Месяц февраль
Двадцать восьмой день.
Блаженный Никола, Христа ради юродивый.
(Пост в связи с другими делами благочестия).
I. Блаженный Никола Христа-ради юродивый, память коего ныне, достиг царства небесного путем юродства. Св. Никола жил в городе Пскове, в особой хижине, назад тому триста лет и проводил свою жизнь в молитве и посте. Совершая подвиги юродства, он под видом шутки или басни, а часто и прямо, говорил всякому правду, никого не боясь. Так, когда царь Иоанн Грозный пришел в Псков, то жители с трепетом встречали его на коленях. Но блаженный не устрашился и встретил Грозного царя словами обличения: «не трогай нас, прохожий, сказал он ему, ступай от нас, не на чем тебе будет бежать». Царь казнил многих жителей Пскова, но когда уезжал из города, то лучший конь его издох, как предсказал блаженный Никола. Говорят, что юродивый поднес Грозному царю кусок сырого мяса и, когда тот сказал, что он теперь не ест мяса, так как идет великий пост, возразил: «ты делаешь хуже, ты питаешься кровию человеческою, забывая не только пост, но и Бога».
II. Из последних слов блаженного Николы следует очевидно такое наставление, что если мы и воздерживаемся в продолжение поста от скоромной пищи, но при этом ненавидим других и причиняем им какое бы то ни было зло, то наш пост уже и не пост... Посему ныне скажем о посте в связи с другими делами благочестия.
а) Без веры пост недействителен. Пост есть врачевство для души и тела; посему тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возомнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести.
Вы знаете, Кем и как доставлено всем нам Божественное оправдание и вместе помилование, – заслугами и крестною смертию Сына Божия, за нас подъятою. Посему, кто возмнил бы без веры в заслуги и смерть Спасителя одним постом удовлетворить на суде правде Божией за свои грехи, тот этим самым показал бы совершенно ложное понятие и о правде Божией и о своих грехах.
Чтобы наш пост был действителен и благоприятен Господу, мы должны удалять от него всякое понятие, как о жертве за грехи, а представлять его только средством к ослаблению в нас пагубной наклонности к чувственности и постыдного рабства плоти, и вместе с тем должны, как можно более, освящать его верою в заслуги Искупителя, которая в связи с деятельной любовию, усвояя их в душе нашей, этим самым оправдывает нас пред Богом.
б) Пост немыслим и без смирения. Пост есть врачевство для души и тела; посему и тот явно поступил бы вопреки самому существу поста, кто, соблюдая пост, думал бы, что потому самому он имеет право превозноситься над всяким, кто не постится, подобно ему. Чем тут превозноситься? – Ближний твой не постится, подобно тебе? Может быть, он крайне немощен плотию и здрав духом и не имеет нужды в сем врачевстве; может быть, это врачевство принимается им в другом виде, нежели в каком принимаешь ты. Хотя бы он был духовно мертв без врачевства, тобою употребляемаго, все ты можешь и должен только сожалеть и молиться о нем, а не гордиться тем, что ты постиг силу врачевства и употребляешь его как должно. Но ты никак не можешь употреблять его как должно, доколе не освятишь своего поста смирением. Ибо общая болезнь человечества, которую ты предпринял врачевать в себе постом и покаянием, главным образом состоит в самолюбии и гордости. Посему-то св. церковь никогда так громко и многократно не молит Господа, как во время поста, о том, чтобы Он даровал каждому из нас зрети своя прегрешения и не осуждати брата своего.
в) Пост не действителен односторонний – один только телесный без духовнаго.
Пост есть врачевство для души; посему во время поста надобно смотреть не на одно тело, а паче на душу. И при врачевании телесных недугов состояние души много значит; потому врачи и советуют, при употреблении лекарств, наблюдать как можно более душевное спокойствие, не думать о том или другом предмете, стараться занимать воображение тем, что есть лучшаго. Тем более нужно все это при употреблении поста. Какое вредное было бы противоречие – тело лишать пищи, а душе в то же время позволять предаваться мирским помыслам, яростным движениям, порывам самолюбия или ненависти! Это значило бы другою рукою разрушать то, что насаждается и созидается одною.
г) Пост мало полезен без благочестивых упражнений, приличных времени поста.
Какие занятия особенно приличны посту? – Во-первых, молитва общественная и домашняя; потом самоиспытание или исследование своей жизни и совести, размышление о предметах веры, особенно о жизни и учении, страданиях и смерти за нас нашего Спасителя; далее – примирение со всеми врагами и прощение обид, дела человеколюбия и благотворительности; – чтение слова Божия и душеспасительных книг, беседа с людьми благочестивыми, и тому подобное. Каждое из сих средств помогает действию поста, увеличивает его силу, услаждает его горечь, и таким образом освящает наш пост.
д) Наконец, пост есть врачевство сильное и необходимое, но вместе с сим отнюдь не единственное, а приуготовительное к другим, высшим, духовным врачевствам; посему, предаваясь посту, надобно всегда иметь в виду дальнейшую цель, то есть, покаяние, исповедь и причащение св. Таин. Пост должен помочь первее всего выйти из под власти чувственности, уничтожить силу и власть плотских страстей, дать свободу и удобность обозреть свою жизнь, узнать, как можно вернее, язвы своей совести, найти главную страсть снедающую, расположить искренно искать от нея исцеления, решиться однажды и навсегда – начать жизнь добродетельную. Если сего нет, то пост, значит, еще не доставил существенной пользы, и надобно или усугубить его или исправить. Надобно усугубить его или исправить и в таком случае, если, постяся, ты не приблизился духом к своему Спасителю, не почувствовал нужды в заслугах Его, не ощутил духовного глада к насыщению себя Божественною трапезою Тела и Крови Его, не слышал еще в себе гласа любви Его, призывающей к соединению с Ним.
III. Как ни кратки и просты эти правила поста, но если мы будем наблюдать их постоянно во время нашего пощения, то есть, если будем растворять пост наш верою, смирением и молитвою, будем, постяся телесно, поститься в то же время и духовно: то пост наш будет свят и благоугоден Господу, и послужит в освящение душ и телес наших. (Сост. по Ч.-М. и проп. Иннокентия, архиеп. херс. и тавр., т. IV).