Скрыть
Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет

Аз свет в мир приидох (ст. 46). Так как Отец везде называется светом, и в Ветхом и в Новом Завете, то и Он прилагает к Себе это название; поэтому и Павел, научившись отсюда, называет Его сиянием. Вообще Он здесь показывает великое сродство с Отцом и не полагает никакого различия, потому что вера в Него, говорит, не к Нему относится, а переходит к Отцу. А светом Он Себя назвал потому, что Он уничтожает заблуждение и рассеивает умственный мрак.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме

«Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет». Вот опять касается веры в Себя и в одно и то же время достигает двух полезных целей. Исповедуя, что Он есть свет, являет Себя Богом по природе, ибо одному только Богу по природе подобает так называться. А присоединив причину своего пришествия, заставляет стыдиться того, кто пренебрегает любовью к Нему. И притом необходимо, конечно, думать, что еще не уверовавшие в Него находятся во тьме, если одним только уверовавшим в Него свойственно пребывать в свете, исходящем от Него. Ведет их также и к припоминанию частых о Нем изречений, в которых предвозвещается Его пришествие для освещения вселенной, как то: «Светись, светись, Иерусалим! ибо пришел твой Свет Истинный и Слава Господня на тебя воссияла» (Ис. 60:1) и: «Пошли Свет Твой и Истину Твою» (Пс. 42:3). Это подобно тому, как если бы говорил: Я – свет, Коего пришествие для спасения мира обещано в Писании – для просвещения блуждающих во тьме, как ночью.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 46-47 Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Опять и этими словами показывает Свое единосущие с Отцом. Ибо как Отец везде в Писании называется Светом, то и Он о Самом Себе говорит: «Я свет пришел в мир». Посему и апостол Павел называет Его Сиянием (Евр. 1, 3), показывая тем, что ничего нет посредствующего между Отцом и Сыном, но Отец и Сын вместе, как вместе свет и сияние. Итак, и Сын есть Свет, поколику избавляет от заблуждения и рассеивает умственный мрак, и потому, что как свет со своим явлением становится видим сам и показывает прочие видимые предметы, так и Сын, пришедши и явившись к нам, дал познание о Себе Самом и об Отце, и сердца тех, кои приняли Его, просветил всяким познанием. «Если, - говорит, - кто услышит Меня и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир». Смысл сих слов такой: не Я виновен в осуждении человека неверующего, ибо Я не за этим преимущественно пришел, но случилось это по последствию. Я пришел спасти и для этого учил. Если же кто не верует, то не Я причина его осуждения, но он сам на себя навлек оное. Это еще более уяснится из последующего. Слушай же, что далее.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме

Какая святая, благая, божественная цель. Не для славы, не для пользы Своей, а для пользы, единственно для пользы людей, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме, пришел Спаситель в мир. Смотрите, как высоки слова Его, как они обнаруживают Его Божественность: если кто услышит слова Мои и не поверит, Я не буду судить Его за то, потому что Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающийся Меня и не принимающий сердцем, верою слов Моих, сам себе приготовил судию: слово, Мною сказанное, оно осудит его в последний день. Я не от Себя говорил, но Отец, Меня пославший, Он дал Мне заповедь, что Мне сказать и что говорить. И знаю Я, что заповедь Его есть жизнь вечная. Вот истина, которой никто не может противиться. Как она победоносна! Как она явна, очевидна!

Дневник. Том II. 1857–1858

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме

Только христианская религия дает людям ясное понимание о мире и указывает смысл жизни личной и мировой: вне Христа Бога нет света и смысла. И всякий неверующий, не знающий Христа, Его учения, и не живущий жизнью Церкви находится в духовной тьме… А между тем, несчастные люди не только продолжают упорно отказываться от веры в Бога, а еще упрекают христианскую веру, в насаждении тьмы и невежества. Ужасное, непонятное для здравого разума явление!..

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Евфимий Зигабен (†1118)

Аз свет в мир приидох

свет духовный, уничтожающий духовную тьму и Своими Божественными делами и словами показывающий здравым глазам лучи Божества.

Да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет

во тьме заблуждения, во тьме греха. Часто Иисус Христос с особенным уверением говорит об этом, желая таким постоянством смягчить жестокое сердце иудеев и сообщить им все, что только может относиться к Нему Самому; поэтому-то Он и возгласил (Ст. 44).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме

Я свет
 и пр.: см. Ин.8:12; Ин.9:5;  и прим.
– Не оставался во тьме: см. Ин.12.35-36, 1:4 и далее и прим. Смысл: Я – провозвестник истины божественной, просвещающей всякого человека. Верующий в Меня и Моё учение не останется во тьме неведения и греха.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 46 Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. 
 

Господь не глаголет, что Он принес свет в мир, но что Он Свет Сам пришел в мир. Он, Сам абсолютный свет и единый источник света, явился в мир, да осветит мир. Появление Господа осветило мир правдой и раскрыло все тайны духовной жизни и развития и возвышения к Богу души человеческой, освещенной сим светом. И с другой стороны появление Света указало явственно язвы человечества и тьму, в которой оно находилось, и падение души человеческой, зовомой Господом от тьмы к Нему, свету.

Прежде пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа все человечество находилось во мраке, и самые хранители закона Моисеева были лишь хранителями закона, не будучи освещены тем Светом, который вполне осветил и разъяснил дух закона. А главное разъяснение закона лежало в любви. Господь Иисус Христос пришел спасти мир любовию Своею, и любовь положил в основание всего учения Своего. Посему и любимый ученик Господа сопоставлял любовь со светом, злобу с мраком: «Кто любит брата своего, пребывает в свете, а кто ненавидит брата своего, находится во тьме и во тьме ходит» (1Ин.2:10-11). И еще говорил сей же ученик: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1Ин.3:14). Но любит искренно брата только тот, кто верует в Господа и любит Его, только эта любовь преобразует человека и делает его способным любить брата своего так, как Господь повелел (Мф.5:43-48; Мф.18:14-15). Вспомним, что Он и учеников Своих освятил названием братьев Своих после славного воскресения Своего (Мф.28:10). Посему, указуя, что Он свет и пришел в мир, да не пребудут люди во тьме, – Господь требует от человека веры и любви к Богу и любви к братьям своим, указуя, что исполнят сие повеление и изыдут из тьмы только те, которые уверуют, что Он есть «Свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир» (Ин.1:9).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме

(См. Ин.8:12, 9:5, 12:35).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Священном Писании.

Ин.12:44-47. Слово Христово так же божественно и свято, как и Его лицо, потому это слово Его будет судьею человека в последний день. Конечно, сам Христос будет судить: Ин.5:22, но будет судить по тому, принято ли было и сохранено ли Его слово, Его учение, поступал ли человек по Его учению: Ин.3:19-20;7:17-19.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible