Перевод:Православия наставник, благочестия учитель и чистоты, светильник вселенной, архиереев Богодухновенное украшение, Лев премудрый, учениями твоими ты всех просветил, лира духовная. Моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак, глас 3
На престо́ле, сла́вне, свяще́нства сед/ и львов уста́ слове́сных загради́в,/ до́гматы Богодухнове́нными Честны́я Тро́ицы озари́л еси́ свет Богоразу́мия твоему́ ста́ду./ Сего́ ра́ди просла́вился еси́// я́ко Боже́ственный таи́нник Бо́жия бла́годати.
Перевод:На престоле, славный, священства сидя и львов словесных уста заградив, догматами Богодухновенными Честной Троицы озарил свет Богопознания твоему стаду. Потому прославился как Божественный хранитель Божией благодати.
Преподобному Косме, игумену Яхромскому
Тропарь, глас 4
Го́рняго жела́я преми́рнаго жития́,/ до́льняя возненави́дел еси́,/ и, взем крест свой, после́довал еси́ Христу́,/ и в пусты́ню всели́лся еси́, досточу́дне,/ в ней подвиза́ся в пе́ниих, в бде́ниих и поще́ниих./ Те́мже в тя всели́ся Пресвяты́й Дух,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ испроси́ лю́дем правосла́вным здра́вие и спасе́ние/ и не забу́ди посеща́я чад свои́х,/ соверша́ющих свяще́нную па́мять твою́,// Космо́, преподо́бне о́тче наш.
Перевод:Небесной желая надмирной жизни, земное возненавидел ты и, взяв крест свой, последовал ты Христу и в пустыни поселился ты, достойный удивления, в ней подвизался в пении, бдении и пощении. Потому вселился в тебя Пресвятой Дух, но как имеющий дерзновение ко Христу Богу, испроси людям православным здоровье и спасение, и не забывай оказывать милость к чадам своим, празднующим священную память твою, Косма, преподобный отче наш.
Кондак, глас 8
Душе́вныя стра́сти из ко́рене исторга́я,/ в пусты́ню всели́лся еси́, преподо́бне,/ и неболе́зненную жизнь в боле́знех восприя́л еси́,/ боле́знем же лю́тым уставля́еши озлобле́ния прося́щим у тебе́ с ве́рою./ Те́мже разреши́ боле́зни на́ша душе́вныя и теле́сныя, да зове́м ти:// ра́дуйся, Космо́ Богому́дре.
Перевод:Душевные страсти в корне исторгая, в пустыни поселился ты, преподобный, и безболезненную (вечную) жизнь в болезнях получил ты, утоляешь беды от тяжелых болезней просящим у тебя с верой. Потому излечи болезни наши душевные и телесные, да взываем к тебе: «Радуйся, Косма Богомудрый».
В среду, св. Кресту
Тропарь, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Перевод:Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
Кондак, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод:Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.
Замечательно, что Премудрость зовет к себе безумных: «кто неразумен, обратись сюда»(Притч.9:4).
Стало быть, умникам нет входа в дом Премудрости или в св. Церковь. Умность всякую надо отложить у самого входа в этот дом. С другой стороны, если всякая мудрость и ведение только в доме Премудрости, то вне сего дома, вне св. Церкви, только безумие, неведение и слепота.
Дивное Божие учреждение! Входя в Церковь, оставь ум свой и станешь истинно умным; оставь свою самодеятельность, и станешь истинным деятелем; отвергнись и всего себя, и станешь настоящим владыкою над собою. Ах, когда бы мир уразумел премудрость эту! Но это сокрыто от него. Не разумея премудрости Божией, он вопиет на нее, и безумных разумников продолжает держать в ослеплении своем.
Авва Аполлос Великий очень не одобрял тех, кто напоказ носил вериги и принимал на себя вид особенного, напускного благоговения.
Он говорил о них: — Таковые делают это напоказ человекам и тем впадают в лицемерие. Лучше постом утомлять тело, а добродетели должно творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, воздержимся от лицемерия.
Земное служение Господа Иисуса Христа рассматривается в богословской литературе с трех сторон: как пророческое, царское и первосвященническое. Усматриваемая тройственность сторон Его служения связана с тройственностью соответствующих им видов служения ветхозаветного периода. Слово «Христос», как известно, означает «Помазанник». Во времена Ветхого Завета помазанниками Божьими именовались пророки (3Цар.19:16), цари (1Цар.10:1) и первосвященники (Лев.8:12). Это связано с совершавшимся над ними обрядом помазания, когда они посвящались на соответствующее служение (пророческое, царское, первосвященническое).
Спаситель именуется Помазанником в исключительном смысле. Если на ветхозаветных пророках, царях, первосвященниках и почивали особые благодатные дары, то во Христе обитала и «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9).
Как Пророк (Втор.18:15), Христос открывал людям волю Божью, преподал спасительное учение (Мф.23:8). Как Царь (Ин.18:36), Он исцелял болезни, укрощал стихии, повелевал демонами, изгоняя их из людей. К царскому служению Спасителя относят Его сошествие во ад и выведение оттуда праведных душ (1Пет.3:18-19). Как Первосвященник (Евр.4:14), Он принёс Себя в Крестную Жертву (по человеческому естеству); принял же Он эту Жертву, с Отцом и Святым Духом, как Бог (то есть по Божескому естеству).
Практический совет
Совершенно неправильно, приходя на Литургию, причащать своих детей, не причащаясь вместе с ними (если речь не идёт об особых случаях). Любой ребёнок подсознательно учится у родителей, если же он не видит их участия в главном церковном Таинстве, то в подростковом возрасте отпадение от Чаши станет для него демонстрацией того, что он уже взрослый, как родители!
По словам прот. Алексия Уминского: «Стать Причастником – значит разделить свою жизнь со Христом. Но донести эту мысль до сознания ребёнка, не став участником Таинства, практически невозможно».
Для уверования во Христа и для принятия христианства нужны сознание своей греховности и покаяние; для пребывания в христианстве нужны зрение своих грехов, сознание, исповедание их и покаяние…