3-я седмица Великого поста
Даты
Историческое содержание
Иные седмицы Великого поста
• 6-я седмица • Страстная
Идейное содержание седмичных дней.
В отличие от 1-й и 2-й седмиц поста, в песнопениях 3-й седмицы есть доминирующая тема, связанная с воскресным чтением древней иерусалимской традиции – притча о блудном сыне. В древнем Иерусалиме до XI века в Неделю 2-й поста читали притчу о блудном сыне в качестве евангельского чтения литургии. Впоследствии библейские чтения были заменены на константинопольские, однако в песнопениях сохранились иерусалимские темы. На 3-й седмице 1-я и 2-я стихиры на «Господи, воззвах…», самогласны на стиховне и 1-й трипеснец посвящены теме притчи о блудном сыне, так что 3-ю седмицу можно назвать «седмицей о блудном сыне».
В то же время в песнопениях, составленных преподобным Феодором Студитом (3-я стихира на «Господи, воззвах…», седален по 3-й кафисме, 2-й трипеснец), продолжают звучать мотивы пользы поста, причем часто в качестве иллюстраций приводятся эпизоды из Ветхого Завета. Например, следующий тропарь:
«Дании́л в ро́ве зве́ри укроти́, воздержа́ния броздо́ю, и мы́ постя́щеся стра́сти удручи́м» (понедельник 3-й седмицы, 9-я песнь, 2-й канон, добавочный тропарь).
Еще одна тема – предвосхищение воскресного дня, когда совершается поклонение Святому Кресту (очевидно, уже в IX веке Неделя 3-й поста в Константинополе была Крестопоклонной):
«Кре́ст честны́й дре́во всесвято́е, е́же ми́ру спасе́ние процвете́, ви́дети и поклони́тися вси́ да сподо́бимся, чи́стыми устна́ми и душе́ю, моли́твами все́х ва́с святы́х апо́стол Христо́вых» (четверг, 9-я песнь, 2-й канон, добавочный тропарь).
Также отметим, что в песнопениях понедельника 3-й седмицы есть идея сопоставления догмата о Троице и 3-й седмицы поста:
«Тро́ице Свята́я, и Честна́я, по́ст в седми́цах трие́х соверша́ющыя, сохрани́ це́лы и неосужде́ны, сподо́би благотещи́ и к про́чым, и вся́ за́поведи Твоя́ соверши́ти: я́ко да си́це дости́гнем неосужде́нно ви́дети пресла́вное воскре́сние, пе́ние хвалу́ принося́ще» (понедельник, седален по 3-м стихословии).
Суббота 3-й седмицы. День поминовения усопших.
Суббота 3-й седмицы идентична 2-й субботе Великого поста; здесь также совершается молитва за усопших родственников и близких. Точно так же заупокойная служба отменяется при совпадении субботы с любым значимым праздником Минеи: полиелейным святым, предпразднством, праздником и отданием Благовещения Пресвятой Богородицы.
Из богослужения отметим следующие особенности:
- Великое повечерие без поклонов;
- На утрене есть четверопеснец Триоди, потому канон по смешанной схеме: 1 – 5 песни: Минеи и храма, 6 – 9 песни: Минеи и четверопеснец;
- Утром в субботу – литургия святителя Иоанна Златоуста.
Неделя 3-я Великого поста – Крестопоклонная.
Неделя 3-я Великого поста называется Крестопоклонной, так как в этот день совершается поклонение Честному Кресту. Неделя Крестопоклонная имеет множество параллелей с Неделей Православия и вместе эти два дня являются самыми торжественными праздниками Святой Четыредесятницы.
История и идейное содержание недели.
В константинопольском Месяцеслове был праздник перенесения частицы древа Креста из Апамеи в Константинополь, которое случилось при императоре Юстине (правда, источник не указывает, какой именно Юстин — Юстин I (518–527) или Юстин II (565–578) — имеется в виду). Так как до X века не праздновали события Месяцеслова в седмичные дни, но переносили их на субботние или воскресные дни, то и этот праздник сначала просто переносили на воскресные дни поста, а затем закрепили за 3-й Неделей. Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку.
Песнопения Триоди данной Недели в своем содержании отражают общую тему — прославление Креста Христова. Так как этот день всегда воскресный, то в этом богослужении наиболее рельефно выражается всем известная мысль (которая также характерна для крестовоскресных канонов Октоиха и службы праздника Воздвижения), что тайна Креста Христова неразрывно связана с Его Воскресением.
Вот основные идеи в песнопениях данного праздника:
- метафоры и хвалебные именования Креста: «Церкве красный раю, древо нетления… верных победо, священников похвало» (2-я стихира на «Господи, воззвах…» великой вечерни), «древо богоблаженное, саде небесный» (4-я стихира на «Господи, воззвах…»), «свете сущим во тьме» (2-й тропарь 8-й песни канона). Наибольшее же количество таких эпитетов встречается в 3-й стихире на «Господи, воззвах…» («Радуйся, Живоносный Кресте…»), которая заимствована из службы праздника Воздвижения.
- древо Креста своим спасительным действием часто противопоставляется древу познания добра и зла, которое стало орудием гибели человека. Наиболее кратко и в то же время емко эта мысль выражена во фразе: «Заключает Едем древом древле змий, Древо же Креста отверзает сей всем» (3-я стихира малой вечерни). Похожие краткие суждения встречаем в икосе и 4-м тропаре 9-й песни канона, а в 4-й стихире на «Господи, воззвах…» эта мысль раскрывается подробно: «Гряди, первозданная двоице, лика отпадшая горних, завистию человекоубийцы, горькою сластию древа, древле вкушением. Се всечестное воистинну Древо предгрядет, к немуже притекше радостию облобызайте… егоже плода причастившеся, нетление улучихом, Едема перваго приемше известно, и велию милость».
- наряду с Крестом иногда воспоминаются и другие орудия страданий Спасителя: копье, гвозди, губка, трость (2-я стихира малой вечерни, 4-й тропарь 6-й песни канона).
- как и в службе праздника Воздвижения, в каноне данной Недели встречаются ссылки (правда, здесь их гораздо меньше) на ветхозаветные прообразы Креста: воздетые руки Моисея (3-я песнь, 3-й тропарь), дерево, брошенное в воду пророком Елисеем (8-я песнь, 4-й тропарь), и жезл, которому поклонился Иаков (8-я песнь, 5-й тропарь).
Богослужебные особенности Недели Крестопоклонной.
С точки зрения богослужения данная неделя – недвунадесятый Господский праздник. Она имеет множество параллелей со службой Недели 1-я поста, все ее индивидуальные особенности связаны с поклонением Кресту:
- перед началом бдения в алтаре совершается перенесение Креста с жертвенника на престол;
- полиелей совершается в алтаре (духовенство в центр храмам не выходит);
- после великого славословия на Трисвятом настоятель выносит Крест на амвон; далее кладет Крест на центральный аналой и после каждения совершается троекратное поклонение Кресту при пении тропаря «Кресту Твоему поклоняемся Владыко…»;
- на литургии вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему…»;
- причастен на литургии – только Кресту «Знаменася на нас…» (воскресный причастен отменяется).
Богослужения
Богослужебные (литургические) особенности
Третья седмица Великого поста аналогична второй седмице в том, что является самой простой и стандартной в смысле богослужения седмицей Великого поста. Здесь, как и на 2-й седмице, нет особых богослужебных дней и каких-либо уникальных песнопений. Богослужение в понедельник – пятницу совершается по обычному великопостному чину. Единственный нюанс, который стоит отметить – это самая ранняя седмица, на которую может выпасть праздник Благовещения Пресвятой Богородице (начиная с четверга 3-й седмицы поста).
Аудиокниги и фильмы
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11