Скрыть
отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 1-4 «В конец, псалом Давиду». Псалом сей предвозвещает спасительное страдание, неистовство Иудеев и предательство Иуды. К сему же разумению приводит нас и великий Петр, когда, говоря народу, объявляет предательство Иуды, и отсюда заимствует указание пророчества. И никто, слыша, что Господь дает закон благословлять гонителей, да не почитает пророчества сего противоречущим Законоположнику, потому что пророческое слово не клятву здесь изрекает, но предсказывает Иудеям и Иуде будущия их наказания. Представлено же предвещание сие в виде молитвы, как большею частию везде обычно сие божественному Писанию.

«Боже хвалы моея не премолчи»: «Яко уста грешнича и уста льстиваго на Мя отверзошася». Владыка Христос говорит сие по человечеству; потому что молится, как человек, исполняя меры естества человеческаго; а как Бог, приемлет Он молитвы искренно молящихся. Хвалебным же песнопением называет страдание. Ибо и в божественном евангелии нарицает оное славою, и говорит: «прииде час, да прославится Сын человеческий» (Ин.12:23). А «устами грешника» и «устами льстиваго» наименовал Иуду; потому что тайно договаривался он с Иудеями о предательстве.

«Глаголаша на Мя языком льстивым:» «И словесы ненавистными обыдоша Мя». От Иуды обращает слово на все сомнище Иудеев; потому что они, поработившись зависти, умыслили несправедливую смерть.

«И брашася со Мною туне». «Вместо еже любити Мя оболгаху Мя». Ибо не только не испытали от Меня какого-либо зла, но еще пользовались тысячами благ; и будучи обязаны любить Меня за блага сии, поступили неприязненно.

«Аз же моляхся». Свидетелем сего история священных евангелий; потому что Пригвожденный к крестному древу взывал: «Отче отпусти им: не ведят бо чтó творят» (Лк.23:34).

Евфимий Зигабен (†1118)

И словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне.

Иуда, говорит, и иудеи говорили против Меня, составляя коварства и злоумышления и говоря слова ненавистные: потому что иудеи, многократно окружая Господа, говорили такие слова, возбуждающие ненависть, обвиняя, ругаясь и вопрошая с злым намерением и лукавством и ведя против Него брань напрасно и без всякой благовидной причины.

Златословесного: Видишь ли лукавство в высшей степени? Сие-то особенно оскорбляет Бога, когда упражняющиеся в злых делах производят оные с намерением и обдуманностью и великим старанием. Иное дело запутаться в оных, увлекшись и обманувшись ими, и иное производить оное с лукавством, а еще более увеличивается сила, когда поступают лукаво с немеющим лукавства и благодетелем и более достойным любви. Исихия: Ибо не имея никакого повода ко вражде, или ненависти, они однако же ненавидели Его и хотели умертвить, и словами ненавистными окружали тогда, когда, обступив его в собрании во дворе Каиафы, поставили и лжесвидетелей. А говорили на Него языком коварным, когда, встав архиерей, говорил Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий? Ибо они вопрошали о сем не потому, что желали узнать, но чтобы, как им было угодно, составить обвинение в богохульстве.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

3.отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины;

И брашася со Мною туне – т.е. Иуда и враги Христовы.

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В конец, псалом Давиду

Такое же надписание имеют и некоторые другие псалмы, как, например, 39 и 40. При объяснении сих псалмов указано и то, в каком смысле нужно понимать это надписание. Из сего надписания ясно видно, что псалом сей принадлежит Давиду, как составителю его. Еще более определенное и ясное свидетельство о принадлежности псалма сего Давиду видим в книге Деяний апостольских, где на слова сего псалма писатель книги Деяний ссылается как на пророчества Давида об Иуде, «бывшем вожде емшым Иисуса» (Деян. 1:16–20). По словам св. Афанасия Александрийского, «настоящий псалом изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому И должно знать, что все, сказанное в сем псалме в виде желания, говорится пророчественно» [3, с. 346]. Псалмопевец жалуется на льстивых, коварных и неблагодарных людей, которые коварствуют против него, хотя он оказывал им добро (1–5), и призывает проклятие на них и на детей их, на имущество и на весь род их (6–15), указывая свои побуждения и причины к таким зложеланиям на них (16–20). В заключение он молится о помощи, выставляя свои телесные страдания и указывая действия, или последствия, совершенного Богом избавления (21–31). Своими льстивыми словами, ненавистными действиями и злобными и коварными поступками враги Давида вызывали проклятия на себя со стороны пророка, и потому на все эти проклятия нужно смотреть не как на зложелательство со стороны частного человека, а как на проклятия от Бога, изреченные по воле Божией, устами пророка. Имея в виду сходство сего псалма с псалмом 68 и относя составление его к времени Сауловых гонений на Давида, нужно сказать, что последний, в лице злейших врагов своих, видит не самого царя Саула, которого он уважал как помазанника Божия, а недостойных подстрекателей Саула, развращенных и продажных придворных его, из своих личных расчетов готовых на всякое злодеяние, и, как самого главного в числе их, идумеянина Доика, который был злобным противником, клеветником, доносчиком на Давида (1Цар. 22:22). В сем заключается историческая основа сего псалма; но кроме исторического, он имеет значение и мессианского, т.е. пророчественного о лице Мессии. Значение это выясняется при самом объяснении его.

Ст. 1–3 Боже, хвалы моея не премолчи: яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым, и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне

Здесь Давид жалуется на нечестивых врагов своих и, называя Его хвалою своей, молится, чтобы Господь Бог не умолчал в защиту его от сих злобных врагов, которые, будучи хитрыми льстецами, коварными клеветниками, воздают ему за добро злом, за любовь – ненавистью, и умоляет Господа поскорее внять его молитве о защите и помощи: «Боже хвалы моей не премолчи. Ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым. Отовсюду окружают меня словами ненависти; вооружаются против меня без причины» (брашася со мною туне) (пер. с евр.). По словам блж. Феодорита, «псалом сей предвозвещает спасительное страдание, неистовство иудеев и предательство Иуды. Пророческое слово не клятву здесь изрекает, но предсказывает иудеям и Иуде будущие их наказания» [6, с. 529].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible