Скрыть
Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Отвеща Иисус и рече: не Мене ради глас сей бысть, но народа ради

Что же Христос? Не Мене ради глас сей бысть, но вас ради (ст. 30). А иудеи подумали, что это был гром или что ангел говорил Ему. Почему же они так думали? Разве голос был неясен и невнятен? Нет, они были люди грубые, плотские, беспечные, и потому голос тотчас исчез для них. Одни из них удержали только звук, а другие, хотя и знали, что это был голос членораздельный, но что он означал, не знали. Что же Христос? Не Мене ради глас сей бысть, но вас ради. Для чего Он сказал это? Для опровержения того, что они постоянно говорили, будто Он не от Бога. В самом деле, мог ли быть не от Бога Тот, Кого Бог прославляет и Кем имя Божие прославляется? Для этого-то и глас снизошел; для этого и Сам Он говорит: не Мене ради глас сей бысть, но вас ради; не для того, чтобы Я из него узнал что-нибудь, чего прежде не знал, – Я знаю все Отчее, – но для вас. Так как они говорили, что ангел говорил Ему или что это был гром, а (слов) не слышали, то (Христос) говорит, что это было для вас, чтобы хоть таким образом заставить их спросить, что было сказано. Но они, будучи поражены, не спросили и тогда, как услышали, что это относилось к ним. А кто не знал, к кому относилось сказанное, для того, естественно, голос мог показаться невразумительным. Вас ради глас бысть. Видишь ли, что все уничиженное бывает для них, а не потому, будто бы Сын имел нужду в помощи?

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа

«Отвеща Иисус и рече им: не ради Мене глас сей бысть, но ради вас». Отвечал Отец, Ему одному известным образом, Своему Сыну, являя тем Свое желание, чтобы слышавшие почтили Его, уверовав без колебаний, что Он по природе есть Сын Бога и Отца. Народ же недоумевал, неразумно разделяясь на различные догадки. Но им надлежало знать, что Отец был отвечавшим, к Которому Сын обращал свои слова. Не о том ведь просил, чтобы был гром, ни о том, чтобы Ангел возгласил, но Сын говорит, что «не для Меня был голос, но для вас». Конечно, Он знал волю Родителя, хотя бы и ничего не говорил, так как был и есть Премудрость и Слово Отца. Итак, «для вас», говорит, «был голос», чтобы вы принимали Меня как Сына Божия, Которого Отец признает Своим Сыном по природе. Господь говорит именно, что «был голос», но не прибавляет, что (это был голос) Отца или как он был, ибо это излишне. Впрочем, обращает в свидетельство, что, и слышав голос как бы с неба, они, тем не менее, остались при своем нечестии.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 29-33 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром. А другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какой смертью Он умрет

Так как очень многие были грубы и невежественны, то они сочли голос за гром, хотя голос этот был членораздельный и весьма ясный. Ибо они скоро забыли слова голоса, удержавши только его отголосок. Иные помнили и самые слова голоса: «и прославил, и еще прославлю», однако же, не понимая, какой смысл сих слов думали, что ангел проговорил Ему, а потому слова сии, как сказанные ангелом, и непонятны для них. Но Иисус говорит: голос сей был не для Меня, но для вас. Я не имел нужды в научении, что Отец прославил и еще прославит имя Свое. А вас нужно было научить, что Я не противник Богу, а действую во славу имени Божия. Ибо, если чрез Меня прославится имя Божие, как же Я противник Богу? Итак, голос сей был для вас, чтобы вы узнали, что Я действую во славу Божию, и если не можете сами узнать, то чрез расспросы узнали бы, чего не знаете. Слова: «ныне суд миру сему», по-видимому, не имеют связи с предыдущим. Ибо какое отношение их к словам: «и прославил, и еще прославлю»? Но связь, без сомнения, есть. Так как Отец свыше сказал: «прославлю», то Господь показывает нам способ прославления. Какой же именно? Тот, что князь мира сего будет изгнан вон и побежден, а за мир будет суд, то есть отмщение. Слова сии имеют такой смысл: ныне совершается суд и отмщение за мир сей. Так как диавол подверг этот мир смерти, сделав всех людей повинными греху, но напав на Меня и не нашед во Мне греха, подвел под смерть и Меня наравне с прочими, то он будет осужден Мною, и таким образом Я отмщу за мир. Пусть прочим нанес он смерть за грех; но что такое он нашел во Мне подобного прочим, чтобы умертвить и Меня? Итак, ныне Мною совершается суд мира сего, то есть отмщение за него. Ибо, умертвив умертвившего всех, потом напавшего и на Меня, невинного, Я буду отмстителем за всех умерщвленных им, и жестокий властитель (тиран), осужденный Моей смертью, будет изгнан вон. Выражение: «изгнан вон» употреблено по сравнению с тем, как в судебных местах выталкивают осужденных из судилища. «Будет изгнан вон» - можно понимать и так, что изгнан будет во тьму внешнюю. Он лишится владычества над людьми и не будет, как прежде, царствовать в них, и в душах, и в смертном теле их, - но Я всех привлеку к Самому Себе, когда вознесен буду на крест. Ибо все, и из числа язычников, будут привлечены к вере в Меня. Так как они сами не могут прийти ко Мне, удерживаемые властителем сим, то Я, победив его, выслав вон и пресекши нити владычества его над людьми, привлеку их и против его воли. Это в ином месте Он назвал похищением: «никто, - говорит, - не может расхитить вещей сильного, если прежде не свяжет сильного» (Мк. 3, 27). Когда «вознесен буду», - сказал это, давая разуметь, какой смертью Он умрет, то есть будет распят, ибо этим означается высота Креста.

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвеща Иисус и рече: не Мене ради глас сей бысть, но народа ради

Голос этот был не для Меня, т.е. не для того, чтобы Я узнал то, чего не знаю, – так как Я знаю все, что принадлежит Отцу, – но для вас был этот голос, чтобы вы узнали то, относительно чего сомневаетесь, именно – что Я от Бога. Каким образом мог бы быть ко Мне голос с неба, если бы Я не был от Бога? Каким образом Бог прославил бы, в таком случае, имя Свое через Меня и опять прославит?

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 30-33. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет

 На это сказал: точнее – отвечал, т. е. на говор народа, что это гром, и других – что это речь ангела. Отвечает Он на этот говор не опровержением его и не объяснением изречённого с неба, а опровержением того, что в этом говоре было гибельного для самого народа, а потом – разъяснением важности самого этого события. Взор Господа видел в этом говоре то опасное заблуждение, что народ не поставлял этого голоса ни в какое отношение к себе, как будто он был вовсе не для него. Господь прямо и решительно объявляет народу, что этот небесный голос был собственно для народа, а не для Него Самого. Это, впрочем, не значит, что при душевном возмущении Своём Господь Сам не нуждался в укреплении свыше в эти важные минуты, а значит только, что Он Сам мог получить иным образом помощь и подкрепление, голос же был собственно для народа, чтобы неверие его победить и веру укрепить (ср. Ин.11:42). В таком чрезвычайном доказательстве, что молитва Его услышана, Он не нуждался (ср. Злат., и Феофил.), но это небесное свидетельство нужно было для народа, чтобы он вразумился, если может, относительно величайшего значения настоящего часа, решительной важности его для мира вообще (Ин.12.31 и далее) и в особенности для Израиля (Ин.12.35 и далее). Для мира этот час – время глубочайшего духовного переворота: это – час суда над ним (31–1), час низвержения его доселешнего обладателя (Ин.12.31), наконец – час воцарения над ним нового царя вместо низвергнутого (Ин.12.32). Таково значение для народа этого часа и этого гласа. 
Ныне – ныне: ближайшее будущее – смерть и прославление Господа – представляется уже как наступившее и выражается с торжественною уверенностью в победе; ныне – крестом и смертью, воскресением и вознесением – совершается суд над миром и над князем мира – дьяволом. Суд над миром и дьяволом – это обозначение величайшего нравственного переворота в человечестве, перелома в духовной жизни его. Ныне совершается суд, по связи речи – осуждение, над миром сим – над неверующим и противохристианским человечеством века сего, или общее – над всем человечеством. Крест Христов послужит для всего человечества – во спасение верою одним, в осуждение за неверие другим и – в этом суд над миром, суд фактический – в нравственном сознании человечества (ср.Ин.3:18-19); победою дела Мессии над всем Ему враждебным, победою, одержанною чрез смерть, обличится весь неверующий во Христа мир во всем бессилии его вражды против Христа, и – в этом осуждение мира, фактическое, в его нравственном самосознании (ср. Ин.16:33). Эту победу Христа над миром чрез смерть Его должен испытать на Себе особенно князь мира сего, власти которого над миром полагается конец смертью Христа и следующею за нею славою Его, потому что смертью Его совершилось искупление мира, примирение грешного человечества с праведным Богом, в силу которого все верующие в искупление освобождаются от власти дьявола и поставляются в общение с Христом (ср. Ин.12.32,Рим.5:1 и далее). Князем мира сего называется дьявол, как обладающий всем неверующим и враждебным Христу человечеством (ср. 2Кор.4:14;Еф.2:2,6:12). Эта победа Христа над дьяволом выражается словами: князь мира сего изгнан будет вон, т. е. вон из мира, из его доселешнего царства. Выражение указывает на уничтожение его власти властью Христовою, и притом лишь в сущности, а не в проявлениях, в идеальном обществе или Царстве Христовом. Общением с Христом верующие освобождаются от власти дьявола, но это только при совершеннейшей вере; а как совершенство не для всех доступно, то власть дьявола в мире продолжается над несовершенными по мере их несовершенства и над неверующими во Христа; верующим, таким образом, дарована лишь возможность освобождения от власти дьявола общением со Христом; возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного самоусовершенствования человека. Вот почему возвещённая здесь победа Христа над миром и князем мира, хотя смертью и прославлением Христа фактически совершилась и настала, но Церковь Христова во временном и постепенном её развитии в мире – ещё Церковь воинствующая и будет таковою до кончины мира и последнего суда. Потому места Нового Завета, в которых говорится о продолжающейся силе и деятельности в мире князя мира сего (2Кор.4:4; Еф.2:2,6:12;1Пет.5 и мн. др.) не стоят в противоречии с рассматриваемым изречением Христовым (ср. Кол.2:14 и далее; 2Кор.5:14-17). – На месте этого падшего и изгнанного из мира князя мира воцарится Христос и восприимет Царство над всем миром и по человечеству Своему (как Он был всегда царём его по божеству), когда вознесётся от земли и войдёт в славу Свою. Эта мысль выражается в словах: когда Я вознесён буду и пр. В словах вознесён буду заключается и здесь, как и в других местах бесед Христовых (Ин.3:14,8:28), двоякий смысл – вознесения на крест и чрез крест вознесения на небеса в славу Свою к Отцу Своему Небесному (ср. Ин.7:33; Деян.2:33,5:31).
 Всех привлеку к Себе: не только иудеев, но и язычников, так что Царство Христово будет простираться на весь мир, как прежде царство князя мира сего.
 Всех – разумеется тех, которые захотят веровать в Него, так что неверующие останутся под господством князя мира сего. 
 К Себе, т. е. в общение с Собою, в Царство Своё.
– Привлеку: см. прим. к Ин.6:44. Господь умер за всех и всех желает привлечь в общение с Собою, ибо всем хощет спастися и в разум истины приити (1Тим.2:4); но не все воспользуются сим и по неверию своему не все могут быть привлечены к Нему.
– Сие же говорил Он и пр.: объяснение евангелистом слов Спасителя – вознесён буду от земли. Евангелист относит это изречение к образу смерти Богочеловека – смерти крестной (ср. Ин.21:19), так как смертью крестной принесена искупительная жертва, вера в которую даёт доступ к общению со Христом, или которою человек привлекается в общение со Христом; но толкованием евангелиста не исключается и понятие вознесения Господа путём креста и смерти на небеса – в славу Свою, ибо в первом понятии вознесения – на крест содержится и второе понятие вознесения Его – на небо, и это второе понятие особенно ясно обозначается словом – от земли (вознесён буду), от земли т. е. на небо, ибо вознесение на крест не есть совершенное вознесение от земли, но только вознесение на крест, утверждённый на земле. Все эти величественные изречения Господа поясняются и раскрываются в величественном же изложении учения о сем св. Ап. Павла Кол.2 и далее.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 28-30 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
 

Три раза был глас с небеси, свидетельствующий о Господе Иисусе. Первый раз был глас с небеси при крещении Господа; второй раз при Его преображении на Фаворе, и третий раз в Иерусалиме после молитвы Господа: «Отче, прославь имя Твое». Первый раз глас с небеси свидетельствовал крестителю Иоанну, первому свидетелю Христа на земле; второй раз небесный глас был при трех учениках, бывших на святой горе и долженствовавших вместе с другими Апостолами свидетельствовать о Господе перед целым миром. Наконец третий раз «не для Меня был глас сей, но для народа». В эту миннуту Господь стоял окруженный толпою, среди которой были и язычники, пришедшие в Иерусалим на поклонение. Господу угодно было, чтобы знамение с небеси утвердило в сердцах, способных верить, убеждение в Божественности Его, Богочеловека. «Слово всегда было прославлено прежде всех времен, но Оно плоть бысть, чтобы освятить и обожить людей и в Себе прославить плоть», - говорит св. Афанасий Великий. Посему глас с небеси свидетельствовал о том, что вера в Господа Иисуса, стоявшего перед народом в образе человека, есть воистину вера в Бога, во второй Ипостаси являемого людям. И глас сей был всеми услышан, но не всеми понят, ибо понимание его, как всякого глагола Божия, зависит от того, насколько сердце человеческое готово к восприятию слова Божия. Народ вообще сказано слышал, до него дошли звуки, но не все поняли знамение; некоторые говорили, что это гром, другие, более подготовленные, говорили, что это глас Ангела; вероятно одни только ученики Господа вполне ясно уразумели слова Божии, но и они вполне поняли значение их лишь по воскресении и прославлении Господа. Одно должны были понять все и весь народ, что совершилось торжественное проявление воли Божией, что оно совершилось по молитве Того, Который возгласил мертвого Лазаря из гроба и которого народ недавно встретил как царя своего на спуске с горы Елеонской.

Выше в ст. 24-м (Ин.12:24) Господь указывал на страдальческую смерть Свою; глас с небеси указывает на прославление Бога в Сыне Его, восприявшем плоть. Но в самой вольной смерти Господа и в следующем за ней воскресении и является высшее прославление Богочеловека, Бога Вседержителя, сострадающего со всем человечеством в самых ужасных страданиях, какие только могут быть для человека на земле. Это должны были узнать ученики: и с одной стороны глас с небеси должен был спасти их от отчаяния, когда они увидят Господа умирающим на кресте, а в будущем должен был осветить для них весь план Божественной мудрости и указать, как было приуготовляемо и исполнено спасение людей, о котором им после воскресения Господа поручена была проповедь всему миру.

Для народа Иерусалимского глас с небеси имел еще и другое значение: он был свидетелем против народа, ибо все слышали знамение, все ведали, что сие знамение было в ответ на молитву Господа Иисуса, – и однако народ сей через несколько дней после сего кричал по наущению фарисеев: «распни, распни Его!» (Лк.23:21)

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа

Христос, конечно, и без такого знамения знал, что хотел сказать Ему Отец. Голос был для окружавших Господа иудеев, которые должны были бы обратить внимание на такое чудесное свидетельство о Христе, но по своей невосприимчивости (ср. Ин.5:37) все-таки не поняли, что таким образом Сам Бог звал их ко Христу.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible