Преподобномученик Илия́ (Вятлин), иеромонах
Житие
Преподобномученик Илия родился 24 февраля 1867 года в селе Каринское Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Ивана Вятлина, воспитавшего сына в вере и благочестии. Придя в возраст, Илья Иванович женился, и в 1892 году у них с женой родился сын Павел. Илья Иванович работал долгое время на ткацкой фабрике в городе Александрове ткачом и прислуживал в церкви. Когда сын вырос, горе постигло семью: скончалась супруга Ильи Ивановича. В 1920 году он поступил в Лукианову Рождества Богородицы пустынь, находившуюся в двенадцати километрах от Александрова, и был здесь пострижен в монашество; вопросы спасения, молитвы и веры стояли у него на первом месте, и для него казалось неважным, что произошла революция и начались гонения на Церковь.
В 1932 году монашеское общежитие было безбожной властью разорено; монах Илия был рукоположен во иеромонаха и стал служить в одном из храмов в городе Александрове. Летом 1937 года храмы в Александрове были закрыты, а священство арестовано. Отец Илия не был тогда арестован, вероятней всего потому, что в НКВД сочли его слишком старым, а указ о массовых арестах еще не был принят.
27 июня 1937 года он поселился в селе Еремеево Истринского района Московской области и стал здесь служить в храме Вознесения Господня. Однако волна арестов не миновала и это село.
12 февраля 1938 года сельсовет выдал для НКВД справку, что священник Илия Вятлин «по социальному положению является человеком чуждым. Вследствие изменения материальных жизненных условий, питает недоверие к советской власти. Во время религиозных служб отвлекает некоторых колхозниц от работы в колхозах»[1].
16 и 20 февраля были допрошены жители села, и в частности хозяин дома, где жил священник, но ничего компрометирующего они сказать не смогли, ссылаясь на то, что слишком мало его знают, так как он живет в их местах чуть более полугода. 20 февраля 1938 года местный оперуполномоченный НКВД отправил начальству рапорт с ходатайством арестовать священника – «как отъявленного врага народа».
25 февраля была выдана справка на арест отца Илии, в которой писалось, что он говорил: «Советская власть всех крестьян загнала в колхоз и мучает их, а нас, священников, советская власть совсем задушила. Большевики здесь нас не забирают – вот где я раньше служил священником, там всех забрали и посадили в тюрьму»[2].
28 февраля 1938 года отец Илия был арестован и 1 марта допрошен.
– Что вас заставило в 1920 году стать монахом, а затем священником? – спросил следователь.
– Мои религиозные убеждения и то, что мне уже было тогда пятьдесят лет, – ответил отец Илия.
– Следствию известно, что вы среди населения в селе Еремеево проводили контрреволюционную агитацию и говорили: «Советская власть всех крестьян загнала в колхоз и их мучает, а нас, священников, совсем задушили большевики. Вот скоро фашисты расправятся с Испанией, а потом будут расправляться с большевиками. Крестьяне мало стали посещать церковь, и нет дохода священникам, это потому, что большевики агитируют против религии». Дайте на этот счет показания.
– Поскольку я человек, убежденный в вере, то мне действительно не нравится политика советской власти, которая агитирует против религии, поэтому я действительно говорил прихожанам, что советская власть окончательно задушила религию и нас, священников; и крестьян в колхозах мучают и не дают веровать в Бога. Но в отношении расправы фашистов над коммунистами я ничего никогда не говорил, и даже не понимаю, что за фашисты.
После допроса отец Илия в ожидании приговора был заключен в волоколамскую тюрьму. 2 марта тройка НКВД приговорила его к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. Иеромонах Илия (Вятлин) был расстрелян 5 апреля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март».
Тверь. 2006. С. 220-222
Примечания
[1] ГАРФ. Ф. 10035, д. П-77648, л. 6.
[2] Там же. Л. 1.
Источник: fond.ru
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11