Скрыть
Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Фарисее убо реша к себе: видите, яко ни каяже польза есть; се, мир по Нем идет

Фарисее же реша к себе: видите, яко ни каяже польза есть; се, мир по Нем идет (ст. 19). Мне кажется, эти слова принадлежат тем, которые рассуждали здраво, но не смели говорить открыто, и потому указанием на события хотели удержать других от их предприятия, как от дела бесполезного. А под именем мира они разумеют здесь тот же народ. Писание обыкновенно называет миром и тварь, и людей, живущих в пороках; в первом смысле (употребляет это слово), когда говорит: носяй по числу утварь свою (Ис. 40, 26), а в последнем – когда выражается: не может мир ненавидети вас: Мене же ненавидит (Ин. 7, 7). Это хорошо нужно знать для того, чтобы неправильным разумением слов не подать повода еретикам вооружаться против нас.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним

«Фарисеи убо реша к себе: видите, яко не успеете ничтоже: се, мир весь вслед Его [от]иде». Говорят это как бы в порицание самих себя, что давно уже не умертвили вместе с Лазарем Иисуса, поощряя самих себя к убийству. Негодуют на веру народа, как лишаемые своих стяжаний, тогда как это – Божие достояние.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VIII

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-19 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собой: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним

Народ, видевший чудо над Лазарем, свидетельствовал и проповедовал о силе Иисуса. Посему и встретили Его со славой те, которые слышали о совершении этого чуда, то есть уверовали; если бы не уверовали, не переменились бы так скоро. Фарисеи, говорящие: «видите ли, не успеваете ничего», - говорят это не по лукавству, ибо были не из числа наветовавших на Спасителя, но представляются благорасположенными, только неявно, потому что не смеют явно противостать неистовствующим против Господа, пытаются утишить их последствиями дела, говоря как бы так: какая вам польза от того, что много строите ков над Человеком сим? Сколько вы ни злоумышляете, Он все более растет, и слава Его умножается; ибо мир, то есть весь народ, идет за Ним. Посему, не имея никакого успеха, оставьте ваши ковы и не грешите понапрасну.

Евфимий Зигабен (†1118)

Фарисее убо реша к себе: видите, яко ни каяже польза есть; се, мир по Нем идет

Миром называют множество людей. По Нем идет, т.е. делаются последователями Иисуса Христа. Далее, если под фарисеями здесь разуметь людей, злоумышляющих против Иисуса Христа, то они порицают самих себя за то, что они ничего не успевают вследствие своей медлительности; а если под фарисеями здесь разуметь тех людей, которые уверовали, но скрывали свою веру, боясь других, то значит они между собою высказывают порицание злоумышляющих против Иисуса Христа, так как последние совершенно напрасно трудились и не имели никакого успеха.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 17-19. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним
 

В сих стихах евангелист указывает связь события входа Иисуса Христа в Иерусалим с событием воскресения Лазаря, как причиной такой Его встречи народом и – с решением фарисеев, как его следствием,
– Народ, бывший с Ним прежде: т. е. в Вифании, это уверовавшие в Него иудеи (Ин.12.10-11) и жители Вифании, которых часть, вероятно, сопровождала Его теперь из Вифании в Иерусалим.
– Свидетельствовал, что Он и пр.: свидетельствовал потому, что сам видел воскрешённого Лазаря, может быть, сам был свидетелем чуда, и, во всяком случае, имел возможность знать о чуде от очевидцев. Этот народ свидетельствовал и прежде входа, когда бывал в Иерусалиме, свидетельствовал и пред жителями Иерусалима и пред пришельцами, свидетельствовал и теперь при входе, прославляя это великое чудо и самого Чудотворца, свидетельствовал и пред теми пилигримами, которые только что в это время проходили Вифанией к Иерусалиму и сопровождали Господа. Таким образом, славою этого чуда исполнен был и Иерусалим и окрестности, и в этом для народа была причина, почему он так торжественно встретил и сопровождал чудотворца и приветствовал Его как Мессию своего.
– Фарисеи же – представители особенно враждебной Господу партии – говорили между собою или, точнее – к себе самим: их сильно, как видно, поразила эта торжественная встреча Христа народом, и в смятении, растерявшись, они упрекают сами себя и друг друга. Первые евангелисты передают несколько частных случаев выражения их злобы против Христа при сем, Иоанн кратко изображает вообще их душевное состояние.
– Видите ли: указание на неожиданное зрелище, которого они были свидетелями. Смущение, страх, злоба дышат в каждом их слове.
– Не успеваете ничего: при тех мерах, какие доселе употреблялись против Христа. Видите ли, понимаете ли, убедились ли, что те мероприятия, какие доселе были употреблены, не действительны, не ведут ни к чему, совсем не годятся? – Решительно становятся на сторону Каиафина совета (Ин.12.11 и далее). 
– Вот весь мир идёт за Ним: точнее – отошёл за Ним, т. е. отпал от нас, вышел из повиновения нам, не слушается нас и стал последователем Его.
– Весь мир – в выражении слышится безнадёжность, отчаяние, порождённое, конечно, более страхом, чем действительностью. Весь народ, думается им, и жители Иерусалима и пришельцы, стали Его последователями; следовательно, заключают они, нужно принять более решительные меры, иначе сбудется то, что говорил Каиафа (Ин.11:49-50). Во всяком случае, из этого преувеличения – весь мир – нужно заключить, что не «одни ученики Господа ликовали при Его входе, но огромная масса народа восторженно встретила Его. Увы, опасения фарисеев, порождённые страхом, не сбылись: чрез несколько дней народ кричал уже не – осанна...

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.
 

Но в то время, когда народ возвышается духом и ликует, демон не дремлет и во многих сердцах, в которых вспыхивает вера, он тщится потушить священный огнь, прибегая к помощи друзей своих и сынов своих фарисеев («Ваш отец диавол», сказал Господь Иудеям, Ин.8:44).

Правда, в эту минуту фарисеи несколько падают духом, но мы знаем, что вслед за сим им удается (как они думают) привести в исполнение свои злодейские замыслы, причем для них остается непонятным, что и они в злобе своей суть невольные орудия предначертаний Божиих. Но ответчики перед Богом за злобу свою они сами. Сколько раз, – и наконец в воскресении Лазаря в последний раз, – Господь предлагал им покаяться и уверовать; но они не захотели; те же, кои захотели, причислены к Божию стаду.

И в эту минуту, когда народ радуется и идет навстречу Господу, шайка озлобленных не выказывает ни малейшего нравственного чувства добра: она выражает только свое бессилие и отчаяние.

Знамения и чудеса названы во Ворозаконии великими испытаниями (Втор.7:19). Таковы были они для Израильтян в пустыне, таковы были они и для потомков их в Палестине во время воплощения Бога Слова. Одних чудеса и знамения Господа радуют и возносят духом к Богу Вседержителю, для фарисеев же они составляют только мучение и терзание. В сознании своего бессилия, озлобленные, они восклицают: «видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» А между тем они в эту минуту не подозревали, что Господь шел не на царство, а на ужасающие страдания и мучительную смерть, – не подозревали, что наступает власть князя тьмы, и что их задушевное желание убить Господа – близко в исполнению. Но менее всего они подозревали, что они сами себя губили и погубили с собою народ свой в его национальности.

А царствие Божие близилось и великая Жертва шла на заклание.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-19 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним

«Народ», т. е. толпа народа (ὁ ὄχλος), бывшая в Вифании при воскрешении Лазаря; разъяснял «народу», т. е. опять толпе (ὁ ὄχλος), которая встречала Христа в воротах Иерусалима, что сделал Господь в Вифании. Этим и объясняет евангелист восторг, с которым встречен был Христос. Фарисеям тогда показалось, что уже «весь мир» или весь народ идет за Христом, и они побуждают этими соображениями друг друга к более решительным действиям против Христа.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible