Постный день. Глас 5-й
- Прп. Васи́лия Декаполита, исп. (750)
- Свт. Григо́рия Паламы́, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста)
- сщмч. Арсе́ния (Мацеевича), митрополита Ростовского (1772)
- Прп. Кассиа́на (Иоа́нна Кассиа́на) Римлянина, иеромонаха (435)
- Блж. Никола́я Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского (1576)
- сщмч. Проте́рия, патриарха Александрийского (457)
- сщмч. Не́стора, епископа Магиддийского (250)
- прпп. жен Мари́ны и Ки́ры (ок. 450)
- Прп. Иоа́нна, нареченного Варсоно́фием, епископа Дамасского (V)
- исп. Феоктири́ста (Феостири́кта) Медикийского (VIII)
- Иконы Божией Матери: Девпетерувская (1392)
Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
«Больше всего хранимаго храни сердце твое; потому что из него источники жизни» (Притч.4:23).
Поговевши, исповедавшись и причастившись Св. Таин, христианин возобновляет в себе благодатные источники, открытые в нас Св. Крещением, которые потом столько раз были засоряемы нерадением и падениями и столько раз очищаемы покаянием. Теперь снова очищены они после последних падений. Будем же хранить их, по крайней мере с этого времени, от засорения вновь невниманием, рассеянностью и небрежением о тех действиях, которыми поддерживается чистота и исправное течение вод их. Продолжим пощение, не дадим воли чувствам, не прекратим усердных молитв и слез, не забудем дел любви, взыщем слышания слова Божия, более же всего да беседуем с Господом, Который в нас, и этою беседою да поддерживаем в себе страх Божий и ревность к богоугождению, в которых собственно источник нашей жизни духовной.
Притча дня
Когда начинать воспитание
Однажды к одному старцу, живущему отшельником в египетской пустыне, принесли маленькое дитя, чтобы получить благословение на воспитание в отеческой вере.
И задали вопрос старцу:
– Авва! Скажи нам слово - как правильно воспитать дитя в православной вере?
– Каков же возраст дитяти? – спросил старец.
– Восемь месяцев, – получил он ответ.
– Вы опоздали на восемь месяцев, – просто ответил авва пришедшим.
Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей (Притч.1:8)
Основы православия
Тема 72. Что такое прославление человеческого естества во Христе?
Прославление человеческого естества во Христе — богословское понятие, указывающее на некоторые следствия Искупления (следствия жертвенных страданий, смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа), в частности:
1) Воскреснув, вознесшись превыше Небес и воссев одесную Отца, Христос прославил в Себе Человека: «Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Евр.1:13). В данном случае под прославлением подразумевается покрытие неувядаемой славой.
2) По Воскресении Иисус Христос стал чужд тленности и смертности, тогда как до Своей смерти был тленен и смертен по человеческому естеству. Применительно к этому аспекту термин «прославление» указывает на изменение особенностей плоти Христа. Примечателен в данном случае евангельский эпизод, сообщающий, как Господь, посещая апостолов, беспрепятственно прошел в дом, хотя двери его были запертыми: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин.20:19).
Практический совет
Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться.
праведный Иоанн Кронштадтский
Помню отец Тихон, когда стал старым и не мог подниматься на ноги, когда делал земные поклоны, привязывал к потолку толстую верёвку и поднимался, хватаясь за неё. Так он продолжал делать земные поклоны и поклоняться Богу со благочестием практически до самых последних дней своей жизни.
преподобный Паисий Святогорец, «О молитве»