Глава двенадцатая
Ин.12:1. Иисус же прежде шести дний пасхи прииде в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, его же воскреси от мертвых.
Ин.12:2. Сотвориша же ему вечерю ту, и Марфа служаше: Лазарь же един бе от возлежащих с ним.
Евангелие любимого ученика говорит точнее и определительнее предшествующих синоптических Евангелий о пребывании Господа в Иудее и Иерусалиме и о днях, предшествовавших великой и страшной жертве, приносимой за род человеческий. Но и у Матф. 26и сл. и у Мк. 14:3, и сл. есть прямое указание на помазание Господа миром женщиной во время вечерней трапезы в Вифании, с тою особенностью, что дом, в котором учреждена была трапеза, назван домом Симона прокаженного, а имени этого нет у Иоанна Богослова, а что с другой стороны Иоанн указывает, что жена синоптических Евангелий, помазавшая Господа миром, была Мария. Что Мария и жена синоптических Евангелий одно и тоже лицо – мы убеждаемся и тем, что в Евангелиях Матфея и Марка как в Евангелии Иоанна Господь останавливает высказанные женщине упреки за трату мира и говорит при этом: «нищих всегда имеете с собою». Во всех трех Евангелиях событие сие имеет место перед входом в Иерусалим и страданием Господа. Очевидно, что это одно и то же событие, о котором говорят все три Евангелиста, с тою особенностью, что у Иоанна назван тот, который высказал мысль о напрасной трате мира, а именно говорится, что это был Иуда Искариотский, и притом указаны и тайные причины, т. е. состояние души его, вследствие которого он заявил свое мнение о мире.
Нет нужды повторять, что мы выше сказали в начале 11-й главы о том, что Мария и блудница Лк. 7не имеют ничего общего между собою. Мы здесь присовокупим только, что по ходу рассказа Евангелиста Луки1180 блудница омывала ноги Господа слезами где-то в Галилее, в доме фарисея Симона, правда одноименного с Симоном прокаженным, – у которого по Матфею 26:6, Господь был в Вифании, – но конечно не тожественного с ним1181. У Иоанна вовсе нет указания, в чьем именно доме была трапеза, и она могла происходить в доме родственника Лазаря по имени Симона прокаженного (вероятно исцеленного Господом), и который быть может был отец Лазаря и сестер его1182. Этим бы обяснялось почему Лазарь был одним из возлежащих, а не хозяином пиршества и почему Марфа служила при трапезе.
Ин.12:3. Мария же приемши литру мира нарда пистика многоценна, помаза нозе Иисусове и отре власы своими нозе его: храмина же исполнися от вони масти благовонныя.
За шесть дней до Пасхи Господь помазуется миром на погребение: Этот Гексгемерон или шестоднев напоминает творение, предшествующее творению человека, ибо приближался период нового творения: «Аще кто во Христе, нова тварь»1183.
За шесть дней до Пасхи, имевшей совпасть со смертию на кресте Богочеловека1184 Мария по повелению Божию, внушенному ей, совершает многознаменательное действие, значение и смысл которого Сам Господь разъясняет (ст. 7) присутствующим на трапезе и всем ученикам, смутно встревоженным, но не постигающим еще ясно ни того великого горя, ни той великой радости, которая их ожидает1185.
Нельзя не остановиться на трогательной и глубокой мысли, что Мария, женщина великой добродетели и чистоты, и блудница Евангелия от Лк. 7– обе совершают одно и то же деяние и сходятся в одной общей черте – вере и любви, которые суть общее достояние человечества, искупая грехи одних и составляя радость всех, соединяя всех перед милосердием Божиим. Объединение всех людей перед любовию Божиею на поле веры, как объединение всех рабочих в винограднике (Мф. 20), есть дело того милосердия, которое «хощет всем человеком спастися» (1Тим. 2:4). Не нам судить о грехах друг друга, не мы судии; есть единый Судия нас всех, но со слезами умиления поминаем мы слова милосердия и любви, сказанные Господом и блуднице и разбойнику.
О «литре мира нарда пистика многоценна» должны мы сказать несколько слов. Греческое выражение νὰρδου πιστικῆς не переведенное, по-славянски, а переписанное теми же названиями, переводится различно в разных переводах. Так Вульгата переводит слова эти «nardi pistici» в Иоанне 12:3; а в Mapка 14:31186 «nardi spicati». Biblia Sacra и в том, и в другом Евангелии переводит: nardi liquidae, давая этим особое значение недостаточно до сих пор разясненному слову «пистика». Слово пистикос в позднейшем греческом означало «настоящий», «неподдельный»1187, но, как мы видели из перевода Biblia Sacra1188 некоторые под словом pisticos разумели liquidos – жидкий, способный быть возливаемым. В этом случае надо разуметь, что благовонный нард, привозимый из Аравии твердой смолой, обращался в жидкое миро посредством варки его с елеем. В этом виде он и сохранялся в алебастровом кувшине, имевшем обыкновенно форму амфоры и который назывался ἀλὰβαστρον (Мф. 26:6; Мк. 14:3).
«Храмина же исполнилась благовония», говорит как очевидец и испытавший сам это ощущение, Иоанн Богослов.
Ин.12:4. Глагола же един от ученик его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше его предати:
Ин.12:5. Чесо ради миро сие не продано бысть на трех стех пенязь и дано нищим?
Ин.12:6. Сия же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше.
Мы указывали во вступлении, что мы только из Евангелия от Иоанна знаем, что Иуда по отцу был Симонов. Этот человек по указанию стиха 4-го в Вифания ранее входа Господа в Иерусалим уже «хотяше предати Господа». Это выражение не всеми переводами понимается одинаково: так Biblia Sacra переводит лишь со значением будущего: «qui erat eum proditurus» – «который имел его предать»1189. Но, принимая во внимание, что Господь еще ранее (Ин. 6:71), зная сердце Иуды, говорил о нем как о предателе, – мы смеем думать что славянский перевод передает совершенно точно мысль подлинника, ибо мы уверены, что Иуда Искариотский на вечери в Вифании действительно хотел предать Господа и, как мы думаем, еще ранее того был в сношениях с фарисеями. И психологически невозможно, чтобы такая ужасная мысль явилась внезапно. Если бы в Иуде не было злой воли, то помышления о предательстве у него не могло быть в уме и сердце; но при злой воле, при пороках, одержащих его, – из которых главный был сребролюбие, – вероятно при постоянном заискивании и соблазнительстве фарисеев он мало по малу допускал в душе своей развитие преступной мысли, старался (как все, готовящиеся к преступлению) подыскать ей оправдание, и наконец вполне отдался ей; потому Господь и сказал еще в Галилее, после учения о хлебе жизни, – «один из вас есть диавол». Только воля Господа не допускала Иуду ранее тайной вечери исполнить свое намерение, т. е. окончательно согласиться с фарисеями об образе и месте предания Господа. Когда же Господь после омовения ног предателя, прозревая его душу, видит, что она окончательно погибла, – тогда Он, подавая ему кусок на вечери (Ин. 13:27), дозволяет диаволу взять свою жертву, – ибо, разрешая властию Своею темные деяния Иуды, Он соизволял вместе с сим наступление часа, «ради которого Он и пришел»1190.
Иуда Искариотский спрашивает, почему не продано миро за триста пенязей и не роздано нищим. Мы сейчас скажем о нравственной стороне этого замечания, а теперь укажем, что в весьма хорошем исследовании одного нашего ученого1191 о сребреннике вообще, автор между прочим касается и цены мира, упомянутой в Евангелии Иоанна и в Ев. Мк. 14:5. Греческий денарий переведен по-славянски словом пенязь. По изысканиям сего ученого сребреник (римская либра) заключала в себе 100 динариев1192, динарий же представлял собою двадцать копеек (более или менее), и цена мира была приблизительно шестьдесят рублей 1193 . С этим расчетом сходится приблизительно и расчет Бальмета (D. de la Bible dissertation sur les monnaies), который в начале 18-го столетия приравнивал денарий dix sols – десяти су, т. е. номинально нынешним 15 коп. серебра, коих однако ценность была несомненно выше двести лет тому назад.
Иуда, делая свой вопрос почему деньги за миро не розданы нищим, раскрывает невольно душу свою присутствующим. В вопросе его прежде всего является непочтительность к Господу: он как бы заявляет, что такое дорогое вещество могло бы получить, – будучи обращено в деньги, – более полезное назначение. Во-вторых он лицемерно печется о нищих, совершенно в фарисейском духе, стараясь превознести пред другими свое благочестие и доброту. Но в глубине души его были бездны еще темнее: он был втайне вор, говорит Евангелист, и носил общественный ящик малого стада при Господе находившегося1194, т. е. был казначей и распоряжался деньгами.
Св. Иоанн Златоуст в беседе 65 на Иоанна1195 делает весьма важное замечание. Господь, говорит Златоуст (со ссылкой на Ин. 6:64, 70), знал, что он предатель, и знал также, что он вор, но допущен он был носить ковчежец для того, чтобы обличились дела его и чтобы отнять у Иуды всякое извинение, ибо он сам распоряжался деньгами и не нуждался в них. Сердце же его, замечает Златоуст, раскрыто Евангелистом, чтобы указать на опасность сребролюбия.
Мы к этому прибавим, что по всей вероятности Иуда сам предложил себя в казнохранители.
Ин.12:7. Рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения моего соблюдет е:
«Не дейте ея» ἂφες αὐτὴν; omitte eam; яснее и точнее в русском переводе: оставьте ее (не беспокойте ее, не смущайте ее)1196.
«В день погребения Моего соблюдет е» (миро): τηρὴση αὐτύ; aservavit istud», т. е. сберегла она (это миро) на день погребения Моего. Место это трудно и не всеми одинаково понимается. Некоторые думают, что сбережено было миро от погребения Лазаря; другие полагают, что Мария по слову Господа не все миро вылила на ноги Господа, а сохранила некоторую часть его и позже употребила действительно при погребении Господа Иосифом. Но нам кажется, что не следует упускать из виду слова Господа, записанные у Евангелиста Матфея (Мф. 26:12): «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению». Посему мы думаем, что прямой смысл читаемых в настоящем месте слов Евангелия от Иоанна есть тот, что деяние Марии, хотя совершенное во время трапезы в Вифании, есть деяние погребальное, и что Господь принимает теперь от нее это помазание, как бы совершенное тогда, когда оное действительно будет нужно. Это было действие пророческое, внушенное Марии свыше, а посему: «где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13; Мк. 14:9).
У Мк. 16есть указание, что некоторые жены купили ароматы после погребения Господня, чтобы идти помазать Его; у Лк. 23:55–56 и 24:1–2 указано, что некие женщины приготовили благовония и масти и в первый день недели, неся приготовленные ароматы, шли ко гробу, но нашли камень отваленным от гроба. Посему мы не видим вторичного помазания Господа женами после погребения, ибо в первых трех Евангелиях только говорится, что Иосиф обвил пречистое тело плащаницею; в Евангелии Иоанна прибавлено, что Никодим, принес состав из смирны и алоя, но по-видимому женщины только присутствовали при этом погребении1197, но не принимали в нем участия. Поэтому нет основания предполагать, что Мария в Вифании соблюла остаток мира до погребения, ибо жены не имели случая послужить Господу своими ароматами, так как воскресение Господа совершилось прежде, чем они пришли ко гробу: посему выражение 7-го стиха означает только что ранее вечери во Вифании Мария приготовила миро для совершаемого ею ныне действия.
Ин.12:8. Нищия бо всегда имате с собою, мене же не всегда имате.
Господь, продолжая поучение и указывая на пророческое значение деяния Марии, напоминает слушателям, что милосердие к нищим братиям есть постоянный долг, а действие Марии есть особое высшее деяние избранного человека. «Нищие, сказано во Второзаконии (Втор. 15:11) всегда будут среди земли твоей», и на этот можно сказать вечный закон указывает Господь, напоминая слова Второзакония (id. ib.): «отверзать руку бедному брату и нищему». Бедный брат и нищий суть постоянные явления среди общественной человеческой жизни, необходимые для напоминания о тщете земных благ и о долге имущим. Страдания земные относительно недолги, и не страшны, но они воспитывают в одних терпение, в других милосердие, готовя тех и других к царствию Божию. Там ненормальное и опасное состояние общества, где с одной стороны озлобление, с другой холодное презрение и жестокое спокойствие при виде нищеты; но в том обществе, где святые узы любви Божией не порваны между нищими и богатыми, там может быть надо считать устройство общества лучшим для развития душ человеческих. Не социалистическое равенство состояний, не коммуна есть идеал общества, а любовь при случайном неравенстве распределения богатства; любовь, смягчающая тягость бедности и возвышающая к Богу владельца «богатства неправедного» (Лк. 16:9).
Посему Господь, говоря: «нищыя бо всегда имате с собою», повелевает всегда помнить святой долг милосердия к ближнему, но второю частью 8-го стиха напоминает, что среди обыкновенного течения жизни человеческой настоящая минута есть момент великий, и в этом событии призвана была к символическому пророческому деянию женщина, о которой скажется во всем мире в память ее, ибо это несознаваемое ею самою пророчество было указанием, что Господь Бог во плоти вкусит смерть яко человек, и в образе человеческом не будет после воскресения Своего обитать среди людей, как видели Его человеческими глазами люди того поколения, которое сподобилось узреть Господа во плоти: «Мене же не всегда имате».
Слова Господа обращены ко всем верующим, исцеляя благодатным смыслом яд, излитый Иудою.
Ин.12:9. Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых.
Ин.12:10. Совещаша же архиерее, да и Лазаря убиют,
Ин.12:11. Яко мнози его ради идяху от Иудей, и вероваху во Иисуса.
Ни одно чудо, как замечает св. Иоанн Златоуст1198, не привело в такую ярость Иудеев, как великое последнее чудо воскресения Лазаря, ибо независимо от его величия и несомненности, подтвержденной многочисленными свидетелями, оно не могло даже подать повода к какому либо обвинению. Естественно, что и сам Лазарь сделался предметом особого любопытства для Иудеев, знавших о его смерти и узнавших о его воскресении.
Весьма замечательно выражение 11-го стиха: «мнози ради его (Лазаря) идяху от Иудей». Это место понимается в том смысле, что «идяху от» ex Iudaeis... abibant означает, что они совершенно отошли от той фанатической озлобленной партии, которая обозначена именем Иудеи, отделились вполне от нее и вероваху во Иисуса. Вера начала возжигать эти сердца; несомненно, что они соделались первыми учениками Апостолов и первыми членами Иерусалимской христианской церкви, удостоившись воспринять крещение и благодатное освящение Духа Святого. Это частию те умиленные сердцем мужи, о которых упомянуто в Деян. 2:38.
Что же делают в это время Иудеи, представителями коих являются теперь уже «архиерее», т. е. первосвящениическая саддукейская партия, взявшая на себя исполнение окончательного решения Синедриона, постановленного, как мы видели, после выслушания мнения Каиафы? (Ин. 11:49, 53). Они решаются убить и Лазаря, как бы намеренно и очевидно становясь в ратоборство с Богом, совершившим чудо воскрешения.
На пути к исполнению задуманного с полным сознанием творимого зла преступления, человек уже не останавливается перед числом жертв, а тем менее перед вопросом справедливости. Нет сомнения, что фарисеи и первосвященническая партия (как видно впрочем и из слов Каиафы) перед собственным разумом и собственной совестью бесстыдно сознавались, что убийство Господа Иисуса, как и вновь предположенное убийство Лазаря, не может быть оправдано никакими аргументами или софизмами кроме цели удержания за собою влияния на народ. И позже на этом пути им понадобились другие жертвы, начиная с первомученика Стефана.
Ин.12:12. Во утрий же день народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим,
Ин.12:13. Прияша ваиа от финик, и изыдоша в сретение ему и зваху, глаголюще: Осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!
Ин.12:14. Обрет же Иисус осля, вседе на не, яко же есть писано:
Ин.12:15. Не бойся дщи Сионя: се, царь твой грядет, седя на жребяти осли.
Молва о воскресении Лазаря волнует народ Иерусалимский; люди простые от искренности чувств своих устраивают встречу Господу, слыша, что Он грядет: встреча эта есть встреча царю, признанному всем народом повелителю. Встреча эта не подготовляется никем, она есть внезапное и можно сказать Богом внушенное выражение самых святейших и лучших чувств человеческих, когда душа радуется о славе Божией и о чудных делах Его. Грядущий на вольное страдание и смерть Господь наш Иисус Христос в первый и последний раз в земной жизни Своей не отклоняет выражение чувств восторженного народа, признающего Его (хотя не надолго) царем своим. И когда фарисеи сказали Ему, чтобы Он запретил эти восторженные клики, то Он ответствовал: «глаголю вам, яко аще сии умолчат, камение возопиет»1199.
Соединяя воедино сказания о сем великом событии всех четырех Евангелистов1200, мы видим, что во-первых событие это было предсказано в книгах ветхого Завета, в выражениях, не допускающих ни малейшего сомнения в точности применения сих пророчеств к событию, – во-вторых, что Господь после входа в Иерусалим вечером возвратился в Вифанию (Мф. 21:17), – в-третьих, что на другой день после сего Он снова был в Иерусалиме1201 и совершил вторичное1202 изгнание из храма торгующих в нем и менял.
В Иерусалиме, как мы видим из сказаний всех Евангелистов, было сильное возбуждение умов: «Смущен был сиротствующий Иерусалим, когда волхвы возвестили ему рождение Царя Иудейского: смутился Иерусалим и тогда, когда узрел Царя своего во славе грядущего во град престольный»1203. Страх овладевает начальниками и фарисеями1204 до того, что когда Господь опять, вторично, изгоняет продающих из храма, то Он уже не встречает, как в первый раз, негодующих вопросов фарисеев1205. Все они молчат и страшатся и только замышляют убить Господа, ибо сознают, что если только Он Сам захочет, то немедленно станет земным Царем, ибо и Пилат знал (Ин. 19:15), что народ несомненно признавал Его таковым. Говоря человеческим языком, Господь, – если бы Ему это было угодно и если бы Он был только человек, – мог бы, в чем никто не сомневался, утвердить в эту минуту (земное) царство на земле. Народ, взяв в руки по-восточному обычаю древесные ветви1206, шел на встречу именно к Царю своему, самое восклицание, сделавшееся общим для толпы есть восклицание, взятое из 117-го псалма, преимущественно Мессианского, и признаваемого Мессианским в ветхозаветной церкви. «Ст. 22 камень, его же небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла. 23. От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших. 24. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. 25. О Господи, спаси же 1207 ; о Господи, поспеши же. 26. Благословен грядый во имя Господне!»
К восклицанию, взятому из Псалма Мессианского, народ присовокупляет восклицание Царь Израилев! так что с одной стороны он в кликах своих признает Господа посланным от Бога Мессией, а с другой выражает желание или требование, чтобы признаваемый им Мессией был Царем его.
Народ конечно думал, что земное царство Господа нашего Иисуса Христа начинается; действительно «достигло до них царствие Божие»1208, но это было царство над душами, – не величание праха земного, а величие нетления и бессмертия.
Мы знаем, что в первых трех Евангелиях более подробно описано, чем у Евангелиста Иоанна, приведение к Господу «жеребяти осля» на которого воссел Он. Евангелист Иоанн и не повторяет сего сказания, а говорит кратко об этом: «обрете осля».
Но с чувством благоговения читаем мы, как все сии события земной жизни Господа были ясно, хотя прикрытые полупрозрачной завесой ожидания, изображены в писаниях пророков, коим повелено было Богом предречь события в свидетельство неверующим и верующим. Пророчество Зах.9 приведено в самом Евангелии1209; к нему надо присовокупить еще и пророчество Исайи 62:11: «Рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с собою мзду и дело свое пред лицем своим. И прозовет я люди святы избавлены1210 Господем».
Итак, муж, о котором пророчествовали ветхозаветные книги, и которого называл Исайя Спасителем, и Захария Царем дщери Сиона, – торжественно входит в Иерусалим, окруженный толпами ликующего народа, выполняющего бессознательно великие пророчества о Царе и Спасителе, но имеющего однако во устах и сердце мессианское восклицание Псалма 117-го.
Под именем Сиона в ветхозаветных пророчествах всегда разумеется град Иерусалим и ветхозаветная церковь1211. Но «дщерь Сиона» или дщерь Иерусалима имеет более таинственное значение. В сем названии несомненно открывается новозаветная церковь, которая созидалась Господом на основаниях незыблемых, на которых доселе стояла кончавшая однако свое существование церковь ветхозаветная. Груды обломков должны были быть удалены с сего основания, на котором уже возвышалось величественное здание церкви Христовой. В ней была будущая жизнь человечества. Предшествовавшая ей церковь Иудейская, или лучше сказать Израильская, исполнила одно из своих назначений – быть хранительницею обетований и пророчеств, но для будущего души человеческой она не могла дать ничего, утратив Дух Божий и посему умирала в грехах своих, ибо общество, ее составлявшее, по крайней мере в руководителях своих искало смерти Того, Который принес свет и жизнь на землю. Только дщерь Сиона, обновленная и освященная Духом Божиим восприяла рассеянных чад древней церкви, признав Царем и Спасителем Того, Которого отверглась древняя ветхозаветная церковь.
Ин.12:16. Сих же не разумеша ученицы его прежде: но егда прославися Иисус, тогда помянуша, яко сия Быша о нем писана, и сия сотвориша ему.
Только Господнею благодатию могли ученики Господа, а за ними и все христиане, уразуметь все величие Божие, всю премудрость Божию, всю любовь Божию к человечеству, выраженные в совокупности ветхозаветных писаний и жизни и страданий и смерти и воскресшия Господа Иисуса. Посему-то Господь и освятил их по воскресении Своем Духом Святым глаголя: «приимите Дух Свят» (Ин. 20:22) и «отверзе им ум разумети писания» (Лк. 24:45). До сего же времени «не разумеша ученицы», о чем и в последней беседе говорил им Господь, обещая им, что «приидет Дух истины и наставит вы на всякую истину» (Ин. 16:13). Неведение многого учениками видно и в Ин. 2:22, а в Ин. 7указано, что полное разумение могло быть только по прославлении Господа, действием Духа Святого, ибо надо помнить, что с прославлением Господа во плоти человеческой с Ним совозносилось и сопрославлялось и все верующее человечество, которое только этим действием милосердия Божия стало способным восприять великие тайны, раскрытые воплощением Бога Слова.
Ин.12:17. Свидетельствоваше убо народ, иже бе прежде с ним, егда Лазаря возгласи от гроба и воскреси его от мертвых:
Ин.12:18. Сего ради и срете его народ, яко слышаша его сие сотворша знамение.
В стихах 17 и 18 по-видимому надо различать народ: «иже 6е прежде с ним», от народа, который «слыша его сие сотворша знамение». Первый несомненно очевидец воскресения Лазаря. Сей народ свидетельствовал, т. е. утверждал, что он своими очами видел воскресение и своими ушами слышал властное слово Господа. И в устах народа рассказ о событии превосходно и картинно рисует им слышанное и виденное. «Возгласи Лазаря от гроба», и «воскреси его от мертвых». В народе очень хорошо понимали, что вызов мертвого из гроба не исчерпывал величия чуда; полнота его заключалась в даровании мертвому второй жизни, а дарование жизни могло принадлежать только одному Богу. Те, которые так рассказывали, очевидно сами слышали глас Господа: «Лазаре, гряди вон», и в первую минуту ими овладел ужас, а в следующую за тем минуту радость несказанная наполнила сердца их, ибо они почувствовали себя перед лицом Бога во плоти.
Те же, кои «слышаша», со вниманием и умилением и верою внимали словам очевидцев и возрадовались духом и пошли с пальмовыми ветвями встречать Царя своего и Бога.
Ин.12:19. Фарисее убо реша к себе: видите яко ни каяже польза есть; се мир по нем идет.
Но в то время, когда народ возвышается духом и ликует, демон не дремлет и во многих сердцах, в которых вспыхивает вера, он тщится потушить священный огнь, прибегая к помощи друзей своих и сынов своих фарисеев1212.
Правда, в эту минуту фарисеи несколько падают духом, но мы знаем, что вслед за сим им удается (как они думают) привести в исполнение свои злодейские замыслы, причем для них остается непонятным, что и они в злобе своей суть невольные орудия предначертаний Божиих. Но ответчики перед Богом за злобу свою они сами. Сколько раз, – и наконец в воскресении Лазаря в последний раз, – Господь предлагал им покаяться и уверовать; но они не захотели; те же, кои захотели, причислены к Божию стаду.
И в эту минуту, когда народ радуется и идет навстречу Господу, шайка озлобленных не выказывает ни малейшего нравственного чувства добра: она выражает только свое бессилие и отчаяние.
Знамения и чудеса названы во Второзаконии 7:19 великими испытаниями 1213 . Таковы были они для Израильтян в пустыне, таковы были они и для потомков их в Палестине во время воплощения Бога Слова. Одних чудеса и знамения Господа радуют и возносят духом к Богу Вседержителю, для фарисеев же они составляют только мучение и терзание. В сознании своего бессилия, озлобленные, они восклицают: «никая же польза есть: се мир по Нем идет!» А между тем они в эту минуту не подозревали, что Господь шел не на царство, а на ужасающие страдания и мучительную смерть, – не подозревали, что наступает власть князя тьмы, и что их задушевное желание убить Господа – близко в исполнению. Но менее всего они подозревали, что они сами себя губили и погубили с собою народ свой в его национальности.
А царствие Божие близилось и великая Жертва шла на заклание.
Ин.12:20. Бяху же нецыи Еллини от пришедших, да поклонятся в праздник:
Праздник, на который пришли Эллины, был приближающаяся Пасха. Мы видим событие, имеющее мировое значение. Как первыми издалека пришли поклониться младенцу Иисусу волхвы с востока, представители древнего восточного языческого мира с его волхвованием и астрономическими сведениями и культом, – так последними перед вольною смертию Господа и Спаса нашего Иисуса Христа пришли с запада Эллины, – представители новейшего вида языческого культа и мира с его философскими школами и реальными знаниями. Как в первых, т. е. в волхвах, так и в последних, т. е. Еллинах, – мы видим предшественников христиан из язычников во исполнение пророчества Ноя1214, ибо отныне народам из племени Иафетова передавалось от народа племени Симова религиозное развитие, и дано было «распространиться и вселиться в шатрах Симовых»1215.
Некоторые думали, основываясь на сказании Евсевия, епископа Кесарии Палестинской1216, об Авгаре Едесском и о посылке им письма к Господу Иисусу, – что Эллины, желавшие видеть Господа, были именно посланные от царя Осроены. Но это основано только на том предположении, что так как греческая цивилизация овладела после Александра Македонского всей Азией, то Авгарь Едесский мог послать греков, находившихся при дворе его, к Господу. Но из Евсевия же Кесарийского (l. cit.) узнаем, что письмо царя Авгаря написано было не по-гречески, а по-сирийски, и что сам Евсевий (нашедший письмо в палате Едессы) перевел его на греческий язык. Мы оставляем в стороне разбор сего события, а хотим только указать, что нет достаточных оснований признавать Эллинов, пришедших на праздник в Иерусалим, посланными от царя Едессы. Мы напротив считаем их представителями исключительно греческой цивилизации, не входя в разбор неразрешимого вопроса, откуда именно они пришли в Иерусалим.
Мы ставим другой вопрос: для чего бы язычникам Эллинам ходить в Иерусалим на поклонение в праздник? Мы полагаем, что несмотря на некоторые злобные мнения, высказываемые в древнем – и преимущественно римском мире – о культе Иудеев1217, храм Иерусалимский со времен еще Александра Македонского1218 пользовался всемирным уважением и славою великой святости, не говоря уже об уважении, оказанном Киром и Дарием культу Бога Израилева1219. Еще вспомним, что и Соломон, при постройке первого храма в Иерусалиме, молился1220 при освящении его, чтобы и иноплеменнику, молящемуся в храме сем, Бог даровал исполнение его молитвы. Посему в храме Соломона, как и в последующих храмах был особый двор или притвор язычников1221. Этот двор находился вне ограды, обнимавшей собою все внутренние дворы, в которые могли входить Иудеи, и которые были сгруппированы около святилища и внутренняго жертвенного двора. Вероятно в этом внешнем дворе язычников молились и Эллины, молился и евнух царицы Кандакии, крещенный Филиппом1222.
Но мы думаем еще, что Эллины, пришедшие в Иерусалим на поклонение и также чтившие Иегову Израильского как самарийские колонисты времен Салманассара, не оставлявшие культа и своих богов1223 – вероятно были привлечены в Иерусалим главнейше славою чудотворений Господа нашего Иисуса Христа, ибо «изыде слух Его (о Господе) по всей Сирии»1224. Что и на западе, например в Фессалониках в Македонии, были «Эллины чтущие Бога», – это мы видим из Деяний 17:4. Точно также и Корнилий сотник римский, живший в Кесарии Палестинской, римлянин и язычник по рождению и воспитанию, назван в Деян. 10:1–2 «благочестивым, боящимся Бога и молящимся Ему». Несомненно, что когда книги Нового Завета говорят о чтущих Бога язычниках, то под этим разумеется поклонение Единому Богу, Творцу неба и земли, Который конечно единый Бог Израиля и язычников. К таковым людям из язычников, «у которых закон Божий начертан в сердцах»1225 и которые были «овцы не двора сего»1226, но которые готовы были послушаться гласа Пастыря, – принадлежали вероятно и Эллины, приходившие кланяться на праздник Иудейский в Иерусалим, неудовлетворяемые религиею отцов своих, алчущие и жаждущие правды и не находящие ее ни в Елинских баснях, ни в философских их учениях. Так понимаем мы тех Эллинов, кои стараются видеть Господа, влекомые к Нему и славою Его чудотворений, и славою Его слова, несущего радость и успокоение душе человеческой.
Ин.12:21. Сии убо приступиша к Филиппу, иже бе от Вифсаиды Галилейския, и моляху его, глаголюще: господи, хощем Иисуса видети.
Ин.12:22. Прииде Филипп и глагола Андреови: и паки Андрей и Филипп глаголаста Иисусови.
Почему, спрашивают некоторые, они обратились к Филиппу? Не лишена основания догадка, что Апостол, носивший чисто греческое имя Филиппа, привлекал особенно греков, во-первых ожидавших в нем встретить полуодноплеменника и может быть, и лицо говорившее по-гречески. И очень может быть, что носивший греческое имя Апостол воспитывался в семье, которой и язык и обычаи греческие не были чужды, и у которой быть может были и родственники греки.
Пришедшие в Иерусалим Эллины не решаются предстать пред лице Господа, не испросив на то предварительно Его позволения. Но и Филипп не осмеливается говорить об этом Господу, не посоветовавшись с первозванным Апостолом Андреем, который может быть был и старший летами среди учеников Господа1227. Но и оба Апостола вместе не смеют дать грекам позволения приблизиться к Господу, доколе Сам Господь, сего не разрешит. Указывая на это обстоятельство, Иоанн Златоуст в беседе 66 на Иоанна объясняет это тем, что Господь, в начале проповеди посылая учеников Своих, заповедовал им: «на путь язык не идите»1228; посему они не были уверены, что Господь позволит язычникам предстать пред Себя, и ждут от Него решения сего вопроса. Но уже исполнилось слово: «во своя прииде и свои его не прияша»1229. Наступило время, когда «владыка дому рек: изыди на пути и халуги... да наполнится дом Мой»1230, ибо «брак убо готов есть, звании же не Быша достойни»1231.
Посему, хотя это прямо не указано в Евангелии от Иоанна, – но из следующих слов Господа можно уразуметь, что пришедшие Эллины были допущены к Господу и слышали словеса благодати, исходящие изо уст Его1232.
Ин.12:23. Иисус же отвеща има, глаголя: прииде час, да прославится Сын человеческий:
Ин.12:24. Аминь, аминь глаголю вам, аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит:
Господь избирает эту минуту, когда земная слава Чудотворца достигает своего апогея, чтобы напомнить ученикам, что скорбь и страдания и смерть увенчают эту славу и соделают ее вечною. «Прииде час, да прославится Сын человеческий», глаголет Он. Народ иерусалимский встретил Его на спуске горы Елеонской как царя своего; язычники с запада приходят поклониться тому по-видимому, который по древнему пророчеству Сивиллы, известному во всем языческом мире, должен был водворить последний век всеобщего счастия и мира1233; а Господь воспоминает о Своих, необходимых для всего человечества, страданиях.
В главе Ин. 11мы читаем, что перед смертию и воскресением Лазаря Господь говорил: «сия болезнь несть к смерти, но о славе Божии, да прославится Сын Божий ея ради». Здесь мы читаем: «прииде час, да прославится Сын человеческий». В первом событии прославлялась творческая сила Божия, явленная во второй Ипостаси Святыя Троицы, в Сыне; в настоящую минуту Господь глаголет о Сыне человеческом, о Боге, взявшем на Себя смиренный образ человеческий, да подъемлет на рамена Свои грехи человеческие, имея испить чашу смерти человеческой. И Иоанн Златоуст в 66 беседе на Иоанна говорит: «"прииде час» означает, что время уже идти на страдание, так как все уже исполнилось», и страданием должен был прославиться Сын человеческий, вознося и прославляя в теле Своем бренную плоть человеческую и соделывая человека, не в духе только, но и во плоти способным наследовать царствие Божие и именоваться по усыновлению чадом Божиим.
Господь и разъясняет в ст. 24 и след. прославление Сына человеческого посредством страдания и смерти. «Когда Господь глаголет о зерне пшеничном, умирающем и дающем плод, продолжает св. Иоанн Златоуст1234, то это Он говорит о Кресте. Чтобы ученики не смущались мыслию, что Он умерщвлен в то самое время, когда и язычники начали приходить к Нему, – Он говорит, что это-то самое в особенности и будет содействовать обращению язычников и распространению Его проповеди». И пример из действия природных сил в зерне пшеничном Господь приводит в пояснение тайны, – имеющей быть понятою лишь после Его славного воскресения1235, – что самое тело будет соучастником в воскресении Господа, а с Господом воскреснем и мы в просветленном теле.
Св. Иоанн Златоуст (loc. cit), приводя слова Апостола Павла 1Кор. 15"подобает тленному сему облещися в нетление», поясняет, что здесь не может быть речи о душе, ибо душа не подлежит тлению, «да и восстание свойственно тому, что пало, а пало тело».
Но тело человеческое может «облечься в нетление» потому только, что за человека, состоящего из плоти и духа, Бог во плоти отдал Себя на смерть, и тогда «смертное поглощено было жизнию»1236. Владыка жизни подъял с Собою из гроба плоть человеческую и освятил душу человека Духом Святым. Тогда только человек мог измениться и облечься в одеяние бессмертия1237.
Мы не смеем утверждать, но думаем, что все эти слова были сказаны не только в присутствия учеников, но и в присутствии Эллинов, которые вероятно были допущены к Господу, Который никого не изгонял от Себя.
Ин.12:25. Любяй душу свою погубит ю: и ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю:
Ин.12:26. Аще кто мне служит, мне да последствует, и идеже есмь аз, ту и слуга мой будет: и аще кто мне служит, почтит его Отец мой:
Господь, указав в прикровенных словах на приносимую Им великую жертву, раскрывает для всех верующих, чего от них требует Он, чтобы они могли быть соучастниками вечной жизни с Ним, приносящим Себя в жертву. Господь требует не придавать сей земной жизни особой цены и помнить, что настоящая жизнь человека за гробом. Господь указует человеку, что вечная жизнь его зависит от того, насколько он понял в земной жизни, что любовь в Богу и к ближним, доходящия до самопожертвования, составляют путь к вечному счастию. Христианин должен иметь постоянно перед умственными очами своими Крест Господень, и взяв посему свой крест, следовать за Господом, не сберегая души, т. е. жизни своей1238. Ненавидеть душу свою значит не исполнять ее похотений и преступных желаний, поучает Златоуст1239. Это и называется в Евангелии «отвергнуться себя»1240 и не спуская глаз с Господа, пострадавшего за нас, идти за Ним. «Аще кто мне служит, Мне да последствует». Сему идущему за Господом и служащему Ему Господь обещает: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет», и еще: «аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой».
«Почтит Отец»; какая великая награда обещана человеку, идущему за Господом! Господь во плоти, отдающий жизнь Свою за человека, обещает ему пребывание с Собою и честь от Бога, вечную, неизменяемую. Для сего Он требует только отдать свою человеческую волю в распоряжение воли Божественной: может ли человек хоть одно мгновение колебаться в сей требуемой от него жертве? Что значит твоя маленькая воля и твой ограниченный, хотя кичливый ум в виду Божией воли и Божией премудрости? Ты на земле «не можешь и власа единого бела или черна сотворити»1241, ты не можешь предвидеть своей судьбы на минуту вперед: и тебе ли бороться с Богом, призывающим тебя с любовию и милосердием? Отдай же все твои помыслы Ему и ты будешь, если пойдешь за Господом, там, где Господь твой; и Отец, прославленный в Сыне, почтит тебя как верного слугу Бога вышняго. Но только «последствуй» Господу Иисусу, не теряй Его из виду; не смотри по сторонам на прельщения временных радостей; все оне ложны и мимолетны. Не выпускай из глаз кроткую, милостивую личность Иисуса, Бога и человека, и, на конце земного пути, утомленный, но радостный, ты упадешь к ногам Его и отдохнешь на вечно – там, где и Он будет».
Ин.12:27. Ныне душа моя возмутися: и что реку? Отче, спаси мя от часа сего: но сего ради приидох на час сей:
Душа (ψυχὴ) моя возмутися, говорит Господь. Возмутилась и восскорбела человеческая часть бытия в виду приближающейся страшной смерти. «Христос, говорит св. Афанасий Великий1242, именуется совершенным Богом и совершенным человеком... по полноте бытия, да то и другое будет единый, по всему совершенный вместе Бог и человек. Когда Господь сказал: ныне душа Моя возмутися... показал, что то было действительно».
Господь восприял полный человеческий образ, и нравственные, как телесные, страдания Его были истинными страданиями, – такими, какие и мы испытываем по человеческой природе своей: посему, когда Господь глаголет «душа Моя возмутися», Он чувствует и выражает человеческий ужас смерти. Но выше сего ужаса Господь вслед за сим являет покорность воле Божией, как человек, а как Бог Божественное знание необходимости великой жертвы со всеми ее страданиями, без коих она не была бы жертвой. Великое и непостижимое таинство милосердия! Хотя слабым разумом нашим, но мы можем достичь, что только истинный Бог, соделавшись истинным человеком, мог «искупить нас от клятвы законныя»1243.
«Душа Моя скорбит смертельно», говорил Божественный Страдалец о человеческой душе Своей, испытывая человеческий ужас приближающейся мучительной смерти: и засим прибавляет: «обаче не якоже аз хощу, но якоже ты»1244. Дух же Господень глаголал: «что реку? Отче, спаси мя от часа сего? Но сего ради приидох на час сей»1245. Сначала вопиял человек: «душа Моя возмутися»; потом вещает Бог, в премудрости Своей устрояющий мир нравственный душе человеческой великою любовию Божией, ценою Своих страданий, и сему подчиняется душа человеческая Иисуса, покорная воле Божией.
Ин.12:28. Отче, прослави имя твое! Прииде же глас с небесе: и прославих и паки прославлю.
Ин.12:29. Народ же стояй и слышав, глаголаху: гром бысть. Инии глаголаху: Ангел глагола ему.
Ин.12:30. Отвеща Иисус и рече: не мене ради глас сей бысть, но народа ради:
Три раза был глас с небеси, свидетельствующий о Господе Иисусе. Первый раз был глас с небеси при крещении Господа; второй раз при Его преображении на Фаворе, и третий раз в Иерусалиме после молитвы Господа: «Отче, прославь имя Твое». Первый раз глас с небеси свидетельствовал крестителю Иоанну, первому свидетелю Христа на земле; второй раз небесный глас был при трех учениках, бывших на святой горе и долженствовавших вместе с другими Апостолами свидетельствовать о Господе перед целым миром. Наконец третий раз «народа ради глас сей бысть». В эту минуту Господь стоял окруженный толпою, среди которой были и язычники, пришедшие в Иерусалим на поклонение. Господу угодно было, чтобы знамение с небеси утвердило в сердцах, способных верить, убеждение в Божественности Его, Богочеловека. «Слово всегда было прославлено прежде всех времен, но Оно плоть бысть, чтобы освятить и обожить людей и в Себе прославить плоть», говорит св. Афанасий Великий1246. Посему глас с небеси свидетельствовал о том, что вера в Господа Иисуса, стоявшего перед народом в образе человека, есть воистину вера в Бога, во второй Ипостаси являемого людям. И глас сей был всеми услышан, но не всеми понят, ибо понимание его, как всякого глагола Божия, зависит от того, насколько сердце человеческое готово к восприятию слова Божия. Народ вообще сказано слышал, до него дошли звуки, но не все поняли знамение; некоторые говорили, что это гром, другие, более подготовленные, говорили, что это глас Ангела; вероятно одни только ученики Господа вполне ясно уразумели слова Божии, но и они вполне поняли значение их лишь по воскресении и прославлении Господа. Одно должны были понять все и весь народ, что совершилось торжественное проявление воли Божией, что оно совершилось по молитве Того, Который возгласил мертвого Лазаря из гроба и которого народ недавно встретил как царя своего на спуске с горы Елеонской.
Выше в ст. 24-м Господь указывал на страдальческую смерть Свою; глас с небеси указывает на прославление Бога в Сыне Его, восприявшем плоть. Но в самой вольной смерти Господа и в следующем за ней воскресении и является высшее прославление Богочеловека, Бога Вседержителя, сострадающего со всем человечеством в самых ужасных страданиях, какие только могут быть для человека на земле. Это должны были узнать ученики: и с одной стороны глас с небеси должен был спасти их от отчаяния, когда они увидят Господа умирающим на кресте, а в будущем должен был осветить для них весь план Божественной мудрости и указать, как было приуготовляемо и исполнено спасение людей, о котором им после воскресения Господа поручена была проповедь всему миру.
Для народа Иерусалимского глас с небеси имел еще и другое значение: он был свидетелем против народа, ибо все слышали знамение, все ведали, что сие знамение было в ответ на молитву Господа Иисуса, – и однако народ сей через несколько дней после сего кричал по наущению фарисеев: «распни, распни Его!»
«народа ради глас сей бысть».
После сего Господь, продолжая раскрывать тайны, совершающиеся Его пришествием, глаголет:
Ин.12:31. Ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон:
Ин.12:32. И аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе.
Ин.12:33. Сие же глаголаше, назнаменуя коею смертию хотяше умрети.
Глас с небеси указывал на прославление во плоти Богочеловека; Господь раскрывает и другие тайны, имеющие совершиться на земле ради славы Божией и ради поднятия человека из бездны греха к Богу и святости и чистоте. «Наступает суд миру сему и князь мира сего изгнан будет вон». Суд миру, т. е. отвращение от дел злобы и скверны, совершается в душе человеческой, освященной и омытой пречестною кровию Господа Иисуса и просветленной Духом Божиим. Князь мира сего будет изгнан, или, как читает св. Иоанн Златоуст, повержен долу1247: ибо, говорит Златоуст, козни врага против безгрешного Христа сделались причиною изгнания его из мира, где он царствовал посредством греха.
О том же князе мира сего говорит Апостол Павел в послании в Ефесянам (Еф. 2:2): «вы жили некогда по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа действующего ныне в сынах противления».
«Наша брань, говорит еще Апостол (Еф. 6:12), не против крови и плоти... но против мироправителей тмы века сего, против духов злобы поднебесных». Этот же враг человечества назван Апостолом Павлом во 2Кор. 4"богом века сего». Этот бог века сего есть тот, который предстоит всем дурным делам и помыслам и страстям и приверженности к земным благам и удовольствиям. «Царство Божие внутрь вас есть»1248, глаголал Господь и прежде всего из души человеческой изгнан диавол Господом, а с расширением царства Божия на сотни миллионов душ изгонялся и диавол из мира, по мере того, как христианство овладевало миром. Диавол выкидывается вон из души членов общины Христовой, которая создает новое общество, ничем не подобное древним обществам и которое зиждется на началах любви, неизвестных не только обществам языческим, но и обществу Иудейскому.
Изгнание или извержение князя мира сего связуется с таинственными еще (во время произнесения их) словами Господа: «Аще вознесен буду от земли, вся привлеку в Себе». Как глубоко трогательны для нас теперь эти слова всеобъемлющей любви, знаменующие: «коею смертию хотяше умрети» (33 ст.). «Вознесен буду от земли», глаголет Божественный Страдалец, зная какие муки и терзания нравственные и физическия заключались в этих словах; но за сим Он прибавляет: «да всех привлеку к Себе»1249.
Божественная мысль любви к человеку и спасения человечества стоит выше всего: она есть мысль Божия и ей подчиняет Господь Иисус Свое человечество, зная по Божеству, какие ужасающие страдания как человек перенесет Он1250.
Но заметим, что слова Господа «вознесен буду от земли» имеют двойственное значение и каждое из них есть прославление Бога, как указывал глас с небеси и Господь Иисус. Первое значение есть вознесение Господа на кресте (cp. Ин. 3:14; 8:28); но второе значение есть вознесение Господа от и из земли к славе и победа Его над смертию. Посему в словах Господа, во-первых, знамение, «коею смертию хотяше умрети» и, во-вторых, радостное воскресение, коим Господь обещал «вся привлечь к Себе». И любовь и крест и смерть и воскресение, все в этих дышащих лобовию словах Богочеловека, зовущего к людям: «гряди ко Мне», «не изжену», «иди за Мною», «верующий в Мя не будет осужден», «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть»1251.
Ин.12:34. Отвеща ему народ: мы слышахом от закона, яко Христос пребывает во веки: како ты глаголеши: вознестися подобает Сыну человеческому? кто есть сей Сын человеческий?
По поводу вопросов народа св. Иоанн Златоуст1252 замечает, что Иудеи, поднявшие голос из толпы народа, «знали, что Христос есть лице бессмертное и имеет жизнь бесконечную. Следовательно они понимали и то, что Он говорил. Да и в Писании во многих местах говорится вместе и о страдании Христа и о воскресении. Так напр. Исайя поставляет то и другое вместе, когда говорит: «яко овца на заколение ведеся»1253... И Давид во втором псалме, как и во многих других соединяет то и другое... Но Иудеи потому говорят, что Христос пребывает во век, что этим думали заградить Ему уста и показать, что Он не Христос».
Мы здесь должны обратить особое внимание на то, что подымают голос и спорят люди, очевидно знающие писания, ибо у них ясно знание таких мест писания, как например: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: на век утвержду семя твое, в род и род устрою престол твой» (Пс. 88:4–5); или: «ты священник во век по чину Мельхиседека» (Пс. 109:4); или: «Младенец родился нам; Сын дан нам... Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида... от ныне и до века» (Исайи 9:6, 7) и мн. друг. Эти сведущие в писании, как прекрасно указывает Златоуст, не хотят допустить сближения Господа Иисуса со Христом и потому коварно возражают, умалчивая о тех местах писания (напр. Исайи гл. 42, 53), где ясно предсказаны и страдания Господа вместе с Его славою.
«Отсюда можно видеть (говорят Злат. l. cit), что они понимали многое... но что они по воле своей поступали злонамеренно».
Ин.12:35. Рече же им Иисус: еще мало время свет в вас есть: ходите, Дóндеже свет имате, да тма вас не имет: и ходяй во тме не весть, камо идет:
Ин.12:36. Дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете. Сия глагола Иисус, и отшед скрыся от них.
Господь, (говорить Златоуст in loco) произнося слова: «ходите Дóндеже свет имате», разумеет не только мало оставшееся время до Креста, но и всю настоящую (земную) жизнь человека.
Указание на малое время, остававшееся до страданий Господних, относилось преимущественно к окружавшим Господа Иудеям, которых Он в последний раз призывал к вере, жизни и ответу. Но сии вечные слова Бога глаголют и будут глаголать во все времена в круг жизни человеческой, доколе она продолжаться будет на земле. Восприять свет волею души своей должен человек в течение сей земной жизни; здесь дано ему уверовать и припасть в ногам Бога, облеченного во плоть человеческую, и только со светильником веры может он войти в Дверь и идти за Пастырем в жизнь вечную1254.
Но, – возвращаясь к первому значению слов Господа в применении их к Иудеям, слышавшим слова Господа, – нельзя упускать из виду, что наступала тьма злобы и что в это страшное время даже на учеников, близких к Господу, напал ужас сомнения1255. Посему для окружавших Господа было чрезвычайно важно уверовать в Свет, доколе Свет находился посреди их; ибо раз они соделались сынами света, грядущие испытания души их были мимолетны и рассеивались, как дым, перед славным Господним воскресением. Тем же, которые не уверовали во свет, оставлялась печальная доля стать сынами тьмы и злобою своею участвовать в грядущих делах князя тьмы в то время, когда временно предоставлялась ему власть.
«Ходите, Дóндеже свет имате»; «веруйте во свет»; «да тма вас не имет»; «да сынове света будете»: таковы были последние слова, сказанные Господом народу и Иудеям до страдания Его.
«Сия глагола Иисус и отшед скрыся от них».
Это было последнее завещание Господа всему народу. Но следующие слова Господа (ст. 44–50) в сей главе обращены уже только к ученикам, которым в последующих главах разъясняются Господом еще высшие тайны, ибо им было поручено просветить мир проповедью Креста.
От Иудеев же Господь скрывается, потому что Он видит глубокое ожесточение души их1256 и злобу их и жажду убийства. Кого же из сих Господь привел позже «умилиться сердцем»1257, то было Ему только известно.
Ин.12:37. Толика же знамения сотворшу ему пред ними, не вероваху в него,
Ин.12:38. Да сбудется слово Исайи пророка, еже рече: Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся?
Ин.12:39. Сего ради не можаху веровати, яко паки рече Исайа:
Ин.12:40. Ослепи очи их и окаменил есть сердца их, да не видят очима, ни разумеют сердцем, и обратятся, и исцелю их.
Ин.12:41. Сия рече Исайя, егда виде славу его, и глагола о нем.
Ин.12:42. Обаче убо и от князь мнози вероваша в него, но фарисей ради не исповедоваху, да не из сонмищ изгнани будут:
Ин.12:43. Возлюбиша бе паче славу человеческую, неже славу Божию.
От 37 ст. до 43 включительно слова сии суть пояснения Евангелиста, воспоминающего события, совершавшияся перед очами его и пророчества, предрекавшие проявления закоренелого неверия во Израиле, – и скорбящего о погибели стольких душ из братьев своих, кои могли быть счастливы верою и сами отринули свое опасение. Пророчества, на кои он указывает, суть первый стих 53-й главы Исайи пророка и десятый стих 6-й главы Исайи. Вся 53-я глава рисует уничиженное и страдальческое состояние Посланного, который «понесет на Себе грехи многих» (ст. 11). В стихе 1-м этой главы мышца Господня означает руку Господню и силу Господню, так что значение сего стиха есть невозможность для человека судить о действиях Божиих мерилом своего малого ума.
Второе пророчество (Ис. 6) есть видение славы Господней: пророк видит «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном... в храме вокруг Него стоят серафимы». Этот образ Божий, явленный пророку был Бог во второй Ипостаси Святой Троицы, ибо сия Ипостась являет человеку Бога невидимого1258. Сей образ Божий, облеченный в вид человеческого существа, был Бог Слово, являющий пророку Господа нашего Иисуса Христа в пророческом видении. В шестой главе Исайи пророк видит Его в славе, в пятьдесят третьей в уничижении и скорби ,– но и в славе, и в скорби – Господь Иисус Христос наш являет нам Бога невидимого.
В ст. 10 6-ой гл. Исайи (40-й стих наст. главы Евангелия) ясно предсказано огрубение и окаменение, овладевшее народом Израильским; а в 12 стихе 6 главы Исайи сказано: «великое запустение будет на этой земле», с пророческим указанием на разрушение Иерусалима и рассеяние народа по лицу земли. Но везде в пророчествах1259 указано, что лишь избранное стадо из народа Израильского «остаток», спасется. Это те, которые обратились к Господу и исцелены Им и которые составили общину Христову.
Но Евангелист указывает еще на одно явление: многие из начальников народа в душе своей уверовали в Господа, но не решались признаться в том, чтобы под влиянием фарисеев не быть отлученными от «сонмища», т. е. от синагоги, – «возлюбиша бо паче славу человеческую неже славу Божию».
Нельзя не указать, что эти стихи 42 и 43 рисуют плачевное и ужасное состояние души. Глубокое непреодолимое убеждение в Божественности Господа вторглось в души их, и сии несчастные употребляют свою волю, Богом им дарованную, – лишь для того, чтобы скрыть то, что они признавали истиной и чего не могли не признать истиной. Являясь таким образом богоборцами, они в глубине души своей сами были себе судьями, и мучение их началось еще в этом мире, и многих из них спасло только милосердие всепрощающего Господа, Который не изгнал их, когда они решились идти к Нему. К ним в особенности применялись слова, сказанные прежде Господом: «Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми»1260. Мы повторяем: только любовь и милосердие бесконечные могли простить им молчаливую сделку их совести с требованиями их тщеславия и гордости; а мы убеждены, что многие из них вступили позже в Христово стадо.
Самыми ярыми противниками Господа являются всегда и везде фарисеи: те именно фарисеи, которые старались прослыть за праведников и хвалились тщательным выполнением Закона Моисеева. Гордость, тщеславие, злоба, корыстолюбие, жажда лести и желание влиять на толпу – по-видимому более всех других грехов не допускают человека приблизиться к Богу. Гордость и злоба суть в особенности демонские грехи. Слава человеческая, когда все сердце ей отдано, затемняет ум и заставляет забывать о высшем даре, – славе Божией, к коей мы призываемся Господом.
Ин.12:44. Иисус же воззва и рече: веруяй в мя не верует в мя, но в пославшего мя:
Ин.12:45. И видяй мя видит пославшего мя:
Господь в торжественном воззвании к окружающим Его ученикам (вероятно на горе Елеонской после удаления Его от народа, ст. 86) излагает как бы сущность всего, что Он глаголал народу.
Прежде всего Он ясно указывает на тожество Свое с Отцем. Человеческие очи не могут видеть Бога Отца и ум человеческий не может понять Непостижимого; но душа человеческая может созерцать Отца в Сыне, и к ней-то взывает Господь. Только верою снимается покров с сердца, говорит Апостол Павел1261: «мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, как от Господня Духа». Или же ближе к греческому: «Мы же все с открытым лицем как в зеркале1262, взирая на славу Господню преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».
В Сыне мы созерцаем Отца и, взирая на Сына, мы сами как в зеркале верою и любовию можем, хотя тускло и слабо, отражать некоторую часть Божественных совершенств. «Как скоро мы крещаемея, говорят на это место послания к Коринфянам св. Иоанн Златоуст, – то душа наша, очищенная Духом, делается светлее солнца; и мы не только бываем способны смотреть на славу Божию, но еще и сами получаем от нее некоторое сияние. Как чистое серебро, лежащее против солнечных лучей, и само испускает лучи не только от собственного естества, но и от блеска солнечного: так и душа, очищенная Духом Божиим и соделавшаяся блистательнее серебра и в себя принимает луч от славы Духа, и от себя отражает луч той же славы»1263.
Таким образом веруяй в Сына Божия верует в Отца и видит Отца и, просветленный Духом Святым, отражает сам в душе своей Божественную славу, получая от нее радость и сияние, и делаясь «светочем», как указал Господь1264.
Следующие слова Господа указуют на вечный источник света.
Ин.12:46. Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя во тме не пребудет:
Господь не глаголет, что Он принес свет в мир, но что Он Свет Сам пришел в мир. Он, Сам абсолютный свет и единый источник света, явился в мир, да осветит мир. Появление Господа осветило мир правдой и раскрыло все тайны духовной жизни и развития и возвышения к Богу души человеческой, освещенной сим светом. И с другой стороны появление Света указало явственно язвы человечества и тьму, в которой оно находилось, и падение души человеческой, зовомой Господом от тьмы к Нему, свету.
Прежде пришествия в мир Господа нашего Иисуса Христа все человечество находилось во мраке, и самые хранители закона Моисеева были лишь хранителями закона, не будучи освещены тем Светом, который вполне осветил и разъяснил дух закона. А главное разъяснение закона лежало в любви. Господь Иисус Христос пришел спасти мир любовию Своею, и любовь положил в основание всего учения Своего. Посему и любимый ученик Господа сопоставлял любовь со светом, злобу с мраком: «Кто любит брата своего, пребывает в свете, а кто ненавидит брата своего, находится во тьме и во тьме ходит»1265. И еще говорил сей же ученик: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти»1266. Но любит искренно брата только тот, кто верует в Господа и любит Его, только эта любовь преобразует человека и делает его способным любить брата своего так, как Господь повелел1267. Вспомним, что Он и учеников Своих освятил названием братьев Своих после славного воскресения Своего1268. Посему, указуя, что Он свет и пришел в мир, да не пребудут люди во тьме, – Господь требует от человека веры и любви к Богу и любви к братьям своим, указуя, что исполнят сие повеление и изыдут из тьмы только те, которые уверуют, что Он есть «Свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир»1269.
Ин.12:47. И аще кто услышит глаголы моя и не верует, аз не сужду ему: не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир:
Ин.12:48. Отметаяйся мене и не приемляй глагол моих имать судящего ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день:
Рассматривая в совокупности стихи 46–48, мы видим, что Господь излагает все учение Свое для верующих, указывая во-первых на них (ст. 46) и во-вторых на неверующих (47–48). Первые, признающие в Господе единый источник Света, т. е. Бога (ст. 44–45), выводятся из тьмы и пребывают во свете и жизни вечной. Неверующим – и им даже обещается милосердие в ст. 47–48, если они вовремя обратятся к Господу.
Дело воплотившегося Бога было дело исключительно милосердия и любви: восприятие Богом на Себя души и плоти человеческой имело целию не суд над людьми, ибо тогда «не оправдалась бы никакая плоть», – а спасение людей. Поэтому милосердый Господь пришел не как Судия, а как Целитель душ и телес и Искупитель. Посему, глаголя о неверующих (ст. 47), Господь говорит как о несчастных, которых Он, Бог, явившийся для спасения человечества, не судит, хотя сии несчастные суть ответчики пред Словом, глаголанным Богочеловеком, ибо правда Божия пребывает во веки и нарушение сей правды может быть изглажено пред Богом лишь верою в Богочеловека. Слово, посеянное Господом на ниве души человеческой, испытует человека и раскрывает душу его пред Богом, и – или глохнет на ниве и не приносит плода от окаменения и от забот житейских или от действия диавола, – или же приносит плод1270. Посему слово Господне и есть Судия души человеческой с ее доброй или злой волей, ибо именно эта воля выражает собой внутреннего человека, или отдающего себя Богу любви и милосердия, или возмущающегося, как отец лжи диавол, против мысли Божией, чтобы поставить вместо нее свою маленькую и злобную мысль.
Пока Слово, внесшее Собою свет в мир, не явилось в смиренном образе человека, пока люди не «увидели свет великий», – они находились во тьме, ожидая Обещанного, и это ожидание освещало им отчасти будущее; но более того: ожидая Обещанного, люди имели еще надежду оправдания пред вечным правосудием, ибо не совершилось еще великое событие пришествия в мир Бога во образе человеческом. Но когда Бог явил Себя людям и во образе человеческом отверз уста Свои, поучая их глаголам Божиим и открывая волю Божию людям, – и снял с них бремя закона, требуя одной любви, говоря: «иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть'тогда одни только черствые и окаменелые души, павшие в гордыне своей, могли отвергнуть учение любви и не понять, что учение сие от Бога, и что оно единственно может дать мир и счастие душе. Достаточно было даже одних человеческих способностей, чтобы понять величие и святость того учения, которое проповедовал Господь.
Потому неверующим Иудеям судия слово, которое глаголал Господь. Но кто же, уверовав в слово, мог не уверовать в Господа, с которым Слово было едино: «Бог бе Слово»1271. «К кому пойдем, восклицаем мы с Петром, глаголы живота вечного имаши»1272.
А между тем подивимся милосердию Господа: Он даже отклоняет на время суд; «отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящего ему: слово еже глаголах, – то судит ему в последний день». В то время, когда Он произносил слова сии, а злоба приуготовляла страшное преступление, даже когда эта злоба убивает на кресте Богочеловека, и тогда еще не настает суд для преступников и неверующих: «Слово судит в последний день»: Другими словами, этим гонителям и хулителям и убийцам дается еще время уверовать в Слово. Все простится им, пусть только уверуют ранее последняго дня, который имеет два значения для человека; одно частное для каждой личности, коей дана земная жизнь для покаяния и веры; и другое, общее, указующее на последний великий день суда.
Мы знаем, что многие из гонителей и хулителей и убийц соделались однако верными рабами Господа и, по выражению Иоанна Крестителя, «бежали от грядущего гнева» и спаслись у ног Христа Спасителя в христианской общине. И один из лучших примеров сего спасения представляет, как известно, Павел, соделавшийся сосудом избранным.
Так велико милосердие Божие.
Ин.12:49. Яко аз о себе не глаголах, но пославый мя Отец, той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю:
Ин.12:50. И веем, яко заповедь его живот вечный есть: яже убо аз глаголю, якоже рече мне Отец, тако глаголю.
Господь опять отделяет Свое Божество от Своего человечества. Сказав, что не Он судит людей, отметающихся от Него, а слово, которое Он глаголал, и что Он пришел не судить мир, а спасти мир, – Господь указует, что хотя Он глаголал человеческими устами, но глаголал словеса Божии. Как человеку Иисусу дает Божество заповедь «что рещи и что возглаголати»,и яко человек Иисус глаголет Господь: «вем, яко заповедь Его живот вечный есть» и «якоже рече мне Отец, тако глаголю». Господь указует на Единый Источник, из коего излияется Слово, просвещающее мир. Источник этот Бог во святой Троице поклоняемый; и Сын, являющий Отца в человеческом образе, глаголет словеса не человеческие, не мудрости людской, не измышления разума человеческого, – а вечные словеса Божии, просвещающие человеческий разум Духом Святым, Божиим, коему дает Господь святое и трогательное имя вечного Утешителя1273, всегда с церковью Христовою пребывающего.
Слово, явленное людям, могло быть, – вследствие свободы воли, дарованной душе человеческой, – принято или отвергнуто отдельными личностями; но злая воля отдельных лиц не могла изменить воли Божией, которая спасла мир. «Слово бо... погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть. Писано бо есть: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну»1274. Слово Божие было и есть и будет для нас жизнию вечной вместе с проповедью креста, о которой говорил Апостол Павел. Свет, Любовь, Жизнь, – вот что принес нам Господь с неба, и эти драгоценные дары Единого Бога, Творца мира, явлены в мире второю Ипостасью святыя Троицы, Господом нашим Иисусом Христом. Таково вкратце значение последних слов этой главы, которая заканчивает изложение учения, обращенного Господом ко всему народу и к неверующим Иудеям.
В следующих главах Господь просвещает перед страданием Своим учеников Своих1275, которые – после совершения великого таинства смерти и искупления и воскресения Христова и вознесения Его на небо с просветленной человеческой плотию – должны были идти на проповедь ко всем народам, «крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа»1276.
И в последних словах, сказанных Господом, – «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»1277 мы почерпаем радость и силу на сей земле ожидать нашего воскресения, «взирая на начальника веры и совершителя Иисуса»1278 и «начальника жизни»1279.
* * *
Имя Симеона или Симона было очень обыкновенно. В одном Новом Завете мы встречаем семь разных Симеонов.
Это предположение уже сделано в знаменитой Historia Ecclesiastica Никифора (Callistus Xanthopulus Nicephorus † 1450) кн. 1, гл. 27 на основании какого-то древнего предания.
См. ниже главу 19; великая жертва совершилась в священный вечер, когда Иудеи по закону Моисееву вкушали пасхального агнца.
Господь ранее сего предупреждал их о смерти Своей, но они до конца не могли понять сего, пока все не исполнилось.
У Матфея употреблено выражение мира многоценного unguenti gravis pretii.
Лексикографы и см. в разных местах Speaker’s Bible и Smith’s Dictionnaries a) of Bible в) of Antiquities.
Перевод Нов. Завета сделан Т. Беза † в 1609 году.
Принимая глагол μὲλλο лишь как вспомогательный буд. времени. Так понимает это место и Епископ Михаил см. Ин. 6:71.
Д. И. Прозоровского: «о метрологическом значении Евангельского сребреника» в IX томе Изв. Имп. Д. Археолог. Общ. выпуск 5 стр. 445 и след. См. еще ниже главу 18.
См. ссылку Прозоровского (стр. 466) на «Синаксар на великую среду» с цитатой из него: «на верх главы Его лиет миро яко ценою сущее динарий трех сот, еже есть шестьдесят accapий, пенязей (златых) десять, сребреников трех».
Id. Стр. 474.
Ср. Ин. 4:8: «ученики отлучились в город купить пищи». Лк. 8о пожертвованиях, служивших Господу именем и др.
2:251–252.
Lasset sie mit Frieden (Luther); Let her alone (Auth. Vers); Laissez la (S-te Bible de la Haye 1731); Laissez la faire (Sacy) (de même Osterwald).
Беседа 66-я, ч. 2, стр 258 (1862).
Ср. Мк. 11и сл.
Ср. Ин. 2и след. См. выше ст. 13–16 второй главы и изучение их.
Слова и речи митроп. Исидора. Слово на нед. Ваий стр. 61 (1876).
Мы напоминаем, что в Ин. 2:13–16 и сл. указано первое изгнание в начале проповеди Господа, в синоптических Евангелиях второе изгнание продающих перед страданием Господа.
Полагаем нелишним заметить, что Βαία τῶν φοίνικων означает именно, как передает русский перевод пальмовые ветви, т. е. ветви пальм всякого рода, а не исключительно финиковой пальмы, ибо φοῖνιξ означаегь вообще пальмовое дерево. нет сомнения однако, что Финикия (получившая, как полагают, свое греческое имя от пальмы) и Палестина всегда изобиловали именно финиковыми пальмами Phoenix Dactylifera, на что указывают и Ксенофонт в Киропедии (6§ 22) и Плиний в Нат. Истории (13:9, § 4) и Страбон кн. 17, листы 800, 818 Causab.
По-еврейски хоша-на (Осанна).
Мф. 12:28; Лк. 10:9–11; Лк. 11и др.
С небольшим изменением первых слов, ибо в Захарии 9вместо слов «не бойся» написано «радуйся зело» и прибавлено «проповедуй дщи Сионя, дщи Иерусалимля».
Избавлены (русск. син. перев.).
Ср. напр. Ис. 33:20. «Взгляни на Сион, город праздничных собраний наших: глаза твои увидят Иерусалим»... Или ср. Софонии 3:18: «Ликуй дщерь Сиона, торжествуй, Израиль; веселись дщерь Иерусалима», и см. далее 16–18 и др.
Евр. Мем, самех, хе; (масах): переведено по лат. (В. Sacra) словом probatio.
Ср. на Быт. 9прим. в 1 томе Священной Летописи.
Канон. Хрон. кн. 1, гл. 13.
Tacit Histor. lib. 5, §§ 3, 4, 5, 9, 13 и у Флавия Иосифа прот. Аппиона кн. 1 главы 11 и 12 (опровержение Херемона и Лизимаха) и кн. 2 глава 4 опровержение Аппиона, опирающегося на Поссидония и Аполлония Молона.
См. Флав. Иосифа Древн. кн. 11, гл. 8 и в Талмуде тр. Иома f. 69.
"Le parvis des gentils« называет его Dom Calmet Dict de la Bible ad voc. Temple, v. 3, p. 629 de l’éd. de 1730. Этот двор назывался хель (Smith’s Dict, of the Bible v. 3 ad voc. Temple p. 1462, 6).
Христианская иконопись всегда изображала Св. Ап. Андрея в преклонных летах и седым.
Мы отсылаем читателя к комментарию Епископа Михаила на Ин. 12:23–24 (стр. 423–424 изд. 1874). Он найдет у него мысли глубокие и трогательные.
См. известную Эклогу 4, 4, 5 Виргилия «к Полиону»: Ultima Cumaei venit jam carminis aetas; «Magnus ab integro saeclornm nascitur ordo» (et seq.) Это пророчество взято Виргилием из Сивиллинских книг, но применено Виргилием к Августу.
Бес. 66 на Иоанна, ч. 2. Стр. 264 (1862).
См в особ. 1Кор. 15:35–45.
Ср. Мф. 10:38–39; Лк. 17:33.
Бес. 67 на Иоанна ч. 2, стр. 269 и сл. (1862). Великий проповедник Златоуст всегда имеет в виду различные выражения о душе и духе, которые употребляет св. Апостол Павел, и которые различаются и в Евангелиях. Под словом душа ψυχἠ разумеется животворящее начало, оживляющее плоть: но высшее начало человека, его духовное Я, выражается словом дух πνεῦμα. Ср. 1Кор. 15:44, 46; Ин. 3и посл. 1Ин. 4:2. Ср. еще 1Кор. 2:11: «Кто из человек знает, что в человеке кроме духа (πνεῦμα) человеческого, живущего в нем».
Против Аполлинария кн. 1 в изд. 1853, ч. 3, стр. 379–380.
Изучаемый стих.
Слово на Aриан третье в изд. 1852, ч. 2, 437.
Бес. 67 на Иоанна ч. 2, стр. 275. Может быть точнее: выкинут будет вон.
О крестной смерти см. главу 19; о человеческих нравственных страданиях см. там же и passim.
Бес. 68 на Иоанна; ч. 2, стр. 279 и сл. (1862).
Ссылка Иоанна Златоуста на Ис. 53:7, – не окончена; следовало добавить ст. 11-й – Праведник раб Мой оправдает многих и грехи их на себе понесет.
Ср. изучение десятой главы.
Ср. Лк. 24слова Клеопы: А мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиль.
Так Иоанн Злат. бес. 68 ч. 2 стр. 281–282.
Ср. еще Мессианские пророчества Ис. 2:4; 4:2; 7:14; 11:1; 25:7–10; 13:1–4; 60:1; 61:I; 62:1 и 11; 63и сл.; 65:1.
См. Ис. 1:9; 6:13; 10:22–23. Иез. 6:8; Иоил. 2:32; Мих. 2:12; ср. Рим. 9:27.
Id. ib. 18. Русский перевод ближе к греческому: Мы же все открытым лицем как в зеркале (κατοπτριζὸμενοι, quasi in speculo intuentes).
Св. Иoанн Злат., толкование на 2-е посл. к Коринфянам беседа 7, на 2Кор. 3(в изд. 1851, стр. 111).
Мф. 5:14, 16. Луки 8и др.
Ср. Мф. 5:43–48; Мф. 18:14–15.
После удаления из среды их недостойного предателя.