Скрыть
Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 23-24 Иисус же отвеща има, глаголя: прииде час, да прославится Сын Человеческий: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит

Что же говорит Христос? Прииде час, да прославится Сын Человеческий… Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает (Ин. 12, 23–24). Что значит: прииде час? Прежде Он говорил: на путь язык не идите и тем удерживал учеников, чтобы отнять у иудеев всякий предлог к неблагодарности. Но так как иудеи продолжали упорствовать, а язычники желали прийти к Нему, то Он и говорит: время уже идти на страдание, так как все уже исполнилось. Если мы будем продолжать заботиться об иудеях, несмотря на их упорство, а язычников не станем допускать к себе, при всем их желании, то это будет недостойно нашего промышления. И вот, так как Он намерен был послать учеников Своих к язычникам уже после креста и между тем видит, что язычники сами идут к Нему, – то и говорит: время идти на крест. Не прежде Он послал их, – чтобы это служило свидетельством против иудеев. До тех пор, пока (иудеи) самим делом не отвергли Его, пока не предали Его распятию, Он не говорил: шедше научите вся языки (Мф. 28, 19), а напротив: на путь язык не идите (Мф. 10, 5); и: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева; и: несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом (Мф. 15, 24, 26). Но когда они возненавидели Его, и возненавидели до того, что предали на смерть, то уже бесполезно было продолжать заниматься ими, в то время как они отвергают Его. А они действительно отреклись от Него, сказав: не имамы царя, токмо кесаря (Ин. 19, 15). Тогда уже и Он их оставил, когда они Его оставили. Потому-то Он и говорит: колькраты восхотех собрати чада ваша, и не восхотесте (Мф. 23, 37). Что значит: аще зерно пшенично пад на земли не умрет? Это Он говорит о кресте. Чтобы (ученики) не смущались мыслию, что Он умерщвлен в то самое время, когда и язычники начали приходить к Нему, Он говорит, что это-то самое в особенности и будет содействовать обращению язычников и распространению Его проповеди. Но как слова не так сильно убеждали их, то Он уверяет их в том же действительным опытом, говоря, что так бывает и с пшеницею – она приносит больший плод, когда умрет. Если же так бывает с семенами, то тем более со Мною. Но ученики не поняли Его слов. Это евангелист постоянно выставляет на вид, желая извинить их бегство впоследствии времени. Такую же речь вел и Павел, рассуждая о воскресении.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода

«Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично, пад на землю, не умрет, оно едино пребывает: аще же умрет, мног плод приносит». Не только предсказывает о том, что пострадает и что наступает время (для этого), но и причину раскрывает, по которой страдание это соделал для Себя приятнейшим, и что велика польза от страдания. И если бы Он не решил пострадать, Он не пострадал бы против воли. Из милосердия к нам показал такую кротость, что решил ради нас пострадать все жестокое. Как посеянное «зерно пшеницы» произращает много колосьев, не причиняя себе вреда ради них, но силою присутствуя во всех зернах колоса, ибо из одного все произросли; так и Господь умер и, отверзши недра земли, возвел с Собою души людей, Сам будучи во всех по силе веры вместе и со своим особым существованием. И не только умершим дал это приобретение плодоносить чрез Него, но и живым. Впрочем, и в притчу весьма вероятным образом можно обратить речь Господа, именно: плодом Христовых страданий является жизнь всех, мертвых и живых, ибо семенем жизни стала смерть Христа.

Но неужели Божественная природа Слова сделалась доступною смерти? И разве не крайне нечестиво сказать это? Ведь Жизнь по природе есть Слово, сущее от Бога и Отца, – Оно, напротив, воздвигает, а не падает, упраздняет смерть, а не обладается тлением, напротив, животворит нуждающееся в жизни, а не ищет Само жизни от другого. Как свет не мог бы быть тьмою, так невозможно жизни не быть жизнью. Итак, каким же образом об Одном и Том же говорится, что Он и, как «зерно пшеничное», падет в землю, и восстанет, как «Бог в воскликновении» (Пс. 46:6)? Очевидно, что вкусить смерть Ему подобало, поскольку Он стал человеком, оживление же свойственно Ему по Его Божеской природе.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 20-24 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые еллины; они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, умрет, то принесет много плода

По причине красоты храма и чудес, передаваемых у иудеев, многие и из эллинов пришли поклониться. Они были близки к тому, чтобы стать и пришельцами, то есть принять иудейство. Когда дошла до них молва об Иисусе, они подходят к Филиппу и просят его доставить им возможность видеть Иисуса. Филипп, по смиренномудрию и благочинию, говорит Андрею, как высшему себя. Андрей не берется за доклад, не решает этого сам собой, но, взяв с собой и Филиппа, осмеливается доложить Иисусу (такой добрый порядок и взаимная любовь господствовали между ними). Что же Господь? Так как Он заповедовал ученикам не ходить на путь к язычникам (Мф. 10, 5), а теперь видел, что язычники уже сами приходят к Нему (ибо эллины, желавшие видеть Его, без сомнения, были язычники), а иудеи строят Ему ковы, говорит: время, наконец, идти на страдание, ибо наступило время Креста, чтобы прославился Сын Человеческий. Какая польза не принимать язычников, приходящих к нам, и навязываться иудеям, ненавидящим и гонящим? Итак, поелику язычники приходят к нам, то теперь время уже быть распятым. Итак, Я позволю иудеям докончить их козни и допущу им распять Меня, чтобы они впоследствии были без всякого извинения, так как Я благословно оставлю их как распинателей и убийц и обращусь к язычникам, которые уже начали приходить к Моему учению. Ибо очень несправедливо было бы ничего не давать язычникам, жаждущим слова и спасения, и изобильно давать иудеям, которые попирают даруемое им и умышляют зло Благодетелю. Потом, чтобы ученики не соблазнились тем, что Он умирает тогда, когда начали приходить и язычники, Он говорит: это самое, то есть смерть Моя, еще более увеличит веру язычников. Ибо как пшеничное зерно тогда приносит много плода, когда, быв посеяно, умрет, так и Моя смерть принесет много плода для веры язычников. Итак, пусть никто не соблазняется, потому что Моя смерть не препятствует присоединению язычников, но примером зерна пусть убедится, что падение Мое в смерти Моей приумножит число верующих. Ибо если так бывает с зерном, тем более будет, со Мною. Ибо, умерши и воскресши, Я чрез воскресение еще более явлю силу Свою, и тогда все уверуют в Меня как Бога.

Тихон Задонский, свт. (†1783)

аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит

Видишь, что семя, павшее на землю, умирает и, прозябнув, выходит из земли. Этот пример ясно показывает тебе, что так тела наши, хотя умирают и погребаются, однако Божией силой в свое время опять оживут и облекутся в одежду бессмертия. О чем апостол так проповедует: Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1Кор. 15:42-44). И так стой, утверждайся в вере, чая воскресения мертвых и жизни будущего века.

Об истинном христианстве. Книга I

Евфимий Зигабен (†1118)

Аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит

Этими словами Иисус Христос утешает Своих учеников, показывая им на примере, что смерть Его полезна и необходима, и что она подобно пшеничному зерну принесет много плодов. По вышеуказанной причине Иисус Христос должен был послать учеников после крестной смерти Своей ко всем народам, чтобы смерть Его сделалась жизнью для язычников. Под смертью пшеничного зерна разумей, конечно, гниение посеянного зерна. Затем Он убеждает и учеников презирать смерть и не щадить своей жизни в опасностях, которые им угрожают за веру в Него.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 23-24. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода

– Иисус сказал им, т. е. ученикам, в ответ: евангелист не упоминает, допустил ли к Себе еллинов Господь и говорил ли что с ними; он излагает только речь Господа, сказанную по сему случаю как бы в ответ ученикам. Как видно из всей этой речи Господа, обращение к Нему еллинов произвело на Него глубокое и сильное впечатление; это был час решительный в последние дни земной жизни Его. Почему? Прежде всего потому, что это обращение еллинов к Нему было первым решительным выражением того решительного переворота в религиозной жизни мира, вследствие которого в Царство Христово должен войти мир языческий на место избранного народа Божия. Язычники, принявшие было иудейство, не удовлетворяются им и прямо идут к Нему со своими религиозными потребностями, со своими думами, надеясь в Нём найти им удовлетворение и разрешение; это – как бы первое проявление утренней зари нового мира, в котором ограда, разделявшая народ Божий от язычников, падёт и в котором Царство Христово распространится на весь мир, где будет единое духовное стадо и един Пастырь (Ин.10:16). Но путь к этому Царству, Он знал, есть путь креста и смерти и – вот теперь пред этими еллинами крест и смерть представляются духовному взору Его с особенною живостью и потрясают душу Его. Он нередко говорил, что с древа крестного Он привлечёт всех к Себе (Ин.2:19; 3 и далее; Ин.10:15), но никогда представление о сем не производило на Него такого потрясающего впечатления, какое произвело теперь, кроме борьбы и потрясения в саду Гефсиманском. Вот почему вместо прямого ответа на представленную чрезАндрея и Филиппа просьбу еллинов Господь как бы погружается мыслью в безграничную идею креста Своего и смерти Своей. Язычники стучатся в двери Царства Божия: это знамение наступления решительного часа для Него Самого (ст. Ин.12:23-30), для всего человечества (ст. Ин.12:31-33) и особенным образом для Израиля (ст. Ин.12:34-36).
– Пришёл час: настало время (ср. Ин.5:25,28). В этом выражении, как в зерне, содержится вся следующая речь Господа, в которой Он с разных сторон объясняет значение, всё необъятное значение этого великого часа. Это – час прославления Его, и именно путём страданий и смерти восхождения в Его небесную и вечную славу (Лк.24:26; Ин.17:5,6:62;1Пет.1:11).
– Сыну Человеческому: наименование, нарочито употреблённое в сем случае для обозначения Его человеческой природы, по которой Он постраждет и войдёт в славу Свою как Богочеловек. Необходимость именно этого пути прославления – пути смерти Господь сначала представляет здесь образно (ст. Ин.12:24), потом прямо (ст. Ин.12:25). Только этим путём смерти, говорит Господь, может быть совершено великое дело раскрытия и распространения Царства Моего по всей земле над всеми народами и языческими (представителями которых в настоящую минуту служили еллины) – по тому же закону, по которому в природе пшеничное зерно, например, до́лжно необходимо умереть, чтобы принести плод, иначе оно будет бесплодно.
– Истинно, истинно: торжественное уверение в настоящем случае нужно ещё было для учеников, в уме которых доселе ещё не могла вместиться мысль о страданиях и смерти их Учителя – Мессии, сколько ни говорил им об этом Господь.
– Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт и пр.: если зерно почему-либо не даст ростка, то оно останется одно и плода от него не будет, само оно сохраняется, но бесплодно. Если же даст росток, то само не сохранится, а уничтожится, умрёт, но зато принесёт, и только в этом случае принесёт, много плода (ср. 1Кор.15:36). Так и смертью Господа оплодотворится мир для новой духовной религиозно-нравственной жизни. Если возможно было бы представить, чтобы Он не умер за мир, то и не оплодотворился бы духовно этот последний. Этот образ речи в то время, когда Господь говорил, был тем уместнее и сильнее, что в еллинских мистериях пшеничное зерно играло важную роль.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 23-24 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
 

Господь избирает эту минуту, когда земная слава Чудотворца достигает своего апогея, чтобы напомнить ученикам, что скорбь и страдания и смерть увенчают эту славу и соделают ее вечною. «Пришел час прославиться Сыну Человеческому»,   глаголет Он. Народ иерусалимский встретил Его на спуске горы Елеонской как царя своего; язычники с запада приходят поклониться тому по-видимому, который по древнему пророчеству Сивиллы, известному во всем языческом мире, должен был водворить последний век всеобщего счастия и мира; а Господь воспоминает о Своих, необходимых для всего человечества, страданиях.

В главе Ин.11 мы читаем, что перед смертию и воскресением Лазаря Господь говорил: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин.11:4). Здесь мы читаем: «пришел час прославиться Сыну Человеческому». В первом событии прославлялась творческая сила Божия, явленная во второй Ипостаси Святыя Троицы, в Сыне; в настоящую минуту Господь глаголет о Сыне человеческом, о Боге, взявшем на Себя смиренный образ человеческий, да подъемлет на рамена Свои грехи человеческие, имея испить чашу смерти человеческой. И Иоанн Златоуст в 66 беседе на Иоанна говорит: «пришел час» означает, что время уже идти на страдание, так как все уже исполнилось, и страданием должен был прославиться Сын человеческий, вознося и прославляя в теле Своем бренную плоть человеческую и соделывая человека, не в духе только, но и во плоти способным наследовать царствие Божие и именоваться по усыновлению чадом Божиим.

Господь и разъясняет в ст. 24 и след. прославление Сына человеческого посредством страдания и смерти. «Когда Господь глаголет о зерне пшеничном, умирающем и дающем плод, продолжает св. Иоанн Златоуст, то это Он говорит о Кресте. Чтобы ученики не смущались мыслию, что Он умерщвлен в то самое время, когда и язычники начали приходить к Нему, – Он говорит, что это-то самое в особенности и будет содействовать обращению язычников и распространению Его проповеди». И пример из действия природных сил в зерне пшеничном Господь приводит в пояснение тайны, – имеющей быть понятою лишь после Его славного воскресения, – что самое тело будет соучастником в воскресении Господа, а с Господом воскреснем и мы в просветленном теле.

Св. Иоанн Златоуст, приводя слова Апостола Павла 1Кор.15 «тленному сему надлежит облечься в нетление» (1Кор.15:53), поясняет, что здесь не может быть речи о душе, ибо душа не подлежит тлению, «да и восстание свойственно тому, что пало, а пало тело».

Но тело человеческое может «облечься в нетление» потому только, что за человека, состоящего из плоти и духа, Бог во плоти отдал Себя на смерть, и тогда «смертное поглощено было жизнию». (2Кор.5:4) Владыка жизни подъял с Собою из гроба плоть человеческую и освятил душу человека Духом Святым. Тогда только человек мог измениться и облечься в одеяние бессмертия (1Кор.15:51-53).

Мы не смеем утверждать, но думаем, что все эти слова были сказаны не только в присутствия учеников, но и в присутствии Эллинов, которые вероятно были допущены к Господу, Который никого не изгонял от Себя.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода

Так как ученики под влиянием торжественной встречи Христа с народом могли истолковать слова Христа о прославлении Его в смысле обещания каких-либо новых чудес, то Господь с особенной силой (два раза повторенное «истинно») отклоняет такое понимание Его слов. Нет, не внешнее прославление ожидает Его теперь, а, напротив, унижение, смерть. Но эта смерть является необходимым условием для возникновения новой, более богатой и разнообразной жизни. Он должен отдать Свою душу или жизнь для того, чтобы спасение, Им принесенное, вышло из ограниченных рамок иудейства и стало достоянием всего мира. Такой смысл имеет эта притча о зерне, которое, умирая, т. е. разлагаясь в земле, дает от себя новый росток, на котором появляется уже много зерен (плодов). Таким образом здесь выражена мысль о том, что в лице Господа Иисуса Христа заключена жизнь всей Церкви, что каждый верующий отображает в себе Христа, живет с Ним и в Нем.

Нужно заметить, что если и язычники стали прислушиваться к словам Христа, то и они могли несколько уразуметь их смысл, так как и у них в мистериях зерно играло большую роль как символ жизни.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible