I. О ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ
§ 201. Место таинства крещения в ряду прочих таинств, понятие о крещении и его разные названия
1. Крещение занимает первое место в ряду седми таинств православной Церкви: потому что оно служит для людей как бы дверию в самую Церковь, по слову Спасителя: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие, т. е. в царство благодати, а за тем в царство славы (Иоан. 3, 5), – и, след., служит вместе дверью ко всем другим таинствам, которые сохраняются и законно совершаются только в Церкви. Посему таинство это всегда было преподаваемо людям и доселе преподается прежде прочих, и тот, кто еще не сподобился крещения, никогда не мог и не может соделаться причастником какого-либо другого из таинств церковных853.
2. Под именем Крещения разумеется такое таинство, в котором человек грешник, родившийся с наследственною от прародителей порчею, вновь рождается водою и духом (Иоан. 3, 5); или раздельнее – такое таинство, в котором грешник, оглашенный верою Христовою, при троекратном погружении его в воду, во имя Отца и Сына и Св. Духа, очищается благодатию Божиею от всякого греха и соделывается новым человеком, оправданным и освященным (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 102). Таким образом, благодать Божия, доселе только призывавшая грешника к вере Христовой и возбуждавшая в нас веру, здесь в первый раз таинственно изливается на самое существо человека, и совершенно очищает его, освящает, воссозидает.
3. Соответственно этому, таинство Крещения издревле называемо было разными именами. Так – а) по видимой стороне своей оно называлось: банею или купелию854, свящ. источником855, иногда просто – водою856; б) по невидимым действиям и знаменованию: – просвещением857, благодатным даром858, возрождением859, освящением860, печатию во Христе861, печатию Христианства862, печатию веры863; в) по тому и другому вместе: – купелию таинственною864, купелию спасительною865, купелию покаяния и познания866, купелию или банею пакибытия (Тит. 3, 5) и возрождения867, купелию жизни868, водою жизни вечной869, источником Божественным870, таинством воды871, таинством нового рождения872, и под.
§ 202. Божественное установление таинства Крещения
Божественное установление таинства Крещения несомненно. Для подтверждения этой истины не станем указывать на крещение Иоанново, хотя и оно было с небеси (Марк. 11, 30): потому что Иоанново крещение служило только прообразом крещения Христова (Матф. 3, 11; Марк. 1, 8; Лук. 3, 16), только приготовляло, и притом одних Иудеев, к принятию Мессии и Его царства (Матф. 3, 1. 2; Лук. 1, 16; 3, 3); было только крещением покаяния (Марк. 1, 4; Деян. 19, 4), и не возрождало благодатию Св. Духа, так что крестившиеся Иоанновым крещением должны были впоследствии креститься еще крещением Христовым (Деян. 19, 2–6)873. Не станем указывать и на крещение самого Христа Спасителя от Иоанна, хотя Господь здесь, как говорит св. Златоуст, «исполнив крещение иудейское, отверз двери и Крещению Церкви новозаветной»874, хотя своим нисшествием в струи Иорданские Он освятил естество вод для освящения ими всего человечества875, и хотя здесь видим уже, что на крестившегося Иисуса сошел Дух Святый, подобно тому, как нисходит возрождающая благодать Его на каждого из верующих в христианском таинстве876. Не станем, наконец, указывать на крещение, которое совершали ученики Господа Иисуса еще во дни Его земной жизни; потому что и оно, по замечанию св. Златоуста, ничем не было отлично от крещения Иоаннова877, совершалось современно с ним, а не заменило его собою (Иоан. 4, 1. 2), относилось к одним Иудеям (3, 22. 23); и след., подобно Иоаннову, только приготовляло их чрез покаяние к принятию явившегося Мессии и ко вступлению в Его благодатное царство (Матф. 10, 7). Все это были только предуказания на христианское таинство Крещения, прообразы его и как бы предначатки.
Самым же делом Господь установил таинство Крещения уже по воскресении Своем, когда, искупив нас Своею бесценною кровию и стяжав ею право раздавать верующим дары Св. Духа (Иоан. 7, 39; 2Петр. 1, 3; 1Кор. 1, 4), торжественно сказал ученикам Своим: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века(Мат. 28, 18–20); иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16, 16; снес. Посл. вост. патр. о прав. вере чл. XV). Здесь является уже Крещение, как таинство для всех людей, а не для одних Иудеев, как учрежденное навсегда до скончания века, а не на время, и как необходимое условие для вечного спасения, а не для приготовления только к благодатному царству Мессии. С этих пор св. апостолы, как только сами облеклись силою свыше (Лук. 24, 49), начали постоянно совершать таинство Крещения и очищать, возрождать в нем верующих благодатию Св. Духа: покайтеся, сказал св. Апостол Петр в тот же день Иудеям, внимавшим его проповеди, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2, 38). И действительно, тогда же крестилось и приложилось к Церкви Христовой около трех тысяч (- 41). Вскоре св. Филипп крестил евнуха (Деян. 8,38), св. Петр – Корнилия сотника с его семейством и другими (10, 47. 48), св. Павел – Лидию (16, 15), стража темничного с его домашними (- 33), Криспа со всем его домом и многих из Коринфян (18, 8), некиих учеников в Ефесе, крестившихся прежде крещением Иоанновым (19, 1–5), и т. д. От св. апостолов прияла таинство Крещения св. Церковь, которая с того времени неизменно совершала и совершает это таинство для всякого, кто только желает соделаться ее чадом и в ней достигнуть вечного спасения.
Так смотрели на установление христианского таинства Крещения и на отношение к нему крещения Иоаннова древние учители и св. Отцы Церкви. Например:
Тертуллиан: «В деяниях апостольских находим, что крестившиеся Иоанновым крещением не прияли Духа Святаго, даже не слышали о Нем (Деян. 19)… Это было крещение покаяния, как бы предначатие (quasi candidatus) имевшего последовать отпущения и освящения во Христе. Ибо если Иоанн проповедывал крещение покаяния во оставление грехов: то разумелось будущее оставление, – так как покаяние предшествует, а оставление последует, и это-то значило приготовлять путь… Крестили ученики Иисусовы, как служители, подобно Иоанну Предтече, и тем же Иоанновым крещением, а не другим. Ибо другого нет, кроме установленного впоследствии Христом, которое не могло тогда быть преподаваемо учениками: потому что не исполнилась еще слава Господа, не устроилась сила купели (efficatia lavacri) чрез страдание и воскресение… До страдания и воскресения Господа для спасения была одна (nuda) вера. Но когда вера эта умножилась верою в рождение, страдание и воскресение Его, тогда дарованы – полнота таинства, запечатление Крещения, как бы одежда веры, которая прежде была обнаженною и не имела силы без своего закона. А теперь закон крещения (погружения) дан, форма предписана: шедше, сказал Господь, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19). Определение, этому закону сделанное: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие (Иоан. 3, 5), обязало веру к необходимости Крещения. С тех пор все верующие крещаются»878.
Св. Василий великий: «Иоанн проповедывал крещение покаяния; и к нему выходила вся Иудея. Господь проповедует крещение сыноположения; и кто из возложивших на Него упование не будет повиноваться? То крещение предначинательное, а это совершительное; то удаление от греха, а это – присвоение Богу»879.
Св. Григорий Богослов: «Крестил Моисей; но в воде; а прежде сего во облаце и в мори (1Кор. 10, 1); и сие имело прообразовательный смысл, как разумеет и Павел. Морем прообразовалась вода, облаком – Дух, манною – хлеб жизни, питием – Божественное питие. Крестил и Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водою только, но и в покаяние (Матф. 3, 11); однакоже не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом. Крестит и Иисус, но Духом: в сем совершенство»880.
Св. Иоанн Златоуст: «Почему, спросишь, Господь не крестил сам? Еще прежде сказал Иоанн: той вы крестит Духом Святым и огнем (Матф. 3, 11). Но Духа Он еще не давал, – потому и не крестил. А крестили только ученики, желая привлечь многих к спасительному учению… Если же кто спросит, что большего имело крещение учеников Христовых пред Иоанновым? Мы скажем: ничего. Ибо то и другое крещение было равно без благодати Духа, и причина крестить у обоих была одна – приводить ко Христу крещающихся»881. «Что было с Пасхою, то же происходит и с крещением. Ибо как тем Иисус Христос, совершив ту и другую пасху, одну отменил, а другой дал начало: так и здесь, исполнив крещение иудейское, отверз двери к крещению Церкви новозаветной. Как там в одной вечери, так здесь в одной реке – и тень начертал и истину представил. Ибо только сие крещение имеет благодать Святого Духа; крещение же Иоанново не имело сего дара. Посему-то ничего подобного не случилось при крещении других людей; совершилось сие только с Тем, кто имел преподать сей дар, дабы ты кроме вышесказанного познал и то, что не чистота крещающегося, но сила Крестившегося произвела сие. Тогда и небеса отверзлись, и Дух Святый снисшел»882.
Св. Кирилл александрийский: «Как закон Моисеев служил некоторым приготовлением к будущим благам и духовному богопочтению, заключая в себе сокровенную истину: так и крещение Иоанново, относительно к крещению Христову, содержит в себе приготовительную силу»883.
Такое же учение излагают: св. Кирилл иерусалимский884, св. Афанасий885, блаж. Августин886, блаж. Иероним887, св. Иоанн Дамаскин и другие888.
§ 203. Видимая сторона таинства Крещения
Видимую сторону собственно таинства Крещения (которая со всеми обстоятельствами изображена в чинопоследовании этого таинств а) составляет троекратное погружение крещаемого в воду, с произнесением слов: «крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Св. Духа» (Простр. хр. Катих. о крещении). Здесь, в частности, различаются: а) вещество таинства – вода, б) действие при самом совершении таинства – троекратное погружение крещаемого в воду, и в) слова, произносимые во время этого действия.
1) Веществом для таинства Крещения должна быть вода, чистая, естественная (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 103). Ибо на это вещество для Крещения указал сам Спаситель словами: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Иоан. 3, 5). В воде совершали крещение св. Апостолы: якоже идяху путем, свидетельствует книга деяний апостольских о св. Филиппе и каженике, приидоша на некую воду, и рече каженик: се вода! что возбраняет ми креститися?… И повеле cmamu колеснице: и снидоста оба на воду, Филипп и и каженик: и крести его (8, 36. 38). Равным образом и св. Петр, когда на слушавших слово его язычников внезапно излился Дух Святый, сказал: еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим, иже Дух Святый прияша, якоже и мы; повеле же им креститися во имя Иисус Христово (10, 47. 48). В воде всегда совершала крещение и св. Церковь, как видно из бесчисленных свидетельств еe пастырей и учителей, например: а) св. Иустина: «кто убедится и поверит, что учение наше и слова истинны, и кто обещается, что может жить таким образом, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили Бога об отпущении прежних грехов, и мы с ними молимся и постимся; потом приводятся они нами туда, где есть вода, и возрождаются там же образом, каким сами мы возродились, т. е. омываются они тогда водою во имя Отца всех и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго»889;
б) св. Кирилла иерусалимского: «так как человек состоит из двух частей, из души и тела; то и очищение двоякое, бестелесное для бестелесного, а телесное для тела: вода, т. е. очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным, и телом омытым водою чистою»890; в) св. Григория Богослова: «поскольку мы состоим из двух естеств, то есть из души и тела, из естества видимого и невидимого; то и очищение двоякое, именно: водою и Духом; и одно приемлется видимо и телесно, а другое, в тоже время, совершается нетелесно и невидимо; одно есть образное, а другое истинное и очищающее самые глубины»891; г) Василия великого: «поскольку в крещении предложены две цели, истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, ожить же Духом и иметь плод во святыне; то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь»892; д) блаж. Августина: «что есть крещение Христово? Купель воды с произнесением слов (in verbo); отними воду, – нет крещения; отними слова, – нет крещения»893; е) св. Иоанна Дамаскина: «Он (Господь) заповедал нам возрождать водою и Духом при наитии на воду Св. Духа, по молитве и призыванию. Ибо как человек состоит из двух частей, души и тела; то Господь дал нам и двоякое очищение, т. е. водою и Духом. Духом, чтобы обновить в нас образ и подобие (Божие); водою, чтобы благодатию Духа очистить тело от греха и избавить от тления. И вода здесь представляет образ смерти, а Дух подает залог жизни»894. Посему совершенно несправедливы и те, которые отвергали всякое вещество в таинстве Крещения895, и те, которые, вслед за Лютером, признают годным веществом для крещения не одну воду, но всякую жидкость896.
2) Крещение должно быть совершаемо чрез троекратное погружение крещаемого в воду. Чрез троекратное: по правилу св. апостолов897 и по учению древних учителей Церкви, – во имя трех Лиц Пресв. Троицы898, равно как в воспоминание смерти, погребения и воскресения Господа Иисуса Христа899, – и Церковь не признавала действительным крещение евномиан и других еретиков, крестивших только единым погружением900. – Чрез погружение: потому что – а) чрез погружение крестился сам Христос от Иоанна (Матф. 3, 16; снес. Марк. 1, 5; Иоан. 3, 23); б) чрез погружение крестили св. Апостолы (Деян. 8, 37. 38); в) крещение представляется в Писании точным подобием всемирного потопа, егоже воображение (άντιτυπον), по словам св. Петра, ныне и нас спасает крещение (1Петр. 3, 19–21); банею водною, в которой Господь очищает нас (Ефес. 5, 26; Тит. 3, 5), и как бы гробом, в котором мы спогребаемся Христу в смерть (Рим. 6. 4; снес. Кол. 2, 12): все такие названия, которым только тогда будет соответствовать это таинство, когда будет совершаемо чрез погружение. Наконец – г) чрез погружение, по сознанию даже самих иномыслящих901, совершалось таинство это в древней Церкви, как несомненно свидетельствуют – св. Дионисий Ареопагит902, Тертуллиан903, св. Василий великий904, св. Григорий нисский и другие905.
Что же касается до окропления и обливания, как обыкновенно совершается ныне крещение в церкви западной: то в древности этот образ совершения таинства допускался только в виде исключения из правила, в случаях крайности, преимущественно для тяжких больных, возлежавших за одре (для так называвшихся клиников от κλίνη – одр), которых нельзя было крестить чрез погружение906. И – замечательно – даже в третьем веке, этот образ крещения подвергался еще пререканию со стороны некоторых, так что св. Киприан, для устранения недоумений, нарочито писал, что таинство Крещения не теряет своей силы и при таком способе совершения907. А потому и православная Церковь доныне, хотя также допускает обливание или окропление при совершении крещения, как не уничтожающие силы таинства908, но допускает только в крайних случаях – в виде исключения из общего правила.
3) Крещение должно быть совершаемо во имя Пресв. Троицы, с произнесением слов: «крещается раб Божий… во имя Отца и Сына и Св. Духа». Ибо во имя Отца и Сына и Святаго Духа заповедал крестить вся языки сам Господь Спаситель (Матф. 28, 19). И вследствие столь ясной и определенной заповеди так, а не иначе, всегда совершала крещение св. Церковь с самого своего начала. Об этом свидетельствуют: а) правила апостольские: «аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во имя Отца и Сына и Св. Духа, да будет извержен» (прав. 49); б) св. Иустин мученик и Тертуллиан, которых слова мы уже привели выше909; в) Ориген: «спасительное крещение должно быть не иначе совершаемо, как только во имя (auctoritate) всей высочайшей Троицы, т. е. чрез призывание (cognominatione) Отца и Сына и Св. Духа»910; г) св. Киприан: «сам Христос повелел крестить во имя всей Троицы вместе»911; д) св. Афанасий: «кто отделяет что-либо от Троицы, и крещается в единое имя Отца, или в единое имя Сына, или во Отца и Сына без Духа, – тот ничего не получает…, ибо достижение (τελείωσις) в Троице"912; е) св. Василий великий: «вера и крещение суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою, а та и другое исполняется одними и теми же именами. Как веруем в Отца и Сына и Святого Духа, так крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа. И как предшествует исповедание, вводящее во спасение, так последует крещение, запечатлевающее собою наше согласие на исповедание»913. Свидетельствуют так же – св. Григорий нисский, св. Амвросий, св. Кирилл александрийский914, блаж. Иероним915, блаж. Августин916 и другие.
Относительно же тех мест св. Писания, в которых упоминается о крещении вo Христа (1Кор. 1, 2. 13), или во имя Иисуса Христа (Деян. 2, 38; 8, 16; 10, 48; 19, 5), надобно заметить, что эти места, по толкованию учителей Церкви, вовсе не показывают, будто Крещение когда-либо совершалось или должно совершаться не во имя св. Троицы. Ибо –
а) Выражение: креститься во Христа – значит только креститься крещением, установленным от Иисуса Христа, крещением не Иоанновым или другим каким-либо, а христианским, во имя св. Троицы. «Креститься во Иисуса Христа, говорит именно св. Евлогий александрийский, значит креститься по заповеди и преданию Христа Иисуса, т. е. во Отца и Сына и Св. Духа»917. И действительно, в книге деяний апостольских замечено, что некоторые, крестившиеся прежде во Иоанново крещение и неприявшие даров Св. Духа, крестились потом, чтобы сподобиться этих даров, во имя Господа Иисуса (19, 4. 5), – что, очевидно, можно понимать так: крестились крещением христианским.
б) Выражением: креститься во имя Иисуса Христа не только не отрицается, напротив, предполагается имя и Отца и Св. Духа, которое, у всех Лиц пресвятой Троицы, по отношению к Их существу и Божеству, есть едино и нераздельно. «Никого, пишет св. Василий великий, да не вводит в обман у Апостола то, что, упоминая о Крещении, нередко умалчивает он о имени Отца и Святого Духа, и никто не должен заключать из сего, что не надобно соблюдать призывания имен. Сказано: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27); и еще: елицы во Христа крестистеся, в смерть его крестистеся (Рим. 6, 3). Это потому, что наименование Христа есть исповедание всего; оно указывает и на помазующего Бога, и на помазанного Сына, и на помазание – Духа, как учит нас Петр. в Деяниях: Иисуса, иже от Назарета, егоже помаза Бог Духом Святым(Деян. 10, 38)"918. Или, как разумеет другой древний учитель Церкви: «храня истину веры Христовой, и зная, что единое есть имя Троицы, он (св. апостол Петр) справедливо поступил и в том случае, когда сказал, что несть иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам, кроме имени Христа (Деян. 4, 12), и в том, когда, научая креститься во имя Иисуса Христа, крестил во единое имя Отца и Сына и Св. Духа. Ибо в Троице, где – всецелое единство по естеству, нет никакой естественной разности в имени»919. Замечательны также слова св. Иоанна Дамаскина: «хотя Божественный Апостол говорит, что мы во Христа и в смерть его крестимся (Рим. 6, 5); однакож не разумеет, что таково должно быть призывание при Крещении; а хочет показать, что Крещение есть образ смерти Христовой. Ибо в Крещении троекратным погружением означается тридневное Господне пребывание во гробе. А креститься во Христа, значит креститься, веруя в Него; но веровать во Христа невозможно, не научившись исповедывать Отца и Сына и Св. Духа. Ибо Христос есть Сын Бога живого, помазанный от Отца Духом Святым… Какие должны быть слова призывания, тому сам Господь научил учеников своих, сказав: крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Мат. 28, 19)"920.
Совершая всегда Крещение, по ясной заповеди Спасителя, во имя Отца и Сына и Св. Духа, св. Церковь всегда осуждала тех, которые отступали от этого богопреподанного чина, как то: а) безъименных еретиков, крестивших во имя трех Отцев, или трех Сынов, или трех Утешителей921; б) многих гностиков и евномиан, крестивших в смерть Христову922; в) маркозиан, крестивших во имя неведомого Отца всех вещей, – истины, матери всего существующего, – Христа, нисшедшего на Иисуса, чтобы соединиться с Ним и совершить вместе с Ним чудеса и искупление923; г) евномиан, крестивших во имя Творца, или во имя Бога – несотворенного и Сына сотворенного, и Духа – освятителя, сотворенного чрез Сына924 и под.
§ 204. Невидимые действия таинства Крещения и его неповторяемость
I. Но в то самое время, как оглашенный св. верою видимо погружаем бывает в водах Крещения, с произнесением слов: «крещается раб Божий… во имя Отца и Сына и Св. Духа», – благодать Божия невидимо действует на все существо крещаемого, и –
1) Возрождает его, или воссозидает, как засвидетельствовал сам Христос Спаситель в беседе с Никодимом. Отвеща Иисус, и рече ему: аминь аминь глаголю тебе, аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия. Глагола к нему Никодим: како может человек родитися стар сый? еда может второе внити во утробу матере своея, и родитися? Отвеща Иисус: аминь аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие. Рожденное от плоти, плоть есть, и рожденное от Духа, дух есть (Иоан. 3, 4–6). Почему и св. Павел называет крещениебанею пакибытия – παλιγγενεσίας (Тит. 3, 5).
2) Очищает от всякого греха, оправдывает и освящает. Это видно – а) из той же беседы Спасителя с Никодимом, где ясно выражается, что как до Крещения мы бываем плотию, будучи рождены от плоти, т. е. имеем от самих своих родителей наследственную греховную нечистоту, препятствующую нам войти в царствие Божие: так точно в таинстве Крещения, родившись от Духа, мы становимся духом, и, значит, чистыми от прародительского греха, или плотской нечистоты, – вследствие чего и входим в царствие Божие. Видно – б) из слов св. апостола Петра: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов (Деян. 2, 38); и нас спасает крещение, не плотския отложение скверны, но совести благи вопрошение у Бога (1Петр. 3, 21); в) наконец, из свидетельства св. апостола Павла: Христос возлюби церковь и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю себе славну церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5, 25–27), – где банею водною в глаголе, т. е. с произнесением известных слов, называется именно таинство Крещения925, – и из другого свидетельства: и сими(грешниками) нецыи бысте, но омыстеся, по освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего (1Кор. 6, 11). Таким образом Крещение уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный и произвольные, и возвращает человеку ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности (Прав. испов. ч. 1, отв, на вопр. 103; снес. Посл. восточ. Патр. о прав. вере чл. 16).
3) Соделывает чадом Божиим и членом тела Христова – Церкви. Вси бо вы, говорит св. Апостол христианам, сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся… вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3, 26. 27. 28). И в другом месте: ибо единымо Духом мы вси во едино тело крестихомся, аще Иудеи, аще Еллини, или раби, или свободни: и вси единым Духом напоихомся (1Кор. 12, 13; снес. Деян. 2, 41; Рим. 6, 3–5).
4) Спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни. Иже веру имет, сказал Спаситель, и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16, 16). И не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости спаce нас банею пакибытия (т. е. крещением) и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно, Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию его, наследницы будем по упованию жизни вечныя (Тит. 3, 5–7; снес. 1Петр. 3, 21).
Все эти действия благодати в таинстве Крещения нераздельны между собою. Возрождая человека, она тем самым очищает его от всякого греха, оправдывает и освящает. Очищая от грехов, тем самым спасает от вечных наказаний за грехи. А оправдывая пред Богом и освящая, тем самым соделывает чадом Божиим, членом тела Христова и наследником жизни вечной.
Точно также о невидимых действиях таинства Крещения единогласно учили св. Отцы и учители Церкви:
Св. Варнава: «Крещение преподается во оставление грехов. Мы входим в воду отягченными грехами и нечистотою, а выходим из воды плодоносящими в сердце страх и надежду»926.
Св. Иустин: «Должно стараться, чтобы вы познали, каким путем можете достигнуть отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к сему нет кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись крещением во оставление грехов, начали потом жить безгрешно»927.
Климент александрийский: «Будучи погружаемы (в воду), мы просвещаемся; просвещаясь, усыновляемся Богу; усыновляясь, становимся совершенными и чрез то бессмертными: аз рех, говорит, бози есте и сынове Вышнего еси (Пс. 81, 6). Равным образом называется это действие: благодатию, просвещением и купелию, – купелию, чрез которую мы омываемся от грехов; благодатию, которою отпускаются нам наказания за грехи; просвещением, по которому мы взираем на святый и спасительный свет, т. е. ясно созерцаем Божественное…»928.
Св. Кирилл иерусалимский: «Великая вещь – Крещение. Оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское, царствия ходатайство, дар усыновления»929.
Св. Василий великий: «Крещение – искупление пленных, прощение долгов, смерть греха, пакибытие души, светлая одежда, неприкосновенная печать, колесница на небо, предуготовление царствия, дарование сыноположения»930.
Св. Григорий Богослов: «Благодать и сила Крещения не потопляет мiра, как древле, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную перворождением… Вспомоществуя первому рождению (Крещение Духом), из ветхих делает нас новыми, из плотских, каковы мы ныне, богоподобными, разваряя без огня и воссозидая без разрушения»931. «Купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых… Крещение, изглаждая грехи, не уничтожает заслуг… Итак будем креститься, чтобы победить; приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают паче законной крови, которые священнее, нежели пепел юнчий, кропящий оскверненные (Евр. 9, 15), имеющий силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех»932.
Св. Иоанн Златоуст: «Всех очищает благодатное Крещение: будет ли женоподобный, или блудник, или идолослужитель, или другой какой великий грешник, и хотя бы совмещал в себе всякое зло человеческое, – погрузивщись в купель вод, он выходит из Божественных вод чище лучей солнечных. Выходя из сей купели, становится не только чистым, но святым и праведным. Ибо Апостол сказал не только: омыстеся, но и освятистеся и оправдистеся (1Кор. 6, 11)… Крещение не просто отпущает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились: ибо оно вновь творит нас и образует»933.
Подобные же изречения можно находить у Феофила антиохийского934, Амвросия935, Григория нисского936, Августина937, Феодорита938 и многих других939.
II. Вследствие таких действий, производимых таинством Крещения в душах верующих, православная Церковь, последуя Слову Божию (Еф. 4, 6), научает нас исповедывать «едино Крещение», – едино в том смысле, что Крещение преподается каждому человеку только однажды, и если совершено правильно, ни для кого повторяться не может (Простр. Хр. Катих. о крещ.). Ибо таинство это в собственном смысле рождает нас в жизнь духовную (Иоан. 3, 5). Но как для жизни естественной каждый человек может родиться только однажды, так точно – и для жизни духовной; как при естественном рождении каждый из нас получает от природы определенный вид, образ, остающийся с нами навсегда, – так точно и при духовном нашем рождении, таинство Крещения полагает на каждого неизгладимую печать, которая остается на крестившемся всегда, хотя бы он после Крещения наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры (Посл. восточн. Патр. о прав. вере чл. 16).
Об этой неизгладимой печати, полагаемой Крещением на каждого человека, единогласно говорят, вместе с Постановлениями апостольскими940, древние учители Церкви: Ерма941, Климент александрийский942, все, присутствовавшие на первом карфагенском Соборе943, св. Кирилл иерусалимский944, св. Иоанн Златоуст945, блаж. Иероним946, блаж. Августин947 и другие948. Вслед за тем учители древней Церкви проповедывали и о неповторяемости Крещения949. Для примера укажем на слова: а) Тертуллиана: «в другой раз креститься не должно»950; б) св. Иоанна Златоустого: мы спогреблись Ему (Христу) Крещением в смерть, – след. как невозможно, чтобы Христос в другой раз был распят; так невозможно и в другой раз креститься…»951; в) св. Ефрема Сирина: «Господь заповедал ученикам своим, чтобы только единократно очищали водами грехи человеческой природы»952; г) блаж. Феодорита: «как однажды Он потерпел страдание; так и нам можно только однажды приобщиться Ему в страдании, – а мы спогребаемся Ему и совосстаем с Ним чрез Крещение; след. не должно нам вторично принимать Крещения»953; г) св. Иоанна Дамаскина: «мы исповедуем едино Крещение во оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Крещение знаменует смерть Господню, и мы чрез Крещение погребаемся с Господом, как говорит Божественный Апостол (Рим. 6, 4; Кол. 2, 12). Посему как однажды умер Господь, так однажды должно и креститься; креститься же, по слову Господа, – во имя Отца и Сына и Св. Духа (Матф. 28, 19), научаясь сим исповедывать Отца и Сына и Св. Духа. Итак все, которые, быв крещены во имя Отца и Сына и Св. Духа и научены исповедывать одно Божие естество в трех Ипостасях, снова перекрещиваются, все таковые снова распинают Христа, по словам Божественного Апостола (Евр. 6, 4–6)»954
Посему-то все, даже крещенные еретиками, если только были крещены правильно во имя Пресв. Троицы, по древним правилам церковным955, не были перекрещиваемы вновь, когда они приходили к православной Церкви, и не перекрещиваются ныне, – а были присоединяемы и присоединяются к ней чрез возложение рук956, или чрез таинство Миропомазания957. Вновь же было преподаваемо Крещение и преподается только тем, которые крещены прежде неправильно, не во имя Пресвят. Троицы, но по Господню установлению, и которые след. вовсе не сподобились благодати этого таинства958.
§ 205. Необходимость крещения для всех; крещение младенцев; крещение кровию
I. Судя по благодатным действиям таинства Крещения, естественно заключать, что оно необходимо для всякого, кто только желает очиститься от грехов, соделаться чадом Божиим, достигнуть вечного спасения. И эту необходимость:
1) Засвидетельствовал сам Христос Спаситель, когда сказал: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Иоан. 3, 5). Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Марк. 16, 16). Слова так ясны и определенны, что не требуют никакого истолкования.
2) Засвидетельствовали св. Апостолы. Св. Петр, после того, как многие из слышавших его первую проповедь умилились сердцем и вопрошали его и прочих Апостолов: что сотворим, мужие братие, отвечал: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов; и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2, 37. 38). И – вообще считал Крещение столько необходимым для всякого, что преподавал его даже тем, которые до Крещения удостаивались получить дары Св. Духа (Деян. 10, 45–48). Равным образом св. Павел, говоря о великом деле нашего спасения, совершенном Господом, выражается, что Христос предаде себе за Церковь, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе (Еф. 5, 25. 26), и что Он спасе нас именно банею пакибытия и обновления Святаго Духа (Тит. 3, 5), т. е. признает таинство Крещения существенно-необходимым условием для усвоения нам спасения.
3) Единодушно признавали и исповедывали св. Отцы и учители Церкви. Из многочисленных свидетельств959 укажем на слова:
Св. Кирилла иерусалимского: «когда сойдешь ты на воду; то не простую воду представляй себе, но от действия Святого Духа ожидай спасения. Ибо без того и другого невозможно тебе достигнуть совершенства. Не я говорю сие, но Господь Иисус Христос, имеющий в сем деле власть. Он говорит: аще кто не родится свыше, и присовокупляет слова: водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Иоан. 3, 5). Ни тот, кто крещается водою, но не удостоен Духа, не имеет совершенной благодати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в царствие небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус. И вот доказательство в Божественном Писании: Корнилий был муж праведный, удостаившийся видения ангельского; молитвы его и милостыни представляли на небе пред Богом прекрасный столп. Пришел Петр, и Дух излился на верующих, и начали говорить на других языках и пророчествовать; впрочем Писание говорит, что, и после сей духовной благодати, Петр повелел им креститься во имя Иисуса Христа, дабы, по возрождении души верою, посредством воды прияло благодать и тело»960.
Св. Василия великого: «почему мы христиане? Всякий скажет: по вере. А каким образом спасаемся? Таким, что возрождаемся, именно же, благодатию, подаваемою в Крещении. Ибо чем иначе спастись»961?
Св. Амвросия: «никто не входит в царство небесное иначе, как только через таинство Крещения»962. «В крест Господа Иисуса верует и оглашенный, которым и сам знаменуется; но если он не будет крещен во имя Отца и Сына и Св. Духа, то не может получить отпущения грехов и сподобиться дара духовной благодати»963.
Геннадия массилийскаю: «Веруем, что только для крещенных открыт путь спасения»964.
II. Если же, таким образом, Крещение необходимо для всех людей, как единственная дверь в царствие Божие: то это таинство должно быт преподаваемо не только взрослым людям, но и младенцем, вопреки лжеучению некоторых сектантов (анабаптистов и друг.). Ибо –
1) И младенцы способны к царствию Божию, к освящению от Духа Святого. Оставите детей, говорил Спаситель ученикам своим, и не возбраняйте им приити ко мне: таковых бо есть царство небесное (Матф. 19, 14; снес. 18, 3; Марк. 10, 15; Лук. 18, 15). Бывали случаи, когда Бог освящал и исполнял младенцев Духом Святым еще от чрева матернего, например Иеремию (Иер. 1, 5), Иоанна Предтечу (Лук. 1, 15. 41).
2) И младенцы не чужды прародительского греха, и не иначе могут очиститься от него и войти в царствие Божие, как только чрез Крещение. Известно изречение Спасителя: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие; рожденное от плоти плоть есть (Иоан. 3, 5; снес. Рим. 5, 12. 18)965.
3) В ветхом Завете обрезание, чрез которое Израильтяне вступали в завет с Богом, совершаемо было, по повелению Его, и над младенцами (Быт. 17, 12). Но обрезание ветхозаветное было прообразом таинства Крещения, чрез которое мы вступаем в завет с Богом в новом Завете (Кол. 2, 11. 12; Гал. 3, 26–29). След., если в ветхом Завете сам Бог признавал и младенцев способными ко вступлению в завет с Ним: то почему же лишать их этого блага в новом Завете?
4) Св. Апостолы иногда крестили целые семейства, например, дом Лидии (Деян. 16, 14. 15), дом Стефанинов (1Кор. 1, 16), и весь дом некоего стража (Деян. 16, 30–39). Но никто не может утверждать, чтобы в этих семействах были одни только взрослые, и вовсе не было детей, младенцев, ни того, чтобы дети, ежели были, оставлены были без крещения.
Св. Отцы и учители Церкви оставили несомненные свидетельства, что Крещение всегда было и должно быть совершаемо и над младенцами, а некоторые даже прямо называли это преданием апостольским. Вот как, например, говорят:
Св. Ириней: «(Христос) пришел спасти чрез Себя всех, – всех, разумею тех, которые возрождаются чрез Него для Бога: младенцев, и детей, и отроков, и юношей, и старцев»966.
Ориген: «Церковь приняла предание от Апостолов преподавать крещение и младенцем»967, «Младенцы крещаются во оставление грехов… Так как чрез таинство Крещения очищаются скверны рождения: то крещаются и младенцы»968.
Св. Киприан: «Если и великим грешникам, которые прежде много грешили против Бога, когда они уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется Крещение и благодать; тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, произшедши от плоти Адама, восприял (contraxit) заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи. И потому, возлюбленный брат, на Соборе нашем состоялось такое определение: от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного, никого нам не должно устранять, – что надобно держать и соблюдать как по отношению ко всем, так особенно, полагаем, по отношению к новорожденным младенцем, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие»969.
Св. Григорий Богослов: «У тебя есть младенец? – Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога»970.
Отцы Собора карфагенского (в 418 г.): «Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мiр вниде и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не иначе, разве как всегда разумела кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо, по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» (правило 124).
Блаж. Августин: «Это (крещение младенцев) Церковь всегда имела, всегда содержала; это прияла она от веры предков; это соблюдает она постоянно даже до конца»971.
Подобные же свидетельства – в постановлениях апостольских, у св. Дионисия Ареопагита, Климента александрийского, Исидора Пелусиота, Амвросия, Иоанна Златоустого и других972.
III. Впрочем, как ни необходимо таинство Крещения для всех людей, младенцев и взрослых, но бывают случаи особенные, когда оно, по верованию православной Церкви, может быть заменяемо другим, чрезвычайным крещением, –крещением кровию или мученичеством973. Это тогда, когда кто-либо, еще не успев креститься водою и Духом, подвергается гонениям за веру Христову, проливает за нее кровь свою и вкушает самую смерть, и таким образом крестится тем самым крещением, каким крестился Христос (Матф. 20, 22. 23).
1) Чтобы понять силу и действенность этого чрезвычайного способа Крещения, припомним: а) слова Спасителя: всяк, иже исповесть мя пред человеки, исповем его и аз пред Отцем моим, иже на небесех (Матф. 10, 32); б) другие слова: иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю: а иже погубит душу свою мене ради и евангелия, той спасет ю (Марк. 8, 35; снес. Матф. 10, 30; 16, 25); блажени изгна́ни правды ради: яко тех есть царствие небесное (Матф. 5, 10); в) наконец, третьи слова:отпущаются греси еe (жены грешницы) мнози, яко возлюби много (Лук. 7, 47); любяй мя возлюблен будет Отцем моим(Иоан. 14, 21); болъши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя. Вы друзи мои есте, аще творите, елика аз заповедаю вам (15, 13. 14). А во время Крещения кровию, мученики действительно исповедуют Христа пред человеки, погубляют душу или жизнь свою ради Его и евангелия, терпят гонение правды ради, и свидетельствуют самую полную и величайшую любовь к Нему, – любовь до смерти.
2) Св. Отцы и учители Церкви единогласно приписывали такую силу и важность Крещению кровию. Например:
Св. Киприан: «Да будет известно, что оглашенные (которые подвергаются мученичеству) не лишаются таинства Крещения: ибо крещаются славнейшим и величайшим Крещением крови, о котором и Господь говорил, что Он имеет креститься иным крещением (Матф. 20, 22). А что крестившиеся своею кровию и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, свидетельствует тот же Господь во Евангелии:974.
Св. Кирилл иерусалимский: «Кто не примет Крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают царство небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную крестом и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во время гонений крестились собственною кровию. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пити чашу, юже аз пию, и крещением, имже аз крещаюся, креститися (Марк. 10. 38)»975?
Св. Василий великий: «Иные, в подвигах за благочестие, действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символе-воде, крестившись собственною кровию»976.
Св. Григорий Богослов: «Знаю и четвертое крещение – крещение мученичеством и кровию, которым крестился и сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поколику не оскверняется новыми нечистотами»977.
Не приводим свидетельств Оригена978, Тертуллиана979, Евсевия кесарийского980, Амвросия981, Иоанна Златоустого, Дидима александрийского, Августина982, Иоанна Дамаскина983 и других984.
§ 206. Кто может совершать Крещение и что требуется от крещаемых?
I. Власть совершать таинство Крещения, преподанная в начале Спасителем св. Апостолам (Матф. 28, 19; Марк. 16, 16). издревле была усвояема и усвояется в Церкви только преемникам Апостолов – епископам, а чрез них и пресвитерам. Это видно: а) из правил апостольских, в которых где ни упоминается о совершителях таинства Крещения, везде именуются только епископ и пресвитер, например: «епископ или пресвитер, аще по истине имеющего Крещение вновь крестит: да будет извержен» (прав. 47); или: «аще кто, епископ, или пресвитер, крестит не по Господню учреждению… да будет извержен» (прав. 49), и еще: «аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения… да будет извержен» (прав. 50)985; б) из апостольских постановлений: «мы не предоставляем власти крестить прочим клирикам, как то: чтецам, певцам, привратникам или служителям, а только епископам и пресвитерам при служении им диаконов»986; в) наконец, из свидетельств св. Отцов и учителей Церкви, например: св. Игнатия Богоносца: «без епископа (т. е. независимо от епископа, не получив от него права) непозволительно ни крестить, ни совершать вечерю любви»987; Тертуллиана: «преподавать крещение имеет право первосвященник, который есть епископ; потом – пресвитер с диаконами, но не без дозволения епископа ради чести Церкви»988, и других989.
Диаконам дозволялось иногда крестить, по примеру св. Филиппа-диакона (Деян. 6, 5; 8, 12. 13. 38); но дозволялось только в случаях крайней нужды, за отсутствием епископа и пресвитера990. А самим диаконам право крестить никогда не принадлежало – «диакон… не совершает Крещения», – говорится в постановлениях апостольских991. «Диаконам, по чиноположению церковному, не предоставлено совершать какого-либо таинства, а только служить при совершении», – замечает так же св. Епифаний992.
Равным образом, в случаях крайней нужды, дозволялось крестить и мирянам993, как и ныне дозволяется (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 102; Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 16), не только мужчинам, но и женщинам994. Но во всяком другом случае это строго запрещалось, особенно женщинам995. Если бы женщинам можно было крестить, говорили некоторые учители Церкви, то Иисус Христос принял бы Крещение от пресв. Матери своей, а не от Иоанна Предтечи996. И обычай дозволять женщинам крестить, даже не в случаях нужды, существующий доныне у некоторых из наших раскольников, называли злоупотреблением, явившимся первоначально у еретиков маркионитов997.
II. От тех, которые приступают к таинству Крещения, если они взрослые, требуются:
1) Вера. Это можно видеть из самой заповеди Спасителя Апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их… (Матф. 28, 19); шедше в мiр весь, проповедите евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет (Марк. 16, 16). Посему Апостолы прежде всего старались везде научить людей вере, и потом одним только уверовавшим преподавали Крещение. Так, по сошествии Св. Духа на Апостолов, св. Петр сперва предложил поучение собравшимся людям, и те, иже любезно прияша слово его, крестишася (Деян. 2, 11). Так и в Самарии, егда вероваша Филиппу благовествующу, яже о царствии Божии о имени Иисус Христове, крещахуся мужи же и жены (8, 12). Так и при обращении каженика св. Филипп сперва отверз уста своя и благовестил ему Иисуса, а потом сказал: аще веруеши от всего сердца твоего, мощно ти есть креститися, и, по исповедании кажеником веры, действительно, крестил его (8, 35–38). То же случилось при обращении Корнилия сотника (10, 34–48), при обращении Лидии со всем домом (30–34), Криспа (18, 8) и других. Посему и пастыри Церкви, с самого начала ее, от всякого, приступающего к Крещению, прежде всего требовали веры998, и с этою целию старались предварительно огласить его евангельскою проповедию, наставить в истинах веры, испытать в них, и тогда-то уже преподавали Крещение999. Посему же и доселе в Церкви, по древнему чиноположению, всякий приступающий к этому таинству, должен произнесть вслух исповедание или символ веры.
2) Покаяние. Покайтеся, говорит св. апостол Петр слышавшим его проповедь, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимите дар Святаго Духа (Деян. 2, 38); покайтеся и обратитеся, да очиститеся от грех ваших (3, 19). Покаяния требовала всегда и Церковь устами своих пастырей от приступающих к таинству Крещения1000, и пред самым совершением таинства повелевала им, как и ныне повелевает, торжественно отрекаться от диавола и от всех дел его, т. е. от всех грехов, от всей прежней порочной жизни1001.
Что же касается до младенцев, которые сами неспособны еще ни иметь, ни свидетельствовать своей веры и покаяния пред Крещением: то они крещаются по вере родителей и восприемников, которые от лица их произносят и исповедание веры и отречение от диавола и всех дел его, обязываясь вместе пред Церковию воспитать крещаемых детей в вере и благочестии, когда они будут приходить в возраст (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 103; простр. хр. Катих. о Крещении). Этот обычай Церкви св. Дионисий Ареопагит производит прямо от Апостолов: «Божественным нашим наставникам, говорит он, изволися (έδοζεν) допускать к Крещению и младенцев под тем священным условием, чтобы естественные родители дитяти поручали его кому-либо из верующих, который бы хорошо наставил его в предметах Божественных, и потом заботился о дитяти, как отец, указанный свыше (θείος), и как страж его вечного спасения. Этого-то человека, когда он даст обещание руководить отрока в благочестивой жизни, заставляет иерарх произносить отречения и свящ. исповедание»1002. За тем о восприемниках при Крещении младенцев упоминают – Тертуллиан1003, Августин1004 и другие1005.
* * *
Cyrill. Alex, in Joann. XX, 17; Augustin. de peccat. merit. et remiss. 1, 20. 26.
Λοΰτρον – Justin. Apolog. 1, 62; Clem. Alex. Paedag. 1, 6; Chrysost. de incompreh. hom. IV, n. 5. Lavacrum – Tertull. de bapt. c. 5. 7. 16.
Fons sacer – Augustin. de civit. Dei XIII, 7.
Barnab. Epist. n. II; Clem. Alex. Paedag. 1, 6; Cyprian. Epist. L. XIII.
Φως φωτισμός, φώτισμα. Justin. Apolog. 1, n. 61; Clem. Alex. Paedag. 1, 6; Greg. Nyss. Catech. XXXII; Theodoret. de div. decret. V, 18.
Χάρισμα. Clem. Alex. Paedag. 1, 6.
Αναγέννησις – Justin. Apol. 1, n. 61; Παλιγγενεσία – Greg. Nyss. Catech. XXXII; Secunda nativitas – Tertull. Exhort. cast. c. 1.
Greg. Nyss. Catech. XXV. XL; Theodoret. in Cantic. 1.
Σφραγις εν Χριστω – Epiphan. de mens, et pond. n, 15.
Ephrem. de Charit. et eleem. in T. II, p. 254, ed. Graec.
Eulog. Alex, advers. Novat. III.
Λοΰτρον μυστικόν – Greg. Nyss. in laud. S. Basilii, T. III, p. 483, ed. Morel.
Justin. Dialog. cum Tryph. XIII; Lavacrum salutare – Ambros. de interpell. David. 11, 4, n. 14.
Λοΰτρον τής μετανοίας και γνώσεως – Justin. Dialog. cum Tryph. c. XIV.
Λοΰτρον τής παλιγγενεσίας – Theophil. ad Autolic. II, 16; Chrysost. in Is. homil. 1, n. 2; Euseb. in Рs. СХVIII. 73.
Constit. Apost. II, 7.
Aqua vitae aeternae – Cyprian. Epist. ad Cecil. LXIII; Justin. Dialog. cum Tryph. n. XIV,
Fons Divinus – Cassiod. in Cantic. VII.
Felix sacramentum aquae nostrae – Tertull. de bapt. c. XI.
Sacramentum nostrae nativitatis – Hilar. in Ps. LXIII, 11; Augustin. de peccat, merit. et remiss. 11, 27, n. 37.
«Апостол Павел говорит: Иоанн убо крести крещением покаяния, не сказано – отпущения, да во грядущаго по нам веруют (Деян. 19, 4). Да каким бы образом могло быть отпущение грехов, когда еще ни жертва не была принесена, ни Дух Святый не сходил, ни грехи не были заглаждены, ни вражда не пресеклась, ни проклятие не уничтожилось?.. Смотри, с какою точностию Евангелист излагает сие, – ибо, сказав, что Иоанн прииде проповедуя крещение покаяния и пустыни иудейстей, присовокупил – во omпущение; как бы сказал: он убеждал их к сознанию и покаянию в грехах, не для наказания их, но дабы они удобнее получили отпущение, имевшее быть после. Ибо если бы они не осудили самих себя, то не стали бы просить и милости; а не ища ее, не удостоились бы и оставления грехов. Итак, крещение Иоанново пролагало путь к другому» (Св. Златоуст. на Матф. бесед. X, n. 1. 2, т. 1, отр. 177. 179; Снес. примеч. 195).
Златоуст. на Матф. бесед. XII, я. 3, т. 1, стр. 225, по русск. перев.
Кирилл. Иерус. Огл. поуч. III, n. 8, стр. 51.
«При крещении (Господа Иисуса) голубь явился для того, дабы и присутствующим и Иоанну указать как бы перстом – Сына Божия, и вместе для того, дабы и ты знал, что и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святый» (Златоуст. за Матф. бесед. XII, п. 2, т. 1, стр. 223). «Дух Святый coшел на Господа телесным образом в виде голубя, чтобы показать начаток нашего крещения» (Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 239).
См. далее примеч. 881 и самый текст, к которому оно относится.
De baptismo c. X. XI. XIII, in Patrolog. curs. compl. T. I, p. 1211. 1212… 1215… Addita est ampliatio sacramento, obsignatio baptismi… Lex tingendi imposita est et forma praescripta.
Бесед., побуд. в крещению, в Тв. св. Отц. VIII, стр. 225–226.
Слов. 39 на св. светы явл. Господн., там же – III, 267.
Ἐροΰμεν, οτι ούδέν, έκάτερα γάρ ομοίως τής έκ του πνεύματος χάριτος αμοιρα ήν… In Joann. homil. XXIX, n. 1, in Opp. T. VIII, p. 164. 165, ed. Venet.
На Матф. бесед. XII, n. 3, т. 1, стр. 225.
In Joann. lib. II, c. 57.
«Он (Иоанн) крестил во Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, приемля начатки крещения» (Огл. поуч. III, п. 4, стр. 48; снес. XVII, п. 8, стр. 378).
In Matth. III, II (fragm. in Galland. V, 176).
Contr. Donat. V, 10, n. 12; Epist. LXIV ad Eleusium n. 10.
Dialog. contr. Lucifer, c. 3.
«Крещение Иоанново предуготовительное, которое приводило крещаемых к покаянию, чтобы они уверовали во Христа. Ибо Иоанн говорил: аз крещаю вы водою, грядый же по мне, той крестит вы Духом Святым и огнем (Матф. 3, 11). Итак Иоанн предочищал водою к принятию Духа» (Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр, 238). Cfr. Greg. М. in Evang. lib. 1, homil. XX, n. 2; Theophilact. in Matth. III; in Marc. I; in Luc, III.
Apolog. 1, n. 79, в Хр. Чт. 1825, XVII, 91–92.
Огл. поуч. III, п. 2, отр. 44–45.
Слов. на св. Крещение, в Тв. св. Отц. III, 277.
О Св. Духе гл. 15; там же VII, 283–284.
In Joann. Tract. XV, n. 4.
точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 236.
Каковы были, например, павлиниане. Photius, advera. Manich. 1, 9.
Vid. apud Bellarmin. de baptismo o. 2.
«Аще кто совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть мою крестите; но: шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Прав. 50.
Tertull. adv. Prax. XXVI; Chrystost. in Joann. homil. XXV, n. 2; Ambros. de Sacr. II, 7; Hieron. adv. Lucif, c. 4. «Великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными ими призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения (Васил. вел. о Св. Духе, гл. 15, в Твор. св. Отц. VIII, 284; снес. гл. стр. 333).
Кирил. иерус. поуч. тайноводств. II, п. 4, стр. 446; Greg. Nyss. de baptism. Christ., in T. III, p. 327 (ed. Morel.)·, Catech. c. XXXV; Leo, Epist. ad episc. Sic. c. 3.
«Евномиан, единократным погружением крещающихся, в монтанистов..., которые из них желают присоединены быть к православию, приемлет, якоже язычников. (Собор. вселенск. II, прав. 7).
Cabassut. Synops. Соnсиl. III, pag. 331, Paris. 1838; Klee, Kathol. Dogmat. III, 5, 128, Mainz 1845; Manuel de l’hist, des dogm. Chret. II, p. 209, Paris 1848.
De eccles. hierarch. c. II, n. 7.
Nam nec semel, sed ter ad singula nomina in Personas singulas tingimur (Adv. Prax. c. XXVI). Aquam adituri… ter mergitamur… (de corona milit. c. III). См. выше примеч. 878.
См. выше примеч. 898.
Greg. Nyss. Orat. Catech. c. XXXV.
Tertull. de poenit. c. VI; Euseb. Η. E. VI, 43; Augustin. in Joann. Tract. LXXX.
Nec quemquam movere debet, quod aspergi vel perfundi videntur aegri, cum gratiam Dominicam consequuntur, quando S. Scriptura per Ezechielem prophetam loquatur et dicat: et aspergam super vos aquam mundam et mundamini ab omnibus immundiciis vestris... Unde apparet aspersionem quoque aquae instar salutaris lavacri obtinere... Epist. LXXVI.
См. книгу: «Оправдание ист. Христиан, обливат. крещением крещающихся», изд. в 1701 году.
См. примеч. 889. 898. 903.
De princ. 3, п. 2.
… baptizari in plena et adunata Trinitate. Epist. ad Jubaj. LХХИИИ.
Epist. ad Serap. 1, n. 30.
О Св. Духе, гл. 19, в Тв. св. Отц. VII, 273. Снес. примеч. 898.
Greg. Nyss. Orat. II, in Eunom. T. II, p. 430, ed. Morel; Ambros. in Luc. VIII, n. 67; de myst. IV, n. 20; Cyrill. Alex, in Jes. lib. II, T. IV, p- 283, ed. Aub.
In Patrem et in Filium et in Spiritum S. baptizamur et ter mergimur (in Ephes. c. IV).
Certa sunt Evangelica verba, sine quibus non potest consecrari baptismus… (de baptism. VI, c. 25).
Apud. Phot. Biblioth. cod. CCLXX, p. 833.
O Св. Духе гл. 12, в Тв. св. Отц. VII, 272.
Fulgint. adv. Fabian. lib. X, fragm. 37, in Patrolog. curs. compl. T. LXV, col. 832.
Точн. изл. прав. веры, кн. IV, гл. 9, стр. 334–236.
См. Апостол. правил. 49.
Апостол. правил. 50; Origen. in Rom. VI, 3; Socrat. Η. Е. V, 24.
Ерирhап, haeres. ХХХIV; Euseb. Η. Е. IV, II; Theod. Haeret. Fab. 1, 9.
Epiphan. haeres. LXXVI.
См. выше примеч. 867.
… είς αφεσιν των αμαρτιών… Epist. n. XI.
Dialog. cum Tryphon, c. 44.
Paedag. III, с. 6.
Поуч. предоглас. п. 16, стр. 13.
Бесед., побуд. к крещен., в Тв. св. Отц. VIII, 233.
Слов. на св. крещ., там же III, 277.
Там же стр: 306. 299. 281.
Ad illumin. Catech. n. 3. В другом месте: δόγμα μέγa, οτι τελείως καθαίρονται των αμαρτημάτων οί βαπτιζόμενοι (in Act. homil. XI, n. 2). И еще: «в крещении чрез чувственную вещь – воду сообщается дар, а духовное действие состоит в рождении и возрождении, или обновлении» (на Матф. бесед. LXXXII, п. 4, т. III, стр. 421).
Ad Autolyc. II, 16.
In baptismate omnis culpa diluitur. De Sacram. III, n. 17; cfr. in Luc. VI, n. 3; VIII, n. 24.
Βάπτισμα τοίνον έστιν αμαρτιών κάθαρσις, άφεσις πλημμελημάτων, άνακαινισμοΰ καΐ άναγεννήσεως αιτία. In bapt. Christi III, 366, ed. Morel.
Renati ex aqua et Spiritu S., omnibusque peceatis sive originis ex Adam, in quo omnes peccaverunt, sive factorum, dictorum, cogitationumve nostrarum in illius lavacri mundatione deletis (Ad Dardan. Epist. CLXXXVII, n. 28).
«Оно (крещение) не только дарует нам отпущение древних грехов, но и вселяет в нас надежду на обетованные блага, делает причастниками смерти Господней и воскресения, сообщает дары Св. Духа, и делает сынами Божиими, и не только сынами, но и наследниками Богу, и сонаследниками Христу» (Кратк. излож. Божеств. догм. гл. 18, в Хр. Чт. 1844, IV, 338).
Hier. Epist. LXXXIII ad Ocean. c. 2; Hilar. in Ps. LХIII, n. II; Didym. de Trinit. II, 13.
Здесь представляется Крещение, как μετάδοσις τής άθραυστου σφραγίδος, III, c. 16.
Σφραγίς, sigillum, signaculum. Pastor. III, Sim. IX, c. 16.
Quis div. salv. XLII.
Augustin, de lib. arbitr. III, 23, n. 67.
Поуч. предоглас. n. 16, стр. 13.
In 2Corinth. homil. III, n. 7.
Signaculum Dei est, ut quomodo primas homo conditus est ad imaginem et similitudinem Dei, sic in secunda regeneratione quicunque Spiritum S. fuerit consequutus, signetur ab eo et figuram conditoris accipiat. In Ephes. 1, 13.
Qui (dominicus character) in eis, quos suscipimus, nec tamen rebaptisamus, minime violatur. Epist, CLXXXV ad Bonif. n. 23. Cfr. de baptism. VI, 1; Ps, XXXIX, Enarr. n. 1.
Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 237.
Dionys. Alex. (apud Euseb. Η. E. VII, 9); Cyprian. Epist. ad Jubaj, LXXIX; Optat. Schism. Donat. V, 3; Epiphan. Exposit. fid. cathol. n. ХVIII; Nilus – lib. 1, epist. XXIV; Augustin. in Ps. XXXIX, Enarr. n. 1.
Denuo ablui non licet. Pudic. 1.
In Hebr. homil. XI, n. 3.
Opp. Syr. T. II, p. 440.
In Hebr. VI, 6.
Точн. изл. прав веры кн. IV, гл. 9, стр. 233–234.
I всел. Собор. прав. 8; II всел. 7; VI всел. 95; Васил. вел. 1.
«По древнему чину, возложением руки да приемлются (крещенные донатистеми) в кафолическую Божию Церковь...» Собор. карфаг. прав. 68. Cfr. Dionys. Alex. Epist. ad Steph. (ap. Euseb. Η. E. VII 3); Cyprian. Epist. LXXIV.
II всел. прав. 7; Лаодик. прав. 7.
Собор. лаодик. прав. 8; II вселенск. прав. 7; IV всел. прав. 95. «Всех, которые крещены не во Св. Троицу, должно снова креститься». Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 234.
Iren. adv. haer. V, 15, 3; Tertull. de Bapt. XI. XII. ΧΙII. XVIII; Didym. de Trinit. II, 12; Chrysost. in Philipp. homil. III, n. 4.
Оглас. поуч. III, п. 2, стр. 45.
О Св. Духе, гл. 10, в Тв. св. Отц. VII, 269.
De Abrah. II, II, n. 79.
De myst. c. 4.
De dogmat. eccles. c. 74.
Что же касается до судьбы младенцев, умирающих без крещения: об этом известны два главных мнения древних учителей Церкви. Одни полагали, что такие младенцы терпят муку (Augustin. de peccat, mer. et merise. 1, 16, n. 21; Fulgent, de fid. ad Petr. 8. 27), хотя, сколько возможно, легкую (Augustin, Enchirid. c. ΧLΙΙI). Другие помещали их в каком-то среднем состоянии между блаженством и осуждением. Эту последнюю мысль выражают: a) св. Григорий нисский: «преждевременная смерть младенцев не дает еще мысли, чтобы так оканчивающий жизнь был в числе несчастливых; равно как и чтобы наследовал одинаковую участь с теми, кои в сей жизни очистили себя всякою добродетелию» (к Гиарию о младенц., похищ. преждевремен. смертию, в Христ. Чт. 1838, IV); б) св. Григорий Богослов: «последние (несподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя не запечатлены, однакоже и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже наказания» (слов. на св. Крещ. в Тв. св. Отц. III, 294). Cfr. Severian. in Joann. III (in Catena).
Adv. haeres. 11, 22, n. 4; cfr. V, 15, n. 3.
Lib. V in VI Epist. ad Roman.
In Luc. homil. XIV; in Lev. homil, VIII, n. 3.
Epist. LIX ad Fidum, in Patrolog. curs. compl. T. III, col. 1013.
Слов. на Крещен., в Тв. св. Отц. III, 287.
Serm. CLXXVI, de verb. Apost. n. 2. И в другом месте: consuetudo matris ecclesiae in baptisandis parvulis nequaquam spernenda est, neque ullomodo superflua deputanda, nec omnino credenda, nisi Apostolica esset traditio (De Genes, ad litt. X, 23, n. 30).
Const. Apost. VI, 15; Dionys. Areop. de eccles. hierarch. c. VII, n. 11; Clem. Alex. Paedag. III, 11, Isid. Veius, lib. III, epist. CXCV; Ambros. de Abrah. II, n. 81; Chrysost. homil. ad Neophyt.
Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (Декабря 29 дня), в лике святых, четырнадцать тысяч младенцев. за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме.
Epist. LXXVIII ad Jubaian.; Exhort. ad martyr. praef.
Огл. поуч. III, n. 8, стр. 50–51.
О Св. Духе, гл. 15, в Тв. св. Отц. VII, 285.
Слов. на св. светы явл. Господн., там же – III, 268.
In Joann. T. VI, п. 26; Exbort. ad martyr, n. 30; in Jud. homil. VII, n. 20.
De baptism. c. XVI; adv. Scorpiac. c. VI.
Pass. S. Pamphil. n. VI.
In Ps. СХVIII, n. 14; Orat. funebr. in obit. Valentin. n. 53.
Chrysost. homil. in S. Lucian, martyr, n. 2; Didym. de Trinit. 11, 12; Augustin. de baptism. IV, 22, n. 28; de civ. Dei XIII, 7.
«Крещение кровию и мученичеством, каким сам Христос крестился за нас, есть самое славное и блаженное, потому что уже не оскверняется последующими сквернами» (Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 239).
Gennad. de dogm. eccles. c. LXI; Cassian. Coll. XX, 8.
На это правило Вальсамон делает такое замечание: διά τούτο δέ έπισκόπων και πρεσβυτέρων μόνον έμνήσθη ο κάνων, διότι ετέρων τίνι ούκ έφείται βαπτίζειν.
Aλλ’ ή μόνοις επισκόποις και πρεσβυτέροις εξυπηρετουμένων αυτοίς των διακόνων. Lib. III, c. 11.
Epist. ad Smyrn. n. VIII.
De baptism. c. XVII.
Dionys. Areop. de hier, eccles. c. II, n. 11, § 7; Ambros. de myst. c. III, n 8; de sacram. III, 1; Hieronym. adv. Lucif. c. IV; Epiphan. haeres. VII, n. 34; LXXIX, n. 3. 7; Hilar. in Ps. LXVII, 32; Didym. Alex. de Trinit. 11, 12; Augustin. de civit. Dei XXII, 18; adv. epist. Parmen. 11, 13.
Tertull. de baptism. XVII; Кирилл. иерус. Оглас. поуч. XVII, п. 35, стр. 401–402; Theodoret. in 2 Paral. quaest. 1.
Διάκονος... ού βαπτίζει. Lib. VIII, c. 28.
Haeres. LXXXIX, n. 4.
Alioquin et laicis jus est... (Tertull. de baptism. c. 17). Baptizare, si tamen necessitas cogit, scimus etiam licere laicis (Hieronym. adv. Lucif. c. 4).
Moschus, Prat. spirit. c. III; Nicephor. confess. can. LI. Впрочем, если младенец, крещенный, по нужде, мирянином, чрез погружение во имя Пресв. Троицы. останется жив, правила Церкви требуют, чтобы над этим младенцем выполнен был священником весь остальной чин крещения, кроме того, что уже было совершено. См. Евхолог. или Требник, изд. Киев. 1651, стр. 40.
Non permittitur mulieri in ecclesia loqui, sed nec docere, nec tingere, nec offerre... (Tertull. de virg. veland. c. 9). Ipsae mulieres haereticae, quam procaces! quae audeant docere..., forsitan, et tingere (- de praescr. haeret. c. XLI).
Epiphan. haeres. LXXIX; cfr. Const. Apost. III, 9.
Epiphan. haeres. XXII. Cfr. Balsam. in C. Trull. c. XCV.
Herm. Sim. IX, 17; Justin. Apolog. 1, n. 61; Hippolyt, de Suzan. n. 17; Chrysost. in Acta homil. 1, n. 2.
Const. Apost. VII, 39, 40; св. Кирил. иерус. Оглас. поуч.
Clem. Alex. Strom. V, 11; Tertull. de bapt. XX; Кирил. иерус. Оглас. поуч. 1, n. 25, стр. 18–21; Chrysost. in Ephes. homil. 1, n. 3.
Tertull. de coron. milit. c. 3; Const. Apost. VII, 41; Кирил. иерус. Оглас поуч. 1, n. 2. 3; Hieronym. in Amos. VI, 14; in Matth. XXV, 26.
De eccles. hierarch. VII, 3, § 11.
De baptism. c. XVIII.
Qua in re satis pie recteque creditur, prodesse parvulo eorum fidem, a quibus consecrandus offertur. De lib. arbitr. III, 23, n. 67; cfr. Epist. СХСIII ad Mercat. n. 3.
Chrysost. in Ps. XIV; Gennad. de dogm. eccles. c. LIÏ si vero parvuli sunt vel hebetes, qui doctrinam non capiant, respondeant pro illis, qui eos offerant juxta morem baptisandi…