Апостол Ерм

(I–II в.)
Апостол Ерм
Апостол Ерм

Раннехристианский писатель, автор известнейшего сочинения «Пастырь».

Биография

Дни памяти: 8(21) марта, 5(18) ноября


Предварительные сведения

Подробности жизни этого человека скрыты течением лет.

В Послании апостола Павла к Римлянам (Рим.16:14) содержится упоминание имени «Ерм». Но тот ли это Ерм, что и автор известного «Пастыря», или другой? — сказать трудно. Некоторые древние источники отождествляют упоминаемого в послании Ерма с составителем «Пастыря», однако многие исследователи, небезосновательно, считают их разными лицами.

На сегодняшний день важнейшим источником данных о жизни и личности Ерма служит его же произведение.

Кем были родители Ерма, не ясно. Очевидно, что он был рабом, а затем — вольноотпущенником.

Обстоятельства жизни

В начале своего сочинения Ерм упоминает, что воспитывался у некоего человека. Однажды тот продал девочку. По прошествии нескольких лет Ерм случайно встретил её, узнал и полюбил братской любовью. Вскоре он вновь обнаружил её, купающейся в реке. Подойдя, он подал девушке руку и помог выбраться из воды. Поражённый её нравом и красотой, мысленно представил, как был бы он счастлив, если бы у него была такая жена.

Между тем, это скрытое сердечное желание не осталось незамеченным у Бога. Более того, оно было оценено как дурное: побежденный чувственностью Ерм был обличен за свой помысел в особом видении.

Ерм имел жену и детей. Занимаясь вопросами материального благополучия, вероятно, торговыми, привлекавшими его несколько больше, чем надлежало ревностному христианину, он забывал уделять необходимое внимание воспитанию собственных детей. Возможно, что он попустительствовал им по снисходительной отеческой любви.

В результате дети выросли нечестивыми: не чтили родителей, нарушали закон Божий. Супруга Ерма тоже не отличалась благовидностью характера и была остра на язык.

Господь прогневался на дом Ерма. За грехи домашних, а следовательно, и за свои, как главы семьи, он был лишен материальных богатств. Во время одного из гонений на Церковь дети отреклись от Христа и предали родителей (возможно, лично выдали их языческим властям). Совершив этот чудовищный акт, они впали в ещё более тяжкие грехи, предались распутству и исполнили меру своих беззаконий.

Но Бог не отвернулся от Ерма, утешил и обнадежил страдальца в Своих Откровениях. На некоторое время он был поручен блюстительству особого Ангела, который преподал ему ряд спасительных увещеваний.

Дабы исполнить Божественный замысел, Ерм должен был изгнать из памяти обиды на семью, преобразить свою личную жизнь. Его жена должна была стать для него как сестра: отныне им надлежало жить в мире и воздержании. Детям предписывалось выслушать слова наставления. Это давало им шанс к покаянию и исправлению.

Исходя из того, что развитие сюжетной линии «Пастыря», тесно привязано к Риму, да и Откровения, данные Ерму, в ближайшую очередь предназначались именно для римских христиан, с большой долей уверенности можно считать, что местом жительства Ерма был Рим (что не противоречит суждению о его греческом происхождении).

Согласно повествованию, Ерм не принадлежал к числу церковного клира. Между тем именно через него Бог озвучил ряд требований для Римской Церкви и прочих христианских общин. Среди положительных качеств автора Пастыря выделяется простодушие, доброта, простота.

Как следует из содержания «Пастыря», ко времени написания этого произведения Церковь во многом утратила первоначальную (как бы детскую, юношескую) чистоту, отчего Ерм созерцал её в образе старицы. Охлаждение к вере, чрезмерные дисциплинарные и нравственные послабления, вот основные черты того духовного одряхления верующих, против которых, ссылаясь на Откровения Божьи, должен был выступить Ерм.

Судя по всему миссия удалась. Как во времена Ерма, так и после, и в наши дни книга «Пастырь» почитается Церковью не просто как душеполезная, но как одно из лучших назидательных религиозно-нравственных пособий.

Тропарь апостолу Ерму, глас 3

Апостоле святый Ермие, / моли Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление // подаст душам нашим.

Кондак апостолу Ерму, глас 4

Яко звезда, возсиял еси вселенней, / светом просияв солнца, блаженне, / всесветлаго Павла, / мира просвещшаго концы, // сего ради тя чтим, Ермие.

Величание

Величаем тя, / апостоле Христов Ермие, / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси // во благовестии Христове.

Тропарь Собора 70-ти апостолов, глас 3

Кондак Собора 70-ти апостолов, глас 2