Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла послание к евреям 10:25
Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 24-25 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного
Из-за внешних гонений или внутренних скорбей да не оставляем друг друга без помощи, как есть обыкновение такое у некоторых, но будем утешать друг друга, - особенно когда увидите приближение дня скорби или гонения.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Не будем оставлять собрания своего
Знает, что общее собрание рождает любовь, поэтому убеждает не оставлять собрания и не затевать отделений и противозаконных сходбищ, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Молитва Церкви даже разрешила Петра от уз и освободила его из темницы (Деян. гл. 5).
Как есть у некоторых обычай
Здесь он делает упрек отделяющимся.
Но будем увещевать друг друга
То есть друг друга утешая и друг друга наставляя, и научая, и убеждая. «Брат от брата помогаем, яко град тверд» (Притч. 18:19).
И тем более, чем более усматриваете приближение дня оного
Дня кончины. Ибо пока мы, говорит, еще не удаляемся из этого мира, зачем нам разделяться друг с другом? Это было утешением для них, уставших под гнетом испытаний, как и в другом месте говорит: Господь близко, не заботьтесь ни о чем (Флп. 4:5-6).
Евфимий Зигабен (†1118)
Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного
Не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай, но друг друга подвизающе
Не удаляясь друг от друга: ибо насколько удаление ослабляет любовь, настолько усиливает ее единение. «Собранием» называет соединение и сближение. Ибо как железо острит железо, так и добродетельный поощряет делающаго добро и таким образ, совершенствует его в усердии. И как камень, трущийся о камень, испускает огонь, так и человек, соревнующий человеку, делается от сего самаго горячее. А подвизают в единомыслию не только те, которые не поселяют раздора между братьями, но еще более те, которые сближают желающих разделиться.
И толико паче, елико видите приближающийся день
День будущаго суда и воздаяния. Это было впрочем и утешением для них, падающих духом в виду постоянных искушений.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного
«Что значит: не оставляюще собрания своего? Он имеет в виду, что от собрания и взаимного общения происходит великая сила (Мф 18:20; Ин 17:11; Деян 4:32)… от него умножается любовь; за умножением же любви необходимо следуют и дела по Боге…» (Злат.). - «Как есть у некоторых обычай…» Здесь апостол предлагает не только увещание, но и укоризну, с запрещением. - «Приближение дня оного…» В подлиннике настоящего места нет слова оный и, по-видимому, не должно быть, так как здесь разумеется собственно вообще наступление светлого для христиан времени - нравственно светлое состояние их и полное торжество их в великий день славы Церкви Христовой (ср. VIII:8 ;Рим 13:12; 1Кор. 3:13; 1Сол. 5:4-8). Впрочем, если принять во внимание 27 стих, то можно сказать, что и здесь отчасти должно разуметь день оный - для одних светлый и радостный, а для других страшный и гибельный.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Увещание о неоставлении собрания в 25 ст. показывает, что эти собрания были обычными во всех местах первенствующей Церкви561. Они созывались по нужде в общении, а также и для многих практических целей, например, для взаимной помощи. Здесь выражалось и то исполнение пророчеств, по которому христиане должны образовать из себя особенный народ. О неоставлении этих собраний Апостол говорил и раньше, но не так ясно и определённо. Точно также о наступлении светлого для христиан времени «приближающегося дня» и в особенности о великом дне славы Церкви Христовой он сказал раньше в послании к Евреям564, но с большей ясностью он высказался об этом в других посланиях, где с одной стороны «днём» называется нравственно-светлое состояние христиан, а с другой – полное торжество их. Так же, очевидно, до́лжно разуметь и это напоминание Апостола о приближении дня (оного).
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Так как новый путь, указанный нам Иисусом Христом, требует, кроме веры и надежды, новой нравственной жизни, основанной на любви, то святой Павел и заповедует палестинским христианам быть внимательными друг к другу, как братьям во Христе. «Кто добродетелен, тому подражать, смотреть на него, чтобы любить и быть любимым» (Златоуст), поощрять друг друга к любви и добрым делом, и словом, и своим примером и не оставлять христианских собраний, как делают некоторые, потому что в собраниях теснее общение друг с другом, и больше поощрения к любви и добрым делам. И кроме того, там совершается служение Богу молитвой и словом назидания, там совершается святая евхаристия и вечери любви. Будем, говорит, увещевать друг друга к твердому сохранению веры, надежды и любви. Ибо пока еще живем здесь, зачем нам разделяться друг с другом? Отпадение же от веры во Христа, или охлаждение, выражающееся в удалении от общения с верующими, как то замечается между палестинскими христианами, ведет к окончательной погибели в день оный - судный.