Скрыть
И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей:

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 19-21 Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия - Ефрема, и Ефрем - Манассию, оба вместе - Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

Пророк присовокупляет, что за ярость гнева Господня сгоре вся земля. Чем показывает, что земное предается карательному огню в благодеяние душе, как и Сам Господь дает разуметь, говоря: Огня приидох воврещи на землю, и хотел бы видеть, аще уже возгореся (ср. Лк. 12:49). И будут людие яко огнем пожжени. Не уничтожением угрожает, но разумеет очищение, по сказанному у Апостола: егоже дело сгорит, отщетится; сам же спасется, такожде якоже огнем (1Кор. 3:15).

Потом Пророк изображает злобу в людях и мятеж, у них уже не прекращающийся и дошедший до совершенной неисцельности. Ибо говорит: человек брата своего не помилует. Но приходящего получить какую-нибудь помощь уклонится на десно, то есть сделается к нему неблагорасположенным, яко взалчет, и снесть от шуиих. Ибо кто не поступает право и достойно одобрения, тот насытится неблагоприятным и недозволенным. Итак, что же значит снесть от шуиих? Пророк толкует. И не насытится,- говорит он,- человек ядый плоти мышцы своея.

А сим дает видеть какое-то зверское состояние души, изображая, как братья, с жестокостью нападая один на другого, пожирают друг друга. Снесть бо Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино. Ибо Пророк представляет их жестокими и уподобляет плотоядным зверям, так что ненасытно поедают плоть мышцы другого, почему конец их есть совершенная погибель, по сказанному Апостолом: Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал. 5:15). Но столь враждебно расположенные друг к другу в то же время будут единодушны в злоумышлении против ближнего. Ибо сказано: вкупе повоюют Иуду, то есть исповедующихся Богу и пребывающих в служении Ему, потому что Иуда толкуется исповедание. Но Пророк, будучи разногласен сам с собой, в борьбе с добродетелью высказывает какое-то согласие. Например, дерзость и трусость противоположны друг другу - одна как излишество, другая как недостаток; но они равно противоборствуют мужеству, которое составляет между ними середину, и как бы осаждают его с обеих сторон. Посему говорится, что Ефрем и Манассия снедают плоти друг друга, но сошлись вкупе повоевать Иуду.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей

«И будут резать по правую сторону, и останутся голодны», т.е. отступит, оставит его; «и будут есть по левую, и не будут сыты», т.е. будет поедать подобно огню, разрушающему направо и налево. «Каждый будет пожирать плоть мышцы своей». А Симмах говорит: «плоти ближнего своего». О, горькая, полная желчи трапеза! О, пища, приготовленная демонами! О, непотребное пиршество! Трапеза горечи, приготовленная из своих членов, – сам себе стал пищею и так приятной, что ею не насытиться: злые и воюющие демоны сошли в город, что горше многих смертей. Не лучше ли было окончить жизнь от неимения пищи и не находить такого дорогого врачества? Врачество – злейшее, чем болезнь, здравие – худшее, чем слабость: человек вступил в борьбу с самим собою. Как же не наполниться всему ужаса и страха? Смотри, какую он вкушал пищу: уста исполнены крови и грязи, губы – сырого мяса, ел себя самого, сам для себя стал собакой, жесточайшим всех хищников. Какое преступление! Какая жалость! Знаю, что мои слова многих ужасают, повергают в страх, трепет и слезы. Но если бы я показал, что сами мы делаем преступления, большие этих, то ужели вы не ужаснулись бы этого? Вся церковь есть единое тело, но, когда мы поедаем своих братьев, то мы в то же время гложем взаимно кости каждого из нас. «Если же друг друга угрызаете и съедаете» (Гал.5:15), когда, говорю, это делается между людьми, то ужели они не делаются подобными бешеным, хищным и безумным животным?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 14-21 И отсечет Господь у Израиля голову и хвост кривой и безобразный в один день. Старец и знатный,— это голова; а пророк лжеучитель— это хвост. И называющие народ этот блаженным будут обольстители, и называемые блаженными будут низвергнуты. Поэтому о юношах его не возрадуется Господь и над сиротами его и вдовами его не сжалится, ибо всякий из них лицемер и злодей, и всякие уста говорили неразумие. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта. Ибо нечестие возгорелось паки огонь; оно пожрет терновник и колючий кустарник и возгорится в чаще леса, и закрутится в гордости дыма. От гнева Господа воинств вострепетала земля, и народ будет как бы пищею огня. Муж не пощадит брата своего; наклонит на правую сторону и будет алкать; будет есть на левую, и не насытится; каждый будет пожирать плоть мышцы своей, Манассия Ефрема, и Ефрем Манассию и оба вместе Иуду. При всем этом не отвратилась ярость Его, но рука Его еще простерта

Господь не только воздвигнет против него врагов Расина и взволнует недругов его, Сирию с востока и Филистимлян с запада, чтобы полным ртом пожирали они Израиля, но так как он не возвратился к бьющему его и не взыскал Господа воинств, то Он прострет руку на поражение, чтобы отсечь от Израиля голову и хвост кривой и безобразный, т. е. того кто извращает правое.

Кто это голова, он сам объяснил — старец и знатный; а кто хвост, — это, говорит, пророк лжеучитель, т. е. лжепророк. Говорил о князьях, а теперь присовокупляет к ним вельмож и народ, говоря что и учители и ученики, и образованные и невежественная чернь одинаково погибнут. Ибо называвшие народ блаженным суть обольстители, а те, которых они называли блаженными и называли не ради их добродетели, а ради подарков, будут низвергнуты в погибель. Поэтому и выше читаем: «народ Мой! называющие тебя блаженным обольщают тебя и стези ног твоих извращают» (Ис. 8:12). В таком народе Бог не сжалится ни над ним, ни над сиротою, ни над вдовою, так как каждый есть лицемер, иное показывающий по наружности и иное делающий, обещающий целомудрие и живущий развратно, превозносящий нищету и наполняющий кошелек Поэтому присовокупляет и говорит: и всякия уста говорили неразумие. За все это Господь не перестает гневаться, но еще поднимает руку для поражения. И так как они это сделали, то нечестие загорится как огонь, так что алчное пламя пожрет не возделанное поле, а терновник и колючий кустарник, и истребит не плодовые деревья, а безплодный лес, в котором живут звери; почему и говорится, что когда подложен будет огонь, то чаща леса покроется гордым и высоким дымом, ибо все высокое и выдающееся вверх может быть названо гордым. Вместо этого, не знаю что имея в виду, LXX перевели: и пожрет в окружности холмов все. Земля вострепетала от гнева Господня и народ стал пищею огня потому, что он был так жесток, что не щадил даже самых дорогих уз братства, но, оставляя и пренебрегая правую сторону, [народ] насыщался тем, что находится на левой стороне, — жаждая наслаждений и нечестия и постоянно стремясь прибавлять к худому худшее. И сами Манассия и Ефрем, родившиеся от одной утробы и от одного и того же отца, впали в такое исступление, что враждовали между собою с ненавистию врагов. Прочитаем книги Царей и Паралипоменон, и мы найдем в Самарии междуусобные войны, когда одни ссорятся с другими из-за различных царей, а также и то, как они, убивая своих царей, были единодушны во враждебных отношениях к Иудее. В смысле иносказательном отнимет Господь голову и хвост, — одинаково большего и меньшего. Упоминая о хвосте, показывает, что еретики не люди, а скоты, для которых этот член служит для закрытия нечистот и отогнания насекомых, и после головы упоминает о хвосте кривом и безобразном, показывая, что они разоряют заповеди закона и извращают путь правый. Погубит и старца, как голову, и лжепророка, обозначаемого хвостом (Ис. 9:15) — одинаково погубит и учителей и учеников — одних за то, что из-за даров они восхваляют грешников, других за то, что получая восхваления не чувствуют своих пороков и не приносят покаяния. Поэтому не порадуется Господь о юношах их; ибо горе граду, в нем же царь юн (Еккл. 10:16). И предавшие Бога Отца или Господа истиннаго не получат милосердия. Ибо всякий еретик есть лицемер, иное делающий и иное показывающий по наружности, и все что ни говорит он, хотя кажется мудростью, но в сущности есть глупость. За это Бог простирает руку свою для наказания, и все беззакония их, как колючий кустарник, истребит пожирающее пламя. И слова без добродетелей, уподобляемыя безплодному лесу, будут покрыты высоким дымом. При наказании их содрогнется вся земля, и обольщенные народы будут преданы вечному огню за то, что скверного ради прибытка не щадят даже своих, но наперерыв грабят обольщенные народы, оставляя доброе и упорствуя в наихудшем. И хотя они постоянно находят левое, однако своими заблуждениями никогда не насыщаются, пожирая плоть мышцы своей и с неослабною ненавистию враждуя против церкви. Из за роскоши, удовольствий и из за прибытков от народов они разногласят между собою, так что из одной ереси делаются две, эти опять разделяются на партии, чтобы водить свои собственные стада и поедать домы вдовиц и женщин грешниц, всегда учащихся и никогда не достигающих познания истины (2Тим. 3:7). При всем этом не отвратится ярость Господня, истребляющая и уничтожающая пороки, но чем больше они успевают во грехе, тем больше Он простирает руку Свою для наказаний.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Сего ради о юношах их не возвеселится Господь, и сирот их и вдовиц их не помилует: яко вси беззаконнии и лукавии, и всякая уста глаголют неправду

Теперь слово при помощи наглядных примеров переносит нашу мысль к вышечувственному и духовному. Ибо юношами называет здесь без сомнения совсем не тех, которые отличаются крепостью телесною, и не тех, которые достигли цветущего возраста и зрелости телесной, а скорее указывает на тех, которые, имеют в уме и сердце своем крепость духовную, так что они с юношескою живостью могут совершать то, чрез что могут делаться известными и весьма славными у Бога и исполненными всякой добродетели. К людям, обладающим таким внутренним настроением, обращался и блаженный Иоанн, говоря: пишу вам, юноши, яко крепцы есте, и победисте лукаваго (1Ин. 2:14). Впрочем, и прежде пришествия Спасителя были и у Иудеев люди, которые старались действовать так, как я только что сказал, безупречно исполняя преданную заповедь и стараясь весьма изобильно украсить себя достоинствами жизни, сообразной с законом. И они не были отринуты Богом; поелику было еще время сени законной и жизнь евангельская и во Христе еще не открылась, то и это удостаивалось многих похвал. Так о Захарии и Елисавете написано: бысть во дни Ирода царя Иудейска, иерей некий, именем Захариа, от дневныя чреды Авиани: и жена его от дщерей Аароновех, и имя ей Елисавет. Беста же праведна оба пред Богом, ходяща во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна (Лк. 1:5-6). Так же точно, думаю, проводили жизнь и сами святые пророки. И божественный Павел, хотя ясно говорит, что он по правде законней был непорочен, но (спрашивает), яже ми бяху приобретения? Сия, говорит, вмених Христа ради тщету (Фил. 3:6-7). Итак, до пришествия нашего Спасителя Христа некоторые приобрели славу исполнителей закона, были мужественны и сильны; после же явления Его и после проповеди евангельской упразднилось то, что по закону, и тень превратилась в истину, введено было служение духовное и истинное. Итак, не возвеселяется Господь о юношах Иудейских, то есть о тех, которые мужественно подвизаются жить сообразно с законом, не приемлются (Богом) их кровавые жертвы и обрезание плоти, учения об омовениях и празднование суббот. Но мы, как я сказал, научены жизни приятной Богу. Итак, после того, как прошла тень, те, которые после нее оказались юношами, не были отвергнуты Богом и вполне справедливо; со временем и сироты и вдовы удостоились сожаления; сиротами же называет тех, которые нуждаются в пище духовной и воспитании чрез наставников. Равным образом и вдовицами мы называем души, которые вследствие нужды, вследствие того, что не имели Сеятеля и Подателя всех необходимых для них благих учений, сделались неспособны плодоприносить. Но мы увидим, что Израильтяне лишены были участия в истинном воспитании ради их вражды против Христа: за это никто не похвалил бы их. Ибо омрачились очи их, чтоб не видеть, по слову Псалмопевца, и не покорны были их хребты, так что они не способны были взирать на высшее, но как, бы изогнулись, чтоб постоянно заниматься земными делами. И это случится с ними, говорит, не напрасно, но за то, что все они сделались беззаконными и лукавыми и всякая уста глаголют неправду. Ибо не беззаконны ли и не исполнены ли всякого лукавства те, которые старались предать насмерть Того, Кто призывал к жизни и не знал греха, хотя закон ясно говорит: неповинна и праведна да не убиеши? не всякий ли язык иудейский говорил неправду? Ибо они вопияли против Христа Пилату, говоря: возми, возми, распни Его; и если не убьешь Сего, неси друг Кесарев (Ин. 19:15; 12).

Ст. 17–20 Во всех сих не отвратися ярость его, но еще рука его высока. И разгорится яко огнь беззаконие, и яко троскот сухий пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных и пояст, яже окрест холмов вся. За ярость гнева Господня сгоре вся земля, и будут людие яко огнем пожжени: человек брата своего не помилует, но уклонится на десно, яко взалчет, и снесть от шуиих, и не насытится человек ядый плоти мышцы своея: снесть бо Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино, яко вкупе повоюют Иуду

Когда еще более возгорается божественный гнев и угрожает рука, поднимающая бич и наносящая удары, он пытается ясно предвозвестить все, имеющее случиться с ними, и страхом (грядущих бедствий) сделать слушающих благоразумнее. Ибо Бог предрекает им тяжкие бедствия, чтоб они, убоясь оскорблять Его, избегли несчастий, происходящих от гнева Его, и избавились бы от внешних бедствий. И разгорится беззаконие яко огнь. Беззаконием же называет не самое дело (ибо так мыслить или выражаться неудобно), но тех, которые отягчены беззакониями и дошли до такого развращения нравов, что их следовало назвать не беззаконными, но скорее беззаконием. Итак, такие люди, говорит, будут гореть, как огонь, то есть они сами будут огнем; ибо не другой кто-нибудь возжет пламя в них но они сами по себе будут способны на это, будут же гореть они как сухая трава и как кустарник лесной. Ибо они свирепствуют как пламя, упавшее на удобовоспламеняемое вещество, то есть, на сухую траву и на деревья в лесу. Я думаю, что на это именно и хочет указать нам пророческое слово этим выражением. Ибо когда Веспасиан и Тит, как я сказал уже прежде, опустошали Иудею и осаждали в ней города; то в каждом из них было весьма большое смятение отчасти потому, что голод изнурял их, отчасти потому, что мятежники в каждом из них расхищали дома, нападали на тех, которые казались знатнейшими, так что междоусобия, производимые жителями, были тяжелее внешней войны. Об этом подробно рассказывает Иосиф (Флавий). Итак, говорит, разгорится в чащах дубравних, называя, думаю, сухою травою и чащами дубравными мятежную толпу. Ибо чернь разделилась между собою на толки и партии. А что бедствие постигнет тех, которые кажутся имеющими какое-либо значение, – это он объясняет, говоря: и пояст яже окрест холмов вся. Холмами, думаю, называет тех, которые стоят выше других и отличаются или славою, или богатством, или иным чем-нибудь. Я сказал уже, что на тех, которые казались знаменитыми, ужасно нападали производившие обыкновенно мятеж в каждом городе, так что в отчаянии делали то, чего не делала некогда рука самих врагов. И это, говорит, за ярость гнева Господня. Ибо разгорелась таким образом вся земля Иудейская. И объясняя слушателям то, что сказал загадочно, тотчас присовокупляет, говоря: и будут людие яко огнем пожжени, человек брата своего не помилует. Как прикладывающие огонь к коже быков, возбуждают в них гнев и заставляют их делать яростные нападения на тех, против кого они устремляются; так, говорит, и каждый в народе будет как воспламененный огнем. Ибо все будут врагами друг другу, будут немилосердны, не будут знать родства, будут свирепы и дики, подобны зверям, от голода яростно нападающим на кого-нибудь, будут уклоняться на десно и снедят от шуиих, то есть будут метаться туда и сюда, терзая одних справа, других слева, никому не давая пощады и имея ненасытную жажду к нападению друг на друга: и не насытится, говорит, человек ядый плоти мышцы своея. Невероятное дело! Самих себя не будут щадить, как бы под влиянием необузданного бешенства. Ибо раз потерявши надежду, они, подобно юношам, решаются на все ужасное. Далее говорит, что снесть Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино. Ефрем и Манассия были два брата и сыновья Иосифа: но даже и связанным кровным родством природа не даст мира; законы родства не будут иметь силы: ибо братья и ближайшие родственники восстанут друг на друга, один на одного, и двое на другого; ибо снесть, говорит, Манассий Ефремово, и Ефрем Манассиино яко вкупе повоюют Иуду. Итак, все будет исполнено междоусобия, и вследствие гнева никто не будет размышлять о том, почему и от чего то или другое незаконно. И это именно, как я сказал, на самом деле пришлось испытать народу Иудейскому. И нам самим надобно соблюдать осторожность; ибо неповиновение подвергается наказанию, и если кто впадет в него, то будет палим как огнем, потому что его будет сожигать плотское вожделение и огонь похоти, и произведет невыносимую борьбу в уме и в сердце; восстанет плоть против духа и в душе будет большое смятение. Посему, как говорит божественный Павел, в духе ходите и похоти плотской не творите. Повинуясь Богу, будем ходить в духе, будем преодолевать плотские похоти и будем угашать внутренний пламень в душе и сохранять сердце безмятежным. И мир Божий, как написано, превосходяй всяк ум да соблюдет сердца наша и разумения наша (Фил. 4:7).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-21 Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего. И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия - Ефрема, и Ефрем - Манассию, оба вместе - Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта

За это беззаконие, уничтожающее внутреннюю силу Израильского царства, Господь обратит на него Свою ярость, которая будет наполнять Израильскую землю, как огонь. Самым наглядным свидетельством гнева Божия против Израильского царства будут те междоусобия, какие там начнутся.

Пожирать плоть мышцы своей, т. е. уничтожать своих же братьев, единоплеменников, которые должны бы человеку быть дороги, как собственные руки.

Манассия - Ефрема и Ефрем - Манассию. Здесь указывает пророк на кровопролития, какие имели место в Израильском царстве вообще при смене государей, происходивших из разных колен. Каждое колено, конечно, стояло за претендента, принадлежавшего к этому колену (напр., 4Цар. 15:14, 30). Царство Израильское поэтому, главным образом, скоро погибло. Оно просуществовало 257 лет и имело в это время двадцать царей.

Как сказано выше, 1-й ст. 9-й гл. русского перевода должен быть отнесен к 8-й гл.

Со 2-го ст. 9-й гл. по 5-й идет первая строфа пророчества о рождении Мессии и об освобождение народа от ига врагов.

Ст. 6-7 - это вторая строфа того же пророчества (каждая строфа заключает в себе по два полустишия).

Ст. 8 по 12 идет первая строфа нового пророчества - о наказании, какое постигнет Израиля и Иуду. (2+2+3 полустишия).

С 13 по 17 - вторая строфа того же пророчества, где речь идет об анархии, какая начнется в Израильском царстве (2+2+3).

С 18 по 21 ст. - третья строфа, где речь идет о междоусобиях между коленами Израильского царства и их вражде к Иудейскому царству (3+2+2).

Некоторые библейские критики не признают подлинности 2-7 стихов 9-й главы, заключающих в себе пророчество о рождении Мессии и Его Божественном достоинстве. Но основания, какие приводят эти критики в пользу своего мнения, чрезвычайно шатки. Marti главным своим доводом в этом случае выставляет то положение, что идея личного Мессии - позднейшая, даже послепленная идея. Но то, что говорят о Мессии послепленные пророки Аггей Аг. 2:7) и Захария (Зах. 3:8 и сл.; Зах. 6:12-13 и ст.), ясно свидетельствует о том, что идея Мессии - Царя давно уже укоренена была в сознании народа израильского.

6-7-й ст. 9-й главы читаются как паремия на праздник Рождества Христова, так как Церковь усматривает здесь прямое пророчество о рождении Спасителя мира.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 9:8

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И будут резать по правую сторону, и останутся голодны; и будут есть по левую, и не будут сыты; каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема, и Ефрем – Манассию, оба вместе – Иуду. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта.

Разделение Еврейского народа на два царства породило взаимную вражду, ослабило общее могущество, сблизило с иноверцами, усилило нечестие, через это воспламенило гнев Господа, и привело к междоусобной войне, имевшей истребить народ. И Господь объявляет эту неотвратимую конечную судьбу обоих царств. При взаимных враждебных отношениях они прежде всего будут поражены страшным голодом: будут истреблять все налево и направо и, скоро истребив все, сделаются потом жертвой смертельного голода. Тогда, забыв родство, одно колено с яростью бешеного зверя будет нападать на другое, то Манассиино на Ефремово, то оба, взаимно враждебные, будут терзать третье – Иудино. Истребляя, таким образом, друг друга, они будут как бы «пожирать плоть собственной мышцы»; ибо они могли бы взаимно поддерживать друг друга и защищать себя одно другим от иноплеменных и иноверных врагов, родственно, в крепком союзе, как одна рука помогает другой. Жестоко и ужасно это бедствие междоусобной борьбы; но окончательную гибель народа совершит удар неотразимого меча непреодолимой силы иноплеменных и злейших врагов – Ассирийцев и Вавилонян (ср.гл.Ис.10:5) и др.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible