Скрыть
да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Да помрачатся очи их, еже не видети. И действительно, не помрачились ли, не прияв Солнца правды? И хребет их выну сляцы, потому что постиг их не временный, как у вавилонян, плен.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Да помрачатся очи их, еже не видети». Наведи на них мрачную тучу бедствий.

«И хребет их выну сляцы». Осуди их, Владыка, на рабство, да впадут в тоже, что делают с другими, и всегда будут согбены в многотрудной работе.

Евфимий Зигабен (†1118)

Да помрачатся очи их, еже не видети.

Душевные, говорит, очи иудеев помрачатся, потому что не хотят видеть света, просвещающего всякого человека приходящего в мир, ни созерцать солнце правды—Христа, ибо имея телесные глаза, они не видели душевными, и имея телесные уши, они не слышали умными, как и Исаия, понося их, прежде сказал: слухом услышите и не уразумеете; и очами смотреть будете, и не увидите (Ис. 6,9; Матф. 13,14).

Почему, по словам св. Кирилла, поелику иудеи предали Владыку всех на крест, то для них зашло солнце и днем помрачился свиет, ясное знамение того, что и души распинателей Его омрачились умственно. Ибо ожесточение случилось Израилю отчасти и покрывало на сердце их лежит.

И хребет их выну сляцы (да будет согбен навсегда).

Здесь произведением и последствием указал на производящее и предыдущее. Слова сии загадочно выражают рабство, которому имели подвергнуться иудеи после, ибо порабощенным свойственно ходить с поникшим лицем, с одной стороны потому, что они поднимают тяжести и бремена господ своих на плеча свои, с другой, что обременены печалью и скорбью сердец своих. Здесь замечай, читатель, точность пророчества: он сказал, что иудеи будут в рабстве навсегда, потому что они не будут освобождены, как многократно прежде, то порабощаемы, то опять освобождаемы были, но будут пленниками и рабами у всех народов до скончания мира.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы

Понеже Пророк замечает здесь наипаче два телесныя чувства, то место сие некоторые изрядно толкуют так, аки бы сказал Давид: Господи, отими у них умныя очи и здравый разсудок; потом ослаби их силы, дабы были неспособны ко всякому делу. Ибо известно, что без здраваго разсудка ничего полезнаго помыслить нельзя, а без телесных сил ничего добраго сделать не можно. А когда на врагах церкви лежит таковое проклятие, то да не устрашает нас ни злоба нечестивых, ни сила их: понеже Бог может нечаянно и ослепить их, дабы ничего не видели, и чресла их сокрушит, дабы ничего не предпринимали и не действовали, но сляченные лежали.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-24 Да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние и в соблазн. Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы.

Да погибнут мои враги от Твоего гнева за их жестокость ко мне. Накажи их за все, сделанное ими

«Да будет трапеза их сетью им». Под трапезой можно разуметь все внешнее довольство, богатство врагов Давида. Пусть их счастье обратится в несчастие, т. е. накажи их отнятием внешних благ; так как в этих внешних благах они видят ценность жизни и не стесняются в средствах приобретения их, то пусть будет за это воздано им и пусть довольство их навлечет на них кару.

«Очи помрачи», «чресла расслабь» - лиши их радостного, счастливого вида и согни их спину под тяжестью бедствий.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 23-26 Да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние и в соблазн. Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы. Пролий на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищих их да не будет живый

Таким образом накажи их за это. Обрати нынешнее их счастие (трапеза) в погибель, пусть оно будет им причиною их падения, порази их слепотою и навсегда сокруши их силу; в полноте гнева твоего опустоши их жилище; ибо они уже довольно сильно преследуемого Тобою еще больше замучили; предай их ожесточению, и вычеркни их из книги живых, т.е. предай их, как нечестивых (ср. Пс. 36), ранней смерти (Исх. 32:35; Дан. 12:1), не дай им, как даешь праведникам, насладиться долгою жизнию. Трапеза их – приготовленный, накрытый стол служит здесь знаком внешнего счастия жизни, временного наслаждения; их богатство и т.п. да послужит им в падение и т.о. в возмездие. Хребет сляцы, так что они должны ходить согнувшись (знак слабости, страдания). Да будет двор их пуст – истребление потомства.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы

В виде пожелания бедствий в наказание врагам Христовым, за их злобу против Спасителя, псалмопевец пророчествует здесь о поражении этих врагов слепотою и лишением физической силы или способности к работе. Хребет значит: «спина», также «поясница, чресла»; сляцы (от слова «сляцати» – «сгибать, скорчивать») значит: «расслабь, согни». Выну – «навсегда». Лишить человека зрения и физической силы значит отнять у него всякую возможность к труду или к какой бы то ни было деятельности и таким образом лишить его возможности причинять вред другому. Да помрачатся, говорит он, глаза их, чтобы не видеть, и чресла их расслабь навсегда, или (по пер. с греч.) «хребет их навсегда согни в дугу». Так как здесь предсказывается наказание не одному или нескольким отдельным личностям, а целому народу иудейскому за его неверие и озлобление против Христа Спасителя, то и зрение и силу нужно разуметь не физические или телесные, а духовные, т.е. умные очи, уши, рассудок, и силу духа как свободу, или правоспособность к самоопределению, к самостоятельной работе. Душевные очи иудеев, говорит пророк, помрачатся, и они не увидят Света, «просвещающего всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), и не будут в состоянии созерцать Солнце Правды – Христа. И сбывается над ними, по словам евангелиста (Мф. 13:14) пророчество Исайи (Ис. 6:9), которое говорит: «Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите». В соответствие сему и слова: хребет их выну сляцы (согни в дугу) – означают «лишение свободы», или «рабство», которому имели впоследствии подвергнуться иудеи навсегда, потому что порабощенным свойственно ходить с поникшим лицом, отчасти потому, что они поднимают на плечи и носят тяжести и бремена господ своих, отчасти же потому, что обременены печалью и скорбью сердец своих. В каковом состоянии потомки иудеев пребывают и доныне, как повсюдные чужестранцы, не имеющие гражданской равноправности наравне с другими народами.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible