Скрыть
Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Зане разсыпа ярем лежай на них. Сокрушил Израильское царство, которое хотело поработить Иудеев. Якоже в день, иже на Мадиама, то есть истребил Израильтян подобно тому, как истреблены Мадианиты при Гедеоне.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 3-4 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама

Потом пророческое слово переходит к самому лицу Господа. что же говорит оно? Множайшии людие, яко извел еси, в веселии Твоем. Ибо не все прияли Слово, но большая часть последовала за Зовущим в вечное веселие; они и возвеселятся пред Богом, якоже веселящиися в жатву. Еже бо сеет кийждо, тожде и пожнет (ср. Гал. 6:7). Посему в день воздаяния приявшие Слово и принесшие плоды, соразмерные тому, что здесь им было поверено, получив воздаяние от Праведного Судии, возвеселятся, якоже веселящиися в жатву, и якоже веселятся делящии корысти. Веселящиеся во время жатвы в собственных своих трудах имеют начатки веселия; обогащающиеся же корыстями открывают для себя внезапный источник обогащения. Посему Пророк упомянул о тех и других благах - и о благах, какие получим в воздаяние, и о благах, какие дарованы будут по благодати Щедродателя.

Ибо отъятся ярем, лежай на язычниках; они свергли тяжкое иго того, кто подверг их рабству греха и жезлом заставил их преклонить выю,- свергли для того, чтобы, утвердив в душе проповедь Апостольскую, не подвергаться уже рабству греха.

Жезл бо истязующих разсыпа Господь, якоже в день, иже на Мадиама. Страшный истязатель приступил к человеческой жизни, поражающий жезлом и требующий исполнения его воли,- это общий наш враг. Хочешь ли узнать, каковы удары его жезла? Послушай того, кто говорит: Возсмердеша и согниша раны моя (Пс. 37:6). Зловонные струпы производит на ударяемом этот лукавый жезл. Представь себе человека, одержимого различными похотениями и сильно преданного наслаждению удовольствиями - какое сходство у избитого жезлом и увлекаемого в грех! Похоть не перестает жалить и мучить невоздержанного, пока не произведет в душе греховного струпа, который при воспоминании гнусных дел издает зловоние. Сей-то жезл разсыпа, как рассыпал начальство и владычество мадианитян, которых помните, думаю, историю как в книге Числ, так и в книге Судей. Ибо в книге Числ сказано: И ополчишася на Мадиама, якоже повеле Господь Моисею, и избиша весь мужеск пол; и царей Мадиамских убиша вкупе с язвеными их (Чис. 31:7-8). А в книге Судей написано: Гедеон возвратися в полк Израилев и рече: востаните, яко предаде Господь в руки наша полк Мадиамль (Суд. 7:15).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню

Как тогда война не человеческой силой прекращена была, так теперь – сражение сатаны: тогда урны и факелы, теперь же и не урны и не факелы, но ввержены в пламень взаимно борющиеся демоны. Вам известно об этой войне, если же неизвестно, то я вам расскажу. «Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню». Этими словами обозначается будущее, т.е. что они все возвратят с негодованием и отвращением.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама

См. Толкование на Ис. 9:03

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Зане отъятся ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их: жезл бо истязующих разсыпа Господь, якоже в день, иже на Мадиама

Между тем как живущие на земле были свободны, быв весьма мудро сотворены, по образу Божественному и создани, как говорит блаженный Павел, на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Еф. 2:10), их насильственно захватил в свою власть изобретатель беззакония и отведши их от любви к Богу, сделал своими поклонниками, возложив на них неотразимое ярмо греха. Таковых-то жалко поступавших и находившихся в сих бедствиях, особенно же из язычников, Христос избавил и соделал опять свободными. Поэтому и говорит: отъимется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их. Жезлом же, думаю, называет или скипетр, то есть, царство, разумеется царство сатаны, или же необходимость и как бы удары и бич. Ибо содержит нас в своей воле мерзкое и нечистое скопище демонов и их вождь – Сатана, ударяя как бы жезлом, – владычеством страстей, которые приводит в ум и вынуждает сердце к хотению делать то, что не должно. Итак, сбросят они, говорит, ярмо владычества его, и жезл, который постоянно имели на шее своей, как слуги, подвергавшиеся ударам владыки своего. Воспоминает также и историю, заключающуюся в книге Судей. Эта история состоит в следующем: оставив Бога всяческих во дни судей, Израильтяне обратились к нечестию нравов и не мало оскорбили защищавшего их Бога, преклоняясь пред идолами и совершая служение делам рук своих. И за это они преданы были Мадианитянам, которые опустошали всю землю их, расхищая города и селения, а также и находившееся в полях, и такой навели страх на несчастных, что они даже скалы избирали себе убежищами и неприступные горы, в пещерах устрояли себе жилища и изнуряемы были жестоким и продолжительным голодом. Потом умилостивился Бог над пострадавшими не мало и спас их рукою Гедеона, который победил Мадианитян и освободил Израиля от тяготевшей над ним нужды и жезла (Суд. 6). Так точно разсыпа Господь жезл истязующих (и после), как в тот день Мадиама; потому что, как тогда Он избавил содержавшихся под невыносимым владычеством, изгнав владычествовавшее племя, так и потом спас произшедших из язычников, отвратив жезл истязующих. Истязающими же называет самого Сатану и демонов, цель и все старание которых направлены к тому, чтобы требовать от людей, как бы некоторой подати или дохода, свойственных грехов; ибо они всегда требуют, например, блуда от привыкшего блудодействовать, – кражи от привыкшего красть, или даже грабить и от каждого из одержимых теми или другими страстями – то, что ему привычно и любезно. Потому-то, думаю, Священное Писание и ублажает некоторых, как не слушающих гласа собирающих дань (Иов. 3:18).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама

Вместо: жезл, поражавший…, (выражение, тождественное со следующим) лучше читать: «ошейник на его плечах».

День Мадиама - это день великого поражения, нанесенного Гедеоном мадианитянам (Суд. 7:22 и сл.).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 9:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

Освобожденный Богом из рабства Египетского, народ Еврейский забыл своего Освободителя, увлекся идолопоклонством и разрушил завет, со своим Богом. Идолопоклонство опять унизило народ Божий. Тогда Господь сделал Евреев рабами восточных жестоких повелителей – Ассирийцев и Вавилонян, которые сравняли их с рабочими животными. Иногда жесткое и тесное ярмо сильно трет шею волу, запряженному везти большой воз; бедное животное упорствует, не идет, а безжалостный возница бьет его хлыстом или колет острой палкой; изнуренный вол, наконец, через силу, добрел к своему дому; тотчас снимают с него ярмо и пускают его на волю. Тогда сильное приятное ощущение испытывается настрадавшимся животным. Подобно сему, сильнейшее чувство радости охватит всех Израильтян, когда и они освободятся из плена Ассирийского и Вавилонского и свободно, мирно заживут в родной стране (ср.Ис.14:3-6 и др.Иез.34:21-30). Тем отраднее будет это избавление, что оно совершится прямо по милости Божией, как это было во дни благочестивого судьи Гедеона. В то время «сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа (покланялись богам Амморейским и Ваалу), и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет. Тяжела была рука (власть) Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадинитян ущелья в горах, и пещеры, и укрепления. И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы ко Господу»... Тогда Господь повелел Гедеону идти и спасти Израиля от руки Мадианитян. «И сказал Господь Гедеону: народу с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною, и не сказал: моя рука спасла меня: тремястами Я спасу вас, и предам Мадианитян в руки ваши; а весь народ пусть идет, каждый в свое место». И действительно так чудесно спас Господь; Израильтян от Мадианитян.(Суд.6:1-2;6-7);(Суд.6:10,14,16,25);(Суд.6:30-32;7:2,7,16,22). Так же чудесно и радостно будет избавление Израиля и от Ассирийцев.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible