Скрыть
кирпичи пали – построим из тесаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 9-10, 12 Людие Ефремовы и живущии в Самарии, в досаждении и высоцем сердцы глаголюще: оставим плинфы… изсечем камение и посечем дикие смоковницы и заменим кедрами, и созиждем себе столп. И поедят Израиля всеми усты. Пророк указывает на Феглаффелласара и союзников его, которые ниспровергли царство Ефремово. И укрепит на него Господь врагов Расина, в котором Израильтяне видели свою надежду и защиту. Но еще рука Его высока, потому что Бог наведет на Израильтян Салманассара, подобного Феглаффелласару.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 8-10 Слово посла Господь на Иакова, и прииде на Израиля, и уразумеют вси людие Ефремовы и живущии в Самарии, в досаждении и высоцем сердцы глаголюще: плинфы падоша, но приидите, изсечем камение и посечем черничие и кедры, и созиждем себе столп

Кажется, что наименованием Иакова и Израиля пророческое слово дает нам понятие о двух действиях: о первоначальном обучении несовершенных и о высшем усовершении добродетели. А такую мысль подает нам самый образ переименования Патриархова. Ибо при рождении Патриарх назван Иаковом, потому что придержася пяте братней (ср.: Быт. 25:26), а после борьбы вместо награды дано ему наименование как победителю. Не прозовется ктому имя твое Иаков, но Израиль будет имя твое (Быт. 32:28). Итак, Слово было послано на Иакова, и прииде на Израиля. Хотя Слово к тем, которые немощнее, по милосердию нисходит к первым, однако же прозорливейшие, восчувствовав пользу Слова, как бы расхищают Его, предваряя нерадивых, к которым Оно послано. Итак, Слово посла Господь на Иакова. Знаешь ли Слово, Которое бе в начале, и бе у Бога (ср.: Ин. 1:1)? Сие-то Слово послал Отец к Иакову; но познал Слово истинный Израиль - души прозорливейшие.

И уразумеют вси людие Ефремовы и живущии в Самарии, в досаждении и высоцем сердцы. Это тот Ефрем, из которого возникший отступник Иеровоам увлек с собой в раскол десять колен и, слив золотых юниц, убедил народ отступить от служения Богу и служить египетским идолам. Посему живущии в Самарии, в досаждении и высоцем сердцы, пришед в сознание истины, прияли Слово, как повествует и книга Деяний, что услышали Апостолы, яко Самариа прият Слово (ср.: Деян. 8:14).

Потом Пророк описывает, каковы были их досаждение и гордость. Ибо, презирая удел Давидов, потому что удобно было разрушить царство его, в насмешку говорили: плинфы падоша, но приидите, изсечем камение. Плинфами называли устройство царства сынов Иессеевых, а твердостью камней, взаимно между собой сплоченных, именовали свое могущество и согласие в делах житейских.

И посечем, сказано, черничие и кедры, и созиждем себе столп вместо храма, который устроил для Иуды Соломон. Подобное сему замышляли и те, которые чрез построение высокого столпа намеревались сделать для себя доступным небо. И они говорили: приидите, сотворим плинфы и испечем их огнем и еще приидите, созиждем себе град и столп, егоже верх будет даже до небесе (Быт. 11:3-4). Черничие есть дерево самое многоплодное, но плоды его совершенно безвкусны, разве кто тщательной насечкой извлечет из них некоторый сок, приятно действующий на вкус. Поэтому принимаю дерево сие за символ языческого общества, возрастающего числом, но как бы оскудевающего в уме от привычки к языческим нравам; оно, если кто возможет произвести в нем насечки словом, от сего изменения получив сладость, делается благопотребным. И кедры берутся иногда в образ великих душ, имеющих порывы, достойные похвалы, потому что возвышенно мудрствуют и имеют жительство на небесах, как знаем сие из псалмов, где Давид в число хвалящих Бога включает кедры и говорит: древа плодоносна и вси кедри (Пс. 148:9) и еще: Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил (Пс. 103:16). Но знаем также, что иногда кедрами называются жестокие и непреклонные нравы, взимающиеся на разум Божий (ср.: 2Кор. 10:5). Посему-то стрыет Господь кедры Ливанския (Пс. 28:5). И превозносящиеся лжеименным ведением, и представляющие, что постигли тайны всевышнего Бога, называются также кедрами. Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанския. И их истребление мгновенно. Мимо идох, и се, не бе (Пс. 36:35-36). Сии-то кедры брали на построение столпа, прежде пришествия Слова, жившие в Самарии в досаждении, насмехавшиеся над богопочитанием иудеев и падшими плинфами называвшие все, назданное на их догматах.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены - заменим их кедрами

«Кирпичи пали, – говорит, – построим из тесаного камня». О, человек! Ты постоянно слушаешь о будущих войнах, об имеющих постигнуть твое государство бедствиях, и однако доселе презираешь эти слова, и заботишься о хороших постройках. О, безумие, неопытность, гордость! Бог угрожает, ты презираешь? И хотя бы Бог не угрожал, тебя должен был бы убедить в этом самый предмет. Если ничто иное, то жизнь иудеев не менее пророков могла убедить их в пророческом значении этих слов. Но, может быть, вы думаете, потому вас и не постигнет наказание, что вы сделаете хорошие постройки? Это – слова крайне неверующих, погрузившихся в неведение Бога: не веруя изречениям пророков, они до того ожесточились, что намеревались строить долговечные здания. И ныне, о, человек, для кого ты созидаешь долговечные здания? В скором времени ты удалишься из этого мира: сегодня или завтра разрешится твое тело, – чьи же будут, сделанные тобою, крепкие здания? О, как велико такое безумие! Но, скажешь, я забочусь о существовании сыновей и родственников. Гораздо лучше домов и зданий были те заповеди, которые дал Ионадав Рехавитянин своим сыновьям: «и домов не стройте» (Иерем.35:7); ты же, напротив, если бы имел возможность, возбуждал бы их к большим бедствиям: к тому теперь ты и стремишься, привязывая таким образом и их к преходящему миру.

«Созиждем себе столб» (в русском переводе этих слов нет): не говорят – детям или потомкам, но «себе». Пророк, говорят, – сумасшедший, и не знает, что говорит. Созидают же они башни не затем, чтобы в них жить, а ради славы и хвастовства. Видишь ли, как они, по своей гордости, оскорбляли Бога? Впрочем, говорит, не ради только этого, но и ради народа еврейского, Я подвергну их наказанию.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены - заменим их кедрами

См. Толкование на Ис. 9:08

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 8–10 Смерть посла Господь на Иакова, и прииде на Израиля: и уразумеют вси людие Ефремовы и живущии в Самарии, в досаждении и высоцем сердцы глаголюще: плинфы падоша, но приидите, изсечем камение и посечем черничие и кедры, и созиждем себе столп

Продолжительна была речь пророка об Еммануиле; искусно закончивши ее, он опять возвращается к тому, что говорилось в начале. А прежде была речь вот о чем. Он сильно обличал Израиля как непокорного Богу и оскорбляющего Того, который всегда сохранял его, и по этой причине навлекшего на себя крайние бедствия. Ибо он говорил, что они не восхотели закона Господа Саваофа, но пренебрегли учением святого Израиля. И воспылал Господь гневом на народ свой и наложил руку свою на них и поразил их. И раздражены были горы, и трупы их сделались как навоз по средине дороги. Под горами же раздраженными разумеет царей ассирийских: ибо они стали гордыми и честолюбивыми и надменными в душе своей; они разрушили всю Самарию до основания, взяли в плен Израиля и увели его в горы Персов и Мидян. Итак, окончивши, как я сказал, речь об Еммануиле, он опять возвращается к цели, предположенной в начале, и повествует об опустошении Самарии, говоря: смерть посла на Иакова, и прииде на Израиля. Надобно знать, что Евреи и некоторые другие толкователи вместо: смерть читали: слово посла Господь на Иакова, и прииде на Израиля. Какое слово? Очевидно, слово, осуждающее нечествовавших и подвергающее наказанию тех, которые оставили Его и поклонились делам рук своих. Но сказал ли: смерть посла Бог, или слово, – смысл не будет не сходен, напротив будет направляться к одной и той же цели. Впрочем, здесь должны быть приведены на память события истории, которые я расскажу кратко. Ибо только после этого и будет понятно объясняемое. Итак, некогда царствовали во Иерусалиме, над Иудою или Иаковом, мужи как добрые, так и злые, точно также и над Израилем в Самарии происходившие из колена Ефремова. Ибо из колена Ефремова был и первый их царь Иеровоам, сын Навата, который склонил их покланяться золотым тельцам его. Итак, из тех, которые некогда царствовали в Иерусалиме и Самарии, очень многие были, как я сказал, бесстыдными оскорбителями Бога, нечистыми и идолослужителями, покланялись воинству небесному, нечестиво служили деревам и камням. Таков был Ахаз, который даже детей своих проводил чрез огонь и очень много зла сделал Иерусалиму, даже вторгся в самый божественный храм. Когда же он восхищен был смертью из среды живых, скипетр царский принимает Езекия, в то время как над Израилем, или десятью коленами, в Самарии царствовал Осия, сын Илы. В царствование его царь ассирийский пошел войною против Самарии и вместе с нею взял и многие другие города Иудеи. После этого когда Сеннахирим вторгся в Иудею, в царствование благочестивого Езекии Бог чудесно спас Иерусалим. В четвертой книге Царств об этом так написано: И бысть в лето четвертое царя Езекии, сие же лето седмое Осии, сыну Илы, царю Израилеву, взыде Саламанассар царь Ассирийск на Самарию, и обседе ю. И взя ю при конце триех лет, в шестое лето Езекиево, сие лето девятое Осии царя Израилева, и пленена бысть Самариа. И преведе царь ассирийский Самаряны во Ассирию, и посади я на Алаи и на Аворе, реках Гозанских, и в пределех Мидских: понеже не послушаша гласа Господа Бога своего, и преступиша Завет Его, вся елика заповеда Моисей раб Господень, и не послушаша, и не сотвориша. И в четвертоенадесять лето царя Езекии, взыде Сеннахирим царь ассирийский на грады Иудины твердыя, и взят я (4Цар. 18:9-13). И это также из священных книг. А что Сеннахирим опустошил Самарию, идя против Иерусалима, это мы увидим без труда из того, что писал сам блаженный пророк Исаия. Ибо Рабсак к тем, которые сидели в стенах, обратился с такими словами: да не прельщает вас Езекиа, глаголя: Бог ваш избавит вы: еда избавиша бози язычестии, кийждо страну свою от руки царя Ассирийска? Где есть Бог Емафов и Арфафов? и где Бог града Сепфарима? еда возмогоша избавити Самарию от руки моея? (Ис. 36:18-19). Итак, Сеннахирим прежде разрушил Самарию вместе с другими городами и странами; потом осадил Иерусалим, Когда же он похулил славу божественную, вышел Ангел от Господа и в одну ночь избил из стана ассирийского сто восемьдесят пять тысяч. Итак, когда Сеннахирим шел против Иерусалима, он прежде опустошил Самарию, потому что Бог предал ее за то, что она совершила хуже того, что делалось в Иерусалиме. Посему по необходимости сказано: смерть посла Господь на Иакова, и прииде на Израиля. Но сожжена была Самария, в которой обитал Израиль, то есть десять колен, и погибла совершенно. Ибо, думаю, у тех, которые окружены были в ней, было достаточно благоразумия для того, чтоб понять наконец, что поистине страшно оскорбить Бога. Потом когда они познали это, им без сомнения следовало умилостивить Оскорбленного и переменой жизни к лучшему смягчить Разгневанного. Но они этого не сделали и не приняли этого к сердцу, а обезумевшие еще больше, говорили: плинфы падоша, но изсечем камение, и посечем черничие и кедры; и созиждем себе столп. О великое неразумие! Не следовало ли им лучше сказать: мы оскорбили всемогущего Бога своим безрассудством и за это опустошены у нас города и селения; приидите, снимем с себя тяжесть гнева Его покаянием. Они же не сказали этого, но пренебрегая надежностью божественной помощи говорили, что стены городов, находящихся около Самарии, сделаны были из непрочного кирпича, а если мы обтешем камни и приладим к ним не гниющие деревья, т.е., тутовые деревья и кедры, и построим укрепление, то мы будем недоступны для врагов и несокрушимы. Итак, говорит, в досаждении и высоком сердце глаголющие сие пусть узнают, то есть опять научатся, к чему приведет их это решение и что опять погибелью для них кончится этот их замысел. Надобно знать, что после опустошения, произведенного Сеннахиримом, во времена Иеремии против Иудеи воевал Навуходоносор, взял ее всю, и разрушил Самарию и самый Иерусалим. Поэтому-то пророк Иеремия и говорит: проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на нем, и от Господа отступит сердце его (Иер. 17:5). Ибо никто не спасет того, кто подвергся гневу божественному: руку высокую кто отвратит? (Ис. 14:26) по написанному.

Толкование на пророка Исаию

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены - заменим их кедрами

Когда пророк провидел, что народ иудейский отпадет от веры и что начнут говорить в Церкви святые апостолы, через которых многие из язычников сплотятся в вере и твердости жизни, он, действительно, возвестил большое утешение, говоря: Кирпичи пали - построим из тесаного камня. Видя, разумеется, что в святой Церкви восстанут апостолы, мученики и учители, он менее скорбел о падении кирпичей, то есть о гибели иудеев, потому что увидел, что здание Всемогущего Бога, то есть святая Церковь, строится из тесаных камней. Следовательно, строятся четыре стола, потому что вера, жизнь, терпение и милость из жизни святых даны в пример последующим народам, чтобы уже притвор имел столы, то есть чтобы народ владел добродетелями, на которых возжег на алтаре своего сердца жертву молитвы Богу Всемогущему. А то, что верные добрые народы или сделали, или делают святой Церкви, это они восприняли из жизни своих проповедников. Ведь откуда бы этот притвор имел столы, если бы не нашел тесаные камни?

Хотите ли, любезнейшие братья, увидеть каждый из них? Вот пример веры: для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Флп. 1:21). Вы хотите узнать жизнь? Для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6:14). Вы хотите услышать о терпении? Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим (1Кор. 4:11-13).

Беседы на пророка Иезекииля

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: кирпичи пали - построим из тесаного камня; сикоморы вырублены - заменим их кедрами

Особенным высокомерием отличается северное, Израильское, царство. Вместо кирпичей - материала довольно хрупкого - оно хочет возводить свои постройки из дорогих и прочных тесаных камней; вместо сикоморов или довольно обыкновенных в Палестине смоковниц, из которых приготовлялись балки, двери, оконные решетки и лестницы, делать это из привозившегося с Ливана крепкого кедра. Этим, конечно, пророк символически указывает на гордые мечты израильтян относительно восстановления своего политического значения.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 9:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Чтобы знал весь народ, Ефрем и жители Самарии, которые с гордостью и надменным сердцем говорят: кирпичи пали – построим из тесаного камня; сикоморы вырублены – заменим их кедрами.

Господь предварительно, благовременно и торжественно объявляет Свою волю через необычайного Своего вестника –вдохновенного пророка, чтобы народ, видя и слыша пророка, строго обдумал образ и характер своих слов и действий, вызвавших сильное пророческое обличение: пророческим словом обличается гордость самонадеянного Израиля. Царство десяти колен подверглось нападению Феглаффелассара, царя Ассирийского, который разрушил в нем некоторые города, порубил дубравы. Но народ не признал в этом карающей воли Божией; напротив, с гордостью заявлял о том, что такое бедствие для него нечувствительно и неразорительно, от него легко и скоро можно оправиться даже к лучшему. Если разрушены постройки из кирпича, то можно выстроить более дорогие, прочные, красивые и удобные постройки из тесаного камня; если повырублены сикоморы – слабые и дешевые деревья, то можно заменить их крепкими и дорогими кедрами; и, таким образом, после бедствия можно жить несравненно лучше. Такая нечувствительность вызывает больший гнев Божий, строжайшее наказание и неоднократные удары (ср. ст.(Ис.9:12,17,21;10:4)

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible