Скрыть
Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Углебох в тимении глубины, и несть постояния. Ибо cиe потерпела человеческая природа, грехом вовлеченная в смерть, и даже в самый ад, который и называет здесь пророк тимением глубины и глубинами морскими.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Углебох в тимении глубины, и несть постояния». Симмах же перевел: погрузился я в безпредельныя глубины, и нет, на чем бы остановиться. Образ речи заимствован с падающих в морскую глубину, которые долгое время опускаются в низ и едва достигают до твердаго дна. Выражает же сим Пророк великость бедствий, какия постигли отведенных в рабство.

«Приидох во глубины морския, и буря потопи мя». Пророк испещряет речь различными изображениями, не находя достаточнаго к тому, чтобы выразить обдержащия народ скорби.

Евфимий Зигабен (†1118)

Углебох в тимении глубины (в глубоком болоте я погряз) и несть постояния (и не на чем стать).

Тимение глубины есть низменное место с глубокою водою, наполненное грязью. Слова сии заключают не собственный смысл и взяты от подобия: как те, говорит, которые падают в самое низкое, грязное и топкое место, не находят дна, или надежного места, на котором могли бы остановиться, но глубже и глубже погружаются; так и я, падши в глубину скорбей, не нахожу способа освободиться от них.

Божественный Кирилл думает, что это сказывается от лица Христа, когда Он смирил Себя, сделавшись послушным даже до смерти. И Афанасий также говорит: Поелику Он взял на себя грехи наши и изнемогл за нас: то по справедливости молится о избавлении Его от искушений, которые, на подобие потока, окружили Его душу. То же говорит и Евсевий. Слова Дидима: Просители за провинившихся пред царем, чтоб оказать им помощь, сказываемое ими усвояют себе и святые, сказывая за других, говорят: мы согрешили, сделали беззаконие, учинили неправду. Посему не гораздо ли более Спаситель по чрезмерной попечительности своей сделался ходатаем за весь мир, хотя Он, как Бог, есть и податель просимого?

Приидох во глубины морския и буря потопи мя.

Сей стих и два выше сказанные означают один и тот же предмет, именно, что я потоплен бедствиями и искушениями, которые назвал разными именами, как то: водами, как набегающие подобно водам и замывающие человека глубоким болотом, как не имеющие дна, глубинами моря, по причине множества остроты и горечи их и наконец бурею, или вихрем, по причине сильного напора и стремительности их.

По словам Григория Богослова и Василия, в несобственном смысле морем в Священном Писании названа мирская и наша жизнь и все человеческое. Ибо и в ней много соленого и непостоянного, что, мне кажется, и пречудный Давид разумел, чтобы внушить нам учение исповедания, называя сию непостоянную, и исполненную страстей и беспокойную жизнь водами, касающимися души, глубинами моря и бурями. Слова Феодорита: Испещряет свои слова различными подобиями, ибо не находит подобия соответственного сильным скорбям. Афанасия: Сему-то подверглась человеческая природа, когда грех низвел ее в смерть и в самую страну ада, который называет глубокою грязью и глубиною моря в настоящих словах своих.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 2-3 Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя

Сими преносными словами, взятыми от воды, описывает Давид крайния бедствия свои, в которых он по выю погружен был: однако не погряз духом, ниже сделался женоподобен, как всем известно, но с невероятным мужеством преодолел ужасныя искушения. Отсюду видим, в какой тесноте находился он: ибо, во-первых, говорит, что не токмо погружен был в водах, но и совсем почти поглощен. Потом сравнивает страдания свои с глубоким и тинистым болотом, где большая находится опасность. Человек, упадший в воду, может стать ногами на дне, и паки подняться в верх, как видим многих, выплывших из воды помощию рук и ног. Но кто увяз в глубокой тине, тот погиб. За сим присовокупляет и другия обстоятельства, глаголя: приидох во глубины морския, и буря потопи мя, которыми словами означает сильное борение с многоразличными бедствиями.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-4 Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя. Утрудихся зовый, измолче гортань мой: изчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего

Спаси меня, Боже, от бедствий, угрожающих моей жизни

«Воды дошли до души». Воды - означают обилие бедствий, «до души» - жизни. Бедствия Давида так многочисленны, что угрожают его жизни. Эта действительно было во времена Саула, очень неразборчивого в средствах и весьма изобретательного в способах преследования Давида, почему последний никогда не мог быть спокоен и уверен даже в одном дне. - «Я погряз в глубоком болоте и не на чем стать» - Давид погружен в бедствия, как в тинистую почву и под ногами нет твердой опоры; все время преследований от Саула Давид не имел спокойствия и уверенности в своей безопасности. «Глубина вод и быстрое течение» - образы силы бедствия, способных уничтожить того, кого они постигают, как буря на море бесследно поглощает свои жертвы. При таких многочисленных и грозных бедствиях Давид немолчно взывает к Богу о помощи, так что он изнемог от этой молитвы, он утомился от высматривания, не приближается ли к нему Божественная помощь. Последние выражения указывают высокую степень напряженности молитвы к Богу, какая подсказывалась опасностью положения Давида.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя

Постояние – твердое основание, грунт.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины, и несть постояния: приидох во глубины морския, и буря потопи мя

Псалмопевец начинает псалом свой изображением ужасного положения страдальца, подвергшегося безвинно страшным бедствиям, и сравнивает эти бедствия с глубокими водами, которые угрожают потоплением не только тела, но и души его, – с глубоким тинистым болотом, в котором он погряз (углебох от слова «углебати»: «тонуть, погрязать») до такой степени, что не имеет, на чем поставить ноги свои (и несть постояния), – с падением в морскую глубину, в которой быстрое течение и бурное волнение готовы совершенно потопить его. Находясь в таком опасно-гибельном положении, которое угрожало самой жизни его, псалмопевец от лица своего обращается с молитвой к Богу о спасении: спаси меня, Боже, взывает он, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем мне остановиться; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Св. Афанасий под тимением глубины и глубинами морскими разумеет глубокое нравственное падение человека, смерть и самый ад [3, с. 228]. И эта мысль его вполне согласуется с учением Вселенской Православной Церкви, которая в одном из богослужебных песнопений употребляет буквально псаломские изречения: «Приидох во глубины морския и потопила мя есть буря многих грехов» (Октоих. Глас 4-й. Канон, песнь 6, ирмос).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible