Скрыть
Да восхвалят Его небеса и земля, моря и все движущееся в них;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Да восхвалят Его небеса и земля. Если радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся (Лк. 15,7), то кольми паче небеса возрадуются по освобождении всей земли. Если же небо радуется о спасении человеческом и восхваляет за cиe Бога, то кольми паче сами спасенные на земле восхвалят Спасшего. Посему присовокупил: море и вся живущая в них. Говорит это, потому что и на островах примется спасение Божие. А словами: в них — означается: и на земле, и в море.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем». Всю тварь призываю к участию в песнопении; потому что языка человеческаго недостаточно к тому, чтобы поведать милости Божии.

Евфимий Зигабен (†1118)

Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в нем.

Поелику Ангелы и люди не могут довольно, сколько прилично и должно, возблагодарить Бога; то посему Давид призывает здесь бесчувственные стихии к прославлению и благодарению Бога, те самые (стихии), о которых Моисей в начале бытия упоминает. Пресмыкающиеся здесь положил безразлично, показывая сим то, что как пресмыкающиеся и ползающие по земле переходят с места на место, так и рыбы морские. Или сказал сие и о множестве рыб.

Слова Афанасия: Если радость бывает на небесах о едином кающемся грешнике; то не гораздо ли больше будут радоваться по освобождении всей земли? А если и небо радуется о спасении людей, и хвалит за сие Бога; то не гораздо ли более и сами спасшиеся на земле будут хвалить Спасшего их; потому-то и прибавил: и земля.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 35-37 Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем. Яко Бог спасет Сиона, и созиждутся гради Иудейстии, и вселятся тамо и наследят и: и семя рабов твоих удержит и, и любящии имя твое вселятся в нем

Отсюду яснее видеть можно то, что выше сказали мы, то есть, что Давид в сем псалме представляет лице всея церкви: ибо здесь относит к ней вообще все то, что о себе особенно говорил. А что бездушныя и не имеющия чувств стихии призывает к хвалению Бога, то сим гиперболическим выражая образом показывает, что мы не можем быть способны к пению похвал Божиих, ежели не вознесемся превыше чувств наших. Сей духовный жар произвело наипаче в сердце Давида сохранение церкви: ибо нет сомнения, что он духом пророческим объемлет здесь все то время, чрез которое хранил Бог и царство, и священство в древнем Израильском народе. Начинает однако от онаго возстановления, которое милостию и благоволением Бога вдруг воспоследовало после смерти Саула, при котором бывшее неустройство угрожало не токмо разрушением Богослужения, но и погибелию всей земли. Но в первом месте о Сионе глаголет, яко Бог спасет Сиона, то есть, сохранит то место, в котором благоволит призываем быть, ниже, попустит истребиться Богослужению, которое Сам предписал. Потом бывающее от ковчега завета и от святилища благословение Божие распространяет на всю землю, и на все грады; понеже благополучие народа основывается на благочестии. Далее показывает, что воспоследовавшая счастливая перемена имеет быть не кратковременная, но народ всегда пребудет безопасен под твердым и непоколебимым покровительством Бога, и что при благополучном царствовании его непременно исполнится то, что Бог толикократно в законе обещал, то есть, что в царстве Иудином всегда будут царствовать преемники, происходящие от крови его. Ибо глаголы, вселятся тамо, и наследят землю, означают постоянное жилище и противополагаются временному пребыванию. Аки бы сказал, что по утверждении престола его настанет такое время, в которое сынове Авраамовы не будут бояться преселения, но насладятся покоем, обещанным ему. В последнем стихе распространяет сие на будущие безпрерывные роды так, чтоб отцы детям, а дети внукам и правнукам, из рук в руки предавали восприятую по наследию землю. А как твердое всех благ стяжание основывается на Христе, Котораго образ представлял собою Давид, сего ради вкратце напоминает, что будут наследниками земли одни токмо законные дети Авраамовы: любящии имя Твое вселятся в ней. Сими словами отъемлет суетную надежду у лицемеров, которые, уповая на благородство крови, безстыдно хвалились, что обетованная земля по наследственному праву принадлежала им, хотя они совсем отпали от веры благочестивых праотцев. Впрочем, хотя земля оная до самаго пришествия Христова принадлежала избранному народу, но мы памятовать должны, что была она прообразованием небеснаго отечества; и потому все то, что сказано здесь о покровительстве церкви, истее и совершеннее исполняется ныне, и мы не должны бояться, чтоб здание духовнаго храма, в котором открылась Божия сила, когда-либо разрушиться могло.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 33-35 Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша. Яко услыша убогия Господь, и окованныя своя не уничижи. Да восхвалят его небеса и земля, море и вся живущая в нем.

Стихи написаны Давидом, а отсюда и весь псалом, уже по окончании гонений, так как здесь писатель приглашает весь мир хвалить Бога за Его милости к праведникам, оказанные ниспосланием помощи и спасением от бедствий.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Да восхвалят Его небеса и земля, море и вся живущая в Нем

Весь мир радуется, что Бог созидает Сион и города иудейские и св. земля снова населяется своим народом. Ст. 35–37 могли быть прибавлены пленниками, часто употреблявшими этот псалом.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible