Скрыть
ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко уста грешнича и уста льстивого на Мя отверзошася. Уста грешнича, т. е. уста диавола, потому что он поистине грешник. Уста льстивого, т. е. Иуды, потому что оба говорили против Христа.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 1-4 «В конец, псалом Давиду». Псалом сей предвозвещает спасительное страдание, неистовство Иудеев и предательство Иуды. К сему же разумению приводит нас и великий Петр, когда, говоря народу, объявляет предательство Иуды, и отсюда заимствует указание пророчества. И никто, слыша, что Господь дает закон благословлять гонителей, да не почитает пророчества сего противоречущим Законоположнику, потому что пророческое слово не клятву здесь изрекает, но предсказывает Иудеям и Иуде будущия их наказания. Представлено же предвещание сие в виде молитвы, как большею частию везде обычно сие божественному Писанию.

«Боже хвалы моея не премолчи»: «Яко уста грешнича и уста льстиваго на Мя отверзошася». Владыка Христос говорит сие по человечеству; потому что молится, как человек, исполняя меры естества человеческаго; а как Бог, приемлет Он молитвы искренно молящихся. Хвалебным же песнопением называет страдание. Ибо и в божественном евангелии нарицает оное славою, и говорит: «прииде час, да прославится Сын человеческий» (Ин.12:23). А «устами грешника» и «устами льстиваго» наименовал Иуду; потому что тайно договаривался он с Иудеями о предательстве.

«Глаголаша на Мя языком льстивым:» «И словесы ненавистными обыдоша Мя». От Иуды обращает слово на все сомнище Иудеев; потому что они, поработившись зависти, умыслили несправедливую смерть.

«И брашася со Мною туне». «Вместо еже любити Мя оболгаху Мя». Ибо не только не испытали от Меня какого-либо зла, но еще пользовались тысячами благ; и будучи обязаны любить Меня за блага сии, поступили неприязненно.

«Аз же моляхся». Свидетелем сего история священных евангелий; потому что Пригвожденный к крестному древу взывал: «Отче отпусти им: не ведят бо чтó творят» (Лк.23:34).

Евфимий Зигабен (†1118)

И словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне.

Иуда, говорит, и иудеи говорили против Меня, составляя коварства и злоумышления и говоря слова ненавистные: потому что иудеи, многократно окружая Господа, говорили такие слова, возбуждающие ненависть, обвиняя, ругаясь и вопрошая с злым намерением и лукавством и ведя против Него брань напрасно и без всякой благовидной причины.

Златословесного: Видишь ли лукавство в высшей степени? Сие-то особенно оскорбляет Бога, когда упражняющиеся в злых делах производят оные с намерением и обдуманностью и великим старанием. Иное дело запутаться в оных, увлекшись и обманувшись ими, и иное производить оное с лукавством, а еще более увеличивается сила, когда поступают лукаво с немеющим лукавства и благодетелем и более достойным любви. Исихия: Ибо не имея никакого повода ко вражде, или ненависти, они однако же ненавидели Его и хотели умертвить, и словами ненавистными окружали тогда, когда, обступив его в собрании во дворе Каиафы, поставили и лжесвидетелей. А говорили на Него языком коварным, когда, встав архиерей, говорил Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий? Ибо они вопрошали о сем не потому, что желали узнать, но чтобы, как им было угодно, составить обвинение в богохульстве.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

2. ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; 

Яко уста грешнича и уста льстивого на Мя отверзошася. Уста грешника и уста льстивого – это уста Иуды предателя, по Злат. и бл. Феодориту; а по св. Афанасию, «уста грешника – уста диавола, потому что он поистине грешник; уста льстивого – уста Иуды, потому что оба говорили против Христа».

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В конец, псалом Давиду

Такое же надписание имеют и некоторые другие псалмы, как, например, 39 и 40. При объяснении сих псалмов указано и то, в каком смысле нужно понимать это надписание. Из сего надписания ясно видно, что псалом сей принадлежит Давиду, как составителю его. Еще более определенное и ясное свидетельство о принадлежности псалма сего Давиду видим в книге Деяний апостольских, где на слова сего псалма писатель книги Деяний ссылается как на пророчества Давида об Иуде, «бывшем вожде емшым Иисуса» (Деян. 1:16–20). По словам св. Афанасия Александрийского, «настоящий псалом изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому И должно знать, что все, сказанное в сем псалме в виде желания, говорится пророчественно» [3, с. 346]. Псалмопевец жалуется на льстивых, коварных и неблагодарных людей, которые коварствуют против него, хотя он оказывал им добро (1–5), и призывает проклятие на них и на детей их, на имущество и на весь род их (6–15), указывая свои побуждения и причины к таким зложеланиям на них (16–20). В заключение он молится о помощи, выставляя свои телесные страдания и указывая действия, или последствия, совершенного Богом избавления (21–31). Своими льстивыми словами, ненавистными действиями и злобными и коварными поступками враги Давида вызывали проклятия на себя со стороны пророка, и потому на все эти проклятия нужно смотреть не как на зложелательство со стороны частного человека, а как на проклятия от Бога, изреченные по воле Божией, устами пророка. Имея в виду сходство сего псалма с псалмом 68 и относя составление его к времени Сауловых гонений на Давида, нужно сказать, что последний, в лице злейших врагов своих, видит не самого царя Саула, которого он уважал как помазанника Божия, а недостойных подстрекателей Саула, развращенных и продажных придворных его, из своих личных расчетов готовых на всякое злодеяние, и, как самого главного в числе их, идумеянина Доика, который был злобным противником, клеветником, доносчиком на Давида (1Цар. 22:22). В сем заключается историческая основа сего псалма; но кроме исторического, он имеет значение и мессианского, т.е. пророчественного о лице Мессии. Значение это выясняется при самом объяснении его.

Ст. 1–3 Боже, хвалы моея не премолчи: яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым, и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне

Здесь Давид жалуется на нечестивых врагов своих и, называя Его хвалою своей, молится, чтобы Господь Бог не умолчал в защиту его от сих злобных врагов, которые, будучи хитрыми льстецами, коварными клеветниками, воздают ему за добро злом, за любовь – ненавистью, и умоляет Господа поскорее внять его молитве о защите и помощи: «Боже хвалы моей не премолчи. Ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым. Отовсюду окружают меня словами ненависти; вооружаются против меня без причины» (брашася со мною туне) (пер. с евр.). По словам блж. Феодорита, «псалом сей предвозвещает спасительное страдание, неистовство иудеев и предательство Иуды. Пророческое слово не клятву здесь изрекает, но предсказывает иудеям и Иуде будущие их наказания» [6, с. 529].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible