Источник

Пятый день.
Поучение 1-ое. Препод. Марк Афинский.

(О путях жизни – широком, ведущем в ад, и узком, ведущем в жизнь вечную).

I. Св. препод. Марк афинский, память коего совершается ныне, был чудный подвижник. Он подвизался в пустыне Ливийской, на горе Фраческой. Вот как сам он рассказывал о своей жизни св. старцу Серапиону, которого Бог прислал к нему в последний день его жизни: «95 лет я живу в этой пустыне, и не видал ни человека, ни зверя, ни птиц и никаких животных. Первыя 30 лет были особенно тяжелы для меня: одежды я не имел и страдал то от холода, то от зноя; голод утолял иногда землею, а жажду – морскою водою; одинокое и безлюдное место наводило на меня тоску и томление; не раз переносился я мыслию в мир, со всеми его удобствами и удовольствиями. Но больше всего я страдал от бесов: ни днем, ни ночью они не давали мне покоя, грозя меня убить, утопить в море или разорвать на части. После 30-ти лет я удостоился великой Божией милости: плоть моя изменилась, на теле у меня выросли волосы, которые защищали от холода и зноя, начала ниспосылаться мне пища, ангелы стали посещать меня». – «Есть ли ныне в мире святые с такою чудодейственною верою, что, по слову Христову, могли бы передвигать и горы с своих мест?» спросил Марк Серапиона после того, как рассказал ему свою жизнь. И при этих словах Фраческая гора двинулась с места и пошла в море. Тогда святой остановил ее. Марк пригласил Серапиона помолиться, затем сказал: «велик для меня нынешний день, ибо душа моя разлучается от тела и идет в обители небесныя». При этом послышался с неба голос: «принесите Мне из пустыни верного Моего раба, совершенного христианина. Иди и почий, Марк», и Марк испустил дух. Серапион видел душу его, возносимую ангелами на небо.

II. Мы видели, братия, что преподобный Марк афинский избрал не широкий путь жизни, состоящий в потворстве своей чувственной природе и служении страстям, в праздной и грешной жизни, но узкий, соединенный с голодом, холодом, трудами, пощениями и бдениями. И этот путь, как мы видели, привел его в царствие небесное, тогда как другой неизбежно должен был бы привести его на место вечных мучений.

Пути, по которым совершает человек свое странствование на земле, представляются многочисленными и разнообразными, как разнообразна самая деятельность человеческая. Но, судя по свойству этих путей, их собственно два: один – путь греха и порока, другой – путь добродетели.

а) Первый путь называется в Евангелии широким (Мф. 7,13). Он привлекает к себе людей благами и сокровищами земли, обольщает удовольствиями, манит всем тем, что льстит чувственности и нашему испорченному сердцу. По этому пути идут все, которые любят давать простор своему разуму в делах самой веры, не хотят подчинять его Божественному откровению и «пленить в послушание Христово» (2Кор. 10, 5); все, которые дают простор своим страстям и своей воле, свергая с нея «благое иго» заповедей Христовых (Матф. 11, 30); все непокоряющиеся св. церкви и ее уставам, неповинующиеся предержащим властям, противящиеся своим родителям. На этом пути находятся и «блудницы», и «прелюбодеи, и сквернители», и «лихоимцы», и «татие», и «пьяницы», и «досадители», и «хищницы» (1Кор. 6, 9 и 10). Здесь сластолюбцы, «имже Бог чрево» (1 Фил. 3, 19), и соблазнители, «прельщающие души неутверждены» (2Петр. 2, 14), и клятвопреступники, и убийцы, притеснители вдов и сирот. Здесь не только явные нечестивцы, но и все фарисействующие христиане, которые часто восклицают: «Господи, Господи» (Матф. 7, 21»), и стараются иметь «образ благочестия», на самом же деле «отвергаются силы» его и божественную «истину содержат в неправде» (2Тим. 3, 5; Рим. 1, 18). Вообще путь так просторен, что помещает всех грешников, как они ни безчисленны на земле и даже в самом христианстве.

б) Другой путь есть путь тесный (Матф. 7, 14), по множеству препятствий, которые встречаются на нем, трудностей, которые должно преодолеть, жертв, какие неизбежно принести. Чтобы вступить на этот путь, необходимо «отвергнуться себе» (Марк. 8, 34), «покаяться» во всех своих грехах (Матф. 3, 2), «умертвить уды» и все порочные привязанности наши, «яже на земли» (Кол. 3, 5). Чтобы идти по этому тесному пути, надобно стеснить, ограничить, смирить себя во всем: подчинить свой ум вере Христовой, волю – закону Божию, сердце – обетованиям евангельским, всю духовную деятельность – руководству православной церкви. Надобно вести непрерывную брань со врагами нашего спасения: миром, плотию и диаволом, и для того, в полном всеоружии Божием, постоянно «трезвиться и бодрствовать и молиться всякою молитвою на всякое время духом» (1Петр. 5, 8; Еф. 6, 10–18). Надобно благодушно, с христианским мужеством переносить многия скорби, напасти и всякого рода гонения, которыми усеян этот путь от начала до конца (2Тим. 3, 12). Надобно быть готовым прощать все обиды, любить самых врагов наших, благословлять клянущих нас, добро творить ненавидящим нас, молиться за творящих нам напасть (Матф. 5, 44).

Кто же идет по этому пути? Увы, «мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7, 14): по нем идут только одни истинные последователи Иисуса Христа, Который «вместо предлежащия ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив». (Евр. 12, 2), крест самоотвержения и послушания воле Божией, крест бедствий и скорбей, и «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти» (Фил. 2, 8).

III. Теперь, братие, можете каждый сами определить, кто из вас куда идет. Если вы шествуете путем широким: то знайте, что он, по слову Спасителя, «ведет в пагубу» (Матф. 7, 13), – туда, где червь не умирает и огнь не угасает (Марк. 9, 48), где будет «мука вечная» (Матф. 25, 46), «плач и скрежет зубов» (Матф. 8, 12) и где не дастся грешникам ослабы и покоя «во веки веков» (Апок. 20, 10). Если же вы находитесь на тесном пути: радуйтесь и благодарите Господа: путь сей ведет «в живот» (Матф. 7, 14), ведет ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, где нет «ни плача, ни вопля, ни болезни, ни смерти» (Апок. 21, 4), а откроется для праведников вечное блаженство (Евр. 9,15) и вечная слава (2Кор. 4, 17).

Но идти, по своей воли идти во огнь вечный, к своей вечной погибели, и лишиться, добровольно лишиться вечных благ, предлагаемых нам на небеси – кто не содрогнется при одной мысли об этом?

О, остановитесь, грешники, на своем широком пути и образумьтесь! Как ни далеко вы ушли, вы еще можете возвратиться назад и вступить на тесный путь добродетели. Как ни многочисленны и тяжки ваши грехи, – покайтесь: «кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха» (1Иоан. 1, 7). Как ни слабы ваши нравственные силы, – молитесь: «сила Божия в немощи совершается» (2Кор. 12, 9), и Отец небесный «даст Духа просящим у Него» (Лук. 11, 13). А благодатию Св. Духа, при вашей вере и христианских подвигах, «обильно преподастся вам» и «вход в вечное царство Господа нашего» и «Спаса Иисуса Христа» (2Петр. 1,11). Аминь. (Составл. свящ. Г. Д-ко по Чет.-Мин. и слову Макария, еписк. тамбовск. и шацк., т. II, стр. 11–15).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle