Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 10:21
и имея великого Священника над домом Божиим,
Святые отцы
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 19-21 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим
Итак мы имеем, братья, дерзновение входить во святилище, которое есть вера наша, - которое посредством крови Его обновило нам сей путь веры; ибо и древние имели ее, но бывшие потом (в средине между древними и нами) люди утратили ее, а в настоящее время Он опять возобновил ее в нас чрез завесу, то есть чрез плоть Свою: поелику Он есть также и Первосвященник наш; ибо если Он умер за грехи наши, то Он есть для нас первосвященник, не над скиниею временною, но над домом Божиим.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И имея великого Священника над домом Божиим
Имея Священника, очевидно, Христа, дом же - это мы, верующие (Евр. 3:6), согласно следующим словам: вселюсь в них и буду ходить в них (2Кор. 6:16, ср. Лев. 26:12). Или, что, я думаю, лучше, - небо: ибо и то называет Святилище, и говорит, что в нем служит Первосвященник, ходатайствуя о нас.
Евфимий Зигабен (†1118)
И иереа велика над домом Божиим
И имея Иерея великаго, не только как человека, но и как Бога, ибо Он сугуб (естеством). «Дом же Божий», это – верные, ибо связано: «вселюся в них» (2Кор. 6:16). И выше (посл., к Евр. 3:6) Павел, говоря о Христе, сказал: «Его же дом мы есмы».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 21-22 и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою
«Да приступаем…» Кто - да приступаем? «Кто свят по вере, по духовному служению» (Злат.). - «С искренним сердцем, с полною верою…» «потому что здесь нет ничего видимого: и священник, и жертва, и жертвенник - невидимы» (Злат.). - «Кроплением очистивши сердца от порочной совести…» «Здесь апостол доказывает, что требуется не только вера, но и добродетельная жизнь, и то, чтобы не сознавать за собою ничего худого. В святое не допускаются те, которые не ведут себя вполне так, потому что оно - святое и святое святых; следовательно, сюда не входит никто из нечистых. Те омывали тело, а мы - совесть; нужно и ныне омываться, но уже - добродетелью» (Злат.). - «Омыв тело водою чистою…» «Здесь говорится о купели крещения, которая очищает не тело, а душу» (Злат.). «Говорит о воде, или делающей чистыми, или не имеющей крови» (там же).
священник Николай Рудинский (†1937)
Так как Иисус Христос, великий Первосвященник над домом Божьим - над верующими в Него, которые суть дом Его (см. Евр. 3:6; 2Кор. 6:16), открыл нам плотскою смертью Своею новый и живой путь во святилище, ведущий к жизни вечной, блаженной жизни, чего ранее не было, а открыто вновь (Златоуст), как Он Сам сказал: Аз есмь путь и истина и живот (Ин. 14:6), то мы с дерзновением, с полною уверенностью и неуклонно, должны следовать по этому пути, с полною непоколебимою верой, что кровь Иисуса Христа очистит нас от грехов и успокоит совесть, терзаемую сознанием нашей виновности пред Богом, а вода крещения и благодать Святого Духа, подаваемая в этом таинстве, даст нам силы смыть греховность и победить страсти, гнездящиеся в нашем теле, и с непоколебимою надеждою на обетованное нам блаженство, ибо обещавший его верен - истинен, Сам Иисус Христос, сказавший - где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12:26).
Кроме веры новый путь требует и новой нравственной жизни.