Скрыть
Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И Ты Господи, Господи, сотвори со Мною имене ради Твоего. Это Владыка Христос сказал по человечеству, потому что исполнил все человеческое, кроме греха, и родился по закону природы именно от жены, что свойственно человеческой природе, но от девы, что выше природы, принял пелены, обрезание и питание млеком, приносил жертвы, постился, алкал, жаждал, утомлялся. Так, в святых Евангелиях всегда изображается и молящимся. И здесь по человечеству призывает Божественную помощь.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя

Окончив речь об этом, он опять прибегает к Богу, испрашивая Его заступления. Не останавливается на наказании злоумышленников, но, желая показать, что страждущие имеют мстителя за наносимые обиды и получают великое заступление, присовокупляет: «но Ты, Господи, Господи, сотвори со мною по имени Твоему, ибо блага милость Твоя». Посмотри на его признательность, посмотри на смиренномудрие. Хотя он имел достаточную причину к испра­шиванию заступления в самом своем страдании, – так как из многих мест Писания можно видеть, что страждущие не­справедливо от людей имеют великое дерзновение к испро­шению себе помощи от Бога, – но он, не указывая на это, при­бегает к одному человеколюбию Божию и говорит: «сотвори со мною по имени Твоему», т.е. как бы так говорит: не потому, чтобы я был достоин того, но ради Себя Самого, ради того, что Ты человеколюбив и милостив. Поэтому и присовокупляет: «ибо блага милость Твоя». Хорошо сказал он: «ибо блага милость Твоя». У людей милость часто бывает не такова, но иногда слу­жит ко вреду и погибели, а у Бога всегда к пользе.

Беседы на псалмы. На псалом 108

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И Ты Господи Господи сотвори со Мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя». И сие Владыка Христос сказал по человечеству; потому что исполнил все человеческое, кроме греха. Он рожден и по естественному закону и превыше естественнаго закона; потому что родиться от жены свойственно естеству человеческому, но превыше онаго родиться от девы. Приял пелены, и обрезание, и питание млеком; приносил жертвы, постился, алкал, жаждал, утруждался. Так и молящимся изображается всегда в священном евангелии. Посему и здесь по человечеству призывает Божию помощь.

Евфимий Зигабен (†1118)

И Ты, Господи Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя.

Ты, говорит, Господи, окажи мне (разумеется) милость, (ибо сего не достает при сем), не потому что я достоин того, но Ты ради самого Себя и для имени Твоего, поскольку, т. е. Ты человеколюбив и милостив. Господь молится здесь Отцу, как человек, дабы научить и нас скромности и смирению, когда нас обижают, и чтобы таким образом чрез смирение мы привлекли к себе помощь Божию. Так и в 40-м псалме от лица Христова сказано: Ты же, Господи, помилуй меня, а равно и в 21-м псалме многое сказано со стороны человечества Господа приличное человеку и смиренное.

По другому истолкователю: Человеческая милость не такова. Ибо случается, что и во вред употребляют ее, но Бог везде на пользу. Исихия: Хотя это и низко, но прилично Христу по человечеству; впрочем с низким соединяет и высокое, прибавив: ради имени Твоего, т.е., ради моего достоинства. Ибо имя Отца—Сын, почему грядущий во имя Господа называется и благословенным, как равный Ему и совершенно одинаковый; и посему воспринимающий достоинство Отца; равным образом и милостью Отца опять называет самого себя; потому что Его пришествием мы помилованы.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

21.Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня, 

И Ты, Господи, Господи, сотвори со Мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя.
 Т.е. помоги, спаси Меня ради славы Твоей. «Сие Владыка Христос сказал по человечеству, потому что исполнил все человеческое, кроме греха» (Св. Афан. и бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя

Но правда же требует, чтобы Бог помог невинно преследуемому; об этой помощи и молит псалмопевец с ст. 21. Сотвори со мною т.е. благо; имени ради Твоего, так как этого требует имя Твое – милосердный; ибо Твое милосердие есть существенно благость, открывается как благость.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 21–25 И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя: избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене. Яко сень, внегда уклонитися ей, отьяхся: стрясохся яко прузи. Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради. И аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими

После всех проклятий, излитых пророком на главы врагов его, он обращается с молитвою к Богу и просит помощи и защиты от тех врагов. И прежде всего просит милости и помощи не как заслуженных чем-либо с его стороны, не потому, чтобы он считал себя достойным этого, но ради имене Его Самого, ради Его Божественной милости и человеколюбия: И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя: избави (спаси меня) мя. Сотвори со мною то, в чем я нуждаюсь, сотвори благо и помощь на врагов моих, избавь и спаси от них единственно по милости Твоей, так как Ты Господь милосердный и человеколюбец. Затем, чтобы расположить к себе милость Божию, пророк указывает на тяжесть своего положения (ст. 22): яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене. И этими словами опять просит спасти его, не как достойного и праведного, но как совершенно изнуренного, измученного, как претерпевшего бесчисленные бедствия, которые не только расслабили его тело, но и возмутили его душу. Враги его везде преследуют его. Он должен уклоняться от врагов и быстро исчезать, подобно тени, быстро исчезающей; должен скоро перебегать с места на место, выискивая хоть на краткое время сколько-нибудь безопасное место, потому что гонят его, как саранчу: ко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся; по переводу с еврейского: «Я исчезаю, как уклоняющаяся тень, гонят меня, как саранчу». Здесь пророк изображает, говорит св. Иоанн Златоуст, «силу коварства злоумышленников, невыразимую их злобу и ту деятельность, какую он сам показывал в таких обстоятельствах» [5, с. 279]. Не имея у себя ни города, ни дома, ни какого-либо пристанища, но переходя с места на место, убегая в горы и места пустынные, он часто и подолгу голодал от недостатка пищи; вследствие чего тело его еще более ослабело, исхудало, и потому он говорит: колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука, т.е. я исхудал, высох. Но ни печальное (душевное), ни болезненное (телесное), вообще же бедственное положение страдальца не возбуждало жалости в жестоком сердце его врагов, и он так говорит о них: и аз бых поношение им, «я стал для них посмешищем; увидевши меня, кивают головами своими» (пер. с евр.). Так злословили и кивали головами своими враги Христа при распятии Его (Мф. 27:39). О чем пророчески предсказано в псалме 21, стихах 8–9.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible