» и даже «халдеями». Вот эти люди и должны были креститься в «Иордани» после своих представлений. К халдеям также относились «беспутные» люди, которые ежегодно получали от патриарха дозволение в течение восьми дней пред Рождеством Христовым и вплоть до праздника трех Царей (Крещения) бегать по улицам города с особого рода потешным огнем, поджигать им бороды людей и в особенности потешаться над крестьянами. Халдеи эти одевались как масленичные шуты или штукари, на головах носили деревянные раскрашенные шляпы и бороды свои обмазывали медом для того, чтобы не поджечь их огнем. Во все время беганья и потех по городу халдеи считались как бы язычниками и нечисты­ми, так что если они умрут в это время, то их причисляют к осужденным на вечное мучение. Поэтому в день Крещения над ними совершается снова Крещение, чтобы омыть их от такой безбожной нечистоты и сделать их снова причастными Церкви христианской. «Халдеев погружали в «Иордань» три раза, то есть как бы совершали над ними новое крещение. После чего они делаются опять так же чисты и святы, как все другие. Иной такой молодец мог поэтому креститься раз десять и более» 37.

Следует отметить, что вообще обычай купаться на Крещение в проруби был распространен не только среди простого народа, но и бытовал среди класса привилегированных людей. Маржерет, упоминая о иорданском купании царя и вельмож, пишет, что видел купающегося монарха сам38.

Относительно крещенской воды можно сказать, что ее христиане уносили по домам и берегли в течение года с великим благоговением и осторожностью, принимая натощак как величайшую Святыню

Заботливость о святыне простиралась так далеко, что даже прорубь крещенскую оберегали от осквернения. Ее огораживали, а женщинам не разрешали мыть в ней белье.

Праздник Крещения на Руси имел свои национальные особенности. Этот цер­ковный праздник был поистине всенародным торжеством, которое возвышало религиозные чувства русских людей, воспитывало в них чувство благоговения к Святыне, укрепляло святую православную веру (7, с.418–424).

Крещение сняло с нас первородный грех

В одном из писем отец Иоанн (Маслов) отвечал на вопрос о Крещении: «Относительно той женщины, которая желает креститься надо ей походить в храм Господень, знать заповеди Божии и устроять свою жизнь согласно их тре­бованиям, а также веровать в Бога от всего сердца и только тогда креститься» (3, с.93).

* * *

Свою Небесную Обитель Господь отдает людям и Сам призывает в нее «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25,34). Но вот беда: не готовы мы к тому, что­бы явиться в Небесный чертог Господень – «одежды не имам, да вниду в онь». Живя беспечно, согрешая беспрерывно, мы уклонились от благодати Божией, обнажили свою душу, а теперь «не имеем одежды» – чистоты души и жизни христианской – чтобы войти в святые обители Господа. Какими только греховными сквернами не обременена душа наша: леность, сласто­любие, празднословие, осуждение, клевета, самолюбие, честолюбие, коры­столюбие, зависть, ненависть. Эти пороки совлекли с нас одежду брачную, одежду жизни вечной, и одели в одежды греховные, а в одежде беззакония – как явимся Богу нашему? Облечемся в светлую одежду спасения, и «как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15,49). Но где же взять эту одежду? Ее подает Спаситель наш Господь Иисус Христос. Поэтому в Великопостном песнопении мы и обращаемся к Нему «просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Он, Милосердный, даровал нам эту одежду в Таинстве Крещения (2Кор.1,22), чтобы быть нам «чадами Божиими» (Ин.1,12), ибо все, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (ср. Гал.3,27).

Крещение сняло с нас первородный грех, сделало нас чистыми и невинными пред Богом. Но наша беда в том, что, «облекшись во Христа» в Таинстве Крещения, мы опять запутываемся в грехах, опять забываем Христа, живем «по обычаю мира сего, по воле, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2,2). И Святая Церковь, как заботливая мать, напоминает нам о высоком предназначении христианина, указывает на наше удаление от Бога, и мы сокрушенно взываем к Нему: «Светодавче, спаси мя!» И Милосердный Господь, зная немощь нашу, даст нам средство вновь облечься в одежду спасения. Средство это – покаяние и причащение Святых Христовых Тайн. Слезами покаяния, как вторым Крещением, мы омываем скверну с души своей, а причастившись Святых Тайн, вновь облекаемся во Христа, ибо Он сказал: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6,56) (Там же, с.138–139).

Крещение – второе рождение

Посредством Таинства Крещения каждому человеку открывается путь ко спасению и он вступает в общение со Спасителем мира и Его Церковью. Только тот, кто принял Таинство Крещения во имя Святой Троицы, становится членом Церкви Христовой, становится родным Богу и «сожителем святых». В Крещении человек омывается от скверн греховных, умирая для греха, и оживотворяется благодатию Святого Духа, и поэтому Святое Крещение есть новое, духовное, святое, второе рождение. Если в плотском рождении все люди рождаются во грехе, как чада Адама, то в Таинстве Крещения человек рождается духовно от Бога и облекается в нового Адама – Христа (7, с.209).

Духовное рождение – выше естественного

Рождение духовное – выше естественного, потому что в нем восстанавлива­ются все те духовные силы, которые были в Адаме до его грехопадения. Здесь очищается сердце, мысли, разум, воля, хотения, и человек становится новым творением во Христе, рожденным свыше от Бога, становится сыном Божиим по благодати (Там же, с.210).

Только Крещение возрождает в человеке образ Божий

В Крещении человек освобождается от духа нечистого и темной его власти и обручается «Небесному Жениху – Христу, яко дева чистая». Спаситель мира, вступая в союз с душой крещаемого, умерщвляет в ней все ветхое и греховное и не поминает его прежних грехов и беззаконий, оставляет ему всякое законо преступление, делает его сыном Своим. В Таинстве Крещения человек снова вступает в завет с Богом, получает залог духовного восстания и воскресения, наследие будущей блаженной жизни со Христом. Только Крещение возрождает в человеке образ Божий, помраченный грехами после преслушания Адама. В этом спасительном Таинстве Господь сообщает человеку первоначальные дары. Другими словами, крещаемый становится живой частицей организма церков­ного, живущего Божественной жизнью Христовой (Там же).

Крещение не искореняет наклонность ко греху

В Таинстве Крещения каждый человек прививается ко Христу, как ветка к виноградной лозе, но спасается далеко не каждый – по той причине, что хотя Крещение и очищает нас от греха и изглаждает нашу виновность пред Богом, так что мы становимся оправданными и святыми пред Ним, однако совсем не искореняет нашу наклонность ко греху. Ведь человек и после Крещения живет в этом мире, который, согласно Священному Писанию, «весь во зле лежит» (ср.: 1Ин.5,19); следовательно, это зло пленяет, а иногда и уводит «на страну далече» (Лк.15,13) вновь родившегося в купели Крещения (Там же).

Действие врага на человека после Крещения

На пути, ведущем ко спасению, кроме плоти и мирских соблазнов, строит свои козни виновник всякого зла – диавол, который, хотя и не имеет над созданием Божиим той власти, какую он имел до Крещения человека, однако может склонить волю последователей Христовых к порочной жизни и тем самым сделать их своими узниками. Отсюда задача христианина – еще более вооружаться против духа злобы и не ослаблять своего подвига, но с еще боль­шей ревностью подвизаться против его ухищрений и продолжать свое шествие спасительным путем (Там же, с.211).

Когда Крещение спасительно

Святое Крещение может быть только тогда эффективным и спасительным, когда человек, принявший его, будет проводить свою жизнь согласно данным им обетам, то есть прилагать все свои усилия и стремления к богоугодной жизни, посредством которой он сможет, с помощью Божией, победить диавола и навеки соединиться со своим возлюбленным Спасителем (Там же).

Крещение Господа нашего Иисуса Христа.

Богоявление

Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения – от древнего обычая совершать накануне его, в Навечерие, Крещение оглашенных, которое является в сущности духовным просвещением.

Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов, а также во многих стихирах и тропарях праздника.

Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.

Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «решительную душ и телес купно» (4 января, вечерня, стихира на стиховне; 3 января, утреня, канон, 2-й тропарь 4-й песни).

Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спа­сительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого есте­ства, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение («пакибытие»).

Таким образом, Крещение Христа в водах Иорданских имело значение не символа только очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое.

Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество – на тело и душу человека (4, с.146–147).

С принятия Крещения начинается общественное служение Христа

С явлением Христа на Иордан для принятия от Предтечи Крещения начинается Его общественное служение. Одно уже то, что, будучи Творцом всей твари, Он просит от Своего раба Крещения, в котором не имел нужды, свидетельствует о Его смиренном подвиге. Принимая Крещение в водах Иордана, Спаситель мира тем самым омывает в нем греховную скверну человеческой природы, мучившую человека на протяжении многих тысячелетий (7, с.187–188).

Установление Таинства Крещения

Этой спасительной и таинственной Иорданской купелью Сын Божий устанавливает на все времена и для всех народов, хотящих наследовать жизнь вечную, «спасительное Крещения нашего Таинство» (Там же, с.188). В Крещении водные стихии освящаются. В этом спасительном Крещении водные стихии, некогда за грех человека лишив­шиеся своей первозданной чистоты, восстанавливаются и освящаются (Там же).

* * *

15

Митр. Петр Могила. Требник. с.11, пр. Попов. Письма по пастырскому богословию. с.64.

16

Митр. Петр Могила. Требник. ч.1, с.11.

17

Никольский К. Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики. СПб, 1907, с.58–59.

18

Св. Григорий Нисский. О крещении христиан. т.3, с.369–370.

19

Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики М , 1875 С 57–58.

20

Пост. Апост., кн.5, гл.13.

21

Типикон. М., 1906, с.190.

22

Православная богословская энциклопедия. т. 3, Пг., 1902, с.660.

23

Там же, с.661.

24

Там же.

25

Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека. Л, 1984, с.9.

26

Никольский К. Пособие по изучению устава Богослужения Православной Церкви. СПб, 1865, с.535.

27

Проскинитарий. Казань. 1870, с. 67.

28

В 12 часов дня царь выходил из дворца при громком звоне всех Ивановских колоколов и направлялся в Успенский собор, где он, приложившись к иконам и поприветствовавшись с патриархом, возлагал на себя «полный царский сан», или «большой царский наряд». Божественная литургия совершалась патриархом Крестный ход на реку совершался до Литургии или после нее Патриарх с крестным ходом выходил из собора западными вратами, а царь с вельможами – южными. В крестном ходе участвовало от 500 до 650 духовных лиц.

29

Коливифр – купель для крещения.

30

Проскинитарий. Казань, 1870, с.68–69.

31

Стоглавый Собор. Москва, 1551. М., 1913, с.58.

32

Определения Московского собора 1666–1667 г.г. Православный собеседник. 1863, Декабрь, с.362.

33

Описание этого обычая приводится в «Месяцеслове русских святых» преосв.Димитрия (Изд. 1896 г. Вып.V, с.67–72). В XVIIв. паломники разных наций и исповеданий имели обычай купаться в священной реке еще на Страстной неделе в Великий вторник. Об этом свидетельствуют Василий Гагара и Арсений Суханов.

34

Библиотека иностранных писателей о России. Отдел И, т.1, СПб, 1847, с.46.

35

Чтения Общ. Ист. и Древн. (ЧОИДР) т. 4, 1884, с.33.

36

Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским (пер. Г.Муркоса. Изд. Московского универси­тета, 1896–1900, Вып.II, с.196).

37

Подробное описание Голитинского. посол Пер.Барсова. с.314–315. Во время Олеария патр.Иоасаф воспретил халдеям их уличные подвиги.

38

Чтения Общ. Ист. и Древн. 1884, т.4, с.33.


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle