Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 68:19
приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Вонми души Моей, и избави ю от обдержащей ее смерти. Враг Моих ради избави Мя. Тою обидою, какую потерпели мы от мысленных врагов, преклоняет Отца на милость к нам.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Вонми души моей, и избави ю». Достаточно единаго воззрения Твоего, чтобы разсеять скорби.
«Враг моих ради избави мя». Хотя прегрешения мои превосходят меру всякаго извинения; но враги злочестивы и порабощены лукавству. Ради поношений, какия терплю от них, удели мне, Владыка, Твоего человеколюбия. Ибо сие Пророк выразил и в присовокупляемом.
Евфимий Зигабен (†1118)
Вонми души моей и избави ю.
Внемли, говорит, или посмотри прилежно на скорбящую мою душу и избавь ее от искушения.
Слова Феодорита: Ибо Ты можешь и одним воззрением прекратить все печальное. Исихия: что значить: вонми? Воззри на нее, говорит, что это не человека только душа, но и Бога вочеловечившегося, Бога, поелику Он не за свободу ее только, но за общую принял страдания, ибо имею Я власть, говорит, положить ее и власть имею опять взять ее. Но я Teбе молюсь о ней, по причине подчинения плоти.
Враг моих ради избави мя.
Избавь меня, говорит, Отче от искушений, чтобы не радовались враги мои о смерти моей.
Изъяснение на сие Феодорита: Преступления мои превосходят прощение; но враги нечестивы и работают злу. Итак, по крайней мере, по причине злословий их окажи мне, Владыко, Твое человеколюбие.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Вонми души моей и избави ю: враг моих ради избави мя
Хотя внутренно удостоверен был Давид, что Бог был близок к нему, но как люди обыкновенно судят о присутствии или отсутствии Бога по внешним действиям: сего ради по плотскому чувствованию жалуется здесь, что Бог далече отстоит от него, ибо, употребляя глагол вонми, или приближися, разумеет, аки бы Бог не имеет попечения о нем, как мог он заключать, судя по видимым обстоятельствам. Впрочем, призывая Бога, да приближится к душе его, которую мнил быть оставленною, показывает ясное свидетельство веры своея, и потому чем немилосердее гоним был от врагов, тем больше уповал на Бога избавителя. Сие правило Давидово всегда памятовать должно, ибо Бог гордым противится (Иак. 4:6), и хотя на время снисходит, однако наконец смиряет гордыню сопротивляющихся Ему.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Вонми души моей и избави ю: враг моих ради избави мя.
«Ради врагов моих спаси меня» - не дай торжествовать надо мною врагам, так как это торжество содействовало бы в них развитию к Тебе еще большего неверия, утверждая мысль о Твоем бессилии защитить своих чтителей.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 17–19 Услыши мя, Господи, яко блага милость Твоя: по множеству щедрот Твоих призри на мя. Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю: скоро услыши мя. Вонми души моей и избави ю: враг моих ради избави мя
Изречениями этих стихов изображаемый в псалме страдалец молится Богу об услышании его мольбы и в основание своей молитвы полагает благую, или, что то же, великую милость Божию. И далее, называя себя отроком Господним, в смысле раба или слуги (отрок значит «слуга», см. Мф. 8:6, 9:13), беспрекословно исполняющего волю Божию, умоляет, чтобы Господь не отвратил лица Своего от него и поскорее услышал молитву его. Выражение призри на мя означает то же, что самым делом покажи, что Ты меня услышал и потому воззри на меня и подай нужную помощь. Неоднократным повторением одного и того же прошения об услышании моления усиливается выразить и тяжесть своей скорби, и усердную и искреннюю, неотступную молитву. Слова вонми души моей в переводе с еврейского читаются так: «приблизься к душе моей», но это не значит, чтобы страдалец представлял Бога удаленным от себя, а говорил так, судя по внешним обстоятельствам и по отношениям к нему врагов его, которые думали, что Бог не являет ему Своей помощи и удалился от него. Почему и просит оказать ему скорую помощь и избавление ради врагов его. В пророческо-прообразовательном смысле страдалец сей – не кто иной, как Сам Господь наш Иисус Христос, Которого евангелист в соответствии со словами пророка Исайи называет отроком Господним (Ис. 42:1; Мф. 12:18), и Который молился Отцу Небесному об удалении от Него чаши скорбей и страданий, причиненных Ему врагами, если это возможно (Мк. 14:34–35).