Чтения Священного Писания
Деян.3:1–8 (зач. 7). Ин.2:12–22 (зач. 7). Богородицы: Флп.2:5–11 (зач. 240). Лк.10:38–42,11:27–28 (зач. 54).
Богослужения
Каноны
Акафисты
Мысли свт. Феофана Затворника
Развернуть
Притча дня
Бабка пришла к священнику с вопросом:
– Что делать с дедом? Совсем несносный стал! Спорит, неправоты своей не признает, ругается! Сладу совсем нет!
Батюшка дает ей бутылку с водой и говорит:
– Это святая вода, как только дед порог переступает после работы, или как только он голос повышает, – сразу набери в рот святой воды и держи сколько сможешь. Чем дольше держишь, тем больше святая вода поможет! Кончится вода в бутылке, еще придешь.
Через неделю бабка бежит еще за водой:
– Спасибо, батюшка! Помогла святая водичка! Дед теперь шелковый, спокойный. Жизнь у нас теперь, ну просто на зависть соседям – тишь да гладь! Налей-ка, батюшка, еще святой водички!
Основы православия
Тема 130. Пятая заповедь Нового Завета: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Милосердие – это дела любви по отношению к ближним. В этих добродетелях мы подражаем Самому Богу: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк.15:7). Милостыня условно разделяется на телесную (одеть, накормить...), душевную (сочувствие) и духовную (молитва, духовная поддержка...).
Помилование означает то, что милосердие к ближнему способствует освящению человека. Преп. Антоний Великий говорил: «Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним…; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».
Когда мы что-то и чем-то жертвуем, делаем добро, мы не подкупаем Бога, мы уподобляемся Богу в добре. Одновременно мы жертвуем что-то в знак признания того, что все, что нам дано – Божье, мы лишь распорядители полученного на время земной жизни. Милость – индикатор любви.
Иллюстрирует эту заповедь притча о Страшном Суде (Мф.25:31-46). (Только следует понимать эту притчу не изолированно, а в контексте всего Св. Писания, а то получится, что спасение не зависит от религиозных взглядов и вообще какой-либо веры. Не будем забывать, кому была рассказана эта притча: евангелист Матфей писал для евреев, для людей глубоко религиозных. Этой притчей Спаситель акцентирует их внимание на том, что милосердие к людям является важной составляющей, плодом веры).
Семь святых в настоящий момент имеют титул «Милостивый»: свт. Иоанн Милостивый, Александрийский; свт. Вонифа́тий Милостивый; свт. Павли́н Милостивый; прав. Филарет Милостивый Пафлагонянин; Иоа́нн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый; свт. Марти́н Милостивый, Турский; Феофа́н Милостивый, Газский.
Практический совет
Святитель Василий Великий учит, что всякий день христианина должен начинаться со слов: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!