Скрыть
жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Да будет двор их пусть. Говорит это по причине опустошения, постигшего Иерусалим. И в жилищах их да не будет живый, то есть из них самих, потому что никто из иудеев не обитает в жилищах Иерусалимских.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый». Во всех сих изречениях просит правдиваго приговора, и умоляет подвергнуть их тому, что ими сделано. Поелику враги, разбив Иерусалим и другие города иудейские, довели их до опустения; то умоляет народ иудейский, чтобы и их отечество потерпело тоже. И получил он просимое; потому что Вавилон опустел, и пребывает таковым до ныне. Но надлежит знать, что, чего иудеи просили Вавилонянам, обходившимся с ними злочестиво и лукаво, то потерпели они сами, когда с неистовством востали на Благодетеля и Спасителя. Ибо Вавилоняне делали для них пищу горькою, впрочем, не действительно давая им такую пищу, но трудным рабством отъемля у пищи естественную ея сладость; иудеи же, не потерпев никакой неправды, а напротив того испытав всякаго рода благодеяния, подавали Благодетелю своему желчь, и подобно какому-то вредоносному винограду даже самый оцет. А потому и иудеи подверглись тем же наказаниям, и трапеза их стала им «в сеть и в воздаяние и в соблазн»; потому что вместо прежняго благоденствия осуждены на рабство. И помрачились очи их, не терпя видеть истинный свет; и хребет их выну согбен рабством и нищетою за их надменность и жестоковыйность, «и двор их» стал «пуст», и никто из них не живет в жилищах иерусалимских. Посему подпали они собственным своим клятвам, и чего желали Вавилонянам, терпя от них обиды, то сами потерпели, оскорбив Благодетеля и став неблагодарными Ему. Посему-то и божественные Апостолы заимствовали отсюда свидетельства, разумея двоякое содержание пророчества. Но возвратимся к истолкованию того, что следует по порядку.

Евфимий Зигабен (†1118)

Да будет двор их пуст и в жилищах их да не будет живый.

Двором вообще называет город Иерусалим, в котором водворялись, то есть, жили все убийцы Спасителя, а жилищами в частности называет дома их. И действительно так было, как здесь пророчествует; поелику никто из убийц Господа не жил в домах своих по опустошении Иерусалима римлянами. Сии слова и верховный Петр разумел о предателе Иуде, так как и он был из числа богоубийц—иудеев, как видно из Деяний (гл. 1,20).

Слова Дидима: Город их сделался пуст, по причине скотского их нрава. Ибо двор есть скотское место.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 25-26 Пролий на ня гнев твой, и ярость гнева твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищих их да не будет живый

Не должно удивляться, что Давид далее продолжает клятвы свои: понеже неистовые враги церкви, которых исправить он хотел, были ожесточены в злобе. Итак, дабы престали от злобы, сильнее здесь вооружается на них. Впрочем, более к верным имел внимание Давид, которые, будучи угнетаемы злыми, лучшаго утешения не имеют, как когда слышат из уст самого Бога, коль ужасная месть ожидает врагов их, коих Бог отринул от Себя. Они ежели бы не так были злы и ожесточенны, что Давид непременно пощадил бы их, но отчаянных праведно на погибель осуждает, дабы не могли избежать определенной им казни. В следующем 26 стихе далее поступает, показывая, что Бог гнев Свой, который имеет на врагов, распространит даже на потомков их, так как сие не новое, что грехи отцев часто возвращаются в недра сынов. Ибо как Давид изрекл клятвы свои по внушению Духа Святаго, то и почерпнул их из самаго закона, где Бог вещает тако: Аз есмь Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящих Мене (Исх. 20:5). Сим образом так проклинает память нечестивых, что и по смерти не желает им пощады от Бога.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 23-26 Да будет трапеза их пред ними в сеть и в воздаяние и в соблазн. Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы. Пролий на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищих их да не будет живый

Таким образом накажи их за это. Обрати нынешнее их счастие (трапеза) в погибель, пусть оно будет им причиною их падения, порази их слепотою и навсегда сокруши их силу; в полноте гнева твоего опустоши их жилище; ибо они уже довольно сильно преследуемого Тобою еще больше замучили; предай их ожесточению, и вычеркни их из книги живых, т.е. предай их, как нечестивых (ср. Пс. 36), ранней смерти (Исх. 32:35; Дан. 12:1), не дай им, как даешь праведникам, насладиться долгою жизнию. Трапеза их – приготовленный, накрытый стол служит здесь знаком внешнего счастия жизни, временного наслаждения; их богатство и т.п. да послужит им в падение и т.о. в возмездие. Хребет сляцы, так что они должны ходить согнувшись (знак слабости, страдания). Да будет двор их пуст – истребление потомства.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Да будет двор их пуст, и в жилищих их да не будет живый.

«Жилище их да будет пусто» - лиши внешнего богатства, «в шатрах их да не будет живущих» - лиши и детей.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 25–26 Пролий на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их. Да будет двор их пуст, и в жилищах их да не будет живый

Продолжая пророчество о бедствиях врагов Христовых, Давид призывает на них ярость (высшую степень) гнева Божия в таких выражениях: излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их, чтобы они не имели ни в чем успеха, ни отрады, – чтобы истреблено было даже потомство их: да будет жилище их пусто, и в селениях их да не будет живущего. Двором, по толкованию Зигабена, вообще называет город Иерусалим, в котором водворялись, т.е. жили, все убийцы Спасителя, а жилищами, в частности, называет дома их [7, с. 539]. И в действительности сбылось то, что здесь предсказано об Иерусалиме и о всей вообще Иудейской области: опустел Иерусалим и вся Иудея после страшного опустошения их Титом и Веспасианом, как предсказал за несколько лет до этого страшного события и Сам Спаситель словами: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38): никто из убийц Господа, по опустошении Иерусалима римлянами, не жил в домах своих. Слова сего псалма о запустении Иерусалима приводит в речи своей к иудеям и св. апостол Петр, разумея в них пророчество об Иуде предателе, который был также в числе сообщников-богоубийц иудейских (Деян. 1:20).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible