Постный день. Глас 4-й
Вмч. Фео́дора Стратилата (319);
прор. Заха́рии Серповидца, из 12-ти (ок. 520 г. до Р. Х.).
Свт. Са́ввы II, архиепископа Сербского (1271).
Сщмчч. Симео́на Кульгавца, Андре́я Добрынина, Се́ргия Любомудрова и Петра́ Маркова пресвитеров (1938); священномученика Алекса́ндра Абиссова, пресвитера (1942).
Иконы Божией Матери: Кипрская (Стромынская).
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Великомученику Феодоpу Стpатилату
Тропарь, глас 4
Воинствосло́вием и́стинным, страстоте́рпче,/ Небе́снаго Царя́ воево́да предо́брый был еси́, Фео́доре:/ ору́жиями бо ве́ры ополчи́лся еси́ му́дренно/ и победи́л еси́ де́монов полки́,/ и победоно́сный яви́лся еси́ страда́лец./ Те́мже тя ве́рою// при́сно ублажа́ем.
Перевод: Воинской службой истинной ты сделался полководцем прекрасным Царя Небесного, страстотерпец Феодор: ибо оружием веры вооружился ты премудро, и истребил демонов полки, и явился победоносным страдальцем. Потому тебя с верою всегда прославляем.
Кондак, глас 2
Му́жеством души́ в ве́ру оболки́йся/, и глаго́л Бо́жий а́ки копие́ в ру́ку взем, врага́ победи́л еси́,/ му́чеников преве́лий Фео́доре,// с ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся не преста́й о всех нас.
Перевод: Мужеством душевным верою вооружившись и слово Божие, как копье, в руку взяв, ты победил врага, Феодор, слава мучеников; с ними не переставай молиться Христу Богу о всех нас.
Молитва
О, святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Фео́доре Стратила́те! Мо́лим тя пред ико́ною твое́ю свято́ю: моли́ с на́ми и о нас, раб Бо́жиих (имена), умоля́емаго от Своего́ благосе́рдия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, благосты́ни у Него́ прося́щих, и вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния да испо́лнит. Еще́ же мо́лим тя, святы́й победоно́сче Фео́доре Стратила́те, разруши́ си́лы возстаю́щих на ны враго́в, ви́димых и неви́димых. Умоли́ же Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пророку Захарии Серповидцу
Тропарь, глас 2
Проро́ка Твоего́ Заха́рии па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Пророка Твоего Захарии память, Господи, празднуя, потому Тебя молим: «Спаси души наши».
Кондак, глас 4
Просвети́вшееся ду́хом чи́стое твое́ се́рдце,/ проро́чества бысть светле́йшаго прия́телище:/ зри́ши бо, я́ко настоя́щая, дале́че су́щая;/ сего́ ра́ди тя почита́ем,// проро́че блаже́нне Заха́рие сла́вне.
Перевод: Просвещенное Духом чистое твое сердце стало вместилищем яснейшего пророчества: ибо видишь ты далекое будущее, как настоящее. Потому мы почитаем тебя, пророк блаженный, Захария славный.
Святителю Савве II, архиепископу Сербскому
Тропарь, глас 4
Исправле́ние ве́ры и о́браз кро́тости,/ и я́коже сад посреде́ рая́,/ преподо́бными де́лы твои́ми мир просвеща́еши,/ сего́ ра́ди к честне́й ра́це моще́й твои́х любо́вию прикаса́емся,/ лобыза́ем их и ве́рно вопие́м:/ предста́ни в по́мощь воспева́ющим па́мять святу́ю твою́ и светоно́сную,/ святи́телю о́тче Са́вво пребога́те, мо́лимся,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Подвиг веры и пример кротости, ты как сад посреди рая, преподобными делами твоими мир просвещаешь, потому к драгоценной раке с мощами твоими с любовью прикасаемся, целуем их и с верой взываем: «Приди на помощь воспевающим память святую твою и светоносную, святитель отче Савва счастливейший, молимся, Христу Богу молись о спасении душ наших».
Кондак, глас 8
Я́ко архиере́ем сопресто́льник/ и святи́телем изря́дный побо́рник был еси́, святи́телю Са́вво,/ сохраня́яй оте́чество, оби́тель, град же и лю́ди, почита́ющия тя ве́рою/ и честны́м твои́м моще́м покланя́ющияся,/ да велегла́сно тебе́ вопие́м:// ра́дуйся, Са́вво Богому́дре.
Перевод: Ты разделял престол с архиереями и был святителям особенным союзником, святитель Савва, сохранял отечество, обитель, город и людей, почитающих тебя с верой и драгоценным мощам твоим поклоняющихся, да взываем к тебе громко: «Радуйся, Савва Богомудрый».
Недели Торжества Православия
Тропарь, глас 2
Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.
Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»
Кондак, глас 2
Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.
Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.
В субботу, всем святым
Тропарь, глас 2
Апо́столи, му́ченицы и проро́цы,/ святи́телие, преподо́бнии и пра́веднии,/ до́бре по́двиг соверши́вшии и ве́ру соблю́дшии,/ дерзнове́ние иму́ще ко Спа́су,/ о нас Того́, я́ко Бла́га, моли́те,// спасти́ся, мо́лимся, душа́м на́шим.
Перевод: Апостолы, мученики и пророки, святители, преподобные и праведные, подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие, дерзновение пред Спасителем имея, Его за нас, как благого, умолите, молимся, во спасение душам нашим!
Кондак, глас 8
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики;/ тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́ Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
В субботу, за умерших
Тропарь, глас 2
Помяни́, Го́споди, я́ко благ, рабы Твоя́,/ и, ели́ка в житии́ согреши́ша, прости́:/ никто́же бо безгре́шен, то́кмо Ты,// моги́й и преста́вленным да́ти поко́й.
Перевод: Помяни, Господи, как Благой, рабов Твоих и всё, в чем они в жизни согрешили, прости: ибо никто не безгрешен, кроме Тебя. Ты можешь и преставившимся дать покой.
Мысли свт. Феофана Затворника
![Феофан](/days/img/feofan.png?1.0.0)
(Евр.11:24–26, 32–12:2; Ин.1:43–51)
Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны недобросовестно. Припомни, как и почему нарушил, и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно, – славна верность. Не славно ли быть в завете с царем? Сколько же славнее быть в завете с Царем царей! Но слава эта обратится в посрамление тебе, если не будешь верен завету.
От начала мира сколько прославлено великих людей! И все они прославлены за верность, в которой устояли, несмотря на великие беды и скорби из-за такой верности: «испытали поругания и побои, а также узы и темницу. Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли... посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей,.. с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса...» (Евр.11:36–38, 12:1–2)
Притча дня
Как стать счастливым
Ты с удивлением спрашиваешь: что нам делать, чтобы жить лучше? Не я отвечу тебе, я дам слово одному святому человеку...
Говорят, что некогда в Древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и бесплодных поисков они пришли к некоему святому, который жил в уединении в лесу. Он поклонился им до земли и радостно принял в своей хижине. После долгого разговора и расспросов путники, убедившись, что они действительно нашли человека, в котором соединились мудрость и счастье, воскликнули: «Человек Божий, но мы не можем жить так, как ты! Как же нам обрести счастье?». Заплакал человек Божий, возвел глаза к небу и сквозь слезы сказал: «И не должны вы жить, как я. Но, чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:
- думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;
- бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;
- почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;
- молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;
- надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей;
- просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;
- исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;
- благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей;
- славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!».
Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой. Это и тебе ответ, брат Степан, а ты кричи об этом в уши ближнему. Я же могу одно добавить: минуя этот нехитрый букварь, никто и никогда не сможет взяться за трудный учебник.
Свт. Николай Сербский. Миссионерские письма, письмо 108, Степану Д., на вопрос о том, что надо делать, чтобы лучше жить
Проповедь дня
![Свт. Лука (Войно-Ясенецкий).](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/luka-vojno-jasenetskij_2.png)
- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). О великомученике Феодоре Стратилате.
![Прот. Григорий Дьяченко.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/diachenko.png)
- Прот. Григорий Дьяченко. Св. великомученик Феодор Стратилат.
![Прот. Родион Путятин.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/rodion-putjatin_2.png)
- Прот. Родион Путятин. В Неделю Торжества Православия.
![Митр. Сурожский Антоний.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/mitr-surozhskij-antonij.png)
- Митр. Сурожский Антоний. Торжество Православия.
![Свт. Димитрий Ростовский.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/64e9ab3504def777100893.jpg)
- Свт. Димитрий Ростовский. Поучение в 1-ю Неделю Великого поста. «Отселе узрите небо отверсто...» (Ин.1:51).
![Сщмч. Фаддей (Успенский).](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/faddej-uspenskij.png)
- Сщмч. Фаддей (Успенский). Слово в Неделю Православия.
![Еп. Виссарион (Нечаев).](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/ep-vissarion-nechaev.png)
- Еп. Виссарион (Нечаев). Молитва кающагося грешника. Поучение в один из воскресных дней Великаго поста.
![Свящ. Иоанн Павлов.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/sv_ioann_pavlov.png)
- Свящ. Иоанн Павлов. Торжество Православия.
![Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/ioann_maximovitch_1.png)
- Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский. Проповедь в Неделю Православия.
![Свт. Игнатий (Брянчанинов).](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/ignatiy_brianchaninov.png)
- Свт. Игнатий (Брянчанинов). О православии. Слово в 1-ю неделю Великого поста.
![Прот. Василий Михайловский.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/mihailovsky.png)
- Прот. Василий Михайловский. Неделя 1-я Великого поста.
![Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/Bishop_Mitrofan.png)
- Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Неделя 1-я поста: Торжество православия.
![Прот. Вячеслав Резников.](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/155d326944358340eb574bcfe7ae3c3b.jpg)
- Прот. Вячеслав Резников. О Торжестве Православия.
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
![Антоний Дулевич, иеромонах Ефрем (Калинин).](https://azbyka.org/days/cache/70x100/storage/images/authors/5564546467486.jpg)
Может ли христианин вкушать идоложертвенное, если он при этом никого не соблазняет?
Основы православия
Тема 52. Последствия грехопадения Адама и Евы.
В грехопадении совершилась порча, «генетическое» повреждение человеческой природы, что отразилось на всех потомках Адама и Евы. О том, что прародительский грех принципиально изменил жизнь человека, свидетельствуют греховные наклонности, болезни, страдания, смерть тела, а также история человечества, написанная кровью.
За прародительским грехом тянется чреда новых: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их сын – жертвой. Жизнь человека без Бога оказалась всего лишь жизнью высокоорганизованного животного, боящегося страданий и стремящегося к наслаждениям.
В силу центрального положения человека в мироздании, грехопадение первозданных людей оказало влияние на весь материальный мир.
Последствия грехопадения можно условно подразделить на четыре группы. Грех внёс разлад в отношения между: человеком и Богом; человеком и человеком; человеком и окружающим миром, наконец, разладу подвергся сам человек (между плотью и душой, между главными силами души).
Практический совет
Церковная свеча символизирует причастность человека к Божественному свету. Свеча выражает пламень любви человека ко Господу, Богородице, Ангелу или святому, пред ликами которых верующий ставит свечу. Приобретение свечи в храме является жертвой на храм. И мы не просто ставим свечи, но обязательно и молимся. За нас свеча не молится!
За умерших свечи ставят на канун (небольшой столик с Распятием и свечами).
Во время богослужения ставить свечи не принято (чтобы не отвлекать других и не отвлекаться самим).
Для прощения грехов установлено Таинство Покаяния, свечи к нему имеют весьма косвенное отношение.