Скрыть
Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 27-28 ныне душа Моя возмутися: и что реку; Отче, спаси Мя от часа сего: но сего ради приидох на час сей: Отче, прослави имя Твое. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю

Ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего (Ин. 12, 27). Так говорить, по-видимому, не следовало бы тому, кто убеждает идти на смерть; но на самом деле эти слова особенно приличны такому человеку. Чтобы не сказали, что Ему легко любомудрствовать о смерти, когда Он Сам недоступен для человеческих страданий, легко убеждать нас, когда Он Сам вне опасности, – Он показывает, что и Он страшится смерти, и, однако же, для пользы (других) не отказывается умереть. Впрочем, это относится к воспринятому Им человечеству, а не к Божеству. Поэтому Он говорит: ныне душа Моя возмутися. (А если не так, то какая будет последовательность между этими словами и следующими: Отче, спаси Мя от часа сего?) И (душа Его) до того была возмущена, что Он даже искал бы избавления (от смерти), если бы только можно было ее избежать.

Это – немощи человеческой природы. Но Я, говорит Он, не могу ничего сказать, прося избавления, потому что сего ради приидох на час сей (ст. 27). Как бы так говорил Он: хотя смерть и приводит нас в трепет и смущение, но все же мы не должны избегать ее. Ведь и Я возмущен ныне, но не говорю об избавлении от смерти, потому что надобно переносить то, чему следует быть. Не говорю: избавь Меня от часа сего, но – что? Отче, прослави имя Твое (ст. 28). Хотя смущение и заставляет Меня говорить те слова, но Я говорю противное: прослави имя Твое, то есть возведи уже (Меня) на крест. В этом ясно обнаруживаются свойства человеческие и природа, которая не хочет смерти, но привязана к настоящей жизни. Это показывает, что (Христос) был не чужд человеческих ощущений. Как голод и сон не составляет преступления, так точно и привязанность к настоящей жизни. Иисус Христос имел тело, только чистое от грехов, но не лишенное естественных потребностей; иначе оно не было бы и телом. Этим же самым Он внушает нам и нечто другое. Что же именно? Чтобы мы даже и тогда, как случится нам быть в страхе и томлении, не уклонялись от того, что нам назначено. Отче, прослави имя Твое. Этим показывает, что умирает за истину; смерть Свою называет славою Божиею. Это и сбылось после креста: тогда вся вселенная должна была обратиться, познать имя Божие и служить Богу; и имя не только Отца, но и Сына, хотя (Христос) об этом умалчивает. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю (ст. 28). Когда прославил? В предшествовавших событиях. И паки прославлю – после креста.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю

См. Толкование на Ин. 12:27

«Прииде же глас с небесе глаголющий: и прославих, и паки прославлю». Не сказал Евангелист, что возгласил свыше Отец, но что «с неба» был «голос», чтобы какие-либо еретики, слыша в Евангелии, что говорит Отец, не стали пытаться утверждать, что и Божеская природа (то есть) Отец, облечен некиим грубым телом. Поэтому и весьма соответственный термин употребляет: «голос» (φωνή). А как произведен был этот голос, мы не можем сказать. Значение же этого изречения таково. Посредством многих знамений прославлен был Сын, причем в совершении чудес действовал вместе с Ним Отец, – и так как Он содействовал с Ним во всем, что Он совершал, то поэтому и говорит, что уже прославил, и снова обещает свою готовность прославлять, именно чрез знамение при смерти. Итак, поскольку Сын есть Бог и от Бога (рожден) и Жизнь, рожденная от Жизни по природе, Он воскресил Сам Себя из мертвых. А поскольку мыслится подобным нам человеком без греха, Он не мыслится воскресившим Сам Себя, но восставшим чрез Отца.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 27-28 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю

Что это Он говорит? Кажется, Он противоречит Сам Себе. Выше Он, кажется, приготовлял других к смерти и убеждал ненавидеть душу, а теперь Он же, вблизи смерти, возмущается. Это прилично не увещевающему к смерти, а отвращающему от нее. Но если внимательно рассмотришь, то найдешь, что самое возмущение Его есть увещание к презрению смерти. Дабы кто-нибудь не вздумал сказать, что Ему легко так любомудрствовать о смерти и других убеждать к терпению бедствий, когда Он Сам вне человеческих страданий и вне опасности, - Он показывает, что и Сам Он испытал свойственное людям и причастен нашего естества, хотя и без греха. Посему, хотя Он как Человек, по природе любящий жизнь, не желает смерти и возмущается, однако же не отказывается от нее, поколику она нужна для спасения мира. Для сего-то, говорит, на сей час Я и пришел, чтобы воспринять смерть за всех. Сим ясно научает нас, чтобы и мы, хотя бы возмущались, хотя бы печалились, однако же смерти за истину не избегали бы. И Я, говорит, возмущаюсь, ибо Я поистине человек и попущаю природе Человеческой обнаруживать свойственное ей, однако же не говорю Отцу, чтобы Он избавил Меня от часа сего; но что говорю? «Отче! прославь имя Твое», то есть благоволи Мне воспринять крест и смерть за спасение всех. Смотри: смерть за истину Он назвал славою Божией. Посему и Отец говорит: «и прославил, и еще прославлю»; прославил теми чудесами, которые Ты до Креста совершал во имя Мое; «и еще прославлю», совершив чрез Тебя чудеса на самом Кресте; а после погребения сделаю еще более славным и Мое имя, и Тебя, воскресив Тебя и ниспослав Дух.

Евфимий Зигабен (†1118)

Отче, прослави имя Твое

Имя, прославленное пред небесными силами, прославь также и пред живущими на земле людьми, разумеется – теми знамениями, которые должны будут совершиться при Моей смерти; прославь его славою имени Моего, потому что Моя слава – Твоя.

Прииде же глас с небесе: и прославил, и паки прославлю

Прославил совершившимися уже знамениями, и опять прославлю теми, которые должны совершиться при Твоей смерти.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 27-28. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю 

Душа Моя теперь возмутилась: высказав ещё раз этот неизбежный закон, по которому Он должен умереть и умереть как жертва, по насилию со стороны других, Господь почувствовал возмущение в Своей человеческой природе (ср. Злат., и Феофил.), являя человеческое, и борьбу, которая тотчас же и оканчивается победою. «До того возмущена была (душа Его), что Он даже искал бы избавления от смерти, если бы только можно было избежать её. В этом выразилась немощь человеческой природы» (Злат.). Чистая, безгрешная природа Богочеловека отвращается от смерти; так как смерть есть следствие греха, а Он безгрешен и не должен бы Сам по Себе подлежать закону смерти; но это отвращение тотчас же побеждается преданностью до самоотвержения воле Божией. Душевное возмущение Господа при созерцании креста и смерти выразилось теперь так же, как и в саду Гефсиманском, в той же молитве об избавлении от смерти (Мф.26 и далее), только в менее сильной степени, чем там; эта меньшая степень душевного напряжения видна из колебания и как бы недоумения: что Мне сказать? Возмущение души влечёт Его к молитве для успокоения, как всесильному средству такого успокоения; предмет молитвы – избавление от часа смертного (ср. Мк.14 и прим.), но молитва о сем предваряется как бы недоумением и тотчас сопровождается решительною преданностью воле Божией: но на сей час Я и пришёл. Это – то же, что в молитве Гефсиманской: да будет воля Твоя (Мф.26:42) и: не чего Я хочу, а чего Ты (Мк.14:36). В этом выражалась уже победа над душевным возмущением и борением. Ещё решительнее, полнее и торжественнее выразилась эта победа в перемене самого предмета молитвы: вместо сейчас сказанного – избавь Меня от часа сего, Господь торжественно победно молится – прославь имя Твоё, т. е. чрез Мои страдания и смерть яви славу имени Твоего (ср. Злат., и Феофил.). Так заставляет понимать эти слова весь ход этой речи Христовой; речь идёт исключительно о смерти и страданиях Мессии и о шествии этим путём в небесную славу Его, а в этом прославлении Его – и слава Бога Отца, слава Его имени (Флп.2:11).
– И прославил и ещё прославлю, загремел голос с неба в ответ на молитву возмутившейся было, но победившей это возмущение преданностью воле Божией души Богочеловека. В саду Гефсиманском явился Ему ангел, укрепляя Его (Лк.22:43), теперь же Сам Отец Небесный гласом Своим укрепляет Его. Из сего видно величие настоящего часа и события в жизни Господа. Три раза был голос с неба к Господу: при крещении, когда Он вступал в дело общественного служения, при преображении – для уверения учеников в Его мессианском достоинстве, и теперь, при конце Его общественного служения – для народа (ст. Ин.12:30). 
– Прославил относится к доселешней многотрудной и многоболезненной деятельности Господа в качестве Мессии среди народа израильского со времени вступления Его в дело общественного служения; ещё прославлю относится к прославлению имени Божия чрез страдания, смерть, воскресение и вознесение Спасителя, с какового времени начинается Его мессианская деятельность (чрез апостолов) не среди народа еврейского только, но и среди мира языческого, во всём мире. Между этими – прославил и прославлю стоит пред взором Господа этот страшный час, возмутивший душу Его, как бы переход от одной славы к другой, от славы среди народа еврейского к славе во всём мире. Вот небесное укрепление возмущённой души Господа против этого страшного часа: до него – прославление имени Божия среди Израиля, после него – прославление имени Божия во всём мире; страшный час есть час славы Божией!

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 28-30 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
 

Три раза был глас с небеси, свидетельствующий о Господе Иисусе. Первый раз был глас с небеси при крещении Господа; второй раз при Его преображении на Фаворе, и третий раз в Иерусалиме после молитвы Господа: «Отче, прославь имя Твое». Первый раз глас с небеси свидетельствовал крестителю Иоанну, первому свидетелю Христа на земле; второй раз небесный глас был при трех учениках, бывших на святой горе и долженствовавших вместе с другими Апостолами свидетельствовать о Господе перед целым миром. Наконец третий раз «не для Меня был глас сей, но для народа». В эту миннуту Господь стоял окруженный толпою, среди которой были и язычники, пришедшие в Иерусалим на поклонение. Господу угодно было, чтобы знамение с небеси утвердило в сердцах, способных верить, убеждение в Божественности Его, Богочеловека. «Слово всегда было прославлено прежде всех времен, но Оно плоть бысть, чтобы освятить и обожить людей и в Себе прославить плоть», - говорит св. Афанасий Великий. Посему глас с небеси свидетельствовал о том, что вера в Господа Иисуса, стоявшего перед народом в образе человека, есть воистину вера в Бога, во второй Ипостаси являемого людям. И глас сей был всеми услышан, но не всеми понят, ибо понимание его, как всякого глагола Божия, зависит от того, насколько сердце человеческое готово к восприятию слова Божия. Народ вообще сказано слышал, до него дошли звуки, но не все поняли знамение; некоторые говорили, что это гром, другие, более подготовленные, говорили, что это глас Ангела; вероятно одни только ученики Господа вполне ясно уразумели слова Божии, но и они вполне поняли значение их лишь по воскресении и прославлении Господа. Одно должны были понять все и весь народ, что совершилось торжественное проявление воли Божией, что оно совершилось по молитве Того, Который возгласил мертвого Лазаря из гроба и которого народ недавно встретил как царя своего на спуске с горы Елеонской.

Выше в ст. 24-м (Ин.12:24) Господь указывал на страдальческую смерть Свою; глас с небеси указывает на прославление Бога в Сыне Его, восприявшем плоть. Но в самой вольной смерти Господа и в следующем за ней воскресении и является высшее прославление Богочеловека, Бога Вседержителя, сострадающего со всем человечеством в самых ужасных страданиях, какие только могут быть для человека на земле. Это должны были узнать ученики: и с одной стороны глас с небеси должен был спасти их от отчаяния, когда они увидят Господа умирающим на кресте, а в будущем должен был осветить для них весь план Божественной мудрости и указать, как было приуготовляемо и исполнено спасение людей, о котором им после воскресения Господа поручена была проповедь всему миру.

Для народа Иерусалимского глас с небеси имел еще и другое значение: он был свидетелем против народа, ибо все слышали знамение, все ведали, что сие знамение было в ответ на молитву Господа Иисуса, – и однако народ сей через несколько дней после сего кричал по наущению фарисеев: «распни, распни Его!» (Лк.23:21)

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю

Христос просит о прославлении имени Божия – о прославлении, конечно, его смертью и воскресением, за которыми должно воспоследовать осуществление слов Христа о спасении всего человечества (стих 24). На эту просьбу Сам Бог отвечал с неба Христу, что как доселе Он исполнял через Христа Свои намерения, так и через смерть Христа вскоре Он прославит имя Свое, т. е. доведет до конца Свое домостроительство о спасении человеческого рода (Ин.9:3, 11:4).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible