Даты
Историческое содержание
Великий Понедельник • Великий Вторник • Великая Среда • Великий Четверг • Великая Пятница • Великая Суббота
Иные седмицы Великого поста
Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.
С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.
Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.
Великий Понедельник — библейский патриарх Иосиф как образец целомудрия и проклятие смоковницы;
Великий Вторник — притчи о талантах и десяти девах;
Великая Среда — помазание женщиной-грешницей ног Спасителя и сговор Иуды со старейшинами относительно предательства;
Великий Четверг — Тайная Вечеря (и установление таинства Евхаристии), умовение ног ученикам, Гефсиманское борение, предательство Иуды и взятие Христа под стражу;
Великая Пятница — страдания, распятие и смерть Спасителя на кресте;
Великая Суббота — «Боготелесное» погребение, сошествие Христа во ад, «отдых» Христа после продолжительного земного служения.
Подробнее о воспоминаниях этих дней и идейном содержании Страстной седмицы в целом см. в статье Алфавитного указателя.
* * *
Страстная седмица
Наступила Страстная седмица — самое насыщенное смыслами, библейскими чтениями, литургической поэзией время церковного года. Комментировать в страстных службах можно очень многое, но сначала стоит понять, как сложилась их композиция в целом.
Это произошло благодаря объединению двух крупнейших древних церковных традиций греческого Востока — константинопольской и палестинской. Объединение двух великих традиций состоялось более тысячелетия назад, когда православное богослужение Страстной и приобрело знакомый нам вид — хотя некоторые важные изменения и дополнения вносились в него и позже.
Страстная седмица в древнем Константинополе
Константинопольская Страстная выглядела так. Утрени с понедельника по пятницу совершались без каких-то значительных особенностей (лишь в четверг в конце утрени совершалось поклонение св. копью) и без чтения Евангелия. На утренях пели каждый день свой тропарь.
Среди дня совершалась служба тритекти, заменявшая часы. На тритекти читали ветхозаветное чтение (паремию), обрамлявшуюся прокимнами в начале и в конце и предварявшуюся тропарем.
Вечером в понедельник, вторник, среду и пятницу служили вечерню с литургией Преждеосвященных Даров, с чтением еще двух паремий, со своими прокимнами, и Евангелия (в понедельник: Мф.24:3-35; во вторник: Мф.24:36-26:2, в среду: Мф.26:2-20), а в четверг — полную литургию, предварявшуюся чином умовения ног.
Евангелия четверга и пятницы, в отличие от понедельника-среды (где просто читали подряд главы Евангелия от Матфея: 24:3-35 (в пн), 24:36-26:2 (во вт), 26:2-20 (в ср), были составными, то есть складывались из отрывков, взятых из всех евангелистов, и представляли полную историю Страстей; Евангелие вечера пятницы продолжало эту историю с того места, где она заканчивалась в четверг. Также только в четверг и пятницу Евангелие предварялось чтением из Апостола.
Константинопольская утреня Великой субботы была украшена, как и утрени предшествующих дней, лишь одним тропарем, но зато она завершалась торжественным пением славословия, после которого следовали тропарь, прокимен, паремия, прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие. Этот набор чтений заменял, по сути, литургию, поскольку в Великую субботу утренней литургии не было, и ничего не ели до вечера (что и составляет изначальный предпасхальный пост, восходящий к древнейшим временам). Вечером же в этот день совершалась вечерня и полная литургия, имевшая в своем составе 15 паремий, прокимен, Апостол, песнопение вместо аллилуиария «Воскресни Боже…» и Евангелие.
Как видно, древнее константинопольское страстное богослужение не отличалось обилием песнопений и иных особенностей и было преимущественно построено на чтении отрывков из Священного Писания, включенных в обычные, в общем-то, службы. Впрочем, пространство для исполнения развернутой литургической поэзии все же было предусмотрено — она могла исполняться в контексте службы паннихис, совершавшейся на Страстной седмице ежедневно в самом конце дня. На паннихис могли петь, во-первых, многострофные кондаки — достаточно сложные и по литературной композиции, и по мелодике, и по содержанию песнопения, написанные в большинстве своем прп. Романом Сладкопевцем, великим гимнографом VI века, творившим в Константинополе; во-вторых, каноны, по мере знакомства константинопольцев с этим палестинским жанром. Туда же была в какой-то момент отнесена и служба Евангелий Великой пятницы, имевшая иерусалимское происхождение (см. ниже).
Также важное значение в константинопольском страстном цикле отводилось чину Крещения. Сам чин происходил во время паремий Великой субботы, но уже в четверг для него варили и освящали св. миро, а в пятницу после тритекти патриарх лично проводил для всех готовящихся ко Крещению, которых собирали вместе в храме Св. Ирины, специальный чин — патриаршее оглашение Великой пятницы, представлявшее собой проповедь с включением в нее вопросов ко крещаемым (в современном Требнике от нее остались только сами эти вопросы с ответами на них).
Страстная седмица в древнем Иерусалиме
Богослужение Страстной седмицы в Иерусалиме IV–VIII вв. было гораздо более насыщенным. Всю неделю библейские песни утрени дополнялись гимнами, как на большие праздники (в эпоху, пока не сформировался жанр канона, будние дни таких дополнений еще не имели), а набор песней соответствовал дню: в понедельник — первая, во вторник — вторая, и т. д. (в субботу — шестая и седьмая), а затем обязательно восьмая и девятая. (Позднее этот принцип распространился и на весь великопостный период, так и появились трипеснцы, давшие имя богослужебной книге Триодь). Песнопениями сопровождались также хвалитные псалмы утрени и псалмы «Господи, воззвах» на вечерне.
С понедельника по среду совершались обычные службы по рядовому чину: утреня, часы, вечерня (судя по всему, без литургии Преждеосвященных). И на утренях, и на вечернях читали Евангелие; на вечернях Евангелие предварялось паремиями (двумя, тремя или четырьмя) и могло завершаться особым гимном.
В четверг вечером в конце полной литургии читали Евангелие, после чего исходили с богослужебной процессией на Масличную гору. Далее эта процессия в течение половины ночи обходила несколько мест Страстей Христовых, где каждый раз читали Евангелие, произносили молитвы, совершали коленопреклонения, пели гимны; специальные песнопения — псалмы с антифонами — сопровождали переходы с одного места на другое. Процессия завершалась на Сионе, после чего все шли отдыхать. В общей сложности она включала девять евангельских отрывков (в какой-то момент после первого из них, еще до исхода из храма на Масличную гору, добавился чин умовения ног).
После отдыха, днем в пятницу, все вновь собирались — на этот раз у Голгофы. Там совершалась продолжительная служба, включавшая большое число паремий, отрывков из Апостола, коленопреклонений и молитв, а также четыре рассказа о Страстях Христовых — согласно каждому из евангелистов по отдельности. Эта служба первоначально не имела гимнографии (не считая прокимнов, которые заимствованы из псалмов, то есть не относятся в строгом смысле слова к христианской гимнографии), но в VII в. свт. Софроний Иерусалимский составил для нее ряд тропарей. Дневное стояние у Креста непрерывно перетекало в службу вечерни, включавшую несколько гимнов, две паремии, небольшой отрывок из Евангелия о погребении Христовом (Мф.27:57-60). Она завершалась чином омовения Креста — то есть, по сути, освящения воды Животворящим древом.
Утреня Великой субботы, помимо песнопений — аналогично предшествующим дням — также включала две паремии и небольшой отрывок из Евангелия (Мф.27:62-66). Вечерня этого дня, совершавшаяся поздно вечером, начиналась с троекратного обхода Гроба Господня, сопровождавшегося каждением и пением определенного псалма. Перед каждым обходом произносили ектению и молитву. Далее епископ, преподав сослужащим лобзание мира, благословлял новую свечу, от которой зажигали весь свет в храме, а двери Св. Гроба отверзались. Начиналась вечерня, во время нее читали 12 паремий (как и в Константинополе, в это время епископ уходил в баптистерий крестить оглашенных), и далее служили литургию.
В VII–VIII веках палестинские гимнографы создали новый комплекс песнопений Страстной седмицы. Композиционно он основывался на уже привычных им моделях, но написан был в-основном заново — в него попали лишь единицы из более древних песнопений. К этому комплексу относятся, в частности, два набора канонов Страстной седмицы, один из которых принадлежит прп. Андрею Критскому, другой — прп. Косме Маюмскому.
В наборе прп. Андрея Критского каноны полностью следуют старой модели: с понедельника по пятницу это трипеснцы (пн: песни 1, 8, 9; вт: песни 2, 8, 9 — и т. д.), а в субботу — четверопеснец (песни 6, 7, 8, 9). В наборе прп. Космы Маюмского эта модель несколько изменена: на вторник он по некоторым причинам написал двупеснец (только песни 8, 9), а на четверг — полный канон.
Краткие выводы об общей композиции служб Страстной седмицы
Подытоживая сказанное, можно перечислить, что перешло в наше богослужение Страстной седмицы из древнего Константинополя, а что — из Иерусалима.
Константинопольские элементы, перешедшие в позднейшее богослужение Страстной:
— Евангелия на вечернях (с понедельника по пятницу: отрывки из Мф подряд; в четверг и пятницу: составное Евангелие, содержащее полный рассказ о Страстях);
— паремии на 6 часе и вечернях (паремии с понедельника по пятницу являются «рядовыми»: они взяты из книг Исхода, Иова, Иезекииля и не относятся к воспоминанию Страстей, но продолжают ряд чтений великопостного периода, когда последовательно читали Бытие, Притчи и Исаию; впрочем, паремии тритекти — сейчас они установлены на 1-й час — четверга и пятницы уже подобраны специально в качестве страстных, а к рядовым паремиям вечерни этих же двух дней добавлены важнейшие отрывки о страждущем Мессии из Книги пророка Исаии), а также сопровождающие их «тропари пророчеств» и прокимны;
— полные наборы чтений утрени и вечерни Великой субботы;
— кондаки (хотя и в сильно сокращенном виде);
— традиция совершать литургию Преждеосвященных Даров в понедельник, вторник и среду (а по Студийскому уставу, ее служили и в пятницу);
— чины Великого четверга: освящение мира, умовение ног (а также менее известный чин омовения престола).
Фактически, составители нашей Триоди бережно сохранили весь материал древней константинопольской традиции, что неудивительно — Триодь в том виде, как мы ее знаем, складывалась уже в константинопольских монастырях. Лишь тропари, исполнявшиеся в древнем Царьграде на утренях этих дней, не перешли в нее. Исключение составляет тропарь Великой пятницы (в Триоди он образует второй тропарь 12 антифона службы Святых Страстей; знакомый же нам тропарь «Искупил ны еси…» пели не на утрени, а перед паремией тритекти) и, отчасти, тропарь Великой субботы — судя по всему, триодный седален этого дня, «Гроб Твой…», является глубокой переделкой того тропаря.
Иерусалимские элементы, перешедшие в позднейшее богослужение Страстной:
— Двенадцать Евангелий (в Иерусалиме их, как отмечено выше, было девять, при переходе в Константинополь их число выросло сначала до одиннадцати, а затем — и до двенадцати) на утрене Великой пятницы, перемежаемые пением антифонов (что представляет собой след древнего шествия по местам Страстей Христовых);
— Царские часы Великой пятницы (вернее, сам принцип читать рассказ о Страстях отдельно из каждого евангелиста — ср. с константинопольским «составным» Евангелием; также, частично, тропари этой службы);
— все каноны на утренях Страстной, авторства прп. Космы Маюмского (с учетом того, что его четверопеснец в субботу был затем дополнен более поздними авторами);
— часть канонов на повечериях Страстной, авторства прп. Андрея Критского (четверопеснец вечером в Великую пятницу сохранился в рукописях, но в печатной Триоди вытеснен каноном на Плач Пресвятой Богородицы);
— ряд других песнопений.
Позднейшие элементы служб Страстной седмицы:
— Евангелия на утренях понедельника, вторника, среды, четверга (в Константинополе их не было вовсе, в Иерусалиме выбор отрывков был совсем иным);
— практика чтения всего Четвероевангелия на часах понедельника, вторника и среды;
— чин общего Елеосвящения (установлен с поздневизантийских времен и совершался исключительно в Великий четверг с утра, в том числе, и в старой русской практике);
— чин «выноса» плащаницы на вечерне в пятницу (совершается повсеместно, но установлен настолько поздно, что о нем ничего не сказано даже в печатных Триоди и Типиконе);
— прибавление особых припевов-«похвал» к 17-й кафизме на утрене субботы;
— чин шествия вокруг храма после великого славословия и до библейских чтений Великой субботы, то есть «погребение» плащаницы (как и предшествующий элемент, появился в поздневизантийскую эпоху; поначалу во время шествия несли Евангелие, символизирующее Христа, обернутое возд´ухом, словно плащаницей; впоследствии акцент сместился на саму плащаницу, хотя под ней по-прежнему несут и Евангелие).
Прим.: Следует отметить, что позднее происхождение священнодействий с плащаницей вовсе не умаляет их достоинства. Они прекрасно дополнили собой службы Великих пятницы и субботы — этих красивейших служб церковного года, преисполненных торжественностью и глубоким смыслом.
Богослужения
Аудиокниги и фильмы
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?