Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 10:4
ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 3-4 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи
Но ими (жертвами) напоминание грехов ежегодно бывает у них; ибо не могла кровь тельцов и козлов уничтожать грехи.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи
Еще более делает сильной свою речь указанием на ничтожество приносимых жертв и на силу болезни, подобно тому, как если бы кто, опытный во врачебном искусстве, видя, что больному проказой предлагают траву, называемую меркуриальной (λινόζωστιν), сказал: невозможно исцелить проказу меркуриальной травой (пролеской).
Евфимий Зигабен (†1118)
Невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи
Невозможно, как предмету, служащему прообразом: ибо сила очищения от греха блюлась истине, т. е. Крови Христовой.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-4 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи
«Тень…, а не самый образ вещей…», т.е. не самую истину. «Как в живописи, пока набрасывают рисунок, получается какая-то тень, а когда положат краски и наведут цвета, тогда делается изображение, - так было и с законом» (Злат.). - «Не самый образ вещей…», т.е. жертвы, отпущения грехов. Как тень только грядущих благ, закон был недостаточен для достижения самой главной цели спасения - очищения грехов, которое не могло быть совершено ни жертвами вообще, ни кровью тельцов и козлов, приносимых в жертву за грех. Эти жертвы служили только напоминанием о грехе (1-4 ст.). «Множество жертв и то, что они приносились непрестанно, показывает, что они никогда не очищали (приносивших)… Если бы они были свободны от всех грехов, то жертвы не были бы приносимы ежедневно, - между тем было определено приносить их за весь народ непрестанно, и вечером, и днем. Таким образом, совершаемое ими было обвинением во грехах, а не разрешением грехов, обличением немощи, а не законом силы… Приношение жертв было обличением грехов, а непрестанность приношения - обличением немощи. А в деле Христовом напротив: Он принес однажды, и этого довольно навсегда» (Злат.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Псалом 39 состоит из двух частей: из прославления Бога за его защиту и заявления псалмопевца о своей всецелой готовности отдаться воле Божией. Последнее он выражает очень глубоко-таинственно: «жертвы и приношения ты не восхотел, Ты открыл мне уши (по переводу LXX: уготовал мне тело) всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце». Трудно при первом чтении вполне понять мысль этих слов. Но, выпустив на время особенно непонятное пока выражение: «Ты открыл мне уши», можно видеть, что псалмопевец даёт здесь перед лицом Божиим ответ на свой вопрос о том, как и чем он должен возблагодарить Бога за Его милосердие. Этот ответ псалмопевца заключается в обещании исполнить волю Божию, предписанную в законе Его и начертанную в письмени. Так понимают это место многие современные экзегеты, объясняющие эти слова в историческом смысле, дальше которого некоторые из них (например, Гитниг, Де-Ветте и др.) и не идут. Апостол Павел тоже главную мысль этих стихов видит в том, что вместо неугодных Богу жертв обещается исполнение Его воли, но только он приписывает эти слова псалма Самому И. Христу, на что указывает сделанная Апостолом в начале 5 стиха послания вставка: «поэтому Он (Христос), входя в мир, говорит»... И пояснение этих слов, которое даётся в 8–9 стихах послания, тоже делается в приложении к И. Христу. «Сказав прежде, что ни жертвы, ни всесожжения, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты (Боже) не восхотел и не благоизволил, сказал потом: вот иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы установить второе». Последняя фраза Апостола кратко резюмирует всё сказанное раньше. Согласно пророчеству Давида, «первое», т. е. ветхозаветные жертвы, отменено, с пролитием крови Христовой, а «второе» – исполнение воли Божией – установлено.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Жертвы ветхозаветные ничего другого не производят, как только напоминание о грехах, то есть обличение. Они не доставляют прощения грехов, но тем, что их всегда приносят, показывают, что грехи народа остаются не отпущенными. Ибо ежегодно, как говорится, за народ приносилась кровь тельцов и козлов, чем указывалось на то, что грехи были одни и те же, подобно тому, как одно и то же лекарство, будучи всегда употребляемо, показывает, что одна и та же болезнь мучит больного (Феофилакт). Да и само собою очевидно, что кровь козлов и тельцов не может уничтожить изгладить из сознания и совести совершенные грехи.