Постный день. Глас 1-й
- Прп. Ни́кона, игумена Киево-Печерского (1088)
- мчч. Фили́та, Ли́дии, жены его, Македо́на, Феопре́пия (Боголе́па), Крони́да и Амфило́хия (117–138)
- мч. Васи́лия Мангазейского (1600)
- Сщмч. Константина Снятиновского, пресвитера (1918)
- сщмч. Мака́рия Квиткина, пресвитера (1931)
- сщмч. Стефа́на Преображенского, пресвитера (после 1937)
- сщмч. Васи́лия Коклина, пресвитера, прмч. Илии́ (Вятлина), иеромонаха, прмцц. Анастаси́и Бобковой и Варва́ры Конкиной, мч. Алекси́я Скоробогатова (1938)
- сщисп. Се́ргия (Сребрянского), архимандрита (1948)
Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
Умолк Господь в среду и четверг до вечера, чтобы в вечер этот излиться речью с учениками и к ученикам, – речью, подобной которой ничего нет во всех писаниях не только человеческих, но и Божеских. Ныне, по указанию Церкви, слышим только из уст Господа, чтоб не мешали мазать Его миром, потому что это служило Ему приготовлением к смерти. У Него пред очами уже только смерть, – заключительное таинство Его пришествия на землю во спасение наше.
Углубимся и мы в созерцание этой таинственной смерти, чтобы извлечь оттуда благонадежие спасения для душ наших, обремененных многими грехами и не знающих, как обрести себе покой от томлений пробудившейся совести и сознания праведности суда Божия над нами, грозного и неумытного.
Притча дня
Видишь, что безумное слово делает? Но не оставлю тебя без примера доброго слова. Во время войны послали одного боязливого солдата в разведку. Все знали его боязливость и смеялись, когда узнали, куда посылает его старшина. Только один солдат не смеялся. Он подошел к своему товарищу, чтобы поддержать и ободрить его. Но тот ответил ему: «Погибну я, враг совсем рядом!». – «Не бойся, брат: Господь еще ближе», – ответил ему добрый товарищ. И эти слова, как большой колокол, зазвонили в душе того солдата, и звонили до конца войны. И вот, некогда робкий солдат вернулся с войны награжденный многими орденами за храбрость. Так преобразило его благое слово: «Не бойся: Господь еще ближе!».
Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма. Письмо 70, скромному человеку, который покаялся в том, что согрешил словом
Основы православия
Тема 95. Что лежит в основе учреждения монашества?
Монашеский путь — это особый путь благодатного духовно-нравственного совершенствования, особый путь к Богу, к Царству Небесному. В основе учения о монашестве, как об особом пути человека ко спасению, лежит личный пример земной жизни Господа Иисуса Христа, нижеследующие (и другие) слова Спасителя и Его апостолов:
- «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24);
- «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21);
- «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7:32-33).
Этим словам соответствуют монашеские обеты: послушания, нестяжания, целомудрия. Образцовый пример послушания Богу, нестяжания, целомудрия явил Своей жизнью Сам Искупитель. Образцом для монахов в их монашеской жизни является также и жизнь Пресвятой Богородицы.
См. раздел: Монашество.
Практический совет
Как лучше читать молитвы – наизусть или по молитвослову?
Нет такого церковного правила, чтобы заучивать молитвы наизусть. Главное – читать молитвы благоговейно, внимательно, с покаянным чувством. Если ежедневно исполнять утреннее и вечернее молитвенные правила, то они через некоторое время запомнятся естественным образом.
Обращение к тексту может быть полезно при усталости и «бурлении» мыслей, отвлекающих от молитвы.