Скрыть
возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 17-19 И возлюби клятву… и облечеся в клятву яко в ризу. Поскольку, перестав благословлять Меня, каждый день проклинают (а так и доныне поступают иудеи); то исполнится на них все предсказанное.

И вниде яко вода во утробу его. Погрязли в бедствиях не отвне только окружающих, но и внутренних.

И яко елей в кости его. Потому что елей долго сохраняет свою влажность. Псалмопевец разумеет стремительность бедствий, и водою изображает чрезмерность их, а елеем – продолжительность. Этими-то бедствиями, говорит, как ризою покроется, и как поясом опояшется (Пс. 108:19).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него

Так как псалмопевец просил ему много бедствий, то показывает, что начало и причина их не в ком-нибудь другом, а в нем самом, своими делами отвергшем помощь Божию и навлекшем на себя гнев Божий.

Беседы на псалмы. На псалом 108

Феодорит Кирский, блж. (†457)

И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него

Здесь Пророк ясно изменил молитвенный образ речи, и выразил то и другое пророчески, а именно, что приимут клятву, которую возлюбили, и лишены будут благословения, котораго не пожелали приять.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него

О некоторых людях нашего времени надобно то же сказать.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 17-18 И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву, яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его, и яко елей в кости его

Иуда, говорит, делами своими возлюбил и навлек на себя клятву, ибо не хотел благословения, но отвратился от него; почему и по ныне все благочестивые христиане проклинают злосчастного Иуду и нет ни одного, кто бы благословил его. Ибо этот злой человек оделся в проклятие, как в одежду, которая со всех сторон обвилась около него и не отстает от него; а оделся посредством злодеяния предательства, т. е. потому что все проклинают ненавидя его, как предателя Господа. Посему то и сия клятва вошла как вода во внутренность его, и не только окружила его от вне, но проникла и в утробу его и не только в утробу его, но и еще глубже, даже в самые кости его; где Давид увеличивает сие дело, дабы показать великость проклятия, и посредством воды изображает силу клятвы, а посредством елея неудобоизгладимость и постоянство оной клятвы, как сказал Феодорит.

Феодорита: Здесь явно переменил вид желания и оба глагола употребил в виде предсказания, что он и клятву, которую возлюбил, получит, и благословения, которого не захотел, лишится. Исихия: О какой клятве говорит? О клятве Единородного, которую он услышал после того, как замыслил предательство; ему было сказано: горе тому человеку, которым Сын человеческий предается; лучше бы не родиться тому человеку.

По словам Евсевия, не восхотел благословения, – того, которое сказал Бог в лице Спасителя Иакову: благословляющий тебя благословен (Быт. 27,29). А Исихий разумеет здесь благословение апостолов, которое сам Христос произнес: аминь говорю вам: вы последовавшие за Мною, сядете на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых.

Он говорит: Ибо не только от вне, но и внутренно обложены иудеи злом и потопляются оным, как водою. Далее: поелику вода только мочит и напояет тело, но влажность ее не остается постоянно в теле, то посему он присовокупил: и как елей в кости его; ибо елей весьма долго может оставаться в теле. Устремятся, говорит, бедствия, подобно быстрой воде, и будут постоянны на подобие елея. Исихия: Под внутренностями разумеет, умственные силы души, как непрерывно изменяющиеся, а под костями – деятельные, как сильные. Другой говорит: и не только сие, но и вместо пития действительно будут пить (Иуда и иудеи) проклятия и вместо помазания оным помажутся и вместо одежды оным оденутся, а причиною сего то, что они отреклись от благословения Христова, им первым обещанного и всему миpу дарованного.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 15-19 да будут пред Господем выну, и да потребится от земли память их: занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити. И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его и яко елей в кости его: да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется.

Такая жестокая кара Доика и его семьи есть применение к нему заповеди закона - «око за око, зуб за зуб», закона соответственного возмездия. Так как Доик любил проклинать других, то пусть и сам будет под клятвой, он не хотел другим делать добро («благословения»), то да не получит его и сам. Он и не думал кому-либо оказывать милости, наоборот, он гнал слабых и убогих, преследовал безобидных и кротких («сокрушенного сердцем», может быть разумеются здесь и номвийские священники). Пусть же Божественное Правосудие окружит его бедствиями со всех сторон, как обхватывает человека его одежда, и так плотно, как плотно опоясывает его пояс.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него

Это все да постигнет его в возмездие за его жестокость против беспомощного псалмопевца, которого он проклинал и за это теперь в изобилии проклятие достанется ему; ибо этого требует правда Божия. Возлюби клятву – любил проклинать меня; теперь проклятия исполняются на нем; так как он не имел для меня благословения, то они и от него убежали. Проклинать меня так было обычно врагу, как надевать одежду; он пил проклятие против меня, как воду, его внутреннее существо (елей проникает до костей) исполнено было проклятиями; в наказание пусть и для него проклятие будет также обычно, как одежда и пояс.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–20 Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити. И возлюби клятву, и приидет ему: и не восхоте благословения, и удалится от него. И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу его и яко елей в кости его: да будет ему яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется. Сие дело оболгающих мя у Господа и глаголющих лукавая на душу мою

Здесь (в 16-м и след. ст.) продолжается речь о том же Иуде предателе, прообразом которого послужил для пророка его злейший враг, идумеянин Доик. Сей человек был настолько зверонравен, что не только злоумышлял, как говорит св. Иоанн Златоуст, но злоумышлял против того, кто мог преклонить на милость и возбудить сострадание: занеже не помяну сотворити милость (за то, что он не думал оказывать милость) и погна (но преследовал) человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его. Иуда злоумышлял и преследовал до смерти Того, Кто был «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Второе деяние, или, лучше сказать, свойство врага, породившее и развившее в нем крайнюю жестокость, – это вообще склонность его к злодеяниям, проникшая всю его природу, телесную и духовную, так что он как бы по природе любил клятву, т.e. зло, – не желал благословения, т.е. не любил добра. По этой, как бы природной, склонности своей ко злу, он желал и делал пророку одно только зло – проклинал его; за это и постигло его проклятие. И возлюби клятву (проклятие), (оно) и приидет ему (на него): и не восхоте благословения, (оно) и удалится от него (ст. 17–19). Не восхоте благословения, – здесь разумеется то благословение, которое изречено Богом чрез патриарха Исаака сыну его Иакову: «благословляющий тебя благословен» (Быт.27:29). И облечеся в клятву, яко в ризу, по переводу с еврейского: «Да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его». Выходит, что все бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям. Так как Давид просил у Бога врагу своему разных бедствий, то вышеприведенными словами он хотел показать, что начало и причина этих бедствий врага заключаются не в ком-либо другом, а в нем самом, своими делами отвергшем помощь Божию и навлекшем на себя праведный гнев Божий; поэтому Давид, как прежде, так и теперь – с спокойною совестию – снова говорит о наказании врага своего, о проклятии его: Да будет ему (ст. 19) оно яко риза, по переводу с еврейского: «как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается». В заключение, желая устрашить остальных своих врагов, чтобы не подражали злейшему из них, он прибавляет, что, по правде Божией, такой же участи подвергнутся все несправедливые враги его (они же и Божии враги), подражающие злейшему своему собрату. Сие дело оболгающих мя у Господа (т.е. таково будет воздаяние от Господа врагам моим) и глаголющих лукавая (и говорящих злое) на душу мою (ст. 20).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible