Плащаница

Литература по теме

Плащани́ца

1) полотно, которым было обернуто при погребении тело Иисуса Христа. См. Туринская Плащаница.
2) Четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. В конце вечерни Великой Пятницы (см. Страстная седмица) плащаница выносится на середину храма для поклонения верующих и остается там до пасхальной полунощницы, на которой снова уносится в алтарь.
3) Плащаница с изображением усопшей Божией Матери. По разным традициям, она или полагается посреди храма на праздничной утрени Успения Богородицы, или же вынос плащаницы совершается на третий день этого праздника, при служении чина Погребения Божией Матери.

Верхняя Половины Нижняя

photo 2024 05 02 09 45 53 rotated – Плащаница
Туринская плащаница
plashhenica 1 – Плащаница
Плащаница Спасителя.
plashhenica 21 – Плащаница
Плащаница Успение Божьей Матери. Храм Успения Божьей Матери г.Камышина.

Плащаница-возду́х на литургии (до XV в.)

Святая Плащаница, с которой связаны трогательные и глубочайшие обряды Великой Пятницы и Великой Субботы, исторически связана с возду́хом (большим покровцом), который употребляется на литургии. В древнем Константинополе была практика служения литургии с использованием нескольких чаш и для покрытия требовались возду́хи больших размеров. Как правило, возду́хом покрывали Святые Дары после Великого входа и в это время читали тропарь «Благообразный Иосиф…»; при символическом толковании литургии великий вход интерпретируется как шествие Христа на страдания, а воздух – как погребальная пелена, плащаница, которой было обвито Его Пречистое тело. В связи с этим и на возду́хах того времени было принято изображать положение тела Христа во гроб. В XIII–XIV вв. воздух стали употреблять в конце утрени Великой Субботы, когда совершали вход с Евангелием; им оборачивали Евангелие, а также после положения Евангелия на престол была практика накрывать Евангелие возду́хом.

Использование Плащаницы в монастырях и соборах на утрене Великой Субботы (XVI–XVII вв.)

Постепенно практика служения на нескольких чашах исчезает и размер воздуха на литургии сокращается; в это время происходит разделение между обычным литургийным воздухом и аналогичным предметом большего размера, используемым в Великую Субботу. В итоге Плащаница из предмета, используемого в ежедневном богослужении, превращается в священную утварь, используемую в некоторые особо важные дни годичного круга. В XVI веке появляется практика выносить вместе с Евангелием большой воздух; при этом такой большой воздух использовали только в крупных соборах и монастырях, тогда как на приходах вход в конце утрени совершался только с Евангелием; сщмч. Иларион (Троицкий) объясняет это различие следующим образом: «все эти пышные обряды могли совершаться только в соборах и монастырях, где был многочисленный клир. В обыкновенных же приходских храмах ничего подобного не могло быть и не было. Общие церковные уставы, Триоди, Следованные Псалтири XV и XVI вв. совершенно ничего не знают о плащанице; в них кратко или подробно говорится лишь о входе с Евангелием во время великого славословия в Великую Субботу. В приходских храмах не было дорогих шитых воздухов, которые можно было бы выносить вместе с Евангелием и полагать для целования молящимся» (Иларион (Троицкий), сщмч. История Плащаницы). При соборном служении настоятель нес Евангелие, тогда как младшие священники несли воздух; интересно, что эта практика сохраняется до сих пор при выносе Святой Плащаницы и во время крестного хода с Плащаницей в соборных храмах и монастырях. В источниках конца XVI появляется термин «плащаница» для обозначения большого возду́ха, используемого на утрене Великой Субботы.

Формирование современной практики (XVII–XIX вв.)

В XVII веке благодаря книгопечатанию и использованию печатных Уставов практика использования Плащаницы распространяется и на обычные приходские храмы. При этом происходит огрубление форм Плащаницы (на смену роскошным возду́хам, каждый из которых представлял подлинное произведение искусства, приходят более простые и грубые изображения) и меняется изображение на Плащанице: вместо положения Христа во гроб теперь на Плащаницах изображают снятое с креста тело Спасителя.

В нашем Типиконе конца XVII века Плащаница упоминается только в контексте последования утрени Великой Субботы: Плащаницу выносили после великого славословия, целовали ее и уносили в алтарь. Также в новгородских соборах в XVII веке была практика выноса Плащаницы до вечерни Великой Пятницы. В XVIII веке в Греции и Болгарии появляется практика торжественного выноса Святой Плащаницы на великой вечерне; в конце XVIII – начале XIX века эту традицию воспринимает и Русская Церковь с тем лишь отличием, что у греков принято выносить плащаницу при пении стихир на стиховне, тогда как в России – чуть позже при пении тропарей по «Ныне отпущаеши…». Далее в XIX веке появляется традиция совершать крестный ход с Плащаницей в конце утрени Великой Субботы.

Современное использование Плащаницы в богослужении

В настоящее время Святая Плащаница – главный атрибут богослужений последних дней Страстной седмицы. Перед вечерней Великой Пятницы духовенство вынимает Плащаницу из ризницы (или иного места хранения) и полагают ее на престоле поверх антиминса. В конце вечерни при пении тропарей по «Ныне отпущаешми…» Плащаницу торжественно выносят в центр храма и полагают на специально устроенной гробнице. При этом есть разные практики внешнего образа действий при выносе Плащаницы в зависимости от размеров самой Плащаницы и алтаря. Если служит один священник, то он поднимает плащаницу на главу, выносит через северную дверь из алтаря (ему предшествует диакон с кадилом) и полагает в центре храма на уготовленное место так, чтобы Глава Спасителя располагалась в северной части (слева, если смотреть с позиции стоящих в храме). В центре Плащаницы полагают малое («требное») Евангелие. Если служба совершается собором духовенства, то Плащаницу поднимают и несут младшие священники, а настоятель идет под Плащаницей с Евангелием в руках. Если Плащаница велика или северные двери слишком узкие (а может быть и то, и другое вместе), разрешается выносить Плащаницу через царские врата. Если плащаница слишком велика, а священник в храме один, то допускается нести Плащаницу мирянам (мужчинам) через северную дверь. После великой вечерни бывает целование Святой Плащаницы.

На утрене и литургии Великой Субботы все действия (ектении, чтение канона и часов, чтение священником утренних молитв и пр.) совершаются перед Плащаницей. В конце утрени при пении славословия совершается каждение Плащаницы, затем с началом пения Трисвятого Плащаницу поднимают и совершается крестный ход с Плащаницей вокруг храма (нюансы и практики совершения крестного хода аналогичны указанным вариантам с выносом Плащаницы). После крестного хода Плащаницу кладут обратно и после отпуста утрени совершается вновь целование Плащаницы при пении замечательной стихиры «Приидите, ублажим Иосифа…»

Весь день Великой Субботы Плащаница находится в центре храма и доступна для целования верными; на пасхальной полунощнице при пении катавасии 9-й песни священники уносят Плащаницу в алтарь, где полагают ее на престоле (сначала убирают антиминс, потом кладут Плащаницу, затем возвращают антиминс на место поверх Плащаницы). Там она находится вплоть до отдания Пасхи и фактически ее значение сближается со значением антиминса, так как на ней совершают таинство Евхаристии. В день отдания Пасхи после литургии священник убирает Плащаницу в место хранения до Великой Пятницы следующего года.

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka