Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иероним Стридонский, блж. (†420)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 9-10, 12 Людие Ефремовы и живущии в Самарии, в досаждении и высоцем сердцы глаголюще: оставим плинфы… изсечем камение и посечем дикие смоковницы и заменим кедрами, и созиждем себе столп. И поедят Израиля всеми усты. Пророк указывает на Феглаффелласара и союзников его, которые ниспровергли царство Ефремово. И укрепит на него Господь врагов Расина, в котором Израильтяне видели свою надежду и защиту. Но еще рука Его высока, потому что Бог наведет на Израильтян Салманассара, подобного Феглаффелласару.
Василий Великий, свт. (†379)
Ст. 11-13 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает
И так обещает им разрушить и низложить всех восстающих против горы Сион и рассыпать нечестивое их согласие против истины. Враги же эти суть сирияне и еллины, из которых одни живут на востоке, а другие - на западе. Они будут рассыпаны за то, что поядали Израиля всеми усты. А устами называет здесь Пророк уловляющую силу слова, которой вполне они пользовались для расставления сети в простоте верующим в Бога.
Во всех сих не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока. И людие не обратишася, дондеже язвени быша, и Господа не взыскаша. При всем этом поскольку враги Божии, и наказываемые, не пришли в сокрушение сердца, то не отвратися ярость, но еще рука, то есть карательная сила, подъята на не раскаивающихся в злобе и лукавстве, с какими они действовали. Итак, поскольку люди сии врачуются не словом, а наказанием, то написано: И людие не обратишася, дондеже язвени быша. Поэтому для таких людей необходимы наказания. Посему никто не трудись над разысканием причин явлений горестных: для чего засухи, для чего дожди, для чего удары грома, для чего град? Это для нас, имеющих нераскаянное сердце и не прежде обращающихся, разве когда бываем язвени.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 11-12 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта
Благодеяния должны принести пользу. Смотри, как Бог вразумляет нас страхом наказаний. Сперва Он пророчествовал о вавилонянах, потом о сирийцах и западных греках. Мне кажется, этим Он желал показать некоторое благо, т.е. что слава Его явится на всем земном круге, а в особенности среди вавилонян, которые в то время владели многими странами, дабы они не присвояли себе победы, но понимали, что Бог дал им власть угнетать многие народы и эллинов «от запада солнца». Но почему? Потому что они «будут они пожирать Израиля полным ртом». Видишь ли, что он и сам наконец ищет от них защиты? «При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта». Эти слова значат или то, что они, выслушав столько угроз, не стали однако добрыми, или то, что Бог не доведет до такого предела наказания; как видно из последующих слов, речь идет о народе.
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта
См. Толкование на Ис. 9:08
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 11-12 И разрушит Бог востающия на гору Сионю, и враги его разсыплет: Сирию от восток солнца и Еллины от запада солнца, поядающия Израиля всеми усты
Когда Бог поражает за многие грехи, то наводит на пострадавших ожесточение (оцепенение), дабы открылось, что Он всеми способами призывает к покаянию, т.е. и посредством страдания, и посредством утешения. Точно также и теперь страждущим возвещается разграбление. И история дает сказанному подтверждение, которое необходимо, как я сказал, привести вкратце. Ибо последняя война против всей Иудеи и Самарии ведена была Навуходоносором и они отведены были пленниками и находились в рабстве у врагов семьдесят лет. Когда же кончилось время гнева, опять умилосердился над ними Бог всяческих и устроил их возвращение, после того как Кир, сын Камбиза победил Вавилонян. И когда пострадавшие возвратились во святой город, они решились построить стены его и сделали это и воздвигли свой божественный храм. Но, несмотря на то, что они столько пострадали и перенесли наказание за прежние свои грехи, соседние народы из зависти опять нападали на них: ибо они не желали, чтоб Иерусалим приобрел значение; в особенности же теснили их злобные Сирияне и жители Дамаска: но при помощи спасающего и содействующего возвратившимся из плена Бога они были побеждены; (Иудеи) взяли верх над врагами (своими). Потом, по прошествии некоторого времени, Антиох, по прозванью Епифан, царствовавший в Азии, прогневался на Птолемея, царствовавшего в то время в земле египетской; начавши войну, был побежден и едва спасся. Но чтоб не возвратиться домой совершенно без всякой добычи, не принеся воспоминания о победе, пошел войною против Иудеи, взял Иерусалим и, подчинивши его себе и расхитивши все священные сосуды, оставил в Иудее некоего военачальника Лисия, приказавши ему управлять страною. Когда же названный Антиох возвратился в свое царство, Иудеи восстали против военачальника Лисия и победили его. Узнав об этом, Антиох умер от печали. Итак, Бог всяческих обещает свою помощь осажденным Навуходоносором и едва избежавшим плена говорит: и разрушит Бог востающия на гору Сион. Слышишь, как поражающий и врачует. Кто же эти восстающие? Сирия от востока солнца и Еллины от запада солнца. Ибо Антиох был родом Еллин и вторгся из Македонии, которая находится на западе, потому что страна Македонян есть часть запада, особенно когда представляется как бы по сравнению относительно местоположения со странами, находящимися на восток солнца. А таковы Сирийцы и жители Дамаска. Когда же говорит о Еллинах, поядающих Израиля всеми усты, то надобно знать, что Антиох напал на Иудеев жестоко и бесчеловечно и избил бесчисленное множество их жалости достойным образом, когда сражались Маккавеи и торжествуемы были славные победы этих мужей. Об этом рассказывает Иосиф (Флавий) в книге о них. Поедают так же сыны Еллинов Израиля и иным образом и необходимо сказать, как именно. Их поэты и ораторы, достигшие высшего искусства в красноречии и совершенства в слове, и сделавшись увлекательными и мудрыми, как бы похищают духовного Израиля, то есть ум, созерцающий Бога, и обольщают тех, которые уже уверовали во Христа, увлекая их вместе с ними поклоняться твари вместо Творца. Вот они-то поедают Израиля всеми усты и против них нельзя уберечься. Если бы блеск красноречия находился в согласии с добрыми делами, то он был бы приятен и угоден Богу; но один пустой блеск слова мог ли быть чем-нибудь иным, как медью звенящей и кимвалом звяцающим, по слову премудрого Павла (1Кор. 13:1)?
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта
Сирияне - прежние друзья Израиля станут также его врагами.
Филистимляне были исконными врагами Иудеи (2Пар. 28:18 и сл.). (Перевод Пешито: Эдома с востока (вместо сириян) подходил бы в настоящем месте только при предположении, что во 11-м стихе идет речь об Иудейском царстве, а между тем как видно из 12 ст., речь идет об Израильском, к которому идумеи не имели особой вражды).
Толковая Библия.
См. также Толкование на Ис. 9:8
протоиерей Николай Троицкий (†1920)
И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.
Царь Ассирийский Феглаффелассар, по воле Божией, ожесточенно и победоносно разбил Рецина – царя Сирийского, с которым был в союзе Факей, царь Израильский. Поэтому и для царства Израильского тем более грозным врагом был Феглаффелассар. И этого-то врага наведет Господь на землю гордого народа, восстающего против святой горы Сиона. Вместе с тем Господь вооружит и наведет против Израильтян самих Сирийцев с востока, а Филистимлян (славян, Еллинов) с запада. При таком отношении Израильтян к своим соседям, им предстоит грустное безвыходное положение. С севера взойдет царь Ассирийский, с востока – Сирийцы, с запада – Филистимляне, с юга – Иудеи, которых они сами сделали своими врагами и через то лишили себя их помощи. Находясь в таком безвыходном положении, все царство Израильское, в полном числе своего населения, сделается добычей неприятелей, как стадо овец, отовсюду окруженное волками: неприятели будут беспощадно и беспрепятственно, в сознании своего победоносного могущества, истреблять народ, осужденный на смерть(Ис.9:8) и истреблять его столько, сколько им будет угодно, как хищные звери, при полной безопасности, пожирают добычу «полным ртом». Одна челюсть этого рта – Сирийцы, другая – Филистимляне, одинаково кровожадные. Но такое нападение алчных врагов будет только первым бедствием, как бы первым ударом по непреклонной спине гордого и ослушного раба Израиля: и как такой раб не вразумляется и не исправляется одним ударом, поэтому получает другой и третий; так и народ Израильский должен будет получить еще нисколько ударов. Поэтому Господь еще неоднократно и высоко поднимет свою наказывающую десницу для нанесения еще сильнейших ударов Своим гордым рабам – жителям Самарии и всему царству Израильскому.