Скрыть
И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит:

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 11-13 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Но народ не обращается к Биющему его, и к Господу Саваофу не прибегает

И так обещает им разрушить и низложить всех восстающих против горы Сион и рассыпать нечестивое их согласие против истины. Враги же эти суть сирияне и еллины, из которых одни живут на востоке, а другие - на западе. Они будут рассыпаны за то, что поядали Израиля всеми усты. А устами называет здесь Пророк уловляющую силу слова, которой вполне они пользовались для расставления сети в простоте верующим в Бога.

Во всех сих не отвратися ярость Его, но еще рука Его высока. И людие не обратишася, дондеже язвени быша, и Господа не взыскаша. При всем этом поскольку враги Божии, и наказываемые, не пришли в сокрушение сердца, то не отвратися ярость, но еще рука, то есть карательная сила, подъята на не раскаивающихся в злобе и лукавстве, с какими они действовали. Итак, поскольку люди сии врачуются не словом, а наказанием, то написано: И людие не обратишася, дондеже язвени быша. Поэтому для таких людей необходимы наказания. Посему никто не трудись над разысканием причин явлений горестных: для чего засухи, для чего дожди, для чего удары грома, для чего град? Это для нас, имеющих нераскаянное сердце и не прежде обращающихся, разве когда бываем язвени.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

Благодеяния должны принести пользу. Смотри, как Бог вразумляет нас страхом наказаний. Сперва Он пророчествовал о вавилонянах, потом о сирийцах и западных греках. Мне кажется, этим Он желал показать некоторое благо, т.е. что слава Его явится на всем земном круге, а в особенности среди вавилонян, которые в то время владели многими странами, дабы они не присвояли себе победы, но понимали, что Бог дал им власть угнетать многие народы и эллинов «от запада солнца». Но почему? Потому что они «будут они пожирать Израиля полным ртом». Видишь ли, что он и сам наконец ищет от них защиты? «При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта». Эти слова значат или то, что они, выслушав столько угроз, не стали однако добрыми, или то, что Бог не доведет до такого предела наказания; как видно из последующих слов, речь идет о народе.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 8-13 Слово послал Господь на Иакова, и оно пало на Израиля. И узнает весь народ, Ефрем и жители Самарии, в гордости и надмении говорящие: кирпичи пали, но мы построим из тесанных камней; сикоморы вырубили, но мы заменим их кедрами. И воздвигнет Господь врагов Расина против него, и врагов его взволнует: Сирию с востока, и Филистимлян с запада, и они будут пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта. Но народ не обратился к Биющему его, и Господа воинств они не взыскали

Мы читали выше, что во дни Ахаза сына Иоафама, сына Озии царя Иудейскаго, поднялся Расин царь Сирийский, и Факей сын Ромелии царь Израильский на Иерусалим, чтобы завоевать его (4Цар. 16:1, 5), и что послан был Исаия пророк с Иасувом, сыном своим на встречу Ахазу сказать ему, чтобы он не боялся и чтобы сердце его не страшилось хвостов двух головней дымящихся, так как ими имеет окончиться царство Сирийское и Израильское (Ис. 7:3-4, 16). И когда по причине величия этого дела и своего настоящаго несчастия Ахаз не верил этому, то ему повелевается просить себе знамения (Ис. 7:11); и так как он был идолослужитель и не хотел сделать и этого, то за это Господь не самому царю, а дому Давидову дает знамение, — знамение Сына Своего, имеющего родиться от Девы, по силе призывания Которого они будут избавлены от угрожающей опасности (Ис. 7:12-16), и прочее что мы истолковали до настоящего места. И так, изложив в средине многие тайны, теперь возвращается к тому, с чего начал, и пророчествует о погибели Расина и Ефрема, т. е. Сирии и Самарии: слово, говорит, послал Господь на Иакова, и оно пало на Израиля. У Евреев dabar, изображаемое тремя согласными буквами: далет, бет и реш, по различию мест, если читается dabar, то значит слово, если — deber, то смерть и моровая язва; почему многие, введенные в заблуждение двусмысленностию слова, говорят не слово было послано, а смерть. И так послал Господь слово на Иакова, а оно пало на Израиля: хотел, чтобы царствовал Иуда, как пророчествует Иаков в книге Бытия (Быт. 49:10), а присвоил себе царство Израиль, т. е. десять колен, о которых сказано: «они сами царствовали, а не чрез Меня» (Ос. 8:4), Таким-то образом царское достоинство, которое помазанием Самуила после отвержения Саула началось в роде Давида, посланное на Иакова, т. е. на двенадцать колен, которые прежде назывались Иаковом, пало на Израиля, — не пришло, как перевели LXX, а пало, ибо оно пало у нечестивых, и воcстановленное у святых , было возвышено. И так пусть же знают народ Ефрема и жители Самарии, по своей многочисленности надмевающиеся гордостью и говорящие: царство Иудейское мало и слишком ничтожно в сравнении с нашим; тогда как они распадаются как кирпичи, мы построим себе дом из тесанного камня; тогда как их сикомор, эти деревья нисшего сорта, вырублены вражеским нашествием, мы свое царство построим из кедров не гниющих, указывая на вечность своего царства,— весь народ Ефремов и жители Самарии пусть же знают, что Сирия, которая теперь в союзе с нею, перейдет на сторону ее врагов, и даже против самой Сирии поднимутся неожиданно войны со стороны врагов и все будут в смятении , так что против Израиля поднимутся Сирия с востока и Филистимляне, т. е. Палестиняне, с запада, и вместе будут пожирать Израиля. И тем не менее и после всего этого рука Моя простертая, или высокая, над Израилем, и не перестает поражать его. Но пораженные Богом не обратятся к бьющему их и не взыщут Господа воинств, поклоняясь вместо Бога золотым тельцам.

В таинственном смысле наши объясняют это так: послал Бог Cына Своего к Иакову, т. е. к Иудеям, а Он припал к Израилю, т. е. К народу язычников, которых и апостол называет Израилем (Рим. 9:6, 8). Другие же объясняют так: послал Господь слово Свое к Церкви, которая ниспровергла прежний народ, а оно пало на Израиля, т. е. на еретиков хвалящихся, что они видят Бога.

Пусть же знают князья их и все живущие в Самарии, т. е. говорящие, что они соблюдают закон Божий и живут в изобилии добродетелей и приносят плоды правды (ибо это значит Ефрем), которые в гордости сердца своего презирают Церковь и простоту ея считая невежеством, говорят: вместо кирпичей ея мы построим церкви свои из тесанных, самых крепких камней и вместо безплодных и скоро гниющих деревьев воздвигнем высочайшие кедры, которые сокрушит Господь и о которых праведный повествует, что он видел в них подобие нечестивого и не обрелось места их (Пс. 36:35-36).

Вместо этого LXX перевели: и построим себе башню; и разрушит Бог мотающих на гору Сион и разсеет врагов его Ибо они желают по подобию храма Божия построить себе храм в Самарии; но хотя они пойдут от востока и скажут: приидите созиждем себе столп и сотворим себе имя прежде неже рассеятися нам (Быт. 11:4), но противодействием Господа разрушится и рассеется согласие их и языки их разделятся один от другого, чтобы в согласии они не сделались худшими, но были-бы взаимно разрознены. Однако и пораженные таким образом и пожранные врагами они не возвратятся ко Господу, но рука Его еще уготовлена на биение, сообразно с тем , что читаем у Иеремии: «напрасно Я поражал сыновей ваших: вразумления вы не приняли» (Иер. 2:30).

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 11-12 И разрушит Бог востающия на гору Сионю, и враги его разсыплет: Сирию от восток солнца и Еллины от запада солнца, поядающия Израиля всеми усты

Когда Бог поражает за многие грехи, то наводит на пострадавших ожесточение (оцепенение), дабы открылось, что Он всеми способами призывает к покаянию, т.е. и посредством страдания, и посредством утешения. Точно также и теперь страждущим возвещается разграбление. И история дает сказанному подтверждение, которое необходимо, как я сказал, привести вкратце. Ибо последняя война против всей Иудеи и Самарии ведена была Навуходоносором и они отведены были пленниками и находились в рабстве у врагов семьдесят лет. Когда же кончилось время гнева, опять умилосердился над ними Бог всяческих и устроил их возвращение, после того как Кир, сын Камбиза победил Вавилонян. И когда пострадавшие возвратились во святой город, они решились построить стены его и сделали это и воздвигли свой божественный храм. Но, несмотря на то, что они столько пострадали и перенесли наказание за прежние свои грехи, соседние народы из зависти опять нападали на них: ибо они не желали, чтоб Иерусалим приобрел значение; в особенности же теснили их злобные Сирияне и жители Дамаска: но при помощи спасающего и содействующего возвратившимся из плена Бога они были побеждены; (Иудеи) взяли верх над врагами (своими). Потом, по прошествии некоторого времени, Антиох, по прозванью Епифан, царствовавший в Азии, прогневался на Птолемея, царствовавшего в то время в земле египетской; начавши войну, был побежден и едва спасся. Но чтоб не возвратиться домой совершенно без всякой добычи, не принеся воспоминания о победе, пошел войною против Иудеи, взял Иерусалим и, подчинивши его себе и расхитивши все священные сосуды, оставил в Иудее некоего военачальника Лисия, приказавши ему управлять страною. Когда же названный Антиох возвратился в свое царство, Иудеи восстали против военачальника Лисия и победили его. Узнав об этом, Антиох умер от печали. Итак, Бог всяческих обещает свою помощь осажденным Навуходоносором и едва избежавшим плена говорит: и разрушит Бог востающия на гору Сион. Слышишь, как поражающий и врачует. Кто же эти восстающие? Сирия от востока солнца и Еллины от запада солнца. Ибо Антиох был родом Еллин и вторгся из Македонии, которая находится на западе, потому что страна Македонян есть часть запада, особенно когда представляется как бы по сравнению относительно местоположения со странами, находящимися на восток солнца. А таковы Сирийцы и жители Дамаска. Когда же говорит о Еллинах, поядающих Израиля всеми усты, то надобно знать, что Антиох напал на Иудеев жестоко и бесчеловечно и избил бесчисленное множество их жалости достойным образом, когда сражались Маккавеи и торжествуемы были славные победы этих мужей. Об этом рассказывает Иосиф (Флавий) в книге о них. Поедают так же сыны Еллинов Израиля и иным образом и необходимо сказать, как именно. Их поэты и ораторы, достигшие высшего искусства в красноречии и совершенства в слове, и сделавшись увлекательными и мудрыми, как бы похищают духовного Израиля, то есть ум, созерцающий Бога, и обольщают тех, которые уже уверовали во Христа, увлекая их вместе с ними поклоняться твари вместо Творца. Вот они-то поедают Израиля всеми усты и против них нельзя уберечься. Если бы блеск красноречия находился в согласии с добрыми делами, то он был бы приятен и угоден Богу; но один пустой блеск слова мог ли быть чем-нибудь иным, как медью звенящей и кимвалом звяцающим, по слову премудрого Павла (1Кор. 13:1)?

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит

Против него, т. е. против Израильского царства врагов Рецина, т. е. ассирийцев.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 9:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И воздвигнет Господь против него врагов Рецина, и неприятелей его вооружит: Сириян с востока, а Филистимлян с запада; и будут они пожирать Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. 

Царь Ассирийский Феглаффелассар, по воле Божией, ожесточенно и победоносно разбил Рецина – царя Сирийского, с которым был в союзе Факей, царь Израильский. Поэтому и для царства Израильского тем более грозным врагом был Феглаффелассар. И этого-то врага наведет Господь на землю гордого народа, восстающего против святой горы Сиона. Вместе с тем Господь вооружит и наведет против Израильтян самих Сирийцев с востока, а Филистимлян (славян, Еллинов) с запада. При таком отношении Израильтян к своим соседям, им предстоит грустное безвыходное положение. С севера взойдет царь Ассирийский, с востока – Сирийцы, с запада – Филистимляне, с юга – Иудеи, которых они сами сделали своими врагами и через то лишили себя их помощи. Находясь в таком безвыходном положении, все царство Израильское, в полном числе своего населения, сделается добычей неприятелей, как стадо овец, отовсюду окруженное волками: неприятели будут беспощадно и беспрепятственно, в сознании своего победоносного могущества, истреблять народ, осужденный на смерть(Ис.9:8) и истреблять его столько, сколько им будет угодно, как хищные звери, при полной безопасности, пожирают добычу «полным ртом». Одна челюсть этого рта – Сирийцы, другая – Филистимляне, одинаково кровожадные. Но такое нападение алчных врагов будет только первым бедствием, как бы первым ударом по непреклонной спине гордого и ослушного раба Израиля: и как такой раб не вразумляется и не исправляется одним ударом, поэтому получает другой и третий; так и народ Израильский должен будет получить еще нисколько ударов. Поэтому Господь еще неоднократно и высоко поднимет свою наказывающую десницу для нанесения еще сильнейших ударов Своим гордым рабам – жителям Самарии и всему царству Израильскому.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible