Скрыть
Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 35-41 Рече же им Иисус: еще мало время свет в вас есть: ходите, дондеже свет имате, да тма вас не имет: и ходяй во тме не весть, камо идет: дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете. Сия глагола Иисус, и отшед скрыся от них. Толика знамения сотворшу Ему пред ними, не вероваху в Него, да сбудется слово Исаии пророка, еже рече: Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся; Сего ради не можаху веровати, яко паки рече Исаиа: ослепи очи их и окаменил есть сердца их, да не видят очима, ни разумеют сердцем, и обратятся, и исцелю их. Сия рече Исаиа, егда виде славу Его и глагола о Нем

Что же Христос? Желая заградить им уста и показать, что Его страдания нисколько не препятствуют Ему пребывать вовек, Он говорит: еще мало время свет в вас есть (Ин. 12, 35). Этим показывает, что смерть Его есть только преставление, так как и солнечный свет не исчезает совершенно, но, скрывшись на краткое время, снова является. Ходите, дондеже свет имате (ст. 35). О каком времени говорит Он здесь? Разумеет ли всю настоящую жизнь или только время до креста? Я думаю, – и то и другое, потому что, по неизреченному Его человеколюбию, многие уверовали в Него и после креста. А говорит Он это для того, чтобы побудить их к вере, что и прежде делал, когда говорил: еще мало время с вами есмь (7, 33). Ходяй во тме не весть, камо идет (12, 35). В самом деле, чего не делают теперь иудеи, и, однако ж, не знают, что делают, но ходят как бы во тьме. Думают, что идут по прямому пути, а на самом деле идут противоположным путем; соблюдают субботу, хранят закон, наблюдают правила касательно пищи, но не знают, куда идут. Потому и говорил: ходите во свете, да сынове света будете (ст. 36), то есть Моими сынами. В начале евангелист говорит (о верующих), что они не от крове, ни от похоти плотския, но от Бога родишася (1, 13), то есть от Отца, – а здесь говорится о Самом (Христе), что Он их рождает, чтобы ты знал, что у Отца и Сына одно действие. Сия глагола Иисус, и отшед скрыся от них (12, 36). Зачем Он теперь скрывается? Ведь не подняли против Него камней и не сказали никакой хулы, как было прежде: зачем же Он скрылся? Проникая в сердца их, Он знал, что в душе они ожесточились против Него, хотя и ничего не говорили; знал, что они кипели и готовы были убить Его, и не ожидал, пока дойдут они до самого дела, но скрылся, чтобы укротить их ненависть. Смотри, как на это указал и евангелист: он сейчас же присовокупил: толика знамения сотворшу Ему, не вероваху в Него (ст. 37). Какие это знамения? Знамения, о которых евангелист умолчал. Да это же видно и из последующего. После того как Он удалился и уступил им, Он снова приходит и кротко беседует с ними, говоря таким образом: веруяй в Мя не верует в Мя, но в Пославшаго Мя (ст. 44). И заметь, как Он (обыкновенно) поступает: начинает речь скромно и уничиженно, относя все к Отцу, а потом возвышает Свое слово. Когда же видит, что они приходят в ярость, – удаляется, а потом снова является и снова начинает речь уничиженную. Когда же Он так поступал? Скажи лучше, когда Он так не поступал? Вот, смотри, как Он говорит сначала: якоже слышу, сужду (5, 30); затем возвышеннее: якоже бо Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит (5, 21); и опять: Аз не сужду вас, ин есть судяй (см.: 8, 50); а потом опять удаляется. Затем, явившись в Галилее, говорит: делайте не брашно гиблющее (6, 27); и, сказав о Себе великое, именно – что Он сошел с неба, что Он дает живот вечный, снова уходит. А в праздник кущей опять является и поступает точно таким же образом.

Да и постоянно, как всякий может видеть, Он разнообразит таким образом Свое учение: то приходит, то уходит, то говорит смиренно, то возвышенно. Так точно Он поступил и здесь. Толика знамения сотворшу Ему, говорит, не вероваху в Него, да сбудется слово Исаии пророка, еже рече: Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? (12, 37–38). И опять: сего ради не можаху веровати, яко паки рече Исаия: слухом услышите, и не уразумеете. Сия рече Исаия, егда виде славу Его и глагола о Нем (12, 39, 41; Ис. 6, 9). Вот опять слова яко и рече означают не причину, а следствие. Не потому иудеи не веровали, что так сказал Исаия, но потому сказал так Исаия, что они не будут веровать. Почему же евангелист говорит не так, а, напротив, как будто представляет неверие следствием пророчества, а не пророчество – следствием неверия? В дальнейших же словах он то же самое выражает еще сильнее, говоря так: сего ради не можаху веровати, яко рече Исаия. Этим он хочет яснее доказать, что Писание не ложно и что предсказанное им совершилось не иначе, а именно так, как было предсказано. А чтобы кто-нибудь не сказал: зачем же и пришел Христос? или Он не знал, что Его не будут слушать? – для этого и приводит Пророков, показывая, что и они это знали. Пришел же Христос для того, чтобы не имели никакого извинения в своем грехе. Что предсказал Пророк, то предсказал потому, что так непременно будет. А если бы не должно было непременно совершиться, то он и не предсказал бы; но оно должно было непременно свершиться, потому что (иудеи) были неизлечимы.

Если же и поставлено здесь слово: не можаху, то оно значит то же, что – не хотели. И ты не удивляйся этому. Вот и в другом месте говорится: могий вместити да вместит (Мф. 19, 12). Так и во многих местах Писание обыкновенно употребляет слово: «возможность» в смысле хотения; вот, например, еще: не может мир ненавидети вас, Мене же ненавидит (Ин. 7,7). Да это же самое, как всякий может видеть, бывает и в обыкновенном разговоре. Так, когда кто говорит: я не могу полюбить такого-то, то под возможностию разумеет особенную силу хотения; точно так же такой-то не может быть добрым. Да и Пророк как говорит? Аще пременит Ефиоплянин кожу свою, и рысь пестроты своя, и народ сей возможет благотворити научившеся злу (Иер. 13, 23). Не то разумеет он, будто совершение добродетели для этих людей невозможно; но что они не хотят того, потому и не могут. И слова евангелиста выражают только то, что Пророку невозможно было сказать ложь. Но никак нельзя сказать, чтобы по этому самому иудеям невозможно было уверовать. Пророк мог остаться верным и в том случае, если бы они уверовали, – он бы того и не предсказал. Так почему же, скажешь, Писание не выразилось таким образом? В Писании есть некоторые подобные особенности, а потому надобно подчиняться его правилам. Сия же рече, егда виде славу Его (12, 41). Чью славу? Отца. Как же Иоанн прилагает эти слова к Сыну, а Павел к Святому Духу? Это они говорят не потому, будто смешивают ипостаси, а чтобы показать, что у Них одно достоинство: что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну, а принадлежащее Сыну принадлежит и Святому Духу. Хотя многое (Бог) изрек чрез ангелов, однако ж никто не говорит: как сказал ангел, но: как сказал Бог; что изречено Богом чрез ангелов, то принадлежит Богу, но принадлежащее Богу еще не принадлежит ангелам. А здесь (Апостол) говорит, что это слова Духа (Деян. 28, 25–26). И глагола о Нем (ст. 41). Что глагола? Видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне (Ис. 6, 1), и прочее. Итак, славою он называет здесь видение, дым, слышание неизреченных таинств, зрение серафимов, молнию, исходящую от Престола, на которую не могли смотреть те силы. И глагола о Нем. Что глагола? Что он слышал голос, говоривший ему: кого послю, и кто пойдет? И рекох: се, аз есмь, посли мя. И рече: слухом услышите, и не уразумеете; и видяще узрите, и не увидите… Ослепи бо очи их и окаменил есть сердца их, да не видят очима, ни разумеют сердцем (Ис. 6, 8–9; Ин. 12, 40). Вот опять новое недоумение; но его не будет, если вникнем в дело надлежащим образом. Как солнце поражает глаза больных, но не потому, чтобы оно имело такое свойство, так бывает и с теми, кто не внимает словам Божиим. В этом же смысле говорится и о фараоне, что ожесточил его сердце. Так бывает и с теми, которые каким-нибудь образом противятся словам Божиим. И это – особенность Писания, равно как и выражения: Бог предаде в неискусен ум (Рим. 1, 28), и: раздели языком (Втор. 4, 19); это значит – позволил, попустил. В этих местах выражено не то, будто Бог и это производит, но показывается, что это происходит от злобы других. Когда мы бываем оставлены Богом, тогда предаемся диаволу; а предавшись диаволу, подвергаемся, бесчисленным бедствиям. Итак, чтобы устрашить слушателя, говорит: ожесточи, и: предаде.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 38-41 да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем

«Да слово Исаии исполнится, еже рече: Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? Сего ради не можаху веровати, яко паки Исаия рече: ослепи их очи и окаменил их сердце, да не видят очима, разумеют сердцем, и обратятся, и исцелю их». Иудеи убили Господа не для того, конечно, чтобы исполнить пророчества, – тогда они не были бы нечестивы, но по собственному злоумию. Ведь если пророчества и предсказывали то, что имело быть, без сомнения, по причине добровольного их безрассудства, то для того предсказывали, чтобы трезвые (из них) могли перескочить диавольские ямы (засады), ибо внемлющим, конечно, можно было и сохраниться. Поэтому и необходимо предречение.

Не то (означает), что Бог ослепил иудеев, ибо Он не требовал бы тогда ответственности от них, когда терпит снисходительно даже и добровольные (др. чт.: невольные) грехопадения. Но смысл такой. Исаия приводит слова, сказанные как бы Богом: если Я сделаюсь человеком и собственным голосом буду наставлять вас полезному, то и тогда вы не послушаете Меня, как и пророков (не послушали), – даже когда увидите превышающие разум чудеса, никакой пользы не получите от видения. Это и означает выражение «не увидите». Ведь не сказал, что окаменю их сердца и ослеплю глаза, но что ежели и услышите, не услышите, и ежели увидите, не увидите, так что не исцелю (вас) обратившихся (ко Мне). Если бы услышали и увидели, каким подобало образом, то, без сомнения, получили бы пользу. Итак, изречение указывает не на необходимое наказание, не на определение осуждающего иудеев Судьи, но служит предвозвещением полезного, ибо знал, какими они имели быть, и о них объявил. Впрочем, не против всех направляется речь, но против одних неверов, ибо многие из них уверовали. Так это место перевели Семьдесят. Но вероятно, что Евангелист, последовав еврейскому тексту, отличающемуся от Семидесяти, сказал: «Потому не возмогли веровати», так как ослепил их. И что касается до прямого значения изречения, но не сказал, что Бог ослепил их, – естественно потому, что другой сделал это, чтобы иудеи не обратились и не получили исцеления. А если и примем, что Бог ослепил, то так надо понимать, что допустил им подвергнуться ослеплению от диавола, как не бывшим хорошими по своему нравственному состоянию. Так людей подобной же нравственности (язычников) «предал в неискусный ум» (Рим. 1:28) и в страсти. Пока они были такими, несправедливо было им знать глубину тайны и сокровенные истины, как не соблюдшим даже и подзаконных заповедей. Итак, если они не приняли ни закона, ни евангельских постановлений, смежив око души своей, то поэтому не принимают наставления, могущего их просветить.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 41-43 Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию

Сие сказал Исаия, когда видел славу «Его». Кого? Сына. Хотя пророк, судя по связи речи, видел, кажется, славу Отца, но евангелист говорит здесь, что Исаия видел славу Сына, а апостол Павел говорит, что он видел славу Духа (Деян. 28, 25). Истинно едина слава Святой Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа. Исаия, говорит, видел славу: дым, который ему представился, серафимов, угли, жертвенник, престол (Ис. 6, 1). Итак, Исаия увидел эту славу и сказал о Нем, то есть о Сыне. Что же сказал о Нем? То, что выше сказано, что ослепил глаза их и ожесточил сердца их. Евангелист замечает, что многие и из начальников уверовали в Него, показывая, что фарисеи солгали и в том, когда сказали: «уверовал ли в Него кто из начальников?» (Ин. 7, 48). Ибо вот многие и из начальников уверовали, но ради фарисеев не исповедовали. Ибо возлюбили славу человеческую. Об этом Христос и прежде говорил им: как вы можете веровать, когда от людей принимаете славу, а славу, которая от единого Бога, отвергаете (Ин, 5, 44)? Итак, евангелист показывает, что с ними случилось то, что предсказывал им Христос. Подлинно, они были не начальники, а рабы, и рабы самые низкие. Отселе же научаемся, что кто любит славу, тот раб и бесчестен.

Евфимий Зигабен (†1118)

Сия рече Исаиа, егда виде славу Его, и глагола о Нем

Сия, т.е. об ослеплении и окаменении и пр. Славою Иисуса Христа здесь названо то славное видение пророка Исаии, когда он видел Господа, сидящего на престоле высоком (Ис. 6, 1). Тогда он видел и Сына, от Которого тогда же слышал вышеприведенные слова, а потом произнес их и записал, относя к Нему же. Итак, значит ко времени Иисуса Христа относилось то, что народ должен был ослепнуть, окаменеть, не видеть, не уразуметь, что Он Бог, не обратиться от своего заблуждения, чтобы исцелить свои духовные раны.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 37-41. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем

– Столько чудес совершил и пр.: размышления самого евангелиста, в которых он излагает причины народного неверия в Господа Иисуса Христа. Говоря о неверии иудеев в Господа, евангелист разумеет, без сомнения, не всех иудеев, ибо из среды их были уверовавшие в Него и таковых было немалое число; он говорит вообще о народе, как национальности, в общем, в массе. Такое неверие представляется с первого взгляда неестественным, невероятным, необъяснимым, особенно при стольких даже внешних побуждениях к вере, при стольких по числу и столько поразительных чудесах, как те, какие совершал пред их глазами Господь Иисус.
– Столько: в своём Евангелии евангелист повествует не о многих чудесах Господа, – верное указание, что он описывал не всё, что знал, и имел в виду повествования о чудесах Христовых в первых трёх Евангелиях.
– Не веровали в Него, т. е. как в Мессию своего. В объяснение этого, по-видимому, необъяснимого явления, евангелист, прежде всего, указывает на пророчество о сем Исаии пророка, который в пророческом духе, по откровению Божьему, предвидел и предсказал такое неверие.
– Да сбудется (ср. прим. к Мф.1:2): не потому последовало неверие народа, что так предсказал пророк, а потому пророк предсказал, что должно было последовать это неверие, о котором открыл ему Бог, по Своему предведению (ср. Злат., и Феофил.).
– Господи, кто поверил и пр.: пророческое слово взято из 53 главы (ст. 1) книги пророка Исаии. Пророк, начиная излагать пророчество об уничижённом состоянии Мессии, как бы спрашивает Бога, кто же поверит из народа этому учению о Мессии, столь не соответствующему чувственным ожиданиям и чаяниям народным? Если же возвещение о страждущем Мессии так невместимо в мысли народа, что он не поверит ему, то не в большей ли мере будет то же при самом явлении Мессии в уничижённом виде и страждущего?
– Кто поверил: были, конечно, верующие, но не в значительном числе сравнительно с массою народа.
– Слышанному от нас: т. е. тому, что народ слышал от нас – проповедников о страждущем Мессии, имеющем прийти (относительно ко времени пророков) и уже пришедшем (относительно ко времени Христа и апостолов).
 Кому открылась мышца Господня: чей духовный взор приметил эту силу Господню, открывшуюся в Мессии, и уверовал в Него? Мышца – символ силы, и здесь относится к делам всемогущества Мессии, т. е. к обозначению совершенных Им чудес, тогда как выражение – слышанному от нас относится к обозначению учения Христова (Феофил. и Злат.). Выражение всё значит: Господи, как мало уверовавших проповеди и чудесам Мессии и проповеди о Мессии. – Даже не могли веровать иудеи, потому что они совсем ослепли духовно и ожесточились сердцем, что, конечно, зависело от их воли и попущения Божия. В доказательство сего евангелист указывает также пророческое слово, именно того же пророка Исаии (Ис.6:9-10). Слова приведены свободно (не по букве, а по смыслу) с еврейского и греческого. Ослепление духовное народа, о котором говорит пророк, особенно выразилось у современников Мессии в неверии в Него, и они не могли, говорит евангелист, веровать в Него именно вследствие этого ослепления и ожесточения.
– Ослепление означает порчу органа, назначенного к восприятию внутреннего света истины – ума, извращение ума и его деятельности в отношении к истине Христовой; окаменение сердца означает порчу органа, назначенного к деятельности нравственного чувства, извращение нравственных стремлений к добру. Порча этих двух главных органов и должна была привести к неверию; видели чудо за чудом, слышали истину за истиною и – не поверили в Мессию своего. Ожесточение и ослепление иудеев так велико и сильно, что даже нет надежды на скорое обращение их, чтобы в силу этого обращения можно было исцелить эту порчу их духовного зрения и сердца. Впрочем, новозаветный пророк – Апостол говорит, что это ослепление и ожесточение было попущено до времени, а потом весь Израиль спасётся (Рим.11:25 и далее).
 Сие сказал Исаия и пр.: в сих словах евангелист указывает, почему он это пророчество Исаии применил к отношению современников Господа Иисуса к Нему, а не к современникам пророка или других пророков. Это потому, что в пророческом видении, при котором сказаны приведённые слова, Исаия видел славу Христа и потому говорил о Нём. По описанию в книге Исаии пророк видел Бога во славе Его, сидящего на троне и окружённого серафимами (6 и далее). Но в ветхозаветных явлениях слава Божия открывалась как слава Слова, бывшего вначале у Бога, Бог Отец открывался чрез Сына Своего (1 и прим.), Который, будучи образом Божиим (Флп.2:6;Евр.1:3), имел со временем восприять и образ человека, и потому открывался в Ветхом Завете в человекообразных богоявлениях и видениях пророческих. В силу этого видения Исаией славы Христовой, он и говорил при этом видении именно о Нём, и потому речь его об ослеплении народа относится к современникам явления Христа во плоти и их потомкам, противящимся Христу не только пострадавшему, но уже и вошедшему в славу Свою и царствующему над миром. «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его. Кого? Сына. Хотя пророк, судя по связи речи, видел, кажется, славу Отца; но евангелист говорит здесь, что Исаия видел славу Сына, а Ап. Павел говорит, что он видел славу Духа (Деян.28:25). Истинно, едина слава Святой Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа» (Феофил., ср. Злат.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ин.12:37-43 


От 37 ст. до 43 включительно слова сии суть пояснения Евангелиста, воспоминающего события, совершавшияся перед очами его и пророчества, предрекавшие проявления закоренелого неверия во Израиле, – и скорбящего о погибели стольких душ из братьев своих, кои могли быть счастливы верою и сами отринули свое опасение. Пророчества, на кои он указывает, суть первый стих 53-й главы Исайи пророка и десятый стих 6-й главы Исайи (Ис.10:6). Вся 53-я глава рисует уничиженное и страдальческое состояние Посланного, который «понесет на Себе грехи многих» (Ис.53:11). В стихе 1-м этой главы мышца Господня означает руку Господню и силу Господню, так что значение сего стиха есть невозможность для человека судить о действиях Божиих мерилом своего малого ума.

Второе пророчество (Ис.6:1-12) есть видение славы Господней: пророк видит «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном... в храме вокруг Него стоят серафимы». Этот образ Божий, явленный пророку был Бог во второй Ипостаси Святой Троицы, ибо сия Ипостась являет человеку Бога невидимого (Ис.2:4; Ис.4:2; Ис.7:14; Ис.11:1; Ис.25:7-10; Ис.13:1-4; Ис.60:1; Ис.61:I; Ис.62:1). Сей образ Божий, облеченный в вид человеческого существа, был Бог Слово, являющий пророку Господа нашего Иисуса Христа в пророческом видении. В шестой главе Исайи пророк видит Его в славе, в пятьдесят третьей в уничижении и скорби ,– но и в славе, и в скорби – Господь Иисус Христос наш являет нам Бога невидимого.

В  Ис.6:10 (40-й стих наст. главы Евангелия) ясно предсказано огрубение и окаменение, овладевшее народом Израильским; а в 12 стихе 6 главы Исайи (Ис.6:12) сказано: «великое запустение будет на этой земле», с пророческим указанием на разрушение Иерусалима и рассеяние народа по лицу земли. Но везде в пророчествах указано, что лишь избранное стадо из народа Израильского «остаток», спасется (Ис.1:9; Ис.6:13; Ис.10:22-23. Иез.6:8; Иоил.2:32; Мих.2:12; Рим.9:27). Это те, которые обратились к Господу и исцелены Им и которые составили общину Христову.

Но Евангелист указывает еще на одно явление: многие из начальников народа в душе своей уверовали в Господа, но не решались признаться в том, чтобы под влиянием фарисеев не быть отлученными от синагоги, – «ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию».

Нельзя не указать, что эти стихи 42 и 43 рисуют плачевное и ужасное состояние души. Глубокое непреодолимое убеждение в Божественности Господа вторглось в души их, и сии несчастные употребляют свою волю, Богом им дарованную, – лишь для того, чтобы скрыть то, что они признавали истиной и чего не могли не признать истиной. Являясь таким образом богоборцами, они в глубине души своей сами были себе судьями, и мучение их началось еще в этом мире, и многих из них спасло только милосердие всепрощающего Господа, Который не изгнал их, когда они решились идти к Нему. К ним в особенности применялись слова, сказанные прежде Господом: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38). Мы повторяем: только любовь и милосердие бесконечные могли простить им молчаливую сделку их совести с требованиями их тщеславия и гордости; а мы убеждены, что многие из них вступили позже в Христово стадо.

Самыми ярыми противниками Господа являются всегда и везде фарисеи: те именно фарисеи, которые старались прослыть за праведников и хвалились тщательным выполнением Закона Моисеева. Гордость, тщеславие, злоба, корыстолюбие, жажда лести и желание влиять на толпу – по-видимому более всех других грехов не допускают человека приблизиться к Богу. Гордость и злоба суть в особенности демонские грехи. Слава человеческая, когда все сердце ей отдано, затемняет ум и заставляет забывать о высшем даре, – славе Божией, к коей мы призываемся Господом.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем

Здесь евангелист объясняет причину, по которой он дает такое значение вышеприведенному пророчеству Исайи, относя его ко Христу. Пророк видел «славу Христа», т. е. видел Бога, восседавшего во всей славе Своей и окруженного Серафимами, но, видя Бога, он, по воззрению евангелиста, видел и Христа, потому что Христос, как божественный Логос, всегда пребывал с Богом (ср. Ин.1:1). Поэтому можно сказать, что Исайя в вышеприведенном пророчестве об ожесточении евреев имел в виду Христа («говорил о Нем»). Ср. комментарии к Ис.6.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible