Скрыть
Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

Святые отцы

Прочие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную

Как скоро Адам преступил заповедь, — змий вошедши стал властелином дома, и он при душе, как другая душа. И Господь говорит: всякий, кто не отвергнется себя самого и не возненавидит душу свою, не Мой ученик (Лук. 14, 26); и: «любяй душу свою погубит ю». Ибо грех, вошедши в душу, стал ее членом; он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов. Посему, кто исполняет хотения души своей, тот исполняет хотения сердца; потому что душа с ним связана и соединена. Поэтому, кто покоряет душу свою и гневается сам на себя и на пожелания, какие в нем есть, тот подобен покоряющему град врагов своих и сподобляется прийти в добрую меру духа, и Божественною силою восприемлет в себя чистого человека, и делается чем-то большим себя самого, потому что такой обожается уже и соделывается сыном Божиим, приемля в душу свою небесную печать. Ибо избранные Божии помазуются освящающим елеем, и соделываются людьми сановитыми и царями.

Собрание рукописей типа II. Беседа 15

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-26 любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю: аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет: и аще кто Мне служит, почтит его Отец (Мой)

Любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю. Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (ст. 25–26). Слова эти походят по видимому на загадку; но они – не загадка, в них заключается великая мудрость. Каким же образом любяй душу свою погубит ее? Когда кто исполняет ее неуместные пожелания, когда кто угождает ей больше, чем должно. Потому-то некто и дает такое наставление: вслед похотей души твоей не ходи (Сир. 18, 30). Чрез это ты погубишь ее, потому что (похоть) отдаляет от пути, ведущего к добродетели. Точно так же и наоборот: ненавидяй душу свою в мире сем, спасет ее. Что значит: ненавидяй душу свою? Это означает того, кто не слушает ее, когда она внушает что-нибудь вредное. Но не сказал: кто не слушает ее, а: ненавидяй ее. Как мы не можем ни слышать голоса ненавидимых нами, ни видеть лица их равнодушно, так точно мы должны крайне отвращаться и от души, когда она внушает нам что-нибудь неугодное Богу. Так как (Христос) намеревался уже беседовать с учениками о смерти, и именно о Своей смерти, и предвидел их скорбь и уныние, то и употребляет усиленную речь, говоря: что сказать о том, что вы не можете перенести с твердостию Моей смерти? Ведь если и сами вы не умрете, – для вас не будет никакой пользы. Но смотри, как Он и смягчает Свою речь. Человеку, любящему свою душу, очень тяжело и прискорбно было услышать, что он должен умереть. И нужно ли говорить о временах древних, когда и ныне мы найдем много людей, которые, несмотря на то что убеждены в будущем, охотно решаются все перенести, лишь бы насладиться настоящей жизнию, которые, смотря на здания, на изобретения и произведения искусств, со слезами приговаривают: как много замышляет человек, и между тем – обращается в прах! До такой степени сильна привязанность к настоящей жизни! Итак, чтобы разрешить эти узы, Христос говорит: ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю. А что он сказал это ученикам с тем, чтобы ободрить их и удалить от них страх, это видно из дальнейших слов: аще кто Мне служит, Мне да последствует. Здесь Он говорит о смерти и требует последования самим делом. Слуга непременно должен следовать за тем, кому служит. И заметь, в какое время Он беседует с ними об этом: не тогда, когда они были гонимы, но когда были совершенно спокойны, когда, пользуясь от многих почетом и услугами, почитали себя в совершенной безопасности, когда могли быть бодры духом и услышать: и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24), то есть [каждый] должен быть всегда готов на опасности, на смерть, на переселение из этой жизни. Вслед за тем, так как Он сказал прискорбные слова, предлагает и награду. В чем же эта награда? В том, что будут следовать за Ним и будут там, где Он. Этим Он показал, что за смертью последует воскресение. Идеже есмь Аз, говорит Он, ту и слуга Мой будет. Где же Христос? На небесах. Итак, переселимся туда душою и умом еще и прежде воскресения. Аще кто Мне служит возлюбит его Отец (Ин. 12, 26). Почему Он не сказал: Я возлюблю? Потому, что ученики еще не имели о Нем надлежащего понятия, а думали более великое об Отце. Ведь они не знали и того, что Ему надлежало воскреснуть: как же могли помышлять о Нем что-нибудь великое? Потому-то и сынам Зеведеевым Он говорит: несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего (Мф. 20, 23), – хотя Он и Сам Судия. А здесь Он представляет и Свое истинное сыновство, потому что Отец примет слуг Его, как слуг Своего истинного Сына.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

«Любяй душу свою погубит ю, и ненавидяй душу свою в мире сем в жизнь вечную сохранит ю». Не только, говорит, вам не должно соблазняться Моим страданием и не верить Моим словам, но, напротив, надлежит приготовляться к этому. Кто думает радеть здесь о своей душе и не желает повергать ее в опасности ради Меня, тот губит ее в будущем веке. А кто в опасности ввергает ее в нынешнем веке, великие для нее сохраняет плоды. И презирающий жизнь «в мире сем» приобретет нетленную в будущем. Сказал это Господь не потому, чтобы душа здесь страдала что-либо, но любовью к душе называет мнение, будто могут удерживать ее те, которые не предают тело опасностям.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-26 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой

Так как Господь был близок к страданиям и знал, что ученики исполнятся печали, посему говорит: вы нисколько не должны печалиться о смерти Моей. Ибо если и сами вы не умрете, то для вас не будет никакой пользы. Да и всякий вообще человек, который любит настоящую жизнь и любит свою душу, то есть исполняет ее неуместные пожелания, когда угождает ей больше, чем должно, и не презирает смерти, - погубит ее. А кто ненавидит ее, то есть не служит ей и не преклоняется пред нею, тот сохранит ее в жизнь вечную. Желая показать, сколь строгое отвращение должно иметь к похотениям души, сказал: кто ненавидит. Мы не можем ни видеть лица, ни слышать голоса ненавидимых нами: так же должны относиться и к неразумным пожеланиям души, то есть ненавидеть их совершенною ненавистью. Словами: кто ненавидит душу свою «в мире сем» - показывает временность дела. Заповедь сия казалась убийственною и несообразною с любовью к жизни. Он смягчил ее прибавлением: «в мире сем». Я, говорит, не всегда повелеваю ненавидеть душу; но «в этом мире» неверном отвращайся ее, когда она предписывает тебе «творить неподобное» (Рим. 1, 28). Прибавляет и пользу: «сохранит ее в жизнь вечную»; возненавидишь на время, а сохранишь живой навеки для жизни божественной. Желая еще более убедить их презирать настоящую жизнь и ободрить против смерти, говорит: «кто Мне служит, Мне да последует», пусть будет готов к смерти так же, как Я. Ибо говорит здесь, о последовании Себе на самом деле. Потом предлагает и утешение: «где Я, там и слуга Мой будет». Где же Христос? На небесах. Ибо небесное и земное противоположны между собой. Кто любит быть на земле, тот не будет на небе, а кто избегает земного и мира сего, тот будет высоко и на небесах. «Кто Мне служит, того почтит Отец Мой». Не сказал: Я почту его, но: «Отец». Сим показывает Свое сродство с Ним. Ибо истинный Отец удостоит его чести, как слугу Своего истинного Сына. Сим вместе показывает и то, что Он не противник Богу. Ибо Бог и Отец не почтил бы того слугу, который противится Ему. Итак, не будем поставлять любовь к душе своей в том, чтобы хранить ее от опасностей за истину и не желать терпеть зла за добро; но, если мы слуги Христовы, отдадим ее в опасности за истину и, без сомнения, будем в том же состоянии, в каком ныне Христос; не говорю в божеском достоинстве, ибо Он по Природе Бог, но в том, чем может украситься природа человеческая; ибо Он - Бог по Естеству, а мы боги - по усыновлению и по благодати.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную

Оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие.

Ненавидяй души своея в мире сем, сказал Господь, души, для которой, от падения, грехолюбие соделалось как бы природным, как бы жизнию, — в живот вечный сохранит ю.

Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемой завесой. Когда Господь был на земле пресвятою плотию, многие видели Его и, вместе, не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его.

О чтении Евангелия

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную

Надобно ненавидеть грешную свою душу за ее грехи, страсти, худые наклонности и не щадить ничего, чтобы поселить в ней добродетель и божественную ревность по вере.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Любяй душу свою погубит ю

щадящий ее во время мученичества, угождающий душе своей больше, чем должно, любящий злые ее похоти, любящий душу больше, чем Бога, погубит ее в будущей жизни, т.е. подвергнет ее наказанию за то, что она как бы изменила вере

И ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю

Поступающий же совершенно противоположным образом, т.е. не щадящий ее и т.д. Подобные же слова Иисуса Христа записаны в конце десятой главы Евангелия от Матфея и в других еще местах.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 25-26. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой

– Любящий душу свою и пр.: для уяснения той же необходимости прославления Господа именно путём смерти и страданий, чтобы восприять Царство над всем миром, Он вновь повторяет пред учениками Своими не раз прежде высказанный Им непреложный закон нравственной жизни, что самоотвержение до смерти дарует вечную жизнь, а самолюбие, сохраняя жизнь лишь на время, губит душу вечно (ср. Мф.10:39,16:25; Мк.8:35; Лк.9:24; Лк.17 и прим.).
– Любящий жизнь свою настолько, что не готов отдать её за истину, потеряет её для жизни вечной, а ненавидящий жизнь свою настолько, что способен к самопожертвованию до смерти ради истины, лишившись её в мире сем, сохранит её для жизни вечной в Царстве Христовом – в Царстве любви до самопожертвования (Ин.15:13). Это общий нравственный закон, имеющий приложение ко всем. Судя по связи Ин.12.23,24,25, кажется, не может быть сомнения, что этот нравственный общий закон Господь прилагает и к Себе, как человеку. Как совершеннейший из людей, как Богочеловек, Он должен предать жизнь Свою, явить самоотвержение до смерти ради такой высочайшей цели, как искупление мира (6 и парал.). В частном применении к настоящему случаю: если бы можно было представить, что Он, желая сохранить жизнь Свою в мире сем, пошёл бы к еллинам учить их и был бы принят ими как великий мудрец и законодатель, чрез это Он, по-видимому, сохранил бы жизнь свою в мире сем, но на самом деле потерял бы её, Он не был бы Христом – искупителем человечества. А поскольку Он предал Себя на смерть во искупление всех, Он, паки прияв душу Свою (Ин.10:18), совершил тем великое дело Мессии. Так и всякий должен быть готов к самоотвержению до смерти за истину.
– Кто Мне служит, – исполняет волю Мою и, следовательно, служит делу Моему – тот должен следовать Мне, идти тем же путём самоотверженной до смерти любви, каким иду и Я. За сие награда будет – прославление его, как и прославление Меня: где Я, там и слуга Мой будет, будет участником славы Моей Небесной (ср. Ин.17:24; Рим.8:172Тим.2 и далее).
– Почтит того Отец Мой: та же мысль, что и в предшествующих словах о прославлении слуги Господня. Как Сына Своего прославит Отец Небесный славою божественною, так и слугу Сына почтит Он, воздаст подобающую ему за труды честь и славу во Царствии Своём Небесном (Рим.2:10).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 25-26 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
 

Господь, указав в прикровенных словах на приносимую Им великую жертву, раскрывает для всех верующих, чего от них требует Он, чтобы они могли быть соучастниками вечной жизни с Ним, приносящим Себя в жертву. Господь требует не придавать сей земной жизни особой цены и помнить, что настоящая жизнь человека за гробом. Господь указует человеку, что вечная жизнь его зависит от того, насколько он понял в земной жизни, что любовь в Богу и к ближним, доходящия до самопожертвования, составляют путь к вечному счастию. Христианин должен иметь постоянно перед умственными очами своими Крест Господень, и взяв посему свой крест, следовать за Господом, не сберегая души, т. е. жизни своей. Ненавидеть душу свою значит не исполнять ее похотений и преступных желаний, поучает Златоуст. Это и называется в Евангелии «отвергнуться себя» (Мф.16:24) и не спуская глаз с Господа, пострадавшего за нас, идти за Ним. «Кто Мне служит, Мне да последует». Сему идущему за Господом и служащему Ему Господь обещает: «и где Я, там и слуга Мой будет», и еще: «И кто Мне служит, того почтит Отец Мой».

«Почтит Отец»; какая великая награда обещана человеку, идущему за Господом! Господь во плоти, отдающий жизнь Свою за человека, обещает ему пребывание с Собою и честь от Бога, вечную, неизменяемую. Для сего Он требует только отдать свою человеческую волю в распоряжение воли Божественной: может ли человек хоть одно мгновение колебаться в сей требуемой от него жертве? Что значит твоя маленькая воля и твой ограниченный, хотя кичливый ум в виду Божией воли и Божией премудрости? Ты на земле «не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» (Мф.5:36), ты не можешь предвидеть своей судьбы на минуту вперед: и тебе ли бороться с Богом, призывающим тебя с любовию и милосердием? Отдай же все твои помыслы Ему и ты будешь, если пойдешь за Господом, там, где Господь твой; и Отец, прославленный в Сыне, почтит тебя как верного слугу Бога вышняго. Но только «последуй» Господу Иисусу, не теряй Его из виду; не смотри по сторонам на прельщения временных радостей; все оне ложны и мимолетны. Не выпускай из глаз кроткую, милостивую личность Иисуса, Бога и человека, и, на конце земного пути, утомленный, но радостный, ты упадешь к ногам Его и отдохнешь на вечно – там, где и Он будет».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 25-26 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Kто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой

Такая же готовность к самопожертвованию должна отличать и учеников Христа. См. комментарии к Мф.10:39, 16:25, и параллельные места.

Что касается награды, которую обещает Господь Своим последователям, то Иоанн здесь несколько своеобразно выражает то, что указано у Мф.10:32, 34 и Мк.8:38.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible