Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
Умолк Господь в среду и четверг до вечера, чтобы в вечер этот излиться речью с учениками и к ученикам, – речью, подобной которой ничего нет во всех писаниях не только человеческих, но и Божеских. Ныне, по указанию Церкви, слышим только из уст Господа, чтоб не мешали мазать Его миром, потому что это служило Ему приготовлением к смерти. У Него пред очами уже только смерть, – заключительное таинство Его пришествия на землю во спасение наше.
Углубимся и мы в созерцание этой таинственной смерти, чтобы извлечь оттуда благонадежие спасения для душ наших, обремененных многими грехами и не знающих, как обрести себе покой от томлений пробудившейся совести и сознания праведности суда Божия над нами, грозного и неумытного.
Притча дня
Один старец сказал:
– Всякий, кто полагает, что может познать Божии Таинства с помощью научных теорий, похож на глупца, который хочет увидеть рай в телескоп. Точно так же невозможно увязать Евангелие с человеческим здравым смыслом. В основе здравого смысла лежит выгода. В основе Евангелия – любовь.
Основы православия
Тема 119. Шестая заповедь Ветхого Завета: Не убивай.
Шестой заповедью Бог запрещает лишать жизни других людей, руководствуясь личными мотивами по злому или корыстному умыслу, и убивать самого себя от отчаяния и по иным греховным побуждениям. Использованный глагол «убивать» обозначает безнравственное преднамеренное убийство, в отличие от любого вообще убийства в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (как и в английском kill - любое и murder - незаконное). Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда, то этот глагол не означает убийство вообще, при любых обстоятельствах. Т.е. водораздел – мотив убийства, его цель.
Может ли Бог отнимать от человека телесную жизнь? Бог дал нам жизнь, Он же может временно лишить нас тела, если мы неправильно распоряжаемся земной жизнью. Бог Творец и Законодатель, он приказывал Своему народу уничтожать язычников для того, чтобы пресечь глобальное распространения зла на земле. В то же время заметим, что Сам Бог и воскресит всех людей при Втором Пришествии Христа.
Грех ли убийство врага в освободительной войне? Это грех, но это меньший грех, чем трусость и предательство ближнего, это выбор меньшего зла. Мы не должны требовать от Бога чуда там, где чудом должны быть мы сами.
Грехи против шестой заповеди: аборты (и такие противозачаточные средства, как спираль, гормональные таблетки – обладают и абортивным действием); соучастие в убийстве советом, согласием; ненависть (1Ин.3:15).
Самоубийством является самовольное лишение себя жизни в состоянии отчаяния, крайнего уныния, уязвленной гордости, потери смысла жизни. Самоубийство от отчаяния – бунт против Бога – единственный грех, в котором невозможно покаяться. Почти всякое самоубийство есть одержимость, убийство демоном человека – руками самого человека. Атеизм в какой-то мере может считаться формой самоубийства, т.к. представляет собой отказ от Источника жизни – Бога.
В свою очередь добровольная смерть может иметь своей целью и исповедание веры во Христа. История знает примеры, когда христиане имели выбор, но предпочли смерть. Разница здесь в намерении, в акте воли, который совершает человек. Если человек идет на неизбежную смерть, исходя из христианской любви к Богу, к ближнему, – он им отдает свою жизнь, а не бросает её (эвтаназия сюда не относится).
Кроме убийства телесного существует не менее страшное убийство – духовное, когда кто-то своим поведением или словами отвращает ближнего от Бога и Его Церкви.
Практический совет
В церковной жизни принято поздравлять людей с тем или иным днем. Вот и сегодня можно услышать: «С Великой Средой!» Или даже: «С праздником!» Как можно поздравить с днем, когда умышление убить Бога переводится в плоскость практических решений?
Сегодня отпадают великопостные особенности богослужений. В последний раз совершаются поклоны при чтении молитвы преподобного Ефрема Сирина (в конце Литургии). Теперь мы будем кланяться только у Плащаницы Христовой (после чего земные поклоны прекращаются до Дня Святой Троицы - 50-й день по Пасхе).
протоиерей Александр Абрамов