Скрыть
не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего. Поелику Бог и Отец за преступление во Адаме отвратился от природы человеческой, то умоляет Бога обратить к ней лице Свое.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Не «отврати лица Твоего от отрока Твоего». Ибо делать сие обычно гневающимся, отвергающим моления согрешивших.

«Яко скорблю, скоро услыши мя». По чрезмерности болезни подай мне скорое облегчение.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя

Я прошу Тебя, Господи: не отвращай от меня лица Своего. Ты видишь, как я скорблю и от чего скорблю: пред Твоими очами все меня обижающие; Ты все видишь.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя.

Не отврати, говорит, Отец мой, от меня— единородного твоего Сына взора Твоего, который в нужде покрыл бы Меня, но скоро услышь меня, ибо скорбит душа моя.

Слова Феодорита: По причине чрезмерности печали дай мне скорое утешение. Скажи же, что такое оскорбляет? (говорит Божественный Кирилл): Изъясни, Давид, что производит печаль? То, говорит, что беззакония мои стали выше головы моей. Итак, приступи к Тому, который сказал: приидите, обремененные, и Я упокою вас. Быть может и Христос говорит к Отцу: скорблю об общем стяжании человека, чтоб освободить удалившегося от нас. Услышь скоро, потому что таинство о нем требует поспешности. Другой говорит: не долго гневайся на нас. Ибо, по словам Феодорита, это обыкновенно делают гневающиеся, когда отвергают прошения провинившихся и отвращают лица свои. А отвращение Божие, по словам Никиты, есть оставление.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 15-18 спаси мя от брения, да не углебну: да избавлюся от ненавидящих мя и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная, ниже да пожрет мене глубина, ниже сведет о мне ровенник уст своих. Услыши мя, Господи, яко блага милость твоя: по множеству щедрот твоих призри на мя. Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю: скоро услыши мя

Спаси мя от брения. Повторяет то же подобие, которое выше употребил, однако в различном смысле: ибо прежде сказал: углебох в тимении глубины, а здесь просит, да не углебнет. Выше жаловался на приключившияся несчастия, а здесь молится, дабы не приключились. Сия разность удобно тем решится, что в начале псалма глаголал по своему чувственному опыту, а здесь, взирая на конец посреде смертельных обстоятельств, воодушевляется надеждою избавления. Сие яснее изображает в последнем члене 16 стиха, где говорит: да не сведет о мне ровенник уст своих. Аки бы сказал: да не подавит мене тяжесть страданий, и да не буду поглощен отчаянием. А призыванием Божией милости и щедрот доказывает, в какой тесноте и в каких подвигах находился святый Пророк, когда прибегает к оружиям сим. Дело, поистинне, великия важности, призывать Бога на помощь, когда Он гневается, и прибегать к удалившемуся, яко к близ сущему. Сего ради Давид собирает все возможныя средства, дабы противоположить их отчаянию: а испрашивая Божию милость и многия щедроты, показывает, что он для того токмо пребывает благонадежен, поелику знает, что Бог есть милосерд. Следующия слова: призри на мя, означают то же, что самым делом докажи, что Ты мене услышал, и потому воззри на меня и подай нужную помощь. В следующем 18 стихе то же самое повторяет; а частым повторением одних и тех же слов изъявляет как жестокость печали своея, так и усердное моление. Просит, дабы Бог не отвратил от него лица Своего, не потому, что боится отказа, но понеже скорбь и болезнь часто колеблют мысли бедных людей. А как Бог особенно любит рабов Своих, и их призывает к Себе, сего ради представляет себя единым из числа оных. Ибо не хвалится собою, ниже мечтает, аки бы нечто заслужил у Бога, но уповает на милость Божию, являемую туне: а притом дает свидетельство и о благочестии своем, что верно чтил Бога, призвавшаго и возлюбившаго его.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не отврати лица твоего от отрока твоего, яко скорблю: скоро услыши мя.

Давид называет себя «рабом» или в том смысле, что он молод, неопытен и нуждается в поддержке со стороны, или в том, что он - Его слуга, преданный только Ему, а потому и ждущий защиты только от Него, как своего господина.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 17–19 Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю: скоро услыши мя. Вонми души моей и избави ю: враг моих ради избави мя

Изречениями этих стихов изображаемый в псалме страдалец молится Богу об услышании его мольбы и в основание своей молитвы полагает благую, или, что то же, великую милость Божию. И далее, называя себя отроком Господним, в смысле раба или слуги (отрок значит «слуга», см. Мф. 8:6, 9:13), беспрекословно исполняющего волю Божию, умоляет, чтобы Господь не отвратил лица Своего от него и поскорее услышал молитву его. Выражение призри на мя означает то же, что самым делом покажи, что Ты меня услышал и потому воззри на меня и подай нужную помощь. Неоднократным повторением одного и того же прошения об услышании моления усиливается выразить и тяжесть своей скорби, и усердную и искреннюю, неотступную молитву. Слова вонми души моей в переводе с еврейского читаются так: «приблизься к душе моей», но это не значит, чтобы страдалец представлял Бога удаленным от себя, а говорил так, судя по внешним обстоятельствам и по отношениям к нему врагов его, которые думали, что Бог не являет ему Своей помощи и удалился от него. Почему и просит оказать ему скорую помощь и избавление ради врагов его. В пророческо-прообразовательном смысле страдалец сей – не кто иной, как Сам Господь наш Иисус Христос, Которого евангелист в соответствии со словами пророка Исайи называет отроком Господним (Ис. 42:1; Мф. 12:18), и Который молился Отцу Небесному об удалении от Него чаши скорбей и страданий, причиненных Ему врагами, если это возможно (Мк. 14:34–35).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible